окружающий мир 5 урок

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5._okruzhayushchiy_mir.docx

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 ПО  ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

1 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ОДИН ГОД

 

 

 

 

 

 

составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:

окружающий мир, автор  А.А. Плешаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Оха

2020 г.

I РАЗДЕЛ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение целей:

Ø  Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

Ø  Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации курса «Окружающий мир» являются:

Ø  Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

Ø  Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

Ø  Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

Ø  Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование этнических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 

Предметные результаты

  • Понимание особой роли России и мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
  • Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде.
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников)
  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.

 

II РАЗДЕЛ

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Курс «Окружающий мир» в 1 классе рассчитан на 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

 

1.      ВВЕДЕНИЕ

1.1 Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по­ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

 

2.      ЧТО И КТО?

2.1 - 2.20 Знакомство с целями и задачами раздела. Роди­на — эта наша страна Россия и наша малая роди­на. Первоначальные сведения о народах России. Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Москва — столица России. Достопримечательно­сти Москвы.  Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Камни как природные объекты, разнообразие их признаков. Представление о значении камней в жизни людей. Части растения. Представление о соцветиях. Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений. Распознавание рас­тений цветника. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Лиственные и хвойные деревья. Распознавание хвойных деревьев. Насекомые как группа животных. Разнообразие на­секомых. Рыбы — водные животные. Морские и речные рыбы. Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных. Внешнее строение и разнообразие зверей. Систематизация представлений детей о предме­тах домашнего обихода. Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре­менной жизни. Правила безопасного обращения с ним. Элементарные правила дорожного дви­жения. Первоначальные сведения о планете Земля. Гло­бус — модель Земли. Презентация проекта «Моя малая Родина». Проверка знаний и умений

 

3.      КАК, ОТКУДА И КУДА?

3.1 - 3.12 Знакомство с целями и задачами раздела. Се­мья. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья». Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды. Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по­чты. Современные средства коммуникации. Реки и моря. Движение воды. Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Важность заботы о зимующих птицах. Правила подкормки птиц. Источники мусора в быту. Необходимость со­блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Источники загрязнения нашей планеты и спосо­бы защиты её от загрязнений. Проверка знаний и умений

 

4.      ГДЕ И КОГДА?

4.1 - 4.11 Знакомство с целями и задачами раздела. Усло­вия интересной и успешной учебы. Обраще­ние к учителю. Время и его течение. Прошлое, настоящее и бу­дущее. Названия месяцев и их последовательность. Зависимость природных явле­ний от смены времён года. Холодные районы Земли. Жаркие районы Земли. Зимующие и перелётные птицы. История появления одежды и развития моды. За­висимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения. История появления и усовершенствования вело­сипеда. Устройство велосипеда. Правила дорож­ного движения и безопасности при езде на вело­сипеде. Отличие жизни взрослого человека от жизни ре­бёнка. Необходимость выбора профессии, целе­вых установок на будущее. Ответственность че­ловека за состояние окружающего мира. Проверка знаний и умений

 

5.      ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?

5.1 - 5.24 Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Луна — спутник Земли, её особенности. Причины возникновения дождя и ветра. Их зна­чение для человека, растений и животных. Разнообразие звуков в окружающем мире. Необходимость беречь уши. Радуга и цвета радуги. Причины возникновения радуги. Взаимоотношения человека и его домашних пи­томцев. Особенности ухода за кошкой и собакой. Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Правила пове­дения на лугу. Звуки леса, их разнообразие. Необхо­димость соблюдения тишины в лесу. Значение сна в жизни человека. Овощи и фрукты, их значение в питании человека. Витамины. Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Почта, телеграф, телефон — средства связи. Ра­дио, телевидение, пресса— средства массовой информации. Интернет. Автомобили. Знакомство с устройством автомобиля. Поезда. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Корабли (суда).  Виды кора­блей. Устройство корабля. Самолёты. Виды само­лётов. Устройство самолёта. Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае). Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Систематизация сведений о космосе. Освоение человеком космо­са. Ю.А. Гагарин — пер­вый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. Проверка знаний и умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По организации обучения: очная

 

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)

 

По месту обучения: школьная, внешкольная

 

По продолжительности: академический час (45 минут)

 

По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ  ВИДОВ РАБОТ

Проекты:

№ 1 «Моя малая Родина»

№ 2 «Моя семья»

№ 3 «Мой класс и моя школа»

№ 4 «Мои домашние питомцы»

 

Практические работы:

№ 1 «Модель Солнца из пластилина»

№ 2 «Разнообразие камней»

№ 3 «Стебель растений»

№ 4  «Особенности комнатных растений»

№ 5 «Строение листа»

№ 6 «Строение пера птиц»

№ 7 «Конструирование компьютера»

№ 8 «Национальные костюмы»

№ 9 «Очищение воды»

№ 10 «Чистый снежок?»

№ 11 «Дни недели»

№ 12 «Собери велосипед»

№ 13 «Как рождается звук»

№ 14 «Собери поезд»

 

    Контрольные  работы:

    Административная диагностическая работа (апрель)

    Итоговая комплексная работа (май)

 

 

 

 

 

III РАЗДЕЛ

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ урока в разделе

Содержание

(раздел, тема урока)

Сроки проведения

Примечание

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

1.1

Задавайте вопросы! Экскурсия по школе

01.09-04.09

01.09

 

ЧТО И КТО? (20 часов) (Прак. раб. – 8; проекты – 1)

2

2.1

Что такое Родина? Экскурсия в школьную библиотеку

01.09-04.09

04.09

 

3

2.2

Что мы знаем о народах России?  Экскурсия в городскую библиотеку

07.09-11.09

08.09

 

4

2.3

Что мы знаем о Москве? Экскурсия в музей

07.09-11.09

 

 

5

2.4

Проект «Моя малая Родина». Экскурсия в городской сквер

14.09-18.09

 

6

2.5

Что у нас над головой? Экскурсия в школьный сквер. Практическая работа № 1 «Модель Солнца из пластилина»

14.09-18.09

 

7

2.6

Что у нас под ногами? Экскурсия в школьный сквер. Практическая работа № 2 «Разнообразие камней»

21.09-25.09

 

8

2.7

Что общего у разных растений? Урок-викторина. Практическая работа № 3 «Стебель растений»

21.09-25.09

 

9

2.8

Что растет на подоконнике? Экскурсия по школе. Практическая работа № 4 «Особенности комнатных растений»

28.09-02.10

 

10

2.9

Что растет на клумбе? Экскурсия в городской сквер

05.10-09.10

 

11

2.10

Что это за листья? Экскурсия в городской сквер. Практическая работа № 5 «Строение листа»

05.10-09.10

 

12

2.11

Что такое хвоинки? Экскурсия в городской парк

12.10-16.10

 

13

2.12

Кто такие насекомые? Экскурсия в школьный сквер

12.10-16.10

 

14

2.13

Кто такие рыбы? Урок-викторина

19.10-23.10

 

15

2.14

Кто такие птицы? Урок-игра. Практическая работа № 6 «Строение пера птиц»

19.10-23.10

16

2.15

Кто такие звери?

26.10-30.10

 

17

2.16

Что окружает нас дома?

26.10-30.10

 

18

2.17

Что умеет компьютер? Практическая работа № 7 «Конструирование компьютера»

09.11-13.11

 

19

2.18

Что вокруг нас может быть опасным?

09.11-13.11

 

 

20

2.19

На что похожа наша планета?  Практическая работа № 8 «Национальные костюмы»

16.11-20.11

 

21

2.20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина»

16.11-20.11

 

КАК, ОТКУДА И КУДА? (12 часов) (Прак. раб.- 2; проект – 1)

22

3.1

Как живет моя семья. Проект «Моя семья»

23.11-27.11

23

3.2

Откуда в наш дом приходит вода  и куда она уходит? Практическая работа № 9 «Очищение воды»

23.11-27.11

24

3.3

Откуда в наш дом приходит электричество?

30.11-04.12

 

25

3.4

Как путешествует письмо?

30.11-04.12

 

26

3.5

Куда текут реки?

 

27

3.6

Откуда берутся снег и лёд?

07.12-11.12

 

28

3.7

Как живут растения?

 

 

 

29

3.8

Как живут животные?

14.12-18.12

 

30

3.9

Как зимой помочь птицам?

14.12-18.12

 

 

31

3.10

Откуда берется и куда девается мусор?

21.12-25.12

 

32

3.11

Откуда в снежках грязь? Практическая работа № 10 «Чистый снежок?»

28.12-30.12

 

33

3.12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»  Презентация проекта «Моя семья»

11.01-15.01

 

 

ГДЕ И КОГДА? (11 часов) (Прак. раб.- 2; проект – 1)

34

4.1

Когда учится интересно?

11.01-15.01

 

35

4.2

Проект «Мой класс и моя школа»

 

 

 

36

4.3

Когда придет суббота? Практическая работа № 11 «Дни недели»

18.01-22.01

 

37

4.4

Когда наступит лето?

25.01-29.01

 

 

38

4.5

Где живут белые медведи?

25.01-29.01

 

39

4.6

Где живут слоны?

01.02-05.02

40

4.7

Где зимуют птицы?

01.02-05.02

 

41

4.8

Когда появилась одежда?

08.02-12.02

 

42

4.9

Когда изобрели велосипед? Практическая работа № 12 «Собери велосипед»

08.02-12.02

 

43

4.10

Когда мы станем взрослыми?

22.02-26.02

 

44

4.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

01.03-05.03

 

ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? (24 часа) (Контр. раб. – 2; прак. раб.- 2; проект – 1)

45

5.1

Почему Солнце светит днем, а звёзды - ночью?

01.03-05.03

 

 

46

5.2

Почему Луна бывает разной?

09.03-12.03

 

 

47

5.3

Почему идёт дождь, и дует ветер?

 

 

 

48

5.4

Почему звенит звонок? Практическая работа № 13 «Как рождается звук»

09.03-12.03

 

 

49

5.5

Почему радуга разноцветная?

15.03-19.03

 

 

50

5.6

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы»

15.03-19.03

 

 

51

5.7

Почему  мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

22.03-25.03

 

 

52

5.8

Зачем мы спим ночью?

05.04-09.04

 

 

53

5.9

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

05.04-09.04

 

 

54

5.10

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

12.04-16.04

 

 

55

5.11

Зачем нам телефон и телевизор?

12.04-16.04

 

 

56

5.12

Зачем нужны автомобили?

19.04-23.04

 

 

57

5.13

Зачем нужны поезда? Практическая работа № 14 «Собери поезд»

19.04-23.04

 

 

58

5.14

Административная диагностическая работа

26.04-30.04

 

 

59

5.15

Зачем строят корабли?

26.04-30.04

 

 

60

5.16

Зачем строят самолеты?

03.05-07.05

 

 

61

5.17

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

03.05-07.05

 

 

62

5.18

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

10.05-14.05

 

 

63

5.19

Зачем люди осваивают космос?

10.05-14.05

 

 

64

5.20

Итоговая комплексная работа

17.05-21.05

 

 

65

5.21

Почему мы часто слышим слово «экология»?

17.05-21.05

 

 

66

5.22

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

24.05-28.05

 

 

67

5.23

Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

24.05-28.05

 

 

68

5.24

Итоговый урок: обобщение знаний по курсу «Окружающий мир»