В данной работе описывается методика обучения орфографии первоклассников. Учебники русского языка для начальной школы учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путем "Раскрывания" скобок. Но когда такая форма работы преследует ученика на каждом уроке, она становится механической, потому что орфограммы как таковые здесь уже определены и первое действие орфографической задачи для ученика выполнена. Данная методика позволяет уже с первых шагов обучения грамоте формировать умение обнаруживать и выделять не частную орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова. Обучение идет поэтапно.Методическое пособие по русскому языку "Обучение орфографии первоклассников"
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Обучение орфографии первоклассников»
Автор: Никифорова Марина Николаевна, учитель начальных классов
МКОУ «Черская средняя общеобразовательная школа»
МР «Нижнеколымский район»
1Обучение орфографии первоклассников
Как научить грамотно писать эта проблема всегда волновала учителей
и ученых. Учебники русского языка для начальной школы учат правописанию
чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путем «раскрывания» скобок.
Прием неплох сам по себе. Но когда такая форма работы преследует ученика на
каждой странице учебника, она становится механической, потому что
орфограммы как таковые здесь уже определены (места пропуска букв) и первое
действие орфографической задачи за ученика выполнено. Следовательно, в
обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором ученики
искали бы самостоятельно и выделяли орфограммы в момент письма.. Как
пишет М. Р. Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм
должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко
буквенного анализа слов» (Львов М. Р. Правописание в начальных классах.
М.: Просвещение, 1990). Важным является этап формирования умений видеть
орфограмму. Но данная система сложна для восприятия рядового учителя..
Предлагаемая мной методика позволяет уже с первых шагов обучения грамоте
формировать умение обнаруживать и выделять не частную орфограмму, а сразу
несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова. Созданная система
опирается на собственный многолетний практический опыт автора. Система
работы по развитию орфографической зоркости первоклассников разделена на
этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с
предыдущим, опирается на него и делает шаг вперед.
21 этап
На первом этапе работы (в период обучения грамоте) дети учатся
безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на
письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой.
Учащиеся знакомятся с такими словами, написание которых определяется
произношением, и убеждаются, что в слове орфографическую ошибку сделать
нельзя, т.е. в слове может совсем не быть орфограммы. Для этой цели предлагает
ся 3 варианта заданий следующего типа.
Задание.
Списать слова, поставить ударение.
Ноты, Нина, Наша, нитки, кусты, сосны, кукла, рыба, парта.
Запись в тетради.
Ноты, Нина, Нота, нитки, кусты, сосны, кукла, рыба, парта.
Закреплению умения находить ударение помогает набор слов для диктантов и
устной работы, в процессе которой дети учатся последовательно выделять звуки.
Каждый последующий набор слов на один знак больше предыдущего.
шар рыба груша, спички крыльцо чудесный
шум волк крыло бумага пустыня зубастый
Аня ноты сумка тюлень рубашка клубника
Ира кеды парта люстра тюльпан стройный
Лея дыня полка радуга духовка
3Оля пуля папка шнурок ударный
сом бусы крупа крючок круглый
кот Лена школа вулкан бабушка
бор наша шкура бамбук дедушка
бак Гена ручка кактус стрелка
бык Нина точка тронул красный
рот Вера шляпа трудна слыхали
гол куры бочка грабили журавль
гул мама майка голуби встреча
вой корм крыша жмурки книжный
вол тигр марка страус игрушка
пол розы буфет улитка кукушка
вес грач пачка кузнец букашка
нос муха вишня журчит фуфайка
ель крот кухня отруби дружный
дом смех чашка хищный каркнул
дым волк лампа глупый
дно урок маска банька
бук бант брюки трубил
ком барс хвост коршун
ива брат горка радуга
кол полк крошка птичка
рак врач галка свинка
сор утки пачка волки
2 этап
На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук
слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой в
слабой.
4Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным. Ударный
ков в слове и
гласный всегда
произносится сильнее, громче остальных зву
слышится отчетливо и ясно. Это
его сильная позиция:
травы, доски.
Гласный, на который ударение не падает, называется
произносится слабее, тише ударного, изменя
безударным.
ется,
Безударный гласный
слышится неясно. Это его слабая пози
ция:
трава, доска.
Тип заданий на втором этапе.
Списать. Сильную позицию гласной буквы в каждом слове обозначить знаком
ударения, гласную в слабой позиции выделить карандашом и точкой снизу.
В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.
Запись в тетради.
В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.
3 этап
На третьем
этапе осваивается новый способ записи слов запись с
пропусками гласных букв в слабой позиции.
Буква, обозначающая любой безударный гласный звук (кроме у, ы, ю),
представляет собой трудность для написания в слове. Поэтому безударный
звук нельзя сразу обозначать буквой ее нужно сначала узнавать. А это
непросто. Проверять букву мы будем учиться позднее. А пока вместо
гласных букв в слабой позиции будем ставить пропуски.
Задание.
Списать слова, словосочетания и предложение. Поставить ударение,
5пропустив все гласные в слабой позиции.
Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья, задремали, издалека,
в парте, осенний денёк, играет с другом, повар.
На поляне одиноко стоила молоденькая стройная ёлочка.
Запись в тетради.
Мрсил, н спне, зимн— сумрк, вквы древья, здрмал, здлка, в
парт, сенний днёк, грат с другм.
1. На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка.
2. На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка.
3. Н плян днок стял млодньк стройн— ёлчк.
4 этап
На четвертом этапе отрабатывается умение определять, какой звук
однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными
буквами при том же звучании. (Безударный звук [а] может быть обозначен
буквами о или а, безударный звук [и] буквами е, я, и.)
На этом этапе учащиеся знакомятся с орфограммой как явлением, когда
сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и букв.
Возможна ли ошибка в слове горы? спрашивает учитель.
Выясняется, что ошибка невозможна, так как замена любой из букв
приводит к разрушению данного слова и к замене его другим (норы).
А если заменить букву безударного гласного в слове гора и записать
слово «гара»? Что произойдет?
При записи слова «гара» его значение не изменилось, произношение тоже
6осталось прежним. Мена букв о а в словах гора «гара» явление чисто
орфографическое.
Следовательно, орфографические ошибки возможны лишь в тех случаях,
когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на
произношение слова (г^ра).
Если имеется выбор букв, значит, это
орфограмма (орфо — правильный, грамма запись).
По свидетельству М. М. Разумовской, в ее работе «Методика обучения
орфографии в школе» «под орфограммой понимается такое явление
письма, при котором при передаче речи средствами письма возникают
графические варианты и лишь один из них является орфографически
возможным».
Система заданий на четвертом этапе.
Изменить слова горы, совы, сосны, тропы, грозы, стены, реки, свечи,
земли, стрелы так, чтобы они называли не много, а один предмет.
Дети отмечают, что при изменении слов вместо звука [о] появился звук [а] в
слабой позиции.
Стены ст[И]на. Реки ~ р[и]ка. Свечи св[и]ча. Земли з[и]мля. Стрелы
стр[и].ла.
На основе анализа слов делается вывод, что безударный звук [и] на письме
обозначается буквой е. Запись в тетради.
rpa. с~ва, ссна, тр~па, грза, cmна, рка, свча, змля, стр~ла.
Задание.
В предложении на месте гласных в слабой позиции записать мену букв.
Ветер с силой налетает на деревья и срывает последние листочки.
Запись в тетради.
71. Ветер с силой налетает на деревья и срывает последние листочки.
2. Ветр с силй нлтат н древья и срыват пследн— лсточк.
3. Вет(е,и)р с сил(а,о)й нал(е,и)та(е,и)т и срыва(е,и)т
п(а,о)следни(е,и) л(е,и)сточки.
Отмечается, что нет мены у букв ы, у, ю; в конце слова у а, я (сырок,
убежал, люблю, парта, Коля).
Ребенок усваивает сущность понятия орфограммы: в слове нет
орфограммы, так как нет выбора букв. В слове есть орфограмма, так как
есть выбор букв.
5 этап
Следующим шагом вперед (пятый этап)
является
восприятие
орфограммы на слух.
Проследим путь осознанного выделения критериев орфограммы в слове
пенёк.
Ученик. [п'ин'о'к].
Учитель. Есть в слове безударный гласный?
Ученик. Да.
Учитель. Можно допустить ошибку?
Ученик. Можно.
Учитель. Почему?
Ученик. Есть выбор букв е, и, можно выбрать не ту букву. Звук [и] в
слове может давать две буквы е. и.
[п'ин'о'к].
е и
Результатом такой работы является следующий образец рассуждения:
пинок
можно допустить ошибку.
«В слове
Есть гласный в слабой позиции и
8е,и.
Значит, можно выбрать при на
у него есть выбор букв
писании не ту букву.
дубы
В слове
есть гласный в слабой пози
Ошибиться
при написании нельзя».
ции, но у него нет выбора букв.
Очень трудно получить от ученика такое небольшое рассуждение. Но тем не
менее это необходимо, потому что подобное рассуждение осознанная основа
навыка. Обучение требует системы, в которую входит и диалог учителя с учени
ком, и диалог учителя как образец, и монолог ученика, но главным образом
выполнение заданий.
Задание.
Прочитать слова. Записать только те из них, в которых есть орфограммы.
Указать выбор.
Парта, корова, пол, линейка, книга, большой, играет, жил. на парте,
побежал, синий (карандаш).
Запись в тетради.
1. Корова, линейка, большой, играет, жил, на парте, побежа'л, синий
(карандаш).
2. Кро'ва, лнёйка, большой, грат,жгп, НА napт, пбжал, синй
(карандаш).
Задание.
Прочитать слова и записать только те из них, в которых нет орфограммы.
Дыня, весёлый, буран, лесник, трещит, клубника, круглый, кактус, под
корнями сосны, на катке, качал.
Запись в тетради.
Дыня, буран, клубника, круглый, кактус.
96 этап
Шестой этап выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это
умение отрабатывается в I классе при знакомстве с корнем как значащей части
слова.
Задание.
В словах грачи, зима, кормил, лесной доказать правильность написания букв
а. и, о. е.
Запись в тетради.
грчи (грач), зма (зимы), крмйл (корм), лсной (лес)
Учитывая то правило, что в ударном слоге произношение и написание
соответствуют друг другу, учащиеся тем самым осознают, почему
проверочным может быть только слово с ударным гласным в корне.
В I классе создается только основа для выработки навыка правописания
безударных гласных. Программа не требует от учащихся сформированного
умения в этой области, не предполагает и проверки безударных гласных путем
подбора однокоренных слов.
Итоговая контрольная работа показала, что предлагаемая система
конкретных операций дает хорошие результаты уже к концу обучения в 1
классе.
Текст контрольного задания.
В зрительно предъявленном тексте поставить ударение, найти и выделить
орфограммы (карандашом).
Кумушка лиса'.
У лисы зубки остры', ушки на макушке. У кумушки лисы шуба тёплая.
10Ходит она тихонько. Свой пушистый хвост лиса носит бережно. Лисонька
смотрит ласково, зубы белые показывает. Лисица роет норы глубокие. Многое
них входов и выходов.
(По К. Уш и н с ком у.)
Данная методика находит конкретное воплощение во 2,3,4 классах. Таким
образом, соблюдается преемственность в формировании умений выделять
орфограммы в разных морфемах слова.
1112