Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 5 классе.
Содержание:
1. Опера - синтетический в вид искусства.
2. Великие и русские композиторы, художники, артисты - создатели оперных произведений.
3. Что такое оперное либретто.
4. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»).в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал к уроку музыки на тему –
Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе.
Содержание:
1.
2.
3.
4.
1.
2.
1.
2.
3.
4.
Опера синтетический в вид искусства.
Великие и русские композиторы, художники, артисты создатели
оперных произведений.
Что такое оперное либретто.
В чём состоит отличие оперного либретто от литературного
первоисточника (на примере увертюры из оперы М. Глинки «Руслан и
Людмила»).
Музыкальный материал:
М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);
М. Глинка, стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься» из оперы
«Жизнь за царя» (пение).
Характеристика видов деятельности:
Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для
воплощения музыкальных образов (с учётом критериев, представленных в
учебнике).
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в
учебнике).
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в
пении.
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения
высокохудожественных произведений или их фрагментов.
Сколько на свете сюжетов,
столько должно быть
и самостоятельных оперных форм…
(Н. РимскийКорсаков)Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои
крупные жанры опера, балет, оратория. Среди них больше всего связана с
литературой опера. Благодаря оперному жанру огромное количество великих
литературных произведений зазвучало и в музыке. Это – «Руслан и Людмила»,
«Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и многие другие.
Опера – это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд,
дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII вв. и
первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не
случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного
пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра
древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял
действие.
Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры вдруг,
вместо того чтобы разговаривать, запели?! «Можно ли нечто более смешное
видеть, как дуэль, пением сопровождаемую! – писал один из критиков. –
Люди к смерти готовятся, скорбят о страшном несчастии с приятной и
спокойной арией».
И всётаки опера стала распространяться по всему миру, всё больше
завоёвывая симпатии многочисленных слушателейзрителей.
Оперный театр есть не в каждом городе. Да и что там говорить, даже не в
каждой стране! Но если уж он есть, то можно быть уверенным: это самое
впечатляющее и великолепное здание! Большинство оперных театров
выглядят как дворцы.
Оперный театр похож на шкатулку с секретом – красив снаружи, но ещё
интереснее внутри.
Первый уровень волшебства открывается, когда проходишь внутрь и
попадаешь в фойе.
Второй – великолепный зрительный зал: обитые бархатом кресла, позолота и
барельефы, скульптуры и драпировки.
Третий – самое сердце театра: то, что происходит на сцене, когда
поднимается занавес. Но пока занавес закрыт, можно занять свои места и
хорошенько оглядеться.
В центре зала висит гордость любого оперного театра – огромная люстра с
мириадами хрустальных подвесок (некоторые украшены драгоценными
камнями). Огромная – это ещё скромно сказано! Её вес измеряется тоннами!
Вокруг люстры – росписи, созданные знаменитыми мастерами.
Царская ложа – ещё один элемент зала, приковывающий взгляд. Она
расположена прямо напротив сцены. Выглядит вызывающе роскошно! Иногдаеё называют Большая императорская ложа, или Президентская, или Парадная.
Кто в ней может оказаться? Назовём их «Особыми посетителями»: например,
иностранные гости правительства. Царь, Президент или король.
Занавес в оперном театре – парадный, самый большой и тяжёлый, из
необычных тканей или чистого шёлка, созданный лучшими мастерами, всегда
поражающий оригинальностью. Известный «Золотой» занавес Большого
театра в Москве за много лет обрёл целую историю. На гобелене орнамент из
многократно повторяющихся символов России двуглавый орёл и надпись:
«Россия». Ноты на занавесе – из оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Внизу, под
сценой, находится удивительное место – оркестровая яма.
В давние времена несколько музыкантов аккомпанировали артистам, стоя за
кулисами. Но так им было не видно исполнителей, поэтому пришлось
переместиться на сцену. Их даже одели в костюмы, но всё равно музыканты
мешали действию. Тогда их разместили перед сценой, но головы музыкантов и
инструменты загораживали зрителям обзор. Поэтому оркестр, который со
временем становился всё больше и больше, опустился ниже уровня пола, в
специальное помещение, которое назвали ямой.
В театре оперы и балета оркестр симфонический, он состоит из четырёх групп
инструментов: струнные, духовые, ударные и клавишные. Оркестр садится
веером, чтобы музыканты могли видеть дирижёра. В то же время каждой
группе инструментов отводится своя зона в оркестре. Более громкие и
сильные располагаются дальше от слушателей, а тихие – ближе.
В оперном театре много волшебников. Но у человека только одной профессии
есть самая настоящая волшебная палочка. Это дирижёр. Его называют
властелином оркестра, а к особенно выдающемуся обращаются «маэстро».
Дирижёр руководит не только оркестром. Он работает и с музыкантами, и с
исполнителями, и с хором – практически держит весь спектакль в своих
руках.
Дирижёр не просто размахивает руками и палочкой в воздухе, как может
показаться на первый взгляд. Движения дирижёра подчиняются определённым
правилам. Жестами передаются основные составляющие музыки: ритм, темп,
метр. Ими же даются сигналы о начале или финале звучания. В
дирижировании задействовано всё: руки, лицо и глаза, грудь и плечи, и даже
ноги.
На рабочем месте дирижёра стоит дирижёрский пульт – подставка, на
которой лежит полная партитура произведения – партии всех инструментов,
солистов и хора.
Для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет
недостаточно. Опера синтетический вид искусства (синтетический – отслова синтез – единство, целостность различных частей. В искусстве
принято уточнять: художественная целостность, художественное
единство). Её исполнение всегда спектакль, поэтому огромную роль в
создании оперы приобретают театральное действие и декоративное
оформление.
Итак, в опере на основе литературного сюжета соединяются музыка
(вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие,
сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже –
хореография.
Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром.
Недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие
выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, А.
Нежданова.
Красочная изобразительность оперного спектакля, яркость театрального
представления – всё это привлекало лучших живописцев, работающих над
созданием декораций. А. Бенуа, М. Врубель, К. Коровин, В. Васнецов вот
далеко не полный перечень имён выдающихся художников, связанных с
историей оперы.
Литературной основой оперы является либретто. Либретто – краткое
литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла. В основу
либретто может быть положен какойлибо исторический факт или
литературное произведение – миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть. В
переводе с итальянского слово либретто означает книжечка. Либретто может
быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в
театральной программе.
Если сравнить либретто оперы с литературным первоисточником, то очевидна
его упрощённость. Это связано с тем, что действие в словесных жанрах
протекает значительно быстрее, чем в опере. В литературном произведении
слово произносится, а в музыкальном распевается. И для того чтобы
музыкальный образ в опере получился полноценным, требуется время – время
музыкального звучания. Поэтому либреттист, приступая к переработке
литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу
оперного действия.
М. Глинка, работая над либретто «Руслана и Людмилы», сократил ряд сцен
пушкинской поэмы, а оставшееся воплотил в опере несколько подругому.
Всем известно прекрасное вступление к «Руслану и Людмиле» А. Пушкина:
У
Златая
зелёный;
том:
Лукоморья
дуб
цепь
на
дубеи
кот
по
днём,
леший
там
цепи
песнь
ходит
направо
чудеса:
учёный
кругом;
заводит,
говорит.
бродит,
ночью
сказку
И
Всё
Идёт
Налево
Там
Русалка на ветвях сидит…
Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок,
с их излюбленными образами и персонажами (атмосфера – перен.:
обстановка). Здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка, колдун и
богатырь. Из этого вступления повествование о Руслане и Людмиле
выплывает неспешно, как неторопливый рассказ учёного котасказителя.
Опера М. Глинки тоже открывается вступлением (увертюрой). Если бы
композитор следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы как
былинное повествование. Однако великий музыкант решает иначе: уже в
первых звуков слушателя захватывает стремительная, ликующая мелодия.
Она увлекает за собой, она обещает сюжет, полный событий и приключений.
В музыке увертюры слышны интонации, определяющие благополучный конец
оперы. Веселье, юмор, оптимизм – всё это обещает музыка увертюры, и всё
это находит затем подтверждение в опере.
Опера М. Глинки похожа на свой литературный первоисточник лишь общим
сюжетом. В остальном же – это яркое и самобытное явление музыкального
искусства, ставшее выдающимся благодаря музыкальному гению и мастерству
композитора (самобытный – не похожий на других, самостоятельный).
Вопросы:
1.
2.
3.
4.
Какие виды искусства участвуют в опере?
Какие произведения русских писателей легли в основу оперных
произведений?
Чем отличается оперное либретто от литературного первоисточника?
Может ли композитор изменять литературное произведение при работе
над оперой? Объясните на примере оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/operasamyyznachitelnyy
zhanrvokalnoymuzyki0