"Подготовка обучающихся к ОГЭ
по литературе. Из опыта работы."
Из опыта работа учителя
русского языка и литературы
МКОУ СОШ №13
Сокуровой Е.А.
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
ОГЭ по литературе – это экзамен,
который сдают девятиклассники в
числе других по выбору. Экзамен
этот творческий, требует
обладания большим словарным
запасом и умения четко и красиво
формулировать свои мысли.
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
КАК СДАТЬ ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ?
• Формат ОГЭ подразумевает тесты,
ОГЭ по литературе фактически
сведен к нескольким вопросам,
требующим написать сочинение
или изложить свое мнение в
формате рассуждения.
Традиционно для формы ОГЭ
экзамен разделен на несколько
частей. Первая часть включает в
себя несколько вариантов
заданий.
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
Экзаменационная
работа
1 часть
2 часть
1 вариант (анализ
фрагмента
или
эпического (или
драматического,
лироэпического)
произведения)
задания 1.1.1 и
1.1.2, 1.1.3
2 вариант (анализ
лирического
стихотворения
(или басни)
задания 1.2.1 и
1.2.2 , 1.2.3
ВАЖНО! Необходимо выбрать
только 1 вариант
четыре темы
сочинения,
требующие
развёрнутого
письменного
рассуждения
2.1-2.4
ВАЖНО!
Необходимо
выбрать одну
тему.
Во время экзамена разрешается пользоваться полными
текстами художественных произведений, сборниками
лирики.
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
План написания развернутого
ответа
• Тщательно проанализировать вопрос;
• Четко определить проблему, которую предстоит решить,
выполняя задание;
• Выделить ключевые слова в формулировке вопроса;
• Разъяснить самому себе суть выделенных слов. Работать со
словарями;
• Если слово многозначное, определить, в каком контексте
оно использовано в вопросе. Планируемый ответ не может
быть сведен только к одному тезису;
• Определить авторскую позицию;
• Обязательно знать произведение в целом – без этого не
может получиться глубокий и четкий ответ;
• Все тезисы обязательно аргументировать;
• Избегать общих слов. Только конкретика.
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
Сочинение
• Обратить внимание: первая и вторая темы сочинений связаны с
творчеством тех авторов, тексты которых были представлены
для анализа в первой части работы;
• Отказаться от попыток говорить «на тему», «в общем»,
формулировать «туманные» суждения, «лить воду»;
• Не заменять глубокий анализ текста пересказом и наивно-
реалистическими рассуждениями;
• Вступление и заключение должны быть четкими и лаконичными;
• Подтверждать суждения текстом;
• Внимательно читать тему.
• Расшифровать смысл. Заложенный в формулировке, т.е. понять
своеобразие сочинения: является ли оно историко-литературным
или теоретико-литературным.
• Четкость – логичность – доказательность – вот девиз работы над
сочинением.
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
Система оценивания экзаменационной работы по литературе
1.2.2
1.1.2,1.2.1 и
заданий 1.1.1 и
оценивания
Критерии
1.2.3
заданий 1.1.3 и
х
сопоставительны
оценивания
Критерии
заданий 2.1–2.4
оценивания
Критерии
выполненных заданий
•Максимальный балл: 3 за каждое из двух
•2. Следование нормам речи
убедительность аргументов
•1. Глубина приводимых суждений и
•Максимальный балл: 5
•3. Следование нормам речи
убедительность аргументов
•2. Глубина приводимых суждений и
произведения
•1. Умение сопоставлять художественные
•Максимальный балл: 12
•5. Следование нормам речи
изложения
•4. Композиционная цельность и логичность
произведения
•3. Обоснованность привлечения текста
понятиями
•2. Уровень владения теоретико-литературными
убедительность суждений
•1. Глубина раскрытия темы сочинения и
Критерии оценивания заданий 1.1.1 и 1.1.2,1.2.1 и 1.2.2Критерии оценивания сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3 Критерии оценивания заданий 2.1–2.4
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
Проблемы
К числу недостаточно освоенных выпускниками
умений относятся следующие:
• умение адекватно воспринимать задание,
понимать его;
• умение точно отвечать на поставленный вопрос;
умение проводить сопоставительный анализ;
• умение подтверждать, иллюстрировать мысли,
суждения текстом;
• умение уместно и грамотно использовать в
сочинении литературоведческую терминологию.
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
Рекомендации
• В целях освоения модели итоговой аттестации в IX классе в
новой форме необходимо:
• знакомить школьников не только с демонстрационным
вариантом КИМ, но и с кодификатором и системой
оценивания заданий разных типов;
• следует обратить внимание на организацию повторения
изученных произведений русской литературы, входящих в
кодификатор;
• Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз
девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
• Писать, писать и редактировать написанное – вот второй
девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
• Доказывать, доказывать и еще раз доказывать – вот третий
девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.