Окружающий мир 4 класс Природные зоны. Тундра
Оценка 4.6

Окружающий мир 4 класс Природные зоны. Тундра

Оценка 4.6
Разработки уроков
pdf
окружающий мир
4 кл
27.01.2017
Окружающий мир 4 класс Природные зоны. Тундра
На уроке для учащихся создаются возможности проявить себя – в зависимости от умения и желания учиться – в различных видах и формах учебной деятельности (индивидуальной, парной, групповой, фронтальной, игровой). Развитию информационной компетенции обучающихся, мотивации к познавательной и творческой деятельности, содействуют такие нестандартные формы урока: • уроки – праздники; • уроки – конкурсы; • уроки – экскурсии; • уроки – путешествия; • уроки – викторины; • уроки – исследования; • уроки - практикумы. Хочу предоставить свой урок с использованием ИКТ, ТРКМ.
Окружающий мир. Природные зоны. Тундра.pdf

Хочу предоставить  свой урок с использованием ИКТ, ТРКМ. 

Он участник всероссийского конкурса «Умняшкино»

 Диплом  победителя (1 место)

Предмет: «Окружающий мир,

 УМК: «Школа России»

Тема «Природные зоны. Тундра ».  Класс -4. Тип урока: открытие нового знания   

Цель: познакомить с географическим положением природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и  деятельностью человека;

 

Задачи : - формировать у учащихся универсальные учебные действия: личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества -формировать представление о природной зоне тундры;

-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, -работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»; -воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну. Оборудование: Интерактивная  доска, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеофрагмент танца народов севера, маршрутный лист

Ход урока 

I. Организационный момент. 

-   Добрый день! У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей.

Давайте поприветствуем их! Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята, скорей за работу, Чтобы времени зря не терять.

О том, как потрудились дома, Поспешим  друг другу рассказать. II. Проверка знаний.

-   На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России – Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал.

1) Два  ученика самостоятельно  подготовили творческие задания  («Белый медведь», «Рыбы Северного Ледовитого океана»; 2) 2 ученика работают с кроссвордом  у доски  3) Остальные дети  выполняют работу по вариантам:

1вариант - тест. Тест «Арктика». 

1.     Природная зона арктических пустынь расположена…

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2.     В Арктике для растений и животных сложились…

а) суровые условия;

б) комфортные условия.

3.     В ледяной зоне растут…

а) кедры, березы, черемуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки;

в) бузина, орешник, айва.

4.     В Арктике обитают животные…

а) бобры, нутрии, хомяки,

б) волки, белые медведи, рыси;

в) моржи, тюлени, белые медведи..

5.     Скопления птиц в Арктике называются

а) птичьи рынки;

б) птичьи слободки;

в) птичьи базары.

2вариан т-  Географические  ошибки.

Артика – это огромное  пространство,  расположенное на  площади  Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои  прямые и лучи. Зимой в Артике бывает  полярный день, а  летом – полярная  ночь. Температура воздуха зимой  опускается до -60°С, а летом  не поднимается выше нуля.   

Не забудьте оценить свою работу после выполнения.  Проверка  выполнения  заданий :

-Так как времени  мало,  из теста  хотела бы проверить 1 вопрос.  Кто ответит и покажет арктическую  зону?  (Работа с картой у доски)

-Какие географические ошибки  обнаружили? Ваши работы в конце урока соберу и оценю. (один человек отвечает,  остальные проверяют себя ) III. Самоопределение к деятельности.  

-   Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Одних побуждает любовь      к приключениям, других - неутомимая жажда открытий, третьих -  неизвестность и очарование таинственностью.

-   И мы  сегодня  продолжим путешествовать   по природным  зонам  России. Мы сегодня снова будем наблюдать,  Выводы делать и рассуждать. В путешествиях можно многое  узнать И друзьям потом об этом рассказать.

Новая природная зона приглашает вас – 

И опять в экспедицию отправляется класс.

-   А чтобы тему урока узнать, наши ребята  поспешили кроссворд  разгадать:

 

 

Сверим ответы.  Вы догадались  в какую природную зону  мы отправимся?

 Тундра – это тема нашего урока.  

-   Слово «тундра» произошло от финского  слова, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». 

-   Выскажите свои предположения об особенностях  зоны тундры. 

-   Чтобы проверить ваши предположения нам надо провести исследование, выполнив поставленные задачи..

-   И так сегодня на уроке мы знакомимся с новой природной зоной,  а как будем знакомиться вы, наверное уже догадались.

 Изучить -  Где расположена, климат, животный мир, растительность, занятие населения.

Что мы будем делать  для достижения цели? 

Работать – по учебнику, в парах, рассуждать, отвечать  на вопросы, делать выводы.

-   Предположите  когда лучше отправить экспедицию в Тундру? и в чём? - Лето  в тундре  очень  короткое,  поэтому  отправляемся  в путь, нам надо очень много   изучить.

Цель  нашей экспедиции  - тундра. Найдите  эту природную зону на карте. Что вы можете  о ней рассказать, глядя  на карту.

(Тундра - протянулась с запада на восток,  почти   по всему  побережью северных морей. Эта зона находиться южнее арктических пустынь.  Тундра расположена  на материке - Евразия)

-Предположите, как вы представляете себе эту  природную зону.

(Тундра  находиться  на побережье северных морей , за Северным  полярным  кругом, значит , там холодно. Туда  попадают косые  солнечные лучи, а это значит  что зима  должна  быть суровой, много снега. Это должна быть равнина, потому что  часть  зоны расположена  на Восточно-Европейской равнине, а часть  на  Западно- Сибирской.)

- По вашему рассказу тундра  выглядит так –  Картинка на  слайде  -Правильно! Но мы не первые  кто отправился в тундру. 

До нас  её исследовали и оставили  записи, которые мы  с вами  прочитаем и узнаем,  правильно ли мы  предположили.

УЧЕБНИК стр. 84-85  В руках карандаш на полях оставляем пометки 

V  это  я  знал                                               -  это противоречит тому, что я знал

+  это для меня  новое                               ?  я хочу  знать об этом больше

 

-Что противоречит тому, что вы знали?

-Что для вас было новым?

 Делаем вывод:

Географическое  положение.

      Протянулась  с запада на восток почти по всему побережью северных морей;

      Расположена чуть южнее Арктики; 

      Тундра расположена  на материке Евразия Климатические  условия.

      Холодная бескрайняя равнина;                 

      Зима длится около 7-8 месяцев, t – (-50 С) 

      2 месяца – полярная ночь; 

      За короткое лето поверхность оттаивает на небольшую глубину;

      Кругом болота,  мелкие озера; Лето очень короткое  (2-3 месяца) и прохладное.               Температура в июле не превышает (+14 С.)

-Дальше мы разобьёмся на  три исследовательские команды и поработаем  по маршрутным листам в парах.

1 ряд – будут  Ботаники  (наука изучающая растения) 2рад – будут  Зоологами (наука изучающая животных) 3ряд – будут изучать  Народ тундры.

-Распределитесь кто будет читать,  кто делать пометки. После сбора информации соберёмся  на конференцию и обменяемся информацией.   Всё задания  в маршрутных листах.  Время 7 минут

Слайд  яранги  

-Мы свами собрались в жилище  северных народов, кто знает как   оно называется   -ЯРАНГА.

-У нас на уроке к сожалению нет времени  на  изучение  жилища, но это очень  интересный материал,  я хочу предложить тем , кто  желает самостоятельно к следующему уроку подготовить   и представить свой  проект по этому вопросу?

 Нас встречают   и  приглашают  на танец хозяева яранги,  отказываться  нельзя- это - не уважение к хозяевам, танцуем  повторяем стоя движения!    

ФИЗКУЛЬМИНУТКА  (ТАНЕЦ  ВИДЕОФРАГМЕНТ)

Итак поведём итоги нашей экспедиции слово :

-Ботаники   отчитываются, с опорой на  слайд « Растения тундры»   (Ягель (олений мох), мхи,  морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, полярная ива) 

«Особенности растений»  

         карликовые формы растений, т. к. сильные ветры; 

         растения стелятся по земле, образуя подушки;

         корни расположены близко к поверхности;

         короткий период цветения и созревания плодов; 

         яркая окраска цветов, привлекает насекомых;

         растения многолетние.

         короткие корни, т. к. многолетняя мерзлота

-Зоологи  отчитываются , с опорой на  слайд « Животные тундры»  ( комары, мошки,  журавли, гуси, лебеди, кулики,  белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет,   дикий северный олень, волки) «Особенности животных»  

         Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю.

         Накопление слоя подкожного жира.

         Густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.

         Утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног.

         Зимняя спячка.

         Сезонные миграции и кочевники (осенью покидают  тундру).

Тундра и человек. отчитываются , с опорой на  слайд « Тундра и человек»  (оленеводы, добыча  полезных ископаемых-нефть и газ, экологические проблемы в тундре, браконьерство)

Вывод: Для перемещения по тундре надо использовать транспорт на особых шинах. На нефтепромыслах внедрять  новые технологии, безопасные для окружающей среды. Надо стать хозяином на своей земле и научиться рационально использовать ее ресурсы. Надо создавать заповедники. Надо беречь природу!

Кто  сможет подвести итог  по исследованиям, или помочь нам  сделать  достойный вывод по природной зоне?   

Наша помощница - Черепашка -  учебник страница 93 

Рефлексия

  -Что на уроке  у вас  хорошо получилось?

-Над чем  ещё надо поработать?

-Посмотрите на слайд выберите  картинку? 

(шкатулка, мясорубка, мусорная корзина)

      Шкатулка – эти знания положу в шкатулку и они будут лежать. 

      Мясорубка – полученные знания переработаю и отвечу на  все вопросу к следующему уроку

      Мусорное ведро – мне эта тема не интересна  , всё забуду.

-Встаньте, кто выбрал шкатулку? Объясните свой выбор.

-Встаньте, кто выбрал мясорубку? Обоснуйте свой выбор.

-Встаньте, кто выбрал мусорное ведро? Обоснуйте свой выбор.

Вы молодцы!  Мне  было очень  приятно  с вами работать.

 Домашнее  задание я предлагаю выбрать для себя  самостоятельно, оно ожидает ВАС   при выходе из класса.

 

Домашнее задание .

Базовый уровень.

  Рабочая тетрадь стр. 42-43,45 № 2,3,7 

Повышенный уровень.

Рабочая тетрадь стр. 42-43,44,46 № 2,3,5,8 Индивид.: Реферат  на тему:

      Жилище  в тундре.

      Национальная     одежда          жителей севера.

Урок окончен.  

Хочу предоставить свой урок с использованием

Хочу предоставить свой урок с использованием

Два ученика самостоятельно подготовили творческие задания («Белый медведь», «Рыбы

Два ученика самостоятельно подготовили творческие задания («Белый медведь», «Рыбы

Люди отправляются в путешествие по разным причинам

Люди отправляются в путешествие по разным причинам

Тундра - протянулась с запада на восток, почти по всему побережью северных морей

Тундра - протянулась с запада на восток, почти по всему побережью северных морей

Мы свами собрались в жилище северных народов, кто знает как оно называется -ЯРАНГА

Мы свами собрались в жилище северных народов, кто знает как оно называется -ЯРАНГА

Надо создавать заповедники. Надо беречь природу!

Надо создавать заповедники. Надо беречь природу!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017