Официально-деловой стиль
Оценка 5

Официально-деловой стиль

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл—8 кл
22.10.2023
Официально-деловой стиль
19 Официально-деловой стиль.docx

                             Конспект урока русского языка в 8 классе

Учитель: Балюх Наталья Владимировна, МБОУ ОООШ

Тема раздела: Функциональные стили речи и их особенности.

Тема урока: Официально – деловой стиль речи. Сфера употребления, функции, языковые особенности, жанры.

Тип урока: усвоение, закрепление и совершенствование знаний и умений

Вид урока: комбинированный урок: лекция с элементами беседы, практикум

Цель: познакомить обучающихся с понятием «деловой стиль», с особенностями этого стиля.

Задачи:

Обучающие - знать основные признаки официально-делового стиля речи, сферу  его употребления, жанры;

Развивающие - совершенствовать умение использовать средства официально-делового стиля в практике анализа, составлении, грамотном оформлении  деловых бумаг личного характер; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Воспитательная - воспитывать культуру речи, заботиться о чистоте языка;

повышать культуру письменной деловой речи; формировать нравственные, поведенческие качества личности обучающегося, ответственное отношение к учебному труду.

Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки.

Формируемые УУД:

Регулятивные: обучающиеся ставят  цели   учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют  правильность выполнения заданий.

Познавательные: ищут  и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)

Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.

Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила  здорового образа жизни.                         

Учебно-методический комплекс урока:

1.     Учебник русского языка для 8 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростнецова);

2.     Словари;

3.     Раздаточный дидактический материал;

4.     Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, проектор, презентация.

 

Методы обучения, технологии: словесный, наглядный, проблемный.

Виды учебной работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

                                                         

ХОД УРОКА

 

Эпиграф: «Язык есть средство

                   не выражать готовую мысль,

                   а создавать её…»

                                                  А.А.Потебня

 

 

1.Организационный  этап:   - подготовка к занятию;

                                                       - проверка контингента

                                                 

Добрый день, ребята! Сегодня присутствуют все.

-По списку 9, в классе 9.

Сегодня мы с вами будем работать самостоятельно и в группах, а также   учиться правильно говорить.

Давайте пожелаем друг другу успешной работы на уроке. Потрите ладони и теплом, которое образовалось в ваших ладошках, поделитесь друг с другом, улыбнувшись при этом.

 

2.Проверка домашнего задания:

-Посмотрите на экран.

 

 

 

 

 

 

- Какое слово зашифровано в ребусе?

- Совершенно верно: Стиль

 

-Ребята, почему именно с этого слова мы начинаем наш урок?

- потому что на прошлом уроке мы познакомились с функциональными стилями речи.

- Да, верно.

 

-Давайте вспомним,  что такое стиль речи.

Стиль – разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону жизни.

 

3.Составление кластера. (Запись основных понятий).

- Перечислите известные вам функциональные разновидности языка.

 

hello_html_m54bdad80.gif

 

4. Проблемная ситуация, постановка целей урока.

- Ребята, прослушайте несколько отрывков. Определите, к какому стилю они относятся, обоснуйте свою точку зрения.

 

 

1.      Прошу срочно принять меры по уборке картофеля, так как по прогнозу синоптиков в ближайщие 10 дней ожидается дождливая погода.

2.      Я, Иванов Иван Петрович, прошу предоставить мне недельный отпуск без содержания для поездки по семейным обстоятельствам. Число, подпись

3.      Приказ №44
от 10.05.2022 г.

Об оказании благотворительной помощи

На основании ФЗ №135, главы 32 ГК, в целях оказания поддержки экологии

ПРИКАЗЫВАЮ:

  • В целях борьбы с загрязнением окружающей среды оказать единовременную помощь НКО «Экология» в размере 10 000 рублей.
  • Бухгалтеру Петровой О. А. перевести средства в срок до 15.05.2022 года.
  • Ответственность за исполнение настоящего распоряжения оставляю за собой.

Документ, на основании которого составлен приказ: письмо-просьба о пожертвовании от НКО «Экология».

Директор Иванов И. А. (подпись)

С приказом ознакомлены:

Петрова О. А. (подпись)

Верно, все отрывки официально-делового стиля.

Итак, по каким признакам мы различаем стили?

-Сфера употребления, задача автора и языковые особенности, жанры.

 

Значит, на сегодняшнем уроке речь пойдёт о каком стиле речи?

– об официально-деловом стиле.

 

- Скажите, чему бы вы хотели сегодня научиться, что узнать?

Цели урока формируют обучающиеся:  сфера употребления, функции, языковые средства, жанры.

 

Открываем тетради, записываем дату, тему урока.

 

Четвертое октября.

Классная работа.

Официально – деловой стиль речи. Сфера применения, функции, языковые особенности, жанры.

 

5.Физминутка (Встаньте, выйдите из-за парт)

Утомились? Отдохнем! Физкультминутку проведем.

Я буду называть словосочетания. Ваша задача – определить, в каком стиле речи они могут употребляться: в разговорном – руки вверх, в научном – вниз, в художественном – в стороны, в официально-деловом – хлопаем в ладоши. Кто ошибётся, тот объясняет свою ошибку. (Дети выполняют упражнения, объясняют ошибки) .
Сказка, разговор с приятелем, статья в учебнике, заявление, аннотация, беседа за завтраком, объяснительная записка, доклад, рассказ, отзыв, лекция, телефонный звонок, учебник, приказ.

6. Изучение нового материала.

Несколько слов о том, как возник официально-деловой стиль речи

 

Из истории возникновения

      Зарождение официально-делового стиля связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией (10 век). Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».

В Московской Руси 15-16 века было два параллельных книжных языка: церковно-славянский и деловой язык приказов – учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией. В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи.

К концу 17 – началу 18 века приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси. Из него и сформировался современный русский язык.

 

Сообщение теоретического материала: (по ходу лекции обучающиеся составляют опорный конспект). 

 

Официально-деловой стиль – это разновидность языка, которая используется для создания документов в юридической, дипломатической и канцелярско-деловой сферах.

 

Документ – (от лат. Documentum – «доказательство, свидетельство»)  деловая бумага, обслуживающая сферу общения государства с государством, государства с гражданами и граждан между собой.

Разновидности деловых бумаг:

ОБЩИЕ (официальные) документы – это статьи Конституции, постановления правительства, договоры, указы, уставы, акты, справки и т.п.

ЛИЧНЫЕ документы -  деловые бумаги личного характера, составленные и оформленные частным, физическим лицом.

Работа в парах: исследование и обработка теоретической информации учебника на стр.  49

Задание: заполнить карточку-подсказку “Официально-деловой стиль” и представить собранную информацию.

Функциональные разновидности языка

Функции

Сфера применения;

жанры

Языковые средства

 

 

 

 

 

- Ваша задача заключается в том, чтобы заполнить таблицу, используя материалы учебника (Ладыженская с.49)

- А теперь мы все вместе проверим, что у вас получилось. (Таблица на экране)

Функциональные разновидности языка

Функции

Сфера применения;

жанры

Языковые средства

Официально-деловой стиль

 

Передать официальную и деловую информацию

Деловые бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие),

 

инструкции,

 

законодательные документы

-письменная форма;

-точность, строгость, сжатость изложения;

-использование клише;

- официальный характер;

- стандартизованность;

- отсутствие лексики ограниченного употребления, эмоционально-окрашенной лексики;

-строгий порядок слов в предложении.

 

7.Стадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения.

Сообщение теоретического материала: (по ходу лекции обучающиеся составляют опорный конспект).

 

 

Назовите основную функцию официально-делового стиля?

 

Основная функция делового стиля – точная передача официальной и деловой информации.

 

Основные признаки официально-делового стиля:

1)    письменная форма;

2)    точность, строгость, сжатость изложения;

3)    использование  клише (от франц. «печатная форма из металла, дерева»; в русск. – шаблонная фраза) – специальных слов и выражений, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем речи;

4)    официальный характер (реквизиты)

Реквизиты – постоянные элементы содержания деловых бумаг, должны содержать:

       - сведения об адресате (должность, ФИО лица, кому адресован документ)
и адресанте (должность, ФИО лица, составившего документ; в некоторых случаях – контактная информация о составителе: адрес места проживания, номер телефона, номер факса и т. Д);

       - наименование жанра документа (например, Заявление, Расписка и т. Д.);
       - опись приложений к документу, если они имеются;
       - дата, подпись автора документа и др.

       Чтобы документ имел юридическую силу, недостаточно только правильно использовать в нем те или иные реквизиты, но и необходимо ПРАВИЛЬНО, в соответствии с существующим ГОСТом (государственным стандартом) их расположить и наполнить документ языковым материалом.

 

5)    стандартизованность

 

 

5.Закрепление теоретического материала:

 

Рекомендации:

1. В деловых бумагах не употребляются слова и выражения:
   а) вышедшие из употребления – архаизмы (например, не сего года, а этого года, текущего года; не означенный, а названный);
   б) слова, имеющие эмоционально-оценочный оттенок (например, болтик, переменка, взвинтить, сговор, насаждать);
   в) слова, относящиеся к ограниченной сфере употребления: просторечные слова, имеющие отрицательную эмоциональную окраску (например, балбес, скувырнуться); диалектизмы – слова местных, территориальных говоров (например, бурак (свекла), кочет (петух)); жаргонизмы – слова, характерные для определенных социальных групп (например, баранка (руль), замести (арестовать)).
 

2. Имена числительные обычно пишутся цифрами (в некоторых случаях прописью в скобках после указанных цифр). Окончания порядковых числительных – через черточку, если числительные обозначены арабскими цифрами (например, 2-я научная студенческая конференция). После римских цифр окончания не пишутся (например, XI Международная научно-практическая конференция).
   

3.  Предлоги: употребляются только с сущ в ф. Д. п.

благодаря (действиям сотрудников)
применительно к (положению устава)
согласно (приказу)
вопреки (распоряжению)

 

Предлоги, употребляющиеся с формой Р.п.

в отношении (вышеуказанных лиц)
во избежание (нарушений техники безопасности)
в целях (обеспечения порядка)
в течение (всего дня)
вследствие (пожара)
ввиду (сложившихся обстоятельств)
насчет (режима работы)
независимо от (обстоятельств дела).

 

Учитель: Итак, мы выявили особенности официально-делового стиля.

Заполнили таблицу, которой вы можете пользоваться при выполнении дальнейшего задания.

 

- Перед выполнением следующего задания я предлагаю вам посмотреть отрывок из известного советского мультфильма.

https://www.youtube.com/watch?v=bkcyaKtqz8s

- Вот что может случиться, если человек ничего не знает об оформлении деловых документов.

 

 

 

 

Задание: прочтите объявление (написано на доске)

Объявление.

Потерялся мальчик. Зовут дядя Фёдор. Глаза у него коричневые

и волосы торчком, как будто корова его лизнула. И рост 1 метр 20 см.

Нашедшего ждёт премия - велосипед.

 

- Выдержан ли деловой стиль в этом документе? 

За счёт чего возникает комический эффект?

Какие исправления вы бы внесли?

 

6.Самостоятельная работа:

-Запишите в тетрадь  исправленный вариант данного объявления в соответствии с требованиями стиля; 1 человек – у доски.

(Потерялся мальчик – Фёдор Иванов.

Приметы: карие глаза, взъерошенные волосы, рост 1 метр, 20 см. 

За достоверную информацию – вознаграждение.)

 

- При выполнении этого задания мы из трёх предложений составили одно, убрали сравнение, сделали объявление короче. Краткость – ещё одна особенность официально-делового стиля.

Теперь выдержан деловой  стиль? – Да.

7.Работа с учебником:

На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите  стиль речи каждого  и

отметьте стилевые черты 

На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите  стиль речи каждого  и

отметьте стилевые черты 

Учебник стр.50, упр.90:

 

8.Стадия закрепления

Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”.

Обучающиеся читают помещённые на Слайде (или на карточке) утверждения, отвечают на вопрос  “ДА” или “НЕТ”, обосновывая свой ответ.                                                                     

(Подведем итог изученному материалу.

Выполните тест «Верные – неверные утверждения», отвечая на вопрос «Да» или «Нет», обосновывая свой ответ)

Вопросы:

1.      Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств?                                                                                                                                            (да)

2.     Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга?

            (нет)

(Ответ: функциональные разновидности языка и стили речи различаются:1.целями использования;2.условиями применения; 3.типичными языковыми средствами).

 

3.     Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический?

(да)

4.     Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения?

(да)

 

9.Заключительный этап:

 Оценивание. Подведение итогов. Домашнее задание с инструктажём (на выбор).

 

Выводы в соответствии с поставленными целями

-Ребята, достигли мы тех целей, которые ставили в начале урока?

 

- изучили, что такое официально-деловой стиль речи;

- усвоили особенности официально – делового стиля;

 

- Довольны ли своей работой? Продолжите фразу:

 

Подведение итогов занятия:

оценивание деятельности обучающихся

 

Домашнее задание: (на выбор, с инструктажем)

-Теоретический материал на сайте РЭШ (6 класс, урок 13) https://resh.edu.ru/subject/lesson/6936/conspect/260353/

 

-Написание личного документа – заявления или объяснительной записки.

 

Заявление – личный документ, содержащий просьбу заявителя к должностному лицу.

Объяснительная записка  документ, составляемый для пояснения отдельных ситуаций, нарушений, положений основного документа (проекта, отчета, плана).

 

Прощание. Всем спасибо за урок. До свидания.

 

____Приложение___________________________________________________

 

 

“Официально-деловой стиль”

Функциональные разновидности языка

Функции

Сфера применения;

жанры

Языковые средства

 

Официально-деловой стиль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Официально-деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача официальной и деловой информации.

Основные признаки официально-делового стиля:

1)    письменная форма;

2)    точность, строгость, сжатость изложения;

3)    использование  клише (от франц. «печатная форма из металла, дерева»; в русск. – шаблонная фраза) – специальных слов и выражений, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем речи;

4)    официальный характер (реквизиты)

Реквизиты – постоянные элементы содержания деловых бумаг, должны содержать:

       - сведения об адресате (должность, ФИО лица, кому адресован документ)
и адресанте (должность, ФИО лица, составившего документ; в некоторых случаях – контактная информация о составителе: адрес места проживания, номер телефона, номер факса и т. Д);

       - наименование жанра документа (например, Заявление, Расписка и т. Д.);
       - опись приложений к документу, если они имеются;
       - дата, подпись автора документа и др.

       Чтобы документ имел юридическую силу, недостаточно только правильно использовать в нем те или иные реквизиты, но и необходимо ПРАВИЛЬНО, в соответствии с существующим ГОСТом (государственным стандартом) их расположить и наполнить документ языковым материалом.

5)    стандартизованность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации:

1. В деловых бумагах не употребляются слова и выражения:
   а) вышедшие из употребления – архаизмы (например, не сего года, а этого года, текущего года; не означенный, а названный);
   б) слова, имеющие эмоционально-оценочный оттенок (например, болтик, переменка, взвинтить, сговор, насаждать);
   в) слова, относящиеся к ограниченной сфере употребления: просторечные слова, имеющие отрицательную эмоциональную окраску (например, балбес, скувырнуться); диалектизмы – слова местных, территориальных говоров (например, бурак (свекла), кочет (петух)); жаргонизмы – слова, характерные для определенных социальных групп (например, баранка (руль), замести (арестовать)).
 

2. Имена числительные обычно пишутся цифрами (в некоторых случаях прописью в скобках после указанных цифр). Окончания порядковых числительных – через черточку, если числительные обозначены арабскими цифрами (например, 2-я научная студенческая конференция). После римских цифр окончания не пишутся (например, XI Международная научно-практическая конференция).
   

3.  Предлоги: употребляются только с сущ в ф. Д. п.

благодаря (действиям сотрудников)
применительно к (положению устава)
согласно (приказу)
вопреки (распоряжению)

 

Предлоги, употребляющиеся с формой Р.п.

в отношении (вышеуказанных лиц)
во избежание (нарушений техники безопасности)
в целях (обеспечения порядка)
в течение (всего дня)
вследствие (пожара)
ввиду (сложившихся обстоятельств)
насчет (режима работы)
независимо от (обстоятельств дела).

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске написать:

Объявление.

Потерялся мальчик. Зовут дядя Фёдор. Глаза у него коричневые

и волосы торчком, как будто корова его лизнула. И рост 1 метр 20 см.

Нашедшего ждёт премия - велосипед.

 

 

Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”.

Обучающиеся читают помещённые на Слайде (или на карточке) утверждения, отвечают на вопрос  “ДА” или “НЕТ”, обосновывая свой ответ.                                                                     

(Подведем итог изученному материалу.

Выполните тест «Верные – неверные утверждения», отвечая на вопрос «Да» или «Нет», обосновывая свой ответ)

Вопросы:

1.      Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств?                                                                                                                                            (да)

2.     Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга?

            (нет)

(Ответ: функциональные разновидности языка и стили речи различаются:1.целями использования;2.условиями применения; 3.типичными языковыми средствами).

3.     Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический?

(да)

4.     Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения?

(да)

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока русского языка в 8 классе

Конспект урока русского языка в 8 классе

Методы обучения, технологии: словесный, наглядный, проблемный

Методы обучения, технологии: словесный, наглядный, проблемный

Перечислите известные вам функциональные разновидности языка

Перечислите известные вам функциональные разновидности языка

Итак, по каким признакам мы различаем стили? -Сфера употребления, задача автора и языковые особенности, жанры

Итак, по каким признакам мы различаем стили? -Сфера употребления, задача автора и языковые особенности, жанры

Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи

Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи

А теперь мы все вместе проверим, что у вас получилось

А теперь мы все вместе проверим, что у вас получилось

Назовите основную функцию официально-делового стиля?

Назовите основную функцию официально-делового стиля?

Имена числительные обычно пишутся цифрами (в некоторых случаях прописью в скобках после указанных цифр)

Имена числительные обычно пишутся цифрами (в некоторых случаях прописью в скобках после указанных цифр)

Задание: прочтите объявление (написано на доске)

Задание: прочтите объявление (написано на доске)

Стадия закрепления Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”

Стадия закрепления Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”

Заключительный этап: Оценивание

Заключительный этап: Оценивание

Приложение___________________________________________________ “Официально-деловой стиль”

Приложение___________________________________________________ “Официально-деловой стиль”

Официально-деловой стиль Основная функция делового стиля – точная передача официальной и деловой информации

Официально-деловой стиль Основная функция делового стиля – точная передача официальной и деловой информации

Рекомендации: 1. В деловых бумагах не употребляются слова и выражения : а) вышедшие из употребления – архаизмы (например, не сего года, а этого года, текущего…

Рекомендации: 1. В деловых бумагах не употребляются слова и выражения : а) вышедшие из употребления – архаизмы (например, не сего года, а этого года, текущего…

На доске написать: Объявление

На доске написать: Объявление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2023