РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
окружающий мир, автор А.А. Плешаков
г. Оха
2020 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение целей:
Ø Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Ø Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации курса «Окружающий мир» являются:
Ø Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
Ø Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
Ø Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Ø Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты
Предметные результаты
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс «Окружающий мир» в 1 классе рассчитан на 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
2. ЧТО И КТО?
2.1 - 2.20 Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России. Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы. Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Камни как природные объекты, разнообразие их признаков. Представление о значении камней в жизни людей. Части растения. Представление о соцветиях. Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений. Распознавание растений цветника. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Лиственные и хвойные деревья. Распознавание хвойных деревьев. Насекомые как группа животных. Разнообразие насекомых. Рыбы — водные животные. Морские и речные рыбы. Знакомство с птицами как одной из групп животных. Внешнее строение и разнообразие зверей. Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. Элементарные правила дорожного движения. Первоначальные сведения о планете Земля. Глобус — модель Земли. Презентация проекта «Моя малая Родина». Проверка знаний и умений
3. КАК, ОТКУДА И КУДА?
3.1 - 3.12 Знакомство с целями и задачами раздела. Семья. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья». Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды. Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. Реки и моря. Движение воды. Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Важность заботы о зимующих птицах. Правила подкормки птиц. Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Проверка знаний и умений
4. ГДЕ И КОГДА?
4.1 - 4.11 Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы. Обращение к учителю. Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Названия месяцев и их последовательность. Зависимость природных явлений от смены времён года. Холодные районы Земли. Жаркие районы Земли. Зимующие и перелётные птицы. История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения. История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. Проверка знаний и умений
5. ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?
5.1 - 5.24 Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Луна — спутник Земли, её особенности. Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных. Разнообразие звуков в окружающем мире. Необходимость беречь уши. Радуга и цвета радуги. Причины возникновения радуги. Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Особенности ухода за кошкой и собакой. Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Правила поведения на лугу. Звуки леса, их разнообразие. Необходимость соблюдения тишины в лесу. Значение сна в жизни человека. Овощи и фрукты, их значение в питании человека. Витамины. Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса— средства массовой информации. Интернет. Автомобили. Знакомство с устройством автомобиля. Поезда. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Корабли (суда). Виды кораблей. Устройство корабля. Самолёты. Виды самолётов. Устройство самолёта. Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае). Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Систематизация сведений о космосе. Освоение человеком космоса. Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. Проверка знаний и умений
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
Проекты:
№ 1 «Моя малая Родина»
№ 2 «Моя семья»
№ 3 «Мой класс и моя школа»
№ 4 «Мои домашние питомцы»
Практические работы:
№ 1 «Модель Солнца из пластилина»
№ 2 «Разнообразие камней»
№ 3 «Стебель растений»
№ 4 «Особенности комнатных растений»
№ 5 «Строение листа»
№ 6 «Строение пера птиц»
№ 7 «Конструирование компьютера»
№ 8 «Национальные костюмы»
№ 9 «Очищение воды»
№ 10 «Чистый снежок?»
№ 11 «Дни недели»
№ 12 «Собери велосипед»
№ 13 «Как рождается звук»
№ 14 «Собери поезд»
Контрольные работы:
Административная диагностическая работа (апрель)
Итоговая комплексная работа (май)
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
№ урока в разделе |
Содержание (раздел, тема урока) |
Сроки проведения |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
|||||
1 |
1.1 |
Задавайте вопросы! Экскурсия по школе |
01.09-04.09 |
01.09 |
|
ЧТО И КТО? (20 часов) (Прак. раб. – 8; проекты – 1) |
|||||
2 |
2.1 |
Что такое Родина? Экскурсия в школьную библиотеку |
01.09-04.09 |
04.09 |
|
3 |
2.2 |
Что мы знаем о народах России? Экскурсия в городскую библиотеку |
07.09-11.09 |
08.09 |
|
4 |
2.3 |
Что мы знаем о Москве? Экскурсия в музей |
07.09-11.09 |
|
|
5 |
2.4 |
Проект «Моя малая Родина». Экскурсия в городской сквер |
14.09-18.09 |
|
|
6 |
2.5 |
Что у нас над головой? Экскурсия в школьный сквер. Практическая работа № 1 «Модель Солнца из пластилина» |
14.09-18.09 |
|
|
7 |
2.6 |
Что у нас под ногами? Экскурсия в школьный сквер. Практическая работа № 2 «Разнообразие камней» |
21.09-25.09 |
|
|
8 |
2.7 |
Что общего у разных растений? Урок-викторина. Практическая работа № 3 «Стебель растений» |
21.09-25.09 |
|
|
9 |
2.8 |
Что растет на подоконнике? Экскурсия по школе. Практическая работа № 4 «Особенности комнатных растений» |
28.09-02.10 |
|
|
10 |
2.9 |
Что растет на клумбе? Экскурсия в городской сквер |
05.10-09.10 |
|
|
11 |
2.10 |
Что это за листья? Экскурсия в городской сквер. Практическая работа № 5 «Строение листа» |
05.10-09.10 |
|
|
12 |
2.11 |
Что такое хвоинки? Экскурсия в городской парк |
12.10-16.10 |
|
|
13 |
2.12 |
Кто такие насекомые? Экскурсия в школьный сквер |
12.10-16.10 |
|
|
14 |
2.13 |
Кто такие рыбы? Урок-викторина |
19.10-23.10 |
|
|
15 |
2.14 |
Кто такие птицы? Урок-игра. Практическая работа № 6 «Строение пера птиц» |
19.10-23.10 |
||
16 |
2.15 |
Кто такие звери? |
26.10-30.10 |
|
|
17 |
2.16 |
Что окружает нас дома? |
26.10-30.10 |
|
|
18 |
2.17 |
Что умеет компьютер? Практическая работа № 7 «Конструирование компьютера» |
09.11-13.11 |
|
|
19 |
2.18 |
Что вокруг нас может быть опасным? |
09.11-13.11 |
|
|
20 |
2.19 |
На что похожа наша планета? Практическая работа № 8 «Национальные костюмы» |
16.11-20.11 |
|
|
21 |
2.20 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина» |
16.11-20.11 |
|
|
КАК, ОТКУДА И КУДА? (12 часов) (Прак. раб.- 2; проект – 1) |
|||||
22 |
3.1 |
Как живет моя семья. Проект «Моя семья» |
23.11-27.11 |
||
23 |
3.2 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа № 9 «Очищение воды» |
23.11-27.11 |
||
24 |
3.3 |
Откуда в наш дом приходит электричество? |
30.11-04.12 |
|
|
25 |
3.4 |
Как путешествует письмо? |
30.11-04.12 |
|
|
26 |
3.5 |
Куда текут реки? |
|
||
27 |
3.6 |
Откуда берутся снег и лёд? |
07.12-11.12 |
|
|
28 |
3.7 |
Как живут растения? |
|
|
|
29 |
3.8 |
Как живут животные? |
14.12-18.12 |
|
|
30 |
3.9 |
Как зимой помочь птицам? |
14.12-18.12 |
|
|
31 |
3.10 |
Откуда берется и куда девается мусор? |
21.12-25.12 |
|
|
32 |
3.11 |
Откуда в снежках грязь? Практическая работа № 10 «Чистый снежок?» |
28.12-30.12 |
|
|
33 |
3.12 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» |
11.01-15.01 |
|
|
ГДЕ И КОГДА? (11 часов) (Прак. раб.- 2; проект – 1) |
|||||
34 |
4.1 |
Когда учится интересно? |
11.01-15.01 |
|
|
35 |
4.2 |
Проект «Мой класс и моя школа» |
|
|
|
36 |
4.3 |
Когда придет суббота? Практическая работа № 11 «Дни недели» |
18.01-22.01 |
|
|
37 |
4.4 |
Когда наступит лето? |
25.01-29.01 |
|
|
38 |
4.5 |
Где живут белые медведи? |
25.01-29.01 |
|
|
39 |
4.6 |
Где живут слоны? |
01.02-05.02 |
||
40 |
4.7 |
Где зимуют птицы? |
01.02-05.02 |
|
|
41 |
4.8 |
Когда появилась одежда? |
08.02-12.02 |
|
|
42 |
4.9 |
Когда изобрели велосипед? Практическая работа № 12 «Собери велосипед» |
08.02-12.02 |
|
|
43 |
4.10 |
Когда мы станем взрослыми? |
22.02-26.02 |
|
|
44 |
4.11 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» |
01.03-05.03 |
|
|
ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? (24 часа) (Контр. раб. – 2; прак. раб.- 2; проект – 1) |
|||||
45 |
5.1 |
Почему Солнце светит днем, а звёзды - ночью? |
01.03-05.03 |
|
|
46 |
5.2 |
Почему Луна бывает разной? |
09.03-12.03 |
|
|
47 |
5.3 |
Почему идёт дождь, и дует ветер? |
|
|
|
48 |
5.4 |
Почему звенит звонок? Практическая работа № 13 «Как рождается звук» |
09.03-12.03 |
|
|
49 |
5.5 |
Почему радуга разноцветная? |
15.03-19.03 |
|
|
50 |
5.6 |
Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» |
15.03-19.03 |
|
|
51 |
5.7 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
22.03-25.03 |
|
|
52 |
5.8 |
Зачем мы спим ночью? |
05.04-09.04 |
|
|
53 |
5.9 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
05.04-09.04 |
|
|
54 |
5.10 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
12.04-16.04 |
|
|
55 |
5.11 |
Зачем нам телефон и телевизор? |
12.04-16.04 |
|
|
56 |
5.12 |
Зачем нужны автомобили? |
19.04-23.04 |
|
|
57 |
5.13 |
Зачем нужны поезда? Практическая работа № 14 «Собери поезд» |
19.04-23.04 |
|
|
58 |
5.14 |
Административная диагностическая работа |
26.04-30.04 |
|
|
59 |
5.15 |
Зачем строят корабли? |
26.04-30.04 |
|
|
60 |
5.16 |
Зачем строят самолеты? |
03.05-07.05 |
|
|
61 |
5.17 |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
03.05-07.05 |
|
|
62 |
5.18 |
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? |
10.05-14.05 |
|
|
63 |
5.19 |
Зачем люди осваивают космос? |
10.05-14.05 |
|
|
64 |
5.20 |
Итоговая комплексная работа |
17.05-21.05 |
|
|
65 |
5.21 |
Почему мы часто слышим слово «экология»? |
17.05-21.05 |
|
|
66 |
5.22 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» |
24.05-28.05 |
|
|
67 |
5.23 |
Презентация проекта «Мои домашние питомцы» |
24.05-28.05 |
|
|
68 |
5.24 |
Итоговый урок: обобщение знаний по курсу «Окружающий мир» |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.