«Одаренность. Выявление талантливых детей и работа с ними.»
Оценка 5

«Одаренность. Выявление талантливых детей и работа с ними.»

Оценка 5
Лекции
docx
преподавание +1
Взрослым
14.06.2023
«Одаренность. Выявление талантливых детей и работа с ними.»
«Одаренность. Выявление талантливых детей и работа с ними.».docx

     «Одаренность. Выявление талантливых детей и работа с ними.»

 

.

   Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

  Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

  Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности  нестандартного мышления и поведения.

 Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

 

Корень слова «одаренность» - «дар». Слово это как в русском так и в английском (gifted) языке имеет однозначную трактовку. Произнося  слово «одаренность», мы подчеркиваем , что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему  «даровано».

Существует много определений одаренности .Например:

•             «Одаренность своеобразное сочетание способностей у человека, единство, которое они составляют в своём взаимодействии, приводящем к высоким достижениям.»

•             «Одаренность - повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека, на основе которых появляется возможность достигать высоких результатов в социально значимых видах деятельности».

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Например.

 

Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников

 

•             Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

•             Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

•             Социальная одаренность.

Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, характеризующихся легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

•             Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

 

 

       По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную одаренность и потенциальную одаренность.

       Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

      Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом.

     Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, и т.д.).

      Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще не сформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:явной одаренности и скрытой одаренности.

   Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисты в области детской одаренности с большей степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

        Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Вместе с тем. Известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов. Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности.

       По критерию «широта проявления в различных видах деятельности» можно выделить: общую одаренность и специальную одаренность.

      Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступают в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

     Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и др.)

    Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности. В свою очередь специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного ребенка.

    По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать: раннюю одаренность и позднюю одаренность. Решающим показателем здесь выступают темп психического развития ребенка, а также возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие раннее обнаружение дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода, относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркиндов». «Вундеркинд» (буквально – «чудесный ребенок») – это ребенок. Как правило, дошкольного или младшего школьного возраста, с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с двух-трех лет освоение чтения и счета, выбор сложной деятельности по собственному желанию.

    Как показывает опыт работы, крайне важно начать работать с детьми в 5-6 классе. Потом вызвать интерес и побудить ребенка серьезно работать очень сложно. По мнению психологов, возраст 10-12 лет имеет принципиальное значение для развития логического мышления.

 

Интересны следующие факты:

•             Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.

•             К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;

•             По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.

На наличие одаренности у ребенка влияет много факторов: интеллектуальные способности, генофонд ребенка и многое другое

   Выявление одаренности также зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.

    Чтобы выявить одаренных детей необходимо проанализировать особые успехи и достижения детей, провести диагностику их потенциальных возможностей, осуществлять преемственность между средним и старшим звеном.

Психологи выделяют ряд признаков, присущих талантливым детям:

•             Интеллектуальные способности выше среднего уровня;

•             Творческие способности;

•             Способность к быстрому усвоению и отличная память;

•             Любопытство и любознательность;

•             Стремление к знаниям;

•             Высокая личностная ответственность;

•             Самостоятельность суждений;

•             Позитивная Я-концепция

 

Конечно, есть дети, талант которых, как жемчужина в открытой раковине. Не заметить их сложно. А можно проработать много лет и не столкнуться с одарённым ребёнком. А есть дети которые не проявляют особого интереса к определенным предметам, но неординарность решения задач, их логика поражают. Поэтому важнее, на мой взгляд, развивать логическое мышление и математические способности абсолютно у всех учащихся.

  «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность   образоваться и развиться» (А.Бебель)

 

    Я считаю, что одаренность в математике – это особенное явление, обусловленное спецификой предмета.

    Как сказал английский математик Г.Харди: «Способность к восприятию математики распространена в человечестве, пожалуй, даже в большей степени, чем способность получать удовольствие от приятной мелодии, она присуща огромному большинству»

    Математика – один из главных школьных предметов. Но среди родителей и учеников бытует мнение, что математика им не доступна и не нужна.

   Плоха не математика, а бессмысленная зубрежка. Цель обучения – не заучивание каких-то правил (непонятно откуда взявшихся), а развитие интеллекта. Я считаю, на уроке математике все должно быть ясно. Если есть какое-то непонимание – значит, нет никакого понимания. Миф о людях с нематематическим, гуманитарным складом ума придуман в оправдание тем, кто пропустил какое-то важное место (н-р, не понял, что такое дробь или процент) и все оставшиеся школьные годы сидит на уроках, не понимая, что там творят.

Нормальный, здоровый ребенок может невероятно много. И быстро теряет изначальную гениальность, если взрослые не ценят и не развивают его ум, не желают или не умеют заставить его учиться.

Каждому ребенку хочется радости творчества, самостоятельных (желательно – поддержанных родителями и учителями) размышлений. Нужно только открыть ему удовлетворение от успеха, научить радоваться своим победам и преодолевать трудности.

«Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения».

 

Чтобы достигнуть каких-либо успехов, нужно напряженно и достаточно долго тренироваться. Если будет накоплен некоторый «багаж» олимпиадных идей и методов решений, то не будут пугать и незнакомые задачи, появится уверенность в своих силах, а со временем придет и успех.

Размышления над задачами развивают интеллект, сообразительность, способствуют повышению уровня математической грамотности. Кроме того, для ребенка это шанс стать победителем!

Например  в параллели 6 классов очень многие дети стали больше интересоваться математикой потому что достигли небольших но успехов(Белов Иван, Синкевич Милан ,Титчева Ульяна, Белова Екатерина, Крашенникова Ульяна и др)

 

Я думаю работа с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

 

выявление одаренных детей;

развитие творческих способностей на уроках;

развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 

Пользуюсь следующими принципами педагогической деятельности в работе с одаренными детьми да и со всеми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

 

 

 

Формы работы с одаренными детьми

1.            Особенности работы на уроке.

При традиционном обучении не просто адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок может оказаться вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Темп работы таких учеников слишком быстрый по сравнению с другими учащимися.

Поэтому я стараюсь использовать дифференциацию и индивидуализацию в обучении:

•             разноуровневый подход к детям (разноуровневые  задания обучающие и контролирующие, не только на уроках, но и в виде домашнего задания)

•             обучение самостоятельной работе (учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу)

•             обучение исследовательской работе

•             систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д.

Есть дети которые выполняют  задания быстрее остальных у меня есть Кон драшин  кирилл (делает откратия),  Козлов Кирилл, Сидоров Данила готовлюсь к ним  дополнительные задания

На начальном этапе работы, важно заложить основы и прочный фундамент знаний. Опыт работы с одарёнными детьми показывает, что далее нужно стараться развивать в одарённом ребёнке психологию лидера. Очень важно, чтобы он не стеснялся высказывать свои суждения, показывать, на что он способен. С этой целью на уроках стараюсь проводить  математические игры , викторины, интеллектуальные соревнования и т.д. И, как правило, первыми моими помощниками являются именно эти дети. Они же выступают в роли консультантов или моих заместителей при проверке самостоятельной работы или теста, иногда доверяю им объяснять новый материал со своими дополнениями или выводами. Кстати, все остальные учащиеся, с нескрываемым интересом слушают новоявленных «учителей».

Каждая четверть завершается проведением уроков в нестандартной форме Крестики-нолики», «Морской бой», «Математический аукцион», «Ярмарка задач». На таких уроках проявляется творчество детей, желание показать свои способности.

Дополнительные возможности  для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными, предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время., позволяет  учащимся работать в оптимальном темпе, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль. Ещё большие возможности для повышения математической подготовки учащихся предоставит доступ в Интернет.

Внеурочная деятельность так же очень важна:

Математический кружок или факультатив, на мой взгляд, просто необходимы в школе для того чтобы ученики развивали свои способности к математике, не теряли интерес к решению сложных проблем (а согласитесь, любая задача –это маленькая, а иногда и не очень маленькая, проблема, решение которой бросает вызов ребенку, его интеллекту)

Как правило, олимпиадные задачи, резко отличаются от задач школьного учебника. К ним относятся:

•             логические задачи,

•             математические ребусы,задачи на принцип Дирихле,

•             геометрические задачи (на разрезание и др.),

•             арифметические задачи,

•             текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации

•             и т.д.

Иногда задачи с таким содержанием задаю на дом.

Чтобы новые знания, приемы и методы каким-то образом «уложились» в голове у ребенка, нужно несколько занятий подряд решать по несколько задач определенной темы, разбирая вместе некоторые типичные задачи. При этом нельзя на одном занятии решать все задачи на одну и ту же тему, иначе дети быстро теряют интерес.

Полезно давать домашнюю работу из заданий, среди которых есть и совсем легкие, и сложные, чтобы ребенок мог порадоваться, какой он умный, и понять, что не всё так просто. На занятиях обязательно нужно разбирать решение всех домашних задач, причем по возможности несколькими способами, если ребята их нашли.

Для расширения кругозора и конструктивных навыков хороши практические задания, связанные с разрезаниями, проведениями построений, расстановкой чисел и букв в таблицы по указанным правилам (н-р, магические квадраты), знакомство с некоторыми решенными и даже нерешенными задачами математики. При этом можно познакомить детей с некоторыми интересными фактами из истории математики.

Огромное значение для «роста» одарённого ребёнка, играет олимпиадное движение (школьные, муниципальные, региональные этапы Всероссийской олимпиады). Одарённый ребёнок стремится показать свои знания не только на уроке и в своей школе, но и на более высоком уровне. В олимпиадах заложен сильнейший стимул саморазвития личности. Ежегодно мои ученики участвуют в школьных, муниципальных, дистанционных и международных конкурсах, олимпиадах, турнирах.

Одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету. При организации исследовательской деятельности по математике мы применяем информационные технологии. При выполнении исследовательской работы, ребята обучаются работе с дополнительной и научной литературой, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на каком-нибудь конкурсе. Именно эта деятельность, позволяет одарённым ребятам реализовать свои возможности, раскрыть таланты, продемонстрировать свои способности, и самое главное, получить удовлетворение от своей работы.

 

Качества учителя:

- учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;

- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний

Учитель должен быть :

 

увлечён своим делом

профессионально грамотным,

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности,

интеллектуальным, нравственным и эрудированным

владеть передовыми педагогическими технологиями


 

Одаренность. Выявление талантливых детей и работа с ними

Одаренность. Выявление талантливых детей и работа с ними

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме

Интересны следующие факты: •

Интересны следующие факты: •

Я считаю, что одаренность в математике – это особенное явление, обусловленное спецификой предмета

Я считаю, что одаренность в математике – это особенное явление, обусловленное спецификой предмета

Пользуюсь следующими принципами педагогической деятельности в работе с одаренными детьми да и со всеми: - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип…

Пользуюсь следующими принципами педагогической деятельности в работе с одаренными детьми да и со всеми: - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип…

Очень важно, чтобы он не стеснялся высказывать свои суждения, показывать, на что он способен

Очень важно, чтобы он не стеснялся высказывать свои суждения, показывать, на что он способен

Для расширения кругозора и конструктивных навыков хороши практические задания, связанные с разрезаниями, проведениями построений, расстановкой чисел и букв в таблицы по указанным правилам (н-р, магические…

Для расширения кругозора и конструктивных навыков хороши практические задания, связанные с разрезаниями, проведениями построений, расстановкой чисел и букв в таблицы по указанным правилам (н-р, магические…

профессионально грамотным, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным и эрудированным владеть передовыми педагогическими технологиями

профессионально грамотным, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным и эрудированным владеть передовыми педагогическими технологиями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2023