Тема урока Свойства воздуха.
Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения путем проведения опытов свойств воздуха и значения воздуха в природе; способствовать развитию умения фиксировать и анализировать результаты практической деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, называть основные, легко определяемые свойства воздуха.
Метапредметные:
Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе.
Личностные: осознают необходимость внимательного, вдумчивого и бережного отношения к природе; понимают необходимость охраны природы.
Сценарий урока.
1.Организационный момент.
Психологический настрой
Прозвенел у нас звонок,
Он позвал нас на урок,
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, смотрим, запоминаем
Ни минутки не теряем!
2.Введение в новую тему.
Попробуйте ответить на мои вопросы, и каждый ответ впишите в карточку.
-Что на глобусе обозначено голубым цветом?
-Как назвать одним словом снег, дождь?
-Время года после осени?
-Что летом бывает грибным?
-Время суток подходящее для завтрака?
-Деревья бывают лиственные и…?
-А теперь выпишите первые буквы с каждого слова по порядку и прочитайте слово, которое получилось?
1 Вода
2 Осадки
3 Зима
4 Дождь
5 Утро
6 Хвойные
Попробуйте сформулировать тему урока.
Слайд 1
(На экране тема урока.)
–
3. Сообщение темы и целей урока.
1) Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе.
Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания учащихся.)
Какими свойствами он обладает? Почему этот вопрос вызывает у вас затруднение?
Оказывается, мы не все знаем о воздухе.
Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать, из чего состоит воздух, и чем он важен для всего живого.)
Давайте попробуем наметить план работы на урок.
1 Свойства воздуха..
2. Состав воздуха.
3. Важность воздуха.
4. Изучение нового материала.
- Сегодня мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме. Думаю, что сегодня на уроке мы сделаем немало открытий о воздухе.
5.Релаксация.
Слайд 2
Итак, начнём.
Представьте себе такую картину:
Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.
- А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. - А что такое небо? Из чего оно?
Малыш глубоко вздохнул. Пахла нагретая на солнце трава, шуршали крылья бабочек, а небо было таким голубым и ярким, что малыш зажмурился и... заснул. Мальчику снилось, что он летит. Далеко внизу осталась лужайка. Рядом кружили птицы, а потом Малыш ничего уже не видел, он быстро летел к высоким облакам. И вот он уже на большом белом облаке. Там малыш увидел надпись: «Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!»
Слайд 3
- Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?
А что такое лаборатория? Где мы можем узнать значение этого слова?
- Кто работает в лаборатории? (Учёные.)
А кто такие ученые?
Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник. (Обращаю внимание на листы наблюдений.)
В лаборатории все было необычно.
6.Проведение опытов.
Работа в паре.
Опыт1.
Сложите лист бумаги в несколько раз и взмахните около своего лица.
Что вы почувствовали? (ветер).
А что такое ветер? (ветер – это движение воздуха)
Это заколебался воздух.
Так где же находится воздух? (заполняет все пространство, все промежутки, трещинки щелки в предметах. Он растворен в воде морей, озер, рек, ручьев.)
Откройте учебники и скажите, какой опыт проделал Миша, чтобы доказать, что вокруг него есть воздух? (с.46 учебника)
Вывод воздух окружает нас со всех сторон.
Опыт2.
Что вы видите вокруг себя? (столы, доску, цветы, за окном деревья)
Воздух мешает нам видеть предметы? (нет)
Почему? (прозрачный)
Выполните опыт с цветной полоской, представленной в учебнике на с.46
Какой вывод можем сделать?
Опустите в емкость с водой стакан вверх дном. Медленно наклоняйте его. Что вы видите?
(из стакана выходят пузырьки воздуха, а в стакан входит вода.
Какой вывод можно сделать Воздух прозрачный
Опыт3.
Работа в паре
Оденьте солнечные очки и посмотрите на белый лист бумаги. Что вы видите? Какого цвета бумага?
Снимите очки. Изменился цвет бумаги? Как вы думаете почему?
Цвет, который вы видели сквозь очки, зависит от цвета стекла.
Прочитайте об этом в учебнике с.47.
Как вы думаете, почему в учебнике нет рисунка воздуха? (он бесцветен)
Вывод. Воздух бесцветен.
Опыт 4.
- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
-Как вы думаете почему?
В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет.
А сейчас все закройте глаза и понюхайте? Чем пахнет?
Приглашаю ученика. Закрой глаза и не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? (использую духи, лимон)
Сделайте вывод. Воздух без запаха и вкуса.
Вывод. Чистый воздух не имеет запаха.
Пахнет он лишь тем, чей запах в данный момент распространяется. Например: запах еды, запах лекарства в аптеке.
А всегда ли нас окружающий воздух прозрачен и не имеет запаха?
От чего это зависит?
Прочитайте памятку на с.47
Опыт 5.
Посмотрите на окна в классе. Там вставлены двойные рамы. Как вы думаете, зачем это сделали?
Вывод Воздух плохо проводит тепло
А как в быту, в повседневной жизни человек использует знание об этом свойстве воздуха?
( в шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому она хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду)
Опыт 6.
Зачем в жаркий день мы надеваем на голову панамку?
Когда светит солнце, поверхность земли нагревается. Если бы воздух не пропускал солнечные лучи могло бы это произойти?
Значит, какой вывод мы можем сделать?
Вывод. Воздух хорошо пропускает солнечные лучи
Опыт 7.
Работа в паре.
1)У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)
- Какой вывод можно сделать? Воздух легче воды.
Работа в четверках.
Договоритесь между собой, кто начинает первыми, а кто вторыми.
2)В воду положите пластмассовый цилиндр. Что вы заметили? Цилиндр плавает. А теперь насыпьте немного песка в цилиндр. Опустите его в воду.
Что вы заметили?
Вывод. Воздух легче воды.
А где используется это свойство воздуха?
( надувной круг)
Физкультминутка
Важность воздуха
Как вы думаете, из чего состоит воздух?
Всего 200 лет назад ученые доказали, что воздух это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа.
А как вы думаете , какой из газов в воздухе самый важный?
Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нем становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.
Все живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим им для питания. А возвращают в воздух кислород.
Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов.
Какие источники загрязнения воздуха можете назвать? (автомобиль – стал злейшим врагом природы и человека)
Что же делать? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить пока еще не поздно воздух?
(посадка растений, охрана окружающей среды, использование не вредных видов транспорта )
Почему он так важен?
Вывод
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
7.Итог урока. Рефлексия:
Давайте ещё раз вернемся к плану нашего урока и посмотрим, на все ли вопросы мы
ответили?
Сегодня мы познакомились………………………
Узнали…………………………..
Научились……………………………
Ответы детей по каждому пункту плана и отчёты по листам исследования.
Посмотрите, что произошло с деревом. Оно
погибает. Его можно спасти? Давайте прикрепим листочки к дереву, если вы
довольны своей работой и вам понравился урок.
Оценивание работы
8.Домащнее задание:
1 группе – составить доклад по теме «Воздух и его свойства» используя дополнительный материал.
2 группе - прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 45 -49).
Придумать и нарисовать экологические знаки к рисункам в тетради с18
На этом наш урок закончен. Всем спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.