Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 5 классе. Содержание: 1. Опера - синтетический в вид искусства. 2. Великие и русские композиторы, художники, артисты - создатели оперных произведений. 3. Что такое оперное либретто. 4. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»).в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему –             Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки       Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и  В. Алеева  в  5   классе. Содержание: 1. 2. 3. 4. 1. 2. 1. 2. 3. 4. Опера ­ синтетический в вид искусства. Великие   и   русские   композиторы,   художники,   артисты   ­   создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В   чём   состоит   отличие   оперного   либретто   от   литературного первоисточника   (на   примере   увертюры   из   оперы   М.   Глинки   «Руслан   и Людмила»). Музыкальный материал: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); М. Глинка, стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (пение). Характеристика видов деятельности: Исследовать   значение   литературы   и   изобразительного   искусства   для воплощения музыкальных образов (с учётом критериев, представленных в учебнике). Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного   искусства   (с   учётом   критериев,   представленных   в учебнике). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. Сотрудничать   со   сверстниками   в   процессе   исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. Сколько на свете сюжетов, столько должно быть и самостоятельных оперных форм… (Н. Римский­Корсаков)Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры ­ опера, балет, оратория. Среди них больше всего связана с литературой опера. Благодаря оперному жанру огромное количество великих литературных произведений зазвучало и в музыке. Это – «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и многие другие. Опера – это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело,   сочинение.   Возникла   опера   в   Италии   на   рубеже   XVI   и   XVII   вв.   и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно.   Именно   эта   страна   считается   родиной   бельканто   –   прекрасного пения.   Толчком   к   созданию   оперы   послужила   идея   возрождения   жанра древнегреческой   трагедии,   в   которой   хор   как   бы   комментировал,   пояснял действие. Первые   оперные   спектакли   поразили   публику.   Театральные   актёры   вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! «Можно ли нечто более смешное видеть,   как   дуэль,   пением   сопровождаемую!   –   писал   один   из   критиков.   – Люди   к   смерти   готовятся,   скорбят   о   страшном   несчастии   с   приятной   и спокойной арией». И   всё­таки   опера   стала   распространяться   по   всему   миру,   всё   больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей­зрителей. Оперный театр есть не в каждом городе. Да и что там говорить, даже не в каждой стране! Но если уж он есть, то можно быть уверенным: это самое впечатляющее   и   великолепное   здание!    Большинство   оперных   театров выглядят как дворцы. Оперный   театр   похож   на  шкатулку   с  секретом  –  красив  снаружи,  но   ещё интереснее внутри. Первый   уровень   волшебства   открывается,   когда   проходишь   внутрь   и попадаешь в фойе. Второй – великолепный зрительный зал: обитые бархатом кресла, позолота и барельефы, скульптуры и драпировки.  Третий   –   самое   сердце   театра:   то,   что   происходит   на   сцене,   когда поднимается  занавес.  Но  пока  занавес   закрыт, можно  занять  свои  места  и хорошенько оглядеться. В центре зала висит гордость любого оперного театра – огромная люстра с мириадами   хрустальных   подвесок   (некоторые   украшены   драгоценными камнями). Огромная – это ещё скромно сказано! Её вес измеряется тоннами! Вокруг люстры – росписи, созданные знаменитыми мастерами. Царская   ложа   –   ещё   один   элемент   зала,   приковывающий   взгляд.   Она расположена прямо напротив сцены. Выглядит вызывающе роскошно! Иногдаеё называют Большая императорская ложа, или Президентская, или Парадная. Кто в ней может оказаться? Назовём их «Особыми посетителями»: например, иностранные гости правительства. Царь, Президент или король. Занавес   в   оперном   театре   –   парадный,   самый   большой   и   тяжёлый,   из необычных тканей или чистого шёлка, созданный лучшими мастерами, всегда поражающий   оригинальностью.   Известный   «Золотой»   занавес   Большого театра в Москве за много лет обрёл целую историю. На гобелене орнамент из многократно повторяющихся символов России ­   двуглавый орёл и надпись: «Россия». Ноты на занавесе – из оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Внизу, под сценой, находится удивительное место – оркестровая яма. В давние времена несколько музыкантов аккомпанировали артистам, стоя за кулисами.   Но   так   им   было   не   видно   исполнителей,   поэтому   пришлось переместиться на сцену. Их даже одели в костюмы, но всё равно музыканты мешали действию. Тогда их разместили перед сценой, но головы музыкантов и инструменты   загораживали   зрителям   обзор.   Поэтому   оркестр,   который   со временем становился всё больше и больше, опустился ниже уровня пола, в специальное помещение, которое назвали ямой.  В театре оперы и балета оркестр симфонический, он состоит из четырёх групп инструментов:  струнные,  духовые, ударные  и клавишные.  Оркестр садится веером,  чтобы   музыканты   могли   видеть   дирижёра.   В  то   же   время   каждой группе   инструментов   отводится   своя   зона   в   оркестре.   Более   громкие   и сильные располагаются дальше от слушателей, а тихие – ближе. В оперном театре много волшебников. Но у человека только одной профессии есть   самая   настоящая   волшебная   палочка.   Это   дирижёр.   Его   называют властелином  оркестра,  а  к  особенно  выдающемуся  обращаются  «маэстро». Дирижёр руководит не только оркестром. Он работает и с музыкантами, и с исполнителями,   и   с   хором   –   практически   держит   весь   спектакль   в   своих руках. Дирижёр  не  просто  размахивает  руками и  палочкой  в  воздухе, как  может показаться на первый взгляд. Движения дирижёра подчиняются определённым правилам. Жестами передаются основные составляющие музыки: ритм, темп, метр.   Ими   же   даются   сигналы   о   начале   или   финале   звучания.   В дирижировании задействовано всё: руки, лицо и глаза, грудь и плечи, и даже ноги. На   рабочем   месте   дирижёра   стоит   дирижёрский   пульт   –   подставка,   на которой лежит полная партитура произведения – партии всех инструментов, солистов и хора. Для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Опера ­ синтетический вид искусства (синтетический – отслова   синтез   –   единство,   целостность   различных   частей.   В   искусстве принято   уточнять:   художественная   целостность,   художественное единство).   Её   исполнение   ­   всегда   спектакль,   поэтому   огромную   роль   в создании   оперы   приобретают   театральное   действие   и   декоративное оформление. Итак,   в   опере   на   основе   литературного   сюжета   соединяются   музыка (вокальная   и   инструментальная),   драматическое   (театральное)   действие, сценическое   и   изобразительное   искусство   (костюмы,   декорации),   реже   – хореография. Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром. Недаром   с   оперой   связывали   свою   творческую   деятельность   такие выдающиеся   артисты,   как   Ф.   Шаляпин,   Л.   Собинов,   И.   Козловский,   А. Нежданова. Красочная   изобразительность   оперного   спектакля,   яркость   театрального представления  –  всё  это   привлекало   лучших   живописцев,  работающих  над созданием декораций. А. Бенуа, М. Врубель, К. Коровин, В. Васнецов ­ вот далеко   не   полный   перечень   имён   выдающихся   художников,   связанных   с историей оперы. Литературной   основой   оперы   является   либретто.   Либретто   –   краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла. В основу либретто   может   быть   положен   какой­либо   исторический   факт   или литературное произведение – миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть. В переводе с итальянского слово либретто означает книжечка. Либретто может быть   издано   в   виде   отдельной   брошюры,   листовки   или   помещено   в театральной программе. Если сравнить либретто оперы с литературным первоисточником, то очевидна его   упрощённость.   Это   связано   с   тем,   что   действие   в   словесных   жанрах протекает значительно быстрее, чем в опере. В литературном произведении слово   произносится,   а   в   музыкальном   ­   распевается.   И   для   того   чтобы музыкальный образ в опере получился полноценным, требуется время – время музыкального   звучания.   Поэтому   либреттист,   приступая   к   переработке литературного   произведения,   выделяет   то   главное,   что   ляжет   в   основу оперного действия. М. Глинка, работая над либретто «Руслана и Людмилы», сократил ряд сцен пушкинской поэмы, а оставшееся воплотил в опере несколько по­другому. Всем известно прекрасное вступление к «Руслану и Людмиле» А. Пушкина: У Златая зелёный; том: Лукоморья дуб     цепь     на     дубеи       кот   по ­   днём,       леший   там цепи песнь   ходит направо ­   чудеса: учёный кругом; заводит, говорит. бродит, ночью     сказку   И Всё Идёт Налево Там Русалка на ветвях сидит… Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок, с   их   излюбленными   образами   и   персонажами   (атмосфера   –   перен.: обстановка). Здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка, колдун и богатырь.   Из   этого   вступления   повествование   о   Руслане   и   Людмиле выплывает неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота­сказителя. Опера   М.   Глинки   тоже   открывается   вступлением   (увертюрой).   Если   бы композитор следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы как былинное   повествование.   Однако   великий   музыкант   решает   иначе:   уже   в первых   звуков   слушателя   захватывает   стремительная,   ликующая   мелодия. Она увлекает за собой, она обещает сюжет, полный событий и приключений. В музыке увертюры слышны интонации, определяющие благополучный конец оперы. Веселье, юмор, оптимизм – всё это обещает музыка увертюры, и всё это находит затем подтверждение в опере. Опера М. Глинки похожа на свой литературный первоисточник лишь общим сюжетом. В остальном же – это яркое и самобытное явление музыкального искусства, ставшее выдающимся благодаря музыкальному гению и мастерству композитора (самобытный – не похожий на других, самостоятельный). Вопросы: 1. 2. 3. 4. Какие виды искусства участвуют в опере? Какие   произведения   русских   писателей   легли   в   основу   оперных произведений? Чем отличается оперное либретто от литературного первоисточника? Может ли композитор изменять литературное произведение при работе над оперой? Объясните на примере оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Источник  http://www.music­fantasy.ru/materials/opera­samyy­znachitelnyy­ zhanr­vokalnoy­muzyki­0