ОПОРНЫЕ СХЕМЫ-СИМВОЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

  • docx
  • 12.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 22.docx

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ-СИМВОЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

Развитие связной речи детей дошкольного возраста-одна из важнейших задач детского сада. Не развив связную речь, невозможно развить и коммуникативные способности ребенка, научить его общаться, помочь ему социализироваться и уверенно чувствовать себя в обществе. Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных текстов и высказываний. В описании нет сюжета, нет событий и действующих лиц. Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений, обычно признаков существенных. В описании изображается внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красота. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией. Процесс формирования у детей умения описывать предмет проходит очень сложно. Трудность состоит в том, что ребенку тяжело поддерживать постоянное внимание, самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки, установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая, по сути, является планом описания. Вследствие чего, получается бедное описание образов, нарушение грамматического строя речи, примитивные, бессвязные, с пропуском смысловых звеньев, с длительными паузами описательные рассказы. Другой вариант-описательный рассказ превращается в диалог между воспитателем и ребенком, посредством задаваемых вопросов-подсказок воспитателя ребенку. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных схем-символов. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Схемы-символы выступают в роли плана-подсказки, значит, малыш может строить по ним свой рассказ. Эту идею мы взяли из книги Бардышевой Т.Ю. «Как много я хочу сказать». Работу по опорным схемам мы проводили с использованием настоящих предметов, игрушек, карточек, подобранных в соответствии с лексическими темами. Обязательно учитываем возраст детей, интересы, содержание комплексно-тематического планирования. В основу процесса формирования у детей осознанных умений составлять описательные рассказы положены принципы постепенности и последовательности. Работа организуется в три этапа: 1 этап-знакомство с символами. На этом этапе объясняем детям содержание условных обозначений. Знак вопроса – обозначает название предмета. Палитра с красками обозначает цвет предмета. Символ с геометрическими фигурами обозначает форму предмета. Символ с большим и маленьким кругом отвечает за размер предмета. Символ, на котором изображена конфета и лимон-за вкус. Символ с изображением носа обозначает запах. Есть символы, обозначающие: Какой на ощупь? Как собирают? Где растет? Что внутри? Что можно приготовить? Рост. Полнота. Прическа. Глаза. Ресницы. Губы. Назвать одежду. Кто носит? Сезонность. Материал. Ткань. Детали одежды. Детали обуви. На этом этапе важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, размера, формы и т. д. присущи всем предметам определенной лексической группы. Для скорейшего запоминания символов детьми и для проверки усвоения содержания условных обозначений мы проводим игровые упражнения. «Расшифруй знаки-символы». Воспитатель показывает ребенку схему, а он самостоятельно объясняет содержание символов. «Исправь ошибку». Воспитатель показывает ребенку схему описания предмета и последовательно объясняет содержание условных схем-символов, намеренно пропуская один из них. Ребенок должен исправить ошибку, назвав пропущенный символ и объяснить его содержание. «Покажи правильный символ». Воспитатель показывает предмет и называет любой признак: например, это- яблоко, оно сладкое. Ребенок должен найти схему-символ, соответствующую этому признаку. 2 этап-знакомство с образцом описательного рассказа. На этом этапе воспитатель должен дать детям образец описательного рассказа по определенной лексической теме. Важно при рассказывании последовательно показывать карточки со схемами-символами, по которым идет описание. «Это-морковь. Она оранжевого цвета, треугольной формы. Она большая. Морковь растет под землей. На ощупь морковка твердая, а на вкус –сочная и сладкая. Морковь можно есть сырой, а можно варить и жарить. Из нее также готовят соки. Она очень полезная.» Целесообразным будет использовать игровые речевые упражнения творческого характера. «Найди лишнюю картинку» Ребенок должен указать на схему-символ, не подходящую к описанию заданного предмета. «Укрась слово». Ребенок должен подобрать к предмету слова-эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отображали отношение ребенка к нему. «Какой, какая, какие?» Ребенок должен подобрать описательные слова-признаки к предмету. «На какую фигуру похож?» Ребенок должен определить, на какую геометрическую фигуру похожа форма предмета. «Волшебная корзинка». Воспитатель достает из корзинки предмет и задает о нем вопросы. «Узнай по описанию». Воспитатель описывает какой-либо предмет. Дети должны по описанию угадать, о каком предмете идет речь и показать его. «Магазин». Воспитатель выступает в роли продавца, дети-покупатели. Произносить название товара запрещается, нужно его описать. «Нарисуй словами». Воспитатель предлагает детям стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами. 3 этап работы -это самостоятельное составление ребенком описательного рассказа по опорной схеме. Ребенок выбирает или получает настоящий предмет (игрушку, изображение), который принадлежит к определенной лексической теме, внимательно рассматривает его, а потом составляет описательный рассказ по соответствующей опорной схеме, которую воспитатель сочтет целесообразной для данного возраста и подходящей по лексической теме. На первых порах при составлении описательного рассказа воспитатель поочередно выставляет символы. Это значительно облегчает малышу задачу, ведь ребенку легче строить рассказ, когда он видит нужный пункт опорной схемы рядом с предметом, который он описывает. Потом можно усложнить задачу, схему выстроить сразу, и тогда ребенок будет строить рассказ, передвигаясь по схеме лишь взглядом. Когда дети научатся свободно описывать предметы, им можно предложить составить сравнительное описание двух объектов одной лексической группы. Дети описывают объекты, определяя между ними сходство и различия. «Помидор и огурец-это овощи, которые растут на грядке. Помидор красного цвета, а огурец зеленого. Помидор чаще бывает круглый, а огурец-овальный. На ощупь спелый помидор мягкий, а огурец твердый. На вкус помидор и огурец сочные, вкусные. Их можно есть сырыми, а можно делать заготовки на зиму. Помидор и огурец очень полезны для нашего организма.» При составлении детьми описательных рассказов по схемам-символам мы обращаем особое внимание на: • Полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания • Логику описания (соблюдение структуры описания, последовательности) • Связность текста (правильность согласования слов в предложении) • Образность (использование средств лексической выразительности) В каждом дошкольном возрасте мы используем разное количество символов. В средней группе достаточно 3-4 символов при составлении описательного рассказа; в старшей у нас получается схема из 5-6 символов; а в подготовительной к школе группе дети составляют рассказ из 8-10 символов. Всего в работе используются 24 символа. Эти схемы-символы в различных сочетаниях можно использовать в разных лексических темах: • Овощи • Фрукты • Грибы • Ягоды • Продукты питания • Посуда • Игрушки • Человек • Одежда • Обувь Использование опорных схем-символов значительно облегчает составление описательного рассказа дошкольникам. Высказывания детей становятся более четкими, связными, последовательными; формируются навыки целостного описательного рассказаК. Д. Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Список использованной литературы: 1. Бардышева Т.Ю., Чохонелидзе Т. А. Как много вам хочу сказать. Москва: Карапуз, 2001. 16 с. 2. Бардышева Т. Ю., Чохонелидзе Т. А. Пересказы и рассказы. 5-8 лет. Москва: Карапуз, 2008. 64 с. 3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа. Москва: Скрипторий 2003, 2019. 144 с. 4. Нищева Н.В. Алгоритмические схемы для обучения дошкольников составлению описательных рассказов (4-7 лет). Москва: Детство-Пресс, 2021. 32 с. РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ: ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Путрова Оксана Геннадьевна, педагог-психолог Гладкова Лариса Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 83 "Ручеек" г. Чебоксары, Чувашская Республика Библиографическое описание: Путрова О.Г., Гладкова Л.А.