"Опорные сигналы в начальной школе"
Оценка 4.6

"Опорные сигналы в начальной школе"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
1 кл—4 кл
05.11.2017
"Опорные сигналы в начальной школе"
Публикация на тему как использовать опорные сигналы на уроках в начальной школе. Опорные сигналы разделены на виды, формы. Можно значительно увеличивать объём изучаемого на уроке материала, формировать навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания и умения по предмету.
опорные сигналы.docx
Опорные сигналы на уроках в начальной школе.   Использование на уроке опорных сигналов помогает решить эти проблемы, помогает  разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным,  способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Роль учителя  в том,  чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение  использовать теоретические сведения в практике. Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и  преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными  способами: словесно, в виде таблицы, схемы. «Рецепт успеха ученика прост: во ­ первых, нужно верить в ребенка и при малейшей  возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх  отчуждения и осуждения. А во ­ вторых, учителю нужно очень четко все объяснять» писал  педагог ­ новатор Виктор Федорович Шаталов, известный своей системой обучения с  использованием опорных сигналов — ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Что такое опорные сигналы (ОС)?  Одним из видов наглядности являются опорные сигналы, применение которых  обуславливается тем, что использование данного средства позволяет не только усвоить  изучаемый материал, но и осознать сам процесс усвоения. Осознание предметных действий, направленных на решение учебно­практической задачи, способствует формированию  учебной деятельности, что соответствует требованиям Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования. Опорный сигнал – это ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение.  Данное средство обучения впервые было предложено  В.Ф. Шаталовым .  Опорные сигналы ­ это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы,  которые рождаются в момент объяснения. Основные функции опорных сигналов:       обобщение систематизация,  адаптация, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. В начальной школе чаще всего применяются опорные схемы. Схема – опора мысли ученика,   опора   его   практической   деятельности,   связующее   звено   между   учителем   и учеником.   От   традиционной   наглядности   они   отличаются   тем,   что   являются   опорами мысли, опорами действия. Школьники   строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх   перед   ответом,   нагрузка   на   память.   Ученики   избавлены   от   механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме­ опоре, выполняя практическое задание.       Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.  Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков. Компактные  опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к  поиску. В опорных схемах есть и элемент игры, и экономия времени и места, и знание  психологии ребят. Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал  стал доступен, отпечатался в долговременной памяти, а также произошло осмысление  конечной цели и промежуточных этапов. В каждом листе опорных схем может быть  закодирован  учебный материал соответствующих разделов программы. Цель метода составления опорных сигналов отвечает всем современным требованиям:  Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к  предмету.  Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.  Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.  Повышение интереса к изучаемому материалу.  Интеграция с ИКТ­ технологиями (преобразование текстовой информации в  цифровую в виде презентаций). Ценность метода заключается ещё и в следующем:      ­ лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных  или графических знаков);  ­ структурность  ­ удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть ОС между собой  (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.); ­ занимательность, парадоксальность имеет большое значение в ОС. ­ цветовое оформление ­ важная деталь опорного сигнала. Правильно оформленный  ОСт манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на  ученика своим эстетическими и психологическими качествами.  Разнообразное содержание  позволяет разделить  опорные сигналы на несколько  видов:    Смысловые   Вербальные (словесные).  Ассоциативные.  Аббревиатурные.    Графические.  Орфографические. Работа с опорными сигналами учит умению выделять главное в изучаемом материале,  способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность. Опорные сигналы не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более  запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся,  способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в  практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи. Выделяют следующие формы опорных сигналов:  Схемы.    Таблицы.   Диаграммы.   Ассоциативное поле.   Опорный конспект.   Алгоритмы.             Как и из чего изготавливать ОС? Эффективно применять ОС может только тот  учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен  знать и основные  требования к их составлению: ОС составляется в форме бланка с соблюдением  определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению  в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а  также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.    Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма. При составлении ОС необходимо соблюдать следующие этапы: определить основное понятие, его стороны, изучаемые на уроке; дифференцировать словесно­образное и знаково­символическое выражение каждого понятия; составить опорные схемы.    Вот, например, простейшие опорные схемы, использованные на уроке   в 1 классе «Задача». 2           3 ? 2+3=5          5 условие вопрос решение ответ Они применяются при самых первых уроках при работе с задачей.  Цель схемы­ таблицы – помочь запомнить при первом объяснении элементов задачи. Ученики рассуждают, выделяя условие, вопрос, решение и ответ задачи. Все ответы детей  фиксируются на доске, как на схеме. Никаких лишних слов, нет напряжения, исчезла  скованность даже у слабых учеников. С каждым уроком растёт оперативность в работе со  схемой. Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Всё меньше записей на доске.  Задания формулируются коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни решение».   При решении более сложных задач также можно применить опорные схемы.  Например, при решении задач на понятия цена, количество, стоимость можно применить  следующую карточку­схему:     Опорные схемы можно использовать почти на всех уроках в начальной школе. Так,  на уроке обучения грамоте вместе с ребятами можно составить и использовать схему  звуко­ буквенного анализа слова. На уроках по изучению частей речи, например, имени прилагательного,  можно  использовать схемы­таблицы, помогающие лучше проанализировать и усвоить пройденный  материал. Также опорные схемы могут быть использованы на уроках по изучению окружающего мира, технологии, литературы, иностранного языка и других предметов. Обучение по опорным сигналам требует активной мыслительной деятельности учащихся.  Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее  усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без  схематизированного краткого конспекта довольно трудно. ОС представляет собой приём,  облегчающий восприятие темы и её понимание. По словам психологов,  у каждого человека работают в разной степени все три механизма  памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они  целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При  объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и  слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на  установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных сигналов  как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.  Итак, ОС как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией,  которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько  ключом к решению практических задач, который активизирует не только познавательную,  но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его  успешным.  ОС привлекают простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой  ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ними можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального  времени, как на изготовление некоторых других пособий.  ОС уместны на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с  орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного  материала. При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере необходимости  будут обращаться к ОС. Систематическая работа с опорными сигналами, составление их при непосредственном  участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже  могут самостоятельно, опираясь, например, на схемы, изложить тот или иной материал. Использование данной методики при изучении предметов в начальной школе, несомненно,  даёт определённые результаты.  Во­первых, можно значительно увеличивать объём изучаемого на уроке материала,  формировать навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, тем  самым закладывать у учащихся более прочные знания и умения по предмету.  Во­вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого  потенциала учащихся, развитию речи, мышления.  Использование опорных сигналов на уроках в 3­4 классах поможет детям освоить навыки  аналитической работы с текстом учебника, поможет в запоминании учебного материала,  будет развивать логическое мышление, будет помогать в приобретении умения вести  дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль. Работа с ОС формирует у учащихся: умение выделять главное; правильную лексику;  умение читать текст, заложенный в схеме; зрительную и слуховую память. На этапе  повторения и тренировки работа с ОС значительно экономит время на уроке, поскольку  ученик имеет возможность самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме ­ опоре.  Систематическая работа с опорными сигналами формирует у учащихся навык  самостоятельной работы, ученик учится систематизировать полученные знания и  последовательно их излагать. Приобретённый опыт работы даёт возможность ученику  использовать его и на других учебных предметах. Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на главном – создать  стержневой образ темы; помогает прочному усвоению, запоминанию; правильно установить природные и пространственные связи, взаимоотношения предметов и явлений, полезна для  применения сравнений, как способ проверки знаний, развивает логическую  последовательность мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к  изучаемому материалу, способствует эстетическому воспитанию. Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока: при объяснении, закреплении  материала и проверке знаний, умений и навыков учащихся. Графическая наглядность  развивает у детей умение не только смотреть на рисунок, но видеть содержание. Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный труд.  Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в свои силы. Для  слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном  процессе; для сильного – это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала. Опорные карточки по разным темам программы помогают одном случае своевременно  предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение во фронтальных и индивидуальных  заданиях. Причем все действенно и оперативно. Таким образом, применение метода составления опорных сигналов  способствует  формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных  универсальных учебных действий как основы умения учиться. В сфере  личностных универсальных учебных действий  формируется  адекватная  мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных универсальных учебных действий  обучающиеся  овладевают  всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную  цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия,  вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере  познавательных универсальных учебных действий  обучающиеся учатся  использовать знаково­символические средства, овладеют широким спектром логических  действий. В сфере  коммуникативных универсальных учебных действий  обучающиеся  приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять  сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать  информацию. Итак, метод составления опорных сигналов на уроках в начальной школе является очень  актуальным и отвечает всем требованиям по организации образовательного процесса по  ФГОС начального общего образования.

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"

"Опорные сигналы в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017