Публикация на тему как использовать опорные сигналы на уроках в начальной школе. Опорные сигналы разделены на виды, формы.
Можно значительно увеличивать объём изучаемого на уроке материала, формировать навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания и умения по предмету.
опорные сигналы.docx
Опорные сигналы на уроках в начальной школе.
Использование на уроке опорных сигналов помогает решить эти проблемы, помогает
разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным,
способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Роль учителя в том,
чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение
использовать теоретические сведения в практике.
Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и
преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными
способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
«Рецепт успеха ученика прост: во первых, нужно верить в ребенка и при малейшей
возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх
отчуждения и осуждения. А во вторых, учителю нужно очень четко все объяснять» писал
педагог новатор Виктор Федорович Шаталов, известный своей системой обучения с
использованием опорных сигналов — ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул
с кратким выводом.
Что такое опорные сигналы (ОС)?
Одним из видов наглядности являются опорные сигналы, применение которых
обуславливается тем, что использование данного средства позволяет не только усвоить
изучаемый материал, но и осознать сам процесс усвоения. Осознание предметных действий,
направленных на решение учебнопрактической задачи, способствует формированию
учебной деятельности, что соответствует требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Опорный сигнал – это ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение.
Данное средство обучения впервые было предложено В.Ф. Шаталовым .
Опорные сигналы это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы,
которые рождаются в момент объяснения. Основные функции опорных сигналов:
обобщение
систематизация,
адаптация,
снятие социального барьера,
оптимизация самостоятельной деятельности.
В начальной школе чаще всего применяются опорные схемы. Схема – опора мысли
ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и
учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами
мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её,
работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность,
страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического
зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило
по данной схеме опоре, выполняя практическое задание.
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно
предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных
заданиях.
Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения
и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков. Компактные
опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к
поиску. В опорных схемах есть и элемент игры, и экономия времени и места, и знание
психологии ребят.
Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал
стал доступен, отпечатался в долговременной памяти, а также произошло осмысление
конечной цели и промежуточных этапов. В каждом листе опорных схем может быть
закодирован учебный материал соответствующих разделов программы.
Цель метода составления опорных сигналов отвечает всем современным требованиям:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к
предмету.
Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
Повышение интереса к изучаемому материалу.
Интеграция с ИКТ технологиями (преобразование текстовой информации в
цифровую в виде презентаций).
Ценность метода заключается ещё и в следующем:
лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных
или графических знаков);
структурность
удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть ОС между собой
(разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);
занимательность, парадоксальность имеет большое значение в ОС.
цветовое оформление важная деталь опорного сигнала. Правильно оформленный
ОСт манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на
ученика своим эстетическими и психологическими качествами.
Разнообразное содержание позволяет разделить опорные сигналы на несколько
видов:
Смысловые
Вербальные (словесные). Ассоциативные.
Аббревиатурные.
Графические.
Орфографические.
Работа с опорными сигналами учит умению выделять главное в изучаемом материале,
способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном
лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Опорные сигналы не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более
запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся,
способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в
практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Выделяют следующие формы опорных сигналов:
Схемы.
Таблицы.
Диаграммы.
Ассоциативное поле.
Опорный конспект.
Алгоритмы.
Как и из чего изготавливать ОС? Эффективно применять ОС может только тот
учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные
требования к их составлению: ОС составляется в форме бланка с соблюдением
определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Требование избегать
в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению
в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а
также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.
Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма. При
составлении ОС необходимо соблюдать следующие этапы:
определить основное понятие, его стороны, изучаемые на уроке;
дифференцировать словеснообразное и знаковосимволическое выражение каждого
понятия;
составить опорные схемы.
Вот, например, простейшие опорные схемы, использованные на уроке в 1 классе «Задача».
2 3
?
2+3=5
5
условие
вопрос
решение
ответ
Они применяются при самых первых уроках при работе с задачей.
Цель схемы таблицы – помочь запомнить при первом объяснении элементов задачи.
Ученики рассуждают, выделяя условие, вопрос, решение и ответ задачи. Все ответы детей
фиксируются на доске, как на схеме. Никаких лишних слов, нет напряжения, исчезла
скованность даже у слабых учеников. С каждым уроком растёт оперативность в работе со
схемой. Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Всё меньше записей на доске.
Задания формулируются коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни решение».
При решении более сложных задач также можно применить опорные схемы.
Например, при решении задач на понятия цена, количество, стоимость можно применить
следующую карточкусхему:
Опорные схемы можно использовать почти на всех уроках в начальной школе. Так,
на уроке обучения грамоте вместе с ребятами можно составить и использовать схему
звуко буквенного анализа слова. На уроках по изучению частей речи, например, имени прилагательного, можно
использовать схемытаблицы, помогающие лучше проанализировать и усвоить пройденный
материал. Также опорные схемы могут быть использованы на уроках по изучению окружающего мира,
технологии, литературы, иностранного языка и других предметов.
Обучение по опорным сигналам требует активной мыслительной деятельности учащихся.
Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее
усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без
схематизированного краткого конспекта довольно трудно. ОС представляет собой приём,
облегчающий восприятие темы и её понимание.
По словам психологов, у каждого человека работают в разной степени все три механизма
памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они
целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При
объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и
слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на
установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных сигналов
как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
Итак, ОС как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией,
которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько
ключом к решению практических задач, который активизирует не только познавательную,
но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его
успешным.
ОС привлекают простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой
ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ними можно учащихся с помощью
классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального
времени, как на изготовление некоторых других пособий.
ОС уместны на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с
орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного
материала. При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере необходимости
будут обращаться к ОС.
Систематическая работа с опорными сигналами, составление их при непосредственном
участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже
могут самостоятельно, опираясь, например, на схемы, изложить тот или иной материал.
Использование данной методики при изучении предметов в начальной школе, несомненно,
даёт определённые результаты.
Вопервых, можно значительно увеличивать объём изучаемого на уроке материала,
формировать навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, тем
самым закладывать у учащихся более прочные знания и умения по предмету.
Вовторых, использование данной технологии способствует повышению творческого
потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
Использование опорных сигналов на уроках в 34 классах поможет детям освоить навыки
аналитической работы с текстом учебника, поможет в запоминании учебного материала,
будет развивать логическое мышление, будет помогать в приобретении умения вести
дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль.
Работа с ОС формирует у учащихся: умение выделять главное; правильную лексику;
умение читать текст, заложенный в схеме; зрительную и слуховую память. На этапе
повторения и тренировки работа с ОС значительно экономит время на уроке, поскольку
ученик имеет возможность самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме опоре.
Систематическая работа с опорными сигналами формирует у учащихся навык
самостоятельной работы, ученик учится систематизировать полученные знания и
последовательно их излагать. Приобретённый опыт работы даёт возможность ученику
использовать его и на других учебных предметах.
Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на главном – создать
стержневой образ темы; помогает прочному усвоению, запоминанию; правильно установить
природные и пространственные связи, взаимоотношения предметов и явлений, полезна для
применения сравнений, как способ проверки знаний, развивает логическую
последовательность мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к
изучаемому материалу, способствует эстетическому воспитанию.
Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока: при объяснении, закреплении
материала и проверке знаний, умений и навыков учащихся. Графическая наглядность
развивает у детей умение не только смотреть на рисунок, но видеть содержание.
Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный труд.
Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в свои силы. Для
слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном
процессе; для сильного – это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала.
Опорные карточки по разным темам программы помогают одном случае своевременно
предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение во фронтальных и индивидуальных
заданиях. Причем все действенно и оперативно.
Таким образом, применение метода составления опорных сигналов способствует
формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий как основы умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется адекватная
мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают
всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную
цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся учатся
использовать знаковосимволические средства, овладеют широким спектром логических
действий.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся
приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать
информацию.
Итак, метод составления опорных сигналов на уроках в начальной школе является очень
актуальным и отвечает всем требованиям по организации образовательного процесса по
ФГОС начального общего образования.
"Опорные сигналы в начальной школе"
"Опорные сигналы в начальной школе"
"Опорные сигналы в начальной школе"
"Опорные сигналы в начальной школе"
"Опорные сигналы в начальной школе"
"Опорные сигналы в начальной школе"
"Опорные сигналы в начальной школе"
"Опорные сигналы в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.