Конспект урока русского языка в 8 классе
Учитель: Балюх Наталья Владимировна, МБОУ ОООШ
Тема раздела: Функциональные стили речи и их особенности.
Тема урока: Официально – деловой стиль речи. Сфера употребления, функции, языковые особенности, жанры.
Тип урока: усвоение, закрепление и совершенствование знаний и умений
Вид урока: комбинированный урок: лекция с элементами беседы, практикум
Цель: познакомить обучающихся с понятием «деловой стиль», с особенностями этого стиля.
Задачи:
Обучающие - знать основные признаки официально-делового стиля речи, сферу его употребления, жанры;
Развивающие - совершенствовать умение использовать средства официально-делового стиля в практике анализа, составлении, грамотном оформлении деловых бумаг личного характер; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
Воспитательная - воспитывать культуру речи, заботиться о чистоте языка;
повышать культуру письменной деловой речи; формировать нравственные, поведенческие качества личности обучающегося, ответственное отношение к учебному труду.
Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки.
Формируемые УУД:
Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)
Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.
Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни.
Учебно-методический комплекс урока:
1. Учебник русского языка для 8 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростнецова);
2. Словари;
3. Раздаточный дидактический материал;
4. Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, проектор, презентация.
Методы обучения, технологии: словесный, наглядный, проблемный.
Виды учебной работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
ХОД УРОКА
Эпиграф: «Язык есть средство
не выражать готовую мысль,
а создавать её…»
А.А.Потебня
1.Организационный этап: - подготовка к занятию;
- проверка контингента
Добрый день, ребята! Сегодня присутствуют все.
-По списку 9, в классе 9.
Сегодня мы с вами будем работать самостоятельно и в группах, а также учиться правильно говорить.
Давайте пожелаем друг другу успешной работы на уроке. Потрите ладони и теплом, которое образовалось в ваших ладошках, поделитесь друг с другом, улыбнувшись при этом.
2.Проверка домашнего задания:
-Посмотрите на экран.
- Какое слово зашифровано в ребусе?
- Совершенно верно: Стиль
-Ребята, почему именно с этого слова мы начинаем наш урок?
- потому что на прошлом уроке мы познакомились с функциональными стилями речи.
- Да, верно.
-Давайте вспомним, что такое стиль речи.
Стиль – разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону жизни.
3.Составление кластера. (Запись основных понятий).
- Перечислите известные вам функциональные разновидности языка.
4. Проблемная ситуация, постановка целей урока.
- Ребята, прослушайте несколько отрывков. Определите, к какому стилю они относятся, обоснуйте свою точку зрения.
1. Прошу срочно принять меры по уборке картофеля, так как по прогнозу синоптиков в ближайщие 10 дней ожидается дождливая погода.
2. Я, Иванов Иван Петрович, прошу предоставить мне недельный отпуск без содержания для поездки по семейным обстоятельствам. Число, подпись
3.
Приказ №44
от 10.05.2022 г.
Об оказании благотворительной помощи
На основании ФЗ №135, главы 32 ГК, в целях оказания поддержки экологии
ПРИКАЗЫВАЮ:
Документ, на основании которого составлен приказ: письмо-просьба о пожертвовании от НКО «Экология».
Директор Иванов И. А. (подпись)
С приказом ознакомлены:
Петрова О. А. (подпись)
Верно, все отрывки официально-делового стиля.
Итак, по каким признакам мы различаем стили?
-Сфера употребления, задача автора и языковые особенности, жанры.
Значит, на сегодняшнем уроке речь пойдёт о каком стиле речи?
– об официально-деловом стиле.
- Скажите, чему бы вы хотели сегодня научиться, что узнать?
Цели урока формируют обучающиеся: сфера употребления, функции, языковые средства, жанры.
Открываем тетради, записываем дату, тему урока.
Четвертое октября.
Классная работа.
Официально – деловой стиль речи. Сфера применения, функции, языковые особенности, жанры.
5.Физминутка (Встаньте, выйдите из-за парт)
Утомились? Отдохнем! Физкультминутку проведем.
Я буду
называть словосочетания. Ваша задача – определить, в каком стиле речи они могут
употребляться: в разговорном – руки вверх, в научном – вниз, в художественном –
в стороны, в официально-деловом – хлопаем в ладоши. Кто ошибётся, тот объясняет
свою ошибку. (Дети выполняют упражнения, объясняют ошибки) .
Сказка, разговор с приятелем, статья в учебнике, заявление, аннотация, беседа
за завтраком, объяснительная записка, доклад, рассказ, отзыв, лекция,
телефонный звонок, учебник, приказ.
6. Изучение нового материала.
Несколько слов о том, как возник официально-деловой стиль речи
Из истории возникновения
Зарождение официально-делового стиля связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией (10 век). Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».
В Московской Руси 15-16 века было два параллельных книжных языка: церковно-славянский и деловой язык приказов – учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией. В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи.
К концу 17 – началу 18 века приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси. Из него и сформировался современный русский язык.
Сообщение теоретического материала: (по ходу лекции обучающиеся составляют опорный конспект).
Официально-деловой стиль – это разновидность языка, которая используется для создания документов в юридической, дипломатической и канцелярско-деловой сферах.
Документ – (от лат. Documentum
– «доказательство, свидетельство») деловая бумага, обслуживающая сферу общения
государства с государством, государства с гражданами и граждан между собой.
Разновидности деловых бумаг:
ОБЩИЕ (официальные) документы – это статьи Конституции, постановления правительства, договоры, указы, уставы, акты, справки и т.п.
ЛИЧНЫЕ документы - деловые бумаги личного характера,
составленные и оформленные частным, физическим лицом.
Работа в парах: исследование и обработка теоретической информации учебника на стр. 49
Задание: заполнить карточку-подсказку “Официально-деловой стиль” и представить собранную информацию.
Функциональные разновидности языка |
Функции |
Сфера применения; жанры |
Языковые средства |
|
|
|
|
- Ваша задача заключается в том, чтобы заполнить таблицу, используя материалы учебника (Ладыженская с.49)
- А теперь мы все вместе проверим, что у вас получилось. (Таблица на экране)
Функциональные разновидности языка |
Функции |
Сфера применения; жанры |
Языковые средства |
Официально-деловой стиль
|
Передать официальную и деловую информацию |
Деловые бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие),
инструкции,
законодательные документы |
-письменная форма; -точность, строгость, сжатость изложения; -использование клише; - официальный характер; - стандартизованность; - отсутствие лексики ограниченного употребления, эмоционально-окрашенной лексики; -строгий порядок слов в предложении. |
7.Стадия рефлексии.
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения.
Сообщение теоретического материала: (по ходу лекции обучающиеся составляют опорный конспект).
Назовите основную функцию официально-делового стиля?
Основная функция делового стиля – точная передача официальной и деловой информации.
Основные признаки официально-делового стиля:
1) письменная форма;
2) точность, строгость, сжатость изложения;
3) использование клише (от франц. «печатная форма из металла, дерева»; в русск. – шаблонная фраза) – специальных слов и выражений, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем речи;
4) официальный характер (реквизиты)
Реквизиты – постоянные элементы содержания деловых бумаг, должны содержать:
-
сведения об адресате (должность,
ФИО лица, кому адресован документ)
и адресанте (должность, ФИО
лица, составившего документ; в некоторых случаях – контактная информация о
составителе: адрес места проживания, номер телефона, номер факса и т. Д);
-
наименование жанра документа
(например, Заявление, Расписка и т. Д.);
- опись приложений к
документу, если они имеются;
- дата, подпись автора документа
и др.
Чтобы документ имел юридическую силу, недостаточно только правильно использовать в нем те или иные реквизиты, но и необходимо ПРАВИЛЬНО, в соответствии с существующим ГОСТом (государственным стандартом) их расположить и наполнить документ языковым материалом.
5) стандартизованность
5.Закрепление теоретического материала:
Рекомендации:
1. В деловых бумагах не употребляются слова и выражения:
а) вышедшие из употребления – архаизмы (например, не
сего года, а этого года, текущего года; не означенный, а названный);
б) слова, имеющие эмоционально-оценочный оттенок
(например, болтик, переменка, взвинтить, сговор, насаждать);
в) слова, относящиеся к ограниченной сфере употребления:
просторечные слова, имеющие отрицательную эмоциональную окраску
(например, балбес, скувырнуться); диалектизмы – слова местных,
территориальных говоров (например, бурак (свекла), кочет (петух));
жаргонизмы – слова, характерные для определенных социальных групп
(например, баранка (руль), замести (арестовать)).
2. Имена числительные обычно пишутся цифрами (в
некоторых случаях прописью в скобках после указанных цифр). Окончания
порядковых числительных – через черточку, если числительные обозначены
арабскими цифрами (например, 2-я научная студенческая конференция).
После римских цифр окончания не пишутся (например, XI Международная
научно-практическая конференция).
3. Предлоги: употребляются только с сущ в ф. Д. п.
благодаря (действиям сотрудников)
применительно к (положению устава)
согласно (приказу)
вопреки (распоряжению)
Предлоги, употребляющиеся с формой Р.п.
в отношении (вышеуказанных лиц)
во избежание (нарушений техники безопасности)
в целях (обеспечения порядка)
в течение (всего дня)
вследствие (пожара)
ввиду (сложившихся обстоятельств)
насчет (режима работы)
независимо от (обстоятельств дела).
Учитель: Итак, мы выявили особенности официально-делового стиля.
Заполнили таблицу, которой вы можете пользоваться при выполнении дальнейшего задания.
- Перед выполнением следующего задания я предлагаю вам посмотреть отрывок из известного советского мультфильма.
https://www.youtube.com/watch?v=bkcyaKtqz8s
- Вот что может случиться, если человек ничего не знает об оформлении деловых документов.
Задание: прочтите объявление (написано на доске)
Объявление.
Потерялся мальчик. Зовут дядя Фёдор. Глаза у него коричневые
и волосы торчком, как будто корова его лизнула. И рост 1 метр 20 см.
Нашедшего ждёт премия - велосипед.
- Выдержан ли деловой стиль в этом документе?
За счёт чего возникает комический эффект?
Какие исправления вы бы внесли?
6.Самостоятельная работа:
-Запишите в тетрадь исправленный вариант данного объявления в соответствии с требованиями стиля; 1 человек – у доски.
(Потерялся мальчик – Фёдор Иванов.
Приметы: карие глаза, взъерошенные волосы, рост 1 метр, 20 см.
За достоверную информацию – вознаграждение.)
- При выполнении этого задания мы из трёх предложений составили одно, убрали сравнение, сделали объявление короче. Краткость – ещё одна особенность официально-делового стиля.
Теперь выдержан деловой стиль? – Да.
7.Работа с учебником:
На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и
отметьте стилевые черты
На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и
отметьте стилевые черты
Учебник стр.50, упр.90:
8.Стадия закрепления
Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”.
Обучающиеся читают помещённые на Слайде (или на карточке) утверждения, отвечают на вопрос “ДА” или “НЕТ”, обосновывая свой ответ.
(Подведем итог изученному материалу.
Выполните тест «Верные – неверные утверждения», отвечая на вопрос «Да» или «Нет», обосновывая свой ответ)
Вопросы:
1. Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств? (да)
2. Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга?
(нет)
(Ответ: функциональные разновидности языка и стили речи различаются:1.целями использования;2.условиями применения; 3.типичными языковыми средствами).
3. Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический?
(да)
4. Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения?
(да)
9.Заключительный этап:
Оценивание. Подведение итогов. Домашнее задание с инструктажём (на выбор).
Выводы в соответствии с поставленными целями
-Ребята, достигли мы тех целей, которые ставили в начале урока?
- изучили, что такое официально-деловой стиль речи;
- усвоили особенности официально – делового стиля;
- Довольны ли своей работой? Продолжите фразу:
Подведение итогов занятия:
оценивание деятельности обучающихся
Домашнее задание: (на выбор, с инструктажем)
-Теоретический материал на сайте РЭШ (6 класс, урок 13) https://resh.edu.ru/subject/lesson/6936/conspect/260353/
-Написание личного документа – заявления или объяснительной записки.
Заявление – личный документ, содержащий просьбу заявителя к должностному лицу.
Объяснительная записка — документ, составляемый для пояснения отдельных ситуаций, нарушений, положений основного документа (проекта, отчета, плана).
Прощание. Всем спасибо за урок. До свидания.
____Приложение___________________________________________________
“Официально-деловой стиль”
Функциональные разновидности языка |
Функции |
Сфера применения; жанры |
Языковые средства |
Официально-деловой стиль
|
|
|
|
Официально-деловой стиль Основная функция делового стиля – точная передача официальной и деловой информации. Основные признаки официально-делового стиля: 1) письменная форма; 2) точность, строгость, сжатость изложения; 3) использование клише (от франц. «печатная форма из металла, дерева»; в русск. – шаблонная фраза) – специальных слов и выражений, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем речи; 4) официальный характер (реквизиты) Реквизиты – постоянные элементы содержания деловых бумаг, должны содержать: -
сведения об адресате (должность,
ФИО лица, кому адресован документ) -
наименование жанра документа
(например, Заявление, Расписка и т. Д.); Чтобы документ имел юридическую силу, недостаточно только правильно использовать в нем те или иные реквизиты, но и необходимо ПРАВИЛЬНО, в соответствии с существующим ГОСТом (государственным стандартом) их расположить и наполнить документ языковым материалом. 5) стандартизованность.
|
Рекомендации: 1. В деловых бумагах не употребляются слова и выражения: 2. Имена числительные обычно пишутся цифрами (в некоторых случаях прописью в скобках
после указанных цифр). Окончания порядковых числительных – через черточку,
если числительные обозначены арабскими цифрами (например, 2-я научная
студенческая конференция). После римских цифр окончания не пишутся
(например, XI Международная научно-практическая конференция). 3. Предлоги: употребляются только с сущ в ф. Д. п. благодаря (действиям сотрудников)
Предлоги, употребляющиеся с формой Р.п. в отношении (вышеуказанных лиц) |
На доске написать: Объявление. Потерялся мальчик. Зовут дядя Фёдор. Глаза у него коричневые и волосы торчком, как будто корова его лизнула. И рост 1 метр 20 см. Нашедшего ждёт премия - велосипед.
|
Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”. Обучающиеся читают помещённые на Слайде (или на карточке) утверждения, отвечают на вопрос “ДА” или “НЕТ”, обосновывая свой ответ. (Подведем итог изученному материалу. Выполните тест «Верные – неверные утверждения», отвечая на вопрос «Да» или «Нет», обосновывая свой ответ) Вопросы: 1. Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств? (да) 2. Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга? (нет) (Ответ: функциональные разновидности языка и стили речи различаются:1.целями использования;2.условиями применения; 3.типичными языковыми средствами). 3. Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический? (да) 4. Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения? (да)
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.