«Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека.

  • doc
  • 29.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека..doc

Тема. «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека.

Цели: определить особенности гуманизма и психологизма Куприна в повести «Олеся»; проверить уровень усвоения вопросов по изучению творчества И. Бунина и А. Куприна; выяснить гуманистическую позицию автора в повести «Олеся», определить особенности построения образов главных героев и роль пейзажа в произведении. Провести тестирование по творчеству Бунина и Куприна.

 

                            Ход уроков

 Вступительное слово учителя.  (Слайд №1)

Тема любви относится к главным и вечным проблемам в литературе. «Любовь…что она? Где она? Есть ли она? Какой должна быть?». Ответить на эти  вопросы очень трудно, может быть, даже невозможно. Но мы попытаемся и заслушаем ваше мнение (учащиеся в монологической форме высказываются).

-Итак, что такое любовь? Можем сейчас однозначно ответить?

    Можно спорить бесконечно, потому что каждый человек обладает этим чувством индивидуально.

 

-Есть общее мнение, какая она должна быть, любовь?

     Чистая, верная, самоотверженная, взаимная, красивая, богатая, духовная.

 

-Сегодня на примере истории Олеси мы узнаем мнение писателя                                    А. И. Куприна «Какой должна быть любовь»

 

А. И. Куприна всегда отличал интерес к миру природы. Уже в первых рассказах писателя намечается противопоставление деревенской жизни городской, беспокойной и суетной. Жизнь в глухой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса, верстах в восьми от станции железной дороги, противопоставляется пыльному, душному, наполненному суетой и грохотом городу:

«Чувствуешь себя молодым, добрым и хорошим, чувствуешь, как стряхивается с тебя накипевшая за зиму городская скука, городское озлобление, все городские недомогания».

В городе тесно, душно, голодно, люди живут «в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что и воздуху-то не хватает»; многие же вынуждены жить в подвале, «под самой землей, в сырости и холоде», и «случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».

В таком городе и души людей оказываются «в клетке», в полной зависимости от общественного мнения, становятся «сырыми и холодными».

Одним из самых поэтических произведений Куприна стала повесть «Олеся» (1898). (Слайд№2 – 3)

  «Дитя природы» Олеся цельностью и непосредственностью натуры, богатством внутреннего мира выше «городского» человека Ивана Тимофеевича, доброго, но робкого и нерешительного.

Повесть – вдохновенный гимн высокому счастью взаимной любви, светлый ее апофеоз, несмотря на трагический конец: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви... Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью...»

Ни одно из произведений Куприна не показывает так вдохновенно и целомудренно слияние двух сердец, как «Олеся».

В повести видно и мастерство Куприна-пейзажиста, продолжателя достижений Аксакова, Тургенева, Толстого, Чехова. На страницах своей повести Куприн выступает вдумчивым и чутким художником и психологом, который умеет раскрыть богатый духовный мир простого человека.

 

История создания повести. (Слайд №4)

Черты романтизма в повести (Слайд № 5)

 

Работа с текстом повести «Олеся» (по вопросам учебника).

1. В чем, на ваш взгляд, своеобразие композиции повести? Какое значение имеет место действия рассказа?  (Слайд №6)

2.Какую роль играет пейзаж? (Слайд № 7-11)

3.Как рисует Куприн образ главной героини? (Слайд №12)

4.С чем сравнивает Куприн героиню? (Слайд №13-14)

5.В чём особенность изображения героя-рассказчика? (Слайд № 15)

6.Как построен сюжет повести? (Слайд №16-17)

7.Как меняется Олеся? (Слайд №18)

8.Какой цвет сопровождает образ Олеси? (Слайд № 19)

9.Почему счастье героев оказалось таким коротким? (Слайд № 20)

 

Работа в парах. Оформление таблицы: «Сравнительная характеристика главных героев».

Олеся

Иван Тимофеевич

Принятые в обществе нормы 
поведения чужды ей

Находится во власти общественного

мнения

С открытой душой

Сосредоточен на своем мире

Трагические предсказания

Слабость

Самоотверженность и др.

Олеся: «Доброта ваша не хорошая» и др.

 

 

 

 

Слово учителя.

Автор создает в традициях русской психологической прозы. А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство.

Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть вместе» с другим человеком.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная».

И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз – причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка.

Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается.

В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся – полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.

Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов».

Жизнь  Олеси  проходит  изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные ей люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции.

Больше того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движении, улыбке.

Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.

 

3. Считаете ли вы, что Куприн в произведениях «Гранатовый браслет» и «Олеся» понимает любовь как духовное возрождение?

Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение миниатюр «Любовь в произведениях Куприна».

Итак, история Олеси – пример самоотверженной любви.

Подведение итогов.

Домашнее задание. Прочитать «Гранатовый Браслет»

Ответить на вопросы: Почему А.И.Куприн именно так озаглавил повесть? Что означает имя «Олеся»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Тестирование по творчеству Бунина и Куприна.

1. Символ – это:

а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;

б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее особенное, избирательное значение;

в) слово или оборот в иносказательном значении;

г) художественный прием, основанный на преувеличении.

2. Конфликт художественного произведения – это:

а) ссора двух героев;

б) столкновение,  противоборство,  на  которых  построено  развитие сюжета;

в) наивысшая точка развития сюжета;

г) неприятие произведения критиками и читателями.

3. Композиция это:

а) эпизод литературного произведения;

б) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения;

в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении;

г) столкновение, противоборство персонажей.

4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?

а) Соломон – Суламифи;

б) Желтков – Вере Шеиной;

в) Желтков – Богу;

г) Ромашов – Шурочке.

5. Из какого произведения Бунина взяты строки: «Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с meх nop прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч... Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»?

а) «Антоновские яблоки»;

б) «Окаянные дни»;

в) «Темные аллеи»;

г) «Господин из Сан-Франциско».

6. Отметьте  произведения  Бунина,  главной темой которых является любовь.

а) «Чистый понедельник»;

б) «Суходол»;

в) «Таня»;

г) «Легкое дыхание».

7. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?

а) Арсений Семеныч;

б) господин из Сан-Франциско;

в) Малютин;

г) корнет Елагин.

8. Кто из героев Куприна, подобно А. Болконскому из романа Л. Толстого «Война и мир», мечтает о подвиге?

А) Иван Тимофеевич («Олеся»);

б) Ромашов («Поединок»);

в) Николаев («Поединок»);

г) Соломон («Суламифь»).

9. Из какого произведения Бунина взяты эти строки: «Теперь это легкое дыхание снова расселялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»?

а) «Темные аллеи»;

б) «Легкое дыхание»;

в) «Антоновские яблоки»;

г) «Суходол».

10. О какой героине А. Куприн говорит, что в ней живут сразу «два человека: один с сухим эгоистичным умом, другой – с нежным и страстным сердцем»?

а) Об Олесе («Олеся»);

б) о В. Шеиной («Гранатовый браслет»);

в) о Шурочке («Поединок»);

г) об А. Шеиной («Гранатовый браслет»).

11. С каким музыкальным произведением у Веры Шеиной, героини повести Куприна «Гранатовый браслет», связаны слова: «Да святится имя Твое»?

а) «Лунная соната» Бетховена;

б) «Реквием» Моцарта;

в) «Прелюдия» Шопена;

г) «Соната № 2» Бетховена.

12. Какой  художественной  деталью  завершается  повесть  Куприна «Олеся»?

а) письмо к возлюбленному;

б) букет полевых цветов;

в) косынка Олеси;

г) нитка красных бус.

13. Какой литературный жанр преобладал в творчестве И. Бунина?

а) повесть;

б) роман;

в) очерк;

г) новелла.

14. Какова основная идея рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

а) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу;

б) разоблачение революции в России;

в) философское осмысление человеческого существования в целом;

г) восприятие американцами Советской России.

15. Нобелевская премия была получена Буниным:

а) в 1925 г. за рассказ «Солнечный удар»;

б) в 1915 г. за рассказ «Господин из Сан-Франциско»;

в) в 1933 г. за роман «Жизнь Арсеньева»;

г) в 1938 г. за цикл рассказов «Темные аллеи».

16. Кому из героев рассказа Куприна «Гранатовый браслет» принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?

а) князю Шеину;

б) чиновнику Желткову;

в) генералу Аносову;

г) Вере Шеиной.

17. Из  какого  источника  был  взят  А. Куприным  сюжет  рассказа «Суламифь»?

а) древняя легенда;

б) Библия (Ветхий завет);

в) авторский замысел;

г) исландские саги.

18. Почему расстаются герои повести А. Куприна «Олеся»?

а) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;

б) Олеся полюбила другого человека;

в) Олесю вынуждают покинуть родные места;

г) урядник обвинил Олесю в воровстве.

Проверку  выполнения  тестов  можно  провести  с  помощью ассистентов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

б

б

а

а в г

б

б

б

в

 

11

12

13

14

15

16

17

18

 

 

г

г

а

в

в

в

б

в

 

 

IV. Итог уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Почему А.И.Куприн именно так озаглавил повесть? Что означает имя «Олеся»?

Олеся, ученица 11 класса рассказывает по приготовленному ею слайду №14, объясняя смысл слова «Олеся».

Учитель: вспомните первое появление Олеси (учащиеся рассказывают, цитируя словами И.А.Куприна из повести, отмечают главную черту – доброту).

Учитель: кто она для селян?

Слайд №15 «Колдовство Олеси». (учащиеся отвечают, делая вывод, что доброта-важнейшее качество в человеке. Метод «мне это пригодится». А для большинства её местных крестьян-колдунья, «ведьмаха». Олеся не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому ей суждено видеть дальше, чувствовать тоньше, чем её осторожному избраннику. Отмечают, что она естественна, потому что воспитана природой, эти качества объединяют героев и разводят их.

Учитель: Куприн заставляет нас сопоставлять героев, в результате мы видим их силу и слабость. А любовь – это испытание для них (по составленной дома схеме ученик сопоставляет Олесю и Ивана Тимофеевича. Учащиеся обсуждают и дополняют

Учитель: расскажите, кто такой Иван Тимофеевич и как произошло знакомство с Олесей.

Слайд №17,18 (Учащиеся рассказывают, цитируя описание Ивана Тимофеевича).

Учитель: Иван Тимофеевич – городской житель, дворянин, мечтает стать писателем, для этого, считает он, полезно наблюдать нравы местных жителей. Именно через сопоставление с начинающим писателем Куприн позволяет увидеть главное в Олесе. – случайно ли Куприн сделал героя писателем?

Слайд №19. Учащиеся размышляют, дополняя друг друга.

Учитель: писатель тот, кто способен видеть и слышать то, чего не дано другим, кто способен глубже понимать явления жизни, более чутко, тонко, чем обыкновенный человек.

- За что так безоглядно полюбил Иван Тимофеевич девушку, далекую от цивилизации? (Учащиеся дискутируют. Отмечают, что её отличает стремление к добру, чистоте, любви как главному смыслу человеческого существования.

Учитель: Следование принципам добра не даст Олесе потерять голову от любви (учащиеся отмечают «Мне это пригодится»). Желание делать добро поможет сохранить любовь. Но какой же самоотверженности это требует?

- Задумывается ли над этим Иван Тимофеевич? Бережет ли он это чувство?

Слайд №20 (объяснение в любви)

Учитель: как вы понимаете слова Олеси:»Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову своему вы не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, а подчиняетесь…Сердце у вас холодное, ленивое.»

Слайд №21.

Учитель: кажется, Иван Тимофеевич безоглядно отдается любви:  «Люблю, Олеся. Давно и крепко люблю».

- Почему он пытается убедить себя: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, горничных?»

(Учащиеся дискутируют. Отмечают эгоизм Ивана Тимофеевича.

Учитель: Он окрылен любовью, но это не помешает внести определенность:»Тебе придется выбирать между мной и бабушкой…» Эгоизм смешивается с леностью сердца).

Учитель: Почему Олеся отказывается выйти замуж за Ивана Тимофеевича?

(Учащиеся рассуждают)

Учитель: Почему Иван Тимофеевич не остановил Олесю идти в церковь. Он знает нравы местных поселян, понимает, чем может обернуться решение Олеси пойти в церковь.

Слайд №11. Фрагмент кинофильма «В церкви» №22.

Учитель: что пришлось пережить Олесе ради любимого?

Учащиеся читают фразу Ивана Тимофеевича «женщина должна быть набожна без рассуждений»

Видеофрагмент: «Избиение Олеси»

Слайд №11

Учащиеся: «Осмысление происходящего приходит после избиения Олеси местными жителями. Чувства Ивана Тимофеевича искренние, он любит Олесю всей душой. Куприн называет их взаимоотношения «наивной очаровательной сказкой любви».

Слайд №12

Учитель: Сумел ли режиссер показать Олесю такой, как её описывает А.И.Куприн?

(Учащиеся размышляют).

Учитель: прозвучало мнение, что Иван Тимофеевич любит Олесю искренне, что любовь не похожа на сказку, она привлекает внимание тем, что чиста и самоотверженна.

Учитель: Почему же все так печально заканчивается? (Учащиеся дискутируют).

Учитель: Куприн-мастер, у которого важна каждая деталь, каждое слово. Можете это доказать?

(Учащиеся рассуждают).

Учитель делает вывод. Слайд № 33

Домашнее задание: прочитать повесть «Гранатовый браслет», сделать закладки.

Отзывы присутствующих учителей:

            Урок очень интересный. После урока чувствуешь какое-то необъяснимое состояние. Продуман до мелочей, начиная с целей, задач и финалом урока. Два урока пролетело так незаметно, никто из учащихся не устал, это чувствовалось в активном участии всех. Урок современный, с использованием ИКТ. Учитель уместно включил интерактивный тест, фрагменты кинофильма, музыкальное сопровождение. Учащиеся самостоятельно составили и сумели защитить сравнительную схему «Сила Олеси и слабость Ивана Тимофеевича», таблицу «Что обозначает имя Олеся» - проведена исследовательская работа.

            Учащиеся в начале урока ставят задачи, выявляют проблемы. Понравился прием работы с учащимися «Мне это пригодится».

            Учащиеся хорошо говорят, рассуждают, умеют дискутировать. Тема урока задела за  «живое» всех учащихся, не было равнодушных среди них, каждому хотелось выговориться. Удачно продумано и завершено окончание урока. Поведение  учащихся на уроке говорит о том, что они работают на таком уроке не в первый раз, урок красивый и современный.