Хочу предоставить свой урок с использованием ИКТ, ТРКМ.
Он участник всероссийского конкурса «Умняшкино»
Диплом победителя (1 место)
Предмет: «Окружающий мир,
УМК: «Школа России»
Тема «Природные зоны. Тундра ». Класс -4. Тип урока: открытие нового знания
Цель: познакомить с географическим положением природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;
Задачи : - формировать у учащихся универсальные учебные действия: личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества -формировать представление о природной зоне тундры;
-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, -работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»; -воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну. Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеофрагмент танца народов севера, маршрутный лист
Ход урока
I. Организационный момент.
- Добрый день! У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей.
Давайте поприветствуем их! Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу, Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома, Поспешим друг другу рассказать. II. Проверка знаний.
- На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России – Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал.
1) Два ученика самостоятельно подготовили творческие задания («Белый медведь», «Рыбы Северного Ледовитого океана»; 2) 2 ученика работают с кроссвордом у доски 3) Остальные дети выполняют работу по вариантам:
1вариант - тест. Тест «Арктика».
1. Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.
2. В Арктике для растений и животных сложились…
а) суровые условия;
б) комфортные условия.
3. В ледяной зоне растут…
а) кедры, березы, черемуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.
4. В Арктике обитают животные…
а) бобры, нутрии, хомяки,
б) волки, белые медведи, рыси;
в) моржи, тюлени, белые медведи..
5. Скопления птиц в Арктике называются
а) птичьи рынки;
б) птичьи слободки;
в) птичьи базары.
2вариан т- Географические ошибки.
Артика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые и лучи. Зимой в Артике бывает полярный день, а летом – полярная ночь. Температура воздуха зимой опускается до -60°С, а летом не поднимается выше нуля.
Не забудьте оценить свою работу после выполнения. Проверка выполнения заданий :
-Так как времени мало, из теста хотела бы проверить 1 вопрос. Кто ответит и покажет арктическую зону? (Работа с картой у доски)
-Какие географические ошибки обнаружили? Ваши работы в конце урока соберу и оценю. (один человек отвечает, остальные проверяют себя ) III. Самоопределение к деятельности.
- Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Одних побуждает любовь к приключениям, других - неутомимая жажда открытий, третьих - неизвестность и очарование таинственностью.
- И мы сегодня продолжим путешествовать по природным зонам России. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. В путешествиях можно многое узнать И друзьям потом об этом рассказать.
Новая природная зона приглашает вас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
- А чтобы тему урока узнать, наши ребята поспешили кроссворд разгадать:
Сверим ответы. Вы догадались в какую природную зону мы отправимся?
Тундра – это тема нашего урока.
- Слово «тундра» произошло от финского слова, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория».
- Выскажите свои предположения об особенностях зоны тундры.
- Чтобы проверить ваши предположения нам надо провести исследование, выполнив поставленные задачи..
- И так сегодня на уроке мы знакомимся с новой природной зоной, а как будем знакомиться вы, наверное уже догадались.
Изучить - Где расположена, климат, животный мир, растительность, занятие населения.
Что мы будем делать для достижения цели?
Работать – по учебнику, в парах, рассуждать, отвечать на вопросы, делать выводы.
- Предположите когда лучше отправить экспедицию в Тундру? и в чём? - Лето в тундре очень короткое, поэтому отправляемся в путь, нам надо очень много изучить.
Цель нашей экспедиции - тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту.
(Тундра - протянулась с запада на восток, почти по всему побережью северных морей. Эта зона находиться южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке - Евразия)
-Предположите, как вы представляете себе эту природную зону.
(Тундра находиться на побережье северных морей , за Северным полярным кругом, значит , там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит что зима должна быть суровой, много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть на Западно- Сибирской.)
- По вашему рассказу тундра выглядит так – Картинка на слайде -Правильно! Но мы не первые кто отправился в тундру.
До нас её исследовали и оставили записи, которые мы с вами прочитаем и узнаем, правильно ли мы предположили.
УЧЕБНИК стр. 84-85 В руках карандаш на полях оставляем пометки
V это я знал - это противоречит тому, что я знал
+ это для меня новое ? я хочу знать об этом больше
-Что противоречит тому, что вы знали?
-Что для вас было новым?
Делаем вывод:
Географическое положение.
• Протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей;
• Расположена чуть южнее Арктики;
• Тундра расположена на материке Евразия Климатические условия.
• Холодная бескрайняя равнина;
• Зима длится около 7-8 месяцев, t – (-50 С)
• 2 месяца – полярная ночь;
• За короткое лето поверхность оттаивает на небольшую глубину;
• Кругом болота, мелкие озера; Лето очень короткое (2-3 месяца) и прохладное. Температура в июле не превышает (+14 С.)
-Дальше мы разобьёмся на три исследовательские команды и поработаем по маршрутным листам в парах.
1 ряд – будут Ботаники (наука изучающая растения) 2рад – будут Зоологами (наука изучающая животных) 3ряд – будут изучать Народ тундры.
-Распределитесь кто будет читать, кто делать пометки. После сбора информации соберёмся на конференцию и обменяемся информацией. Всё задания в маршрутных листах. Время 7 минут
Слайд яранги
-Мы свами собрались в жилище северных народов, кто знает как оно называется -ЯРАНГА.
-У нас на уроке к сожалению нет времени на изучение жилища, но это очень интересный материал, я хочу предложить тем , кто желает самостоятельно к следующему уроку подготовить и представить свой проект по этому вопросу?
Нас встречают и приглашают на танец хозяева яранги, отказываться нельзя- это - не уважение к хозяевам, танцуем повторяем стоя движения!
ФИЗКУЛЬМИНУТКА (ТАНЕЦ ВИДЕОФРАГМЕНТ)
Итак поведём итоги нашей экспедиции слово :
-Ботаники отчитываются, с опорой на слайд « Растения тундры» (Ягель (олений мох), мхи, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, полярная ива)
«Особенности растений»
• карликовые формы растений, т. к. сильные ветры;
• растения стелятся по земле, образуя подушки;
• корни расположены близко к поверхности;
• короткий период цветения и созревания плодов;
• яркая окраска цветов, привлекает насекомых;
• растения многолетние.
• короткие корни, т. к. многолетняя мерзлота
-Зоологи отчитываются , с опорой на слайд « Животные тундры» ( комары, мошки, журавли, гуси, лебеди, кулики, белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки) «Особенности животных»
• Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю.
• Накопление слоя подкожного жира.
• Густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.
• Утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног.
• Зимняя спячка.
• Сезонные миграции и кочевники (осенью покидают тундру).
Тундра и человек. отчитываются , с опорой на слайд « Тундра и человек» (оленеводы, добыча полезных ископаемых-нефть и газ, экологические проблемы в тундре, браконьерство)
Вывод: Для перемещения по тундре надо использовать транспорт на особых шинах. На нефтепромыслах внедрять новые технологии, безопасные для окружающей среды. Надо стать хозяином на своей земле и научиться рационально использовать ее ресурсы. Надо создавать заповедники. Надо беречь природу!
Кто сможет подвести итог по исследованиям, или помочь нам сделать достойный вывод по природной зоне?
Наша помощница - Черепашка - учебник страница 93
Рефлексия
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем ещё надо поработать?
-Посмотрите на слайд выберите картинку?
(шкатулка, мясорубка, мусорная корзина)
• Шкатулка – эти знания положу в шкатулку и они будут лежать.
• Мясорубка – полученные знания переработаю и отвечу на все вопросу к следующему уроку
• Мусорное ведро – мне эта тема не интересна , всё забуду.
-Встаньте, кто выбрал шкатулку? Объясните свой выбор.
-Встаньте, кто выбрал мясорубку? Обоснуйте свой выбор.
-Встаньте, кто выбрал мусорное ведро? Обоснуйте свой выбор.
Вы молодцы! Мне было очень приятно с вами работать.
Домашнее задание я предлагаю выбрать для себя самостоятельно, оно ожидает ВАС при выходе из класса.
Домашнее задание .
Базовый уровень.
Рабочая тетрадь стр. 42-43,45 № 2,3,7
Повышенный уровень. Рабочая тетрадь стр. 42-43,44,46 № 2,3,5,8 Индивид.: Реферат на тему: • Жилище в тундре. • Национальная одежда жителей севера. |
Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.