"Опричнина Ивана Грозного"
Оценка 4.7

"Опричнина Ивана Грозного"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
9 кл
29.04.2018
"Опричнина Ивана Грозного"
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 6 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ.Опричнина (опричь - древ.-рус. кроме) В 1565-1572 годах название удела Ивана IV, в которой были выделены ряд земель, а также часть Москвы. В опричнине вводилось своё управление: Боярская Дума, приказы, войско. Опричниной также принято называть всю систему мер Ивана Грозного - массовые репрессии, земельные конфискации и т.п., которая применялась царём для борьбы с предполагаемой изменой и остатками удельного сепаратизма. Основатель опричнины - Басманов-Плещеев.конспект
история.docx
Опричнина (опричь ­ древ.­рус. кроме) В 1565­1572 годах название удела Ивана IV, в которой  были выделены ряд земель, а также часть Москвы. В опричнине вводилось своё управление:  Боярская Дума, приказы, войско. Опричниной также принято называть всю систему мер Ивана  Грозного ­ массовые репрессии, земельные конфискации и т.п., которая применялась царём для  борьбы с предполагаемой изменой и остатками удельного сепаратизма. Основатель опричнины ­  Басманов­Плещеев. Начало опричнины. После измены приближённого человека, неудач в войне политика Ивана Грозного становится всё более и более жестокой: «сердце Иваново… кипело гневом, волновалось подозрениями. Все  добрые Вельможи казались ему тайными злодеями, единомышленниками Курбского: он видел  предательство в их печальных взорах, слышал укоризны или угрозы в их молчании; требовал  доносов и жаловался, что их мало: самые бесстыдные клеветники не удовлетворяли его жажде к истязанию» 3 декабря 1564 года царь неожиданно уехал из Москвы взяв с собой жену и сыновей, иконы и  всю казну, приближенных своих с их семьями, а к Рождеству прибыл в Александровскую  слободу. И только 3 января 1565 года прислал он митрополиту Афанасию список в котором были  указаны «измены боярские и воеводские и всяких приказных людей» И царь «положил свой  гнев» на священно служителей и бояр, казначеев и служащих, и на семьи их. Он объяснил  причину своего отъезда тем, что был не в силах больше терпеть предательства окружающих его  людей: «от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил своё  государство и поехал, где вселиться». А к простому народу Москвы отправил Иван Васильевич  другую грамоту, в которой он писал чтоб люди сомнений в себе не держали, гнева на них нет. И  собрались тогда те, которые прогневали царя «с плачем глаголюще» и решили просить царя что  «гнев свой отовратил, милость показал и … государства своего не оствалял». Царь тогда  согласился вернуться, но с определёнными условиями: он требовал выделения себе особого  удела (опричнины), где вся власть принадлежала бы царю, туда входили самые важные и  богатые земли и города. Остальная же часть государства стала называться земщиной, в которой власть формально принадлежала Боярской думе. На землях опричнины царь усиленно «сажал»  дворян, разоряя старинные удельные владения, выселяя представителей аристократии на земли земщины. В опричнине сложилась своя система государственного управления Суть опричнины Царь получил право казнить всех изменников, конфисковывать их имущество. Таким образом,  главным качеством опричнины стал террор против феодальной знати и церковной иерархии.  Опорой были дворяне, из которых состояло опричное войско: был сформирован отряд в 1000  человек, отобранных из «опричных» уездов: «После казней Иван занялся образованием своей  новой дружины. В совете с ним сидели Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Князь Афанасий  Вяземский, и другие любимцы. К ним приводили молодых Детей Боярских, отличных не  достоинствами, но так называемым удальством, распутством, готовностию на все. Иван  предлагал им вопросы о роде их, о друзьях и покровителях: требовалось именно, чтобы они не  имели никакой связи с знатными Боярами; неизвестность, самая низость происхождения вменялась им в достоинство. Вместо тысячи, Царь избрал 6000, и взял с них присягу служить ему верою и правдою, доносить на изменников» Будучи опричным «игуменом», царь исполнял ряд  монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра —  заутрене, в восемь начиналась обедня. Настоящему разгрому подверглись территории, где были  сильны позиции боярства. Главными деяниями в 1565­1572 стали карательные походы на Тверь и Новогород с массовыми расправами над их жителями, а так же террор против всех недовольных  политикой царя. В это время стала наиболее видны различии политики Ивана Грозного до 1560 и после: «Бояре  жалели о временах Адашевских, когда им была свобода, а Царю неволя (так говорил Иван)! … иноземцы без сомнения не думали выводить его из мрачного заблуждения и гневить смелым  языком истины; могли даже с тайным удовольствием видеть сию бурю, которая сокрушала  главные столпы великой Монархии: ибо Царь губил лучших Воевод своих, лучших советников  государственных.» Предпосылки опричнины Причины такой жестокой политики в первую очередь стоит искать в самой личности Ивана  Грозного. Его недоверчивый, подозрительный и жестокий нрав, безусловно, является самой  главной причиной террора поразившего страну, и обусловлен он тем как Иван IV воспитывался:  регентский совет был занят скорее борьбой за власть, нежели воспитанием малолетнего  государя. Как рассказано выше: им было выгоднее поощрять самые безнравственные поступки  Ивана, нежели указывать ему на его собственные ошибки и заниматься его образование. Лишь  собственная любовь Ивана к книгам и его интерес к политике давали ему информацию об  управлении государством. «Достигнув зрелого возраста, Иван не раз с горечью вспоминал свое  детство. Чернила его обращались в желчь, когда он описывал обиды, причиненные ему –  заброшенному сироте – боярами. Жалобы царя столь впечатляющи, что их обаянию поддались  историки. На основании царских писем В.О. Ключевский нарисовал знаменитый психологический  портрет Ивана­ребенка. В душу сироты, писал он, рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван,  превратили его робость в нервную пугливость» Так же на психологическом состоянии царя  могли отразиться и ранняя смерть отца, и возможное убийство матери, и вполне возможно, что  плохая наследственность так же могла отразиться на его психике. Царь, по сути, совершенно не умел отличать друзей от врагов, он не терпел критики и считал,  что люди, которые указывают ему на его ошибки, желают ему зла, а те кто в открытую льстил  ему, попадали в круг приближённых к нему людей: «Герман начал говорить с ним, как должно  Первосвятителю, о грехах и Христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж с некоторою  силою; упомянул о смерти, о Страшном Суде, о вечной муке злых. Иван задумался; вышел от него  с лицом мрачным, пересказал любимцам своим речи Архиепископа и спрашивал, что они думают?  Алексей Басманов ответствовал: "Думаем, Государь, что Герман желает быть вторым  Сильвестром: ужасает твое воображение и лицемерит в надежде овладеть тобою; но спаси нас  и себя от такого Архипастыря!"» Стоит обратить внимание на то, что законы и традиции того времени не позволяли Грозному  просто так казнить людей знатных родов. А так как в условиях неудач (второй период Ливонской войны) Ивану IV всё больше виделись заговоры и измены(предательство Курбского), то ему требовалось создание таких условий, в которых были бы возможны безнаказанные казни  неугодных царю людей. Стремление Ивана Васильевича к власти, его убеждение, что для России нет ничего лучше  единоличной царской власти. Это желание проявилось ещё, когда юному государю было только  16, и стало причинно распада Избранной рада, желающей идти медленным путем реформ, а не  быстрым, но насильственным, приверженцем которого был царь. Да и причиной образования  Избранной рады, по сути, так же стало это желание, ведь Ивану Грозному было легче  совещаться с кругом людей выбранных им самим, нежели с боярами, действующими лишь в своих  интересах. Безусловно, опричнина, на территории которой и устанавливалась безграничная  власть царя, является ещё одним подтверждением того, насколько сильно стремление Ивана  Васильевича к власти: во время опричнины «земские Бояре, мнимо­уполномоченные Правители  Государства, не смели ничего решить без его воли» Иван Грозный стремился к полному единоличному правлению, он желал быть единственным  кумиром для своего народа. Известен случай, когда во время опричнины, Филипп, враг  опричнины, был возведён на Митрополию. Он подарил людям надежду на возвращение к  нормальной жизни, так как в открытую не соглашался с этой политикой и отказывался въезжать  на территорию опричнины. За такую открытую критику политики царя, тот его жестоко наказал:  «надел на Федорова царскую одежду и венец, посадил его на трон, дал ему державу в руку,  снял с себя шапку, низко поклонился и сказал: "Здрав буди, Великий Царь земли Русския! Се  приял ты от меня честь, тобою желаемую! Но имея власть сделать тебя Царем, могу и  низвергнуть с престола!" Сказав, ударил его в сердце ножом» Неудачи в Ливонской войне: В 1564 г. русское войско было разбито на р. Уле. Есть версия, что  это послужило толчком к началу казней тех, кого Грозный счёл виновниками поражения: были  казнены двоюродные братья — князья Оболенские, Михайло Петрович Репнин и Юрий Иванович Кашин. Неэффективность аппарата управления. Приказы не обеспечивали регулярного поступления в  казну налогов. Причиной были не только разорение и недоимки. Значительную часть собранных  денег разворовывали высшие чиновники, дьяки и подьячие. В письме к Курбскому Грозный сетовал на то, что знатные бояре­правители расхитили  драгоценности из сокровищницы его родителей. Чиновники брали взятки, если она казалась мала то, они могли даже не принимать ее у  просителя, и тот «оставался с носом» (подношением), а его дело откладывали на длительный  срок. Подсудимый, признанный виновным, мог добиться пересмотра судебного решения, вызвав  противника на поединок. Имея деньги, он нанимал бойца или подкупал бойца противника.  Победу в поединке приписывали воле Божьей. Так правый мог стать виноватым. Многочисленные заговоры бояр­ ещё одна причина. Их попытки взять власть в свои руки лишь  усиливали убеждённость Ивана IV, что его окружают одни предатели (мятеж 1553 года). Целенаправленная борьба царя против правящей элиты. По средством опричнины царь разделил дворянство и натравил одну группу на другую Царь оправдывал введение опричнины  необходимостью искоренить «неправду» бояр­правителей. Менталитет того времени. В странах Европы того времени, зверства проходившие в России вряд  ли бы вызвали удивление. Деспотизм Европейских дворов был ещё более жесток. Можно  сказать и так, что пытки, истязания виновных и безвинных были нормой для XVI века. Можно назвать ещё много причин побудивших Ивана Грозного ввести политику опричнины (все  беды и напасти того времени, лишь подгоняли царя к принятию такого решения, ведь оно  казалось ему наиболее правильным). Но самая главная причина всё же заключалась в  менталитете самого царя. По сути, все те проблему, с которыми столкнулся Иван IV  существовали и до и после него, однако другие политики силились решать их более гуманными  способами. Последствия опричнины Из­за опричнины страна попала в кризисное положение: были разорены главные экономические  центры страны (Новгород, Тверь), Ливонская война приобрела ещё более затяжной характер и  была проиграна, было убито множество людей. Разрушена сословная монархия Из 43 членов Боярской думы казнено 19, пострижено в  монахи­3 Разрушена экономика страны Разорено 40% крестьянских дворов. Огромные жертвы Пашенные земли в центральных районах сократились с 15 до  4 десятин По Синодику Ивана IV уничтожено 22 тысячи человек, в ходе  карательной экспедиции в Новгород­ до 15 тысяч человек Нарушены организация и  комплектование поместного войска Для испомещения 6 тысяч опричников из своих поместий  выселены 9 тысяч дворян. В XVI веке русское общество разумеется ещё не было способным сопротивляться опричниному  террору. Иван IV опирался не только на насилие, но и на традиционное представление о праве  монарха распоряжаться в государстве, как в своей вотчине. В итоге страна получила  хозяйственную разруху. Были уничтожены механизмы управления государством, наблюдалось  массовое бегство крестьян, холопов и даже дворян на окраины страны. Были ослаблены  внешнеполитические позиции России. «Кровавый террор наложил глубокую печать на все  стороны политической жизни общества. Никогда еще не расцветали столь пышным цветом  низкопоклонство и славословие». В годы массового террора Пыточный двор разросся. Его можно было бы назвать центральным  приказным ведомством опричнины, если бы не одно обстоятельство: во главе приказов стояли  бояре, во главе Пыточного двора – сам царь. Опричная дума стала собираться на Пыточном  дворе не менее часто, чем в парадных залах Слободского дворца. Так же одно из политических последствий опричнины Ивана Грозного заключалось в пересмотре землевладельческого строя, руководимого правительством. Опричнина массами передвигала  служилых людей с одних земель на другие; земли меняли хозяев не только в том смысле, что  вместо одного помещика приходил другой, но и в том, что дворцовая или монастырская земля  обращалась в поместную раздачу, а вотчина князя или поместье сына боярского отписывалось  на государя. Происходил как бы общий пересмотр и общая перетасовка владельческих прав.  Результаты этой операции имели бесспорную важность для правительства, хотя были неудобны  и тяжелы для населения. Ликвидируя в опричнине старые поземельные отношения, завещанные удельным временем, правительство Грозного взамен их везде водворяло однообразные порядки, крепко связывавшие право землевладения с обязательной службой. Казни и судебные преследования расстроили механизм опричного управления. Штаден,  посетивший главную резиденцию в Москве, был поражен царившим там настроением. "Когда я  пришел на опричный двор, ­ повествует он, ­ все дела стояли без движения... бояре, которые  сидели в опричных дворах, были прогнаны; каждый, помня свою измену, заботился только о  себе". В годы опричнины пострадали многие представители феодальной аристократии. Одним из самых важных последствий опричнины является то, что взаимоотношения центральной власти и церкви стали очень сложными и напряженными. Церковь оказалась в оппозиции к  режиму Ивана Грозного. Это означало ослабление идеологической поддержки царской власти,  что в то время грозило серьёзными последствиями как для царя, так и для государства в целом.  В результате опричной политики, независимость церкви в российском государстве была  подорвана. Хозяйство страны так же было подорвано в значительной степени в результате карательных  походов на торговые и ремесленные центры страны. Достаточно сказать, что во всей  Новгородской земле осталась на месте и в живых всего лишь пятая часть жителей. В условиях  опричнины крестьянское хозяйство потеряло устойчивость: оно лишилось резервов, и первый же недород привел к голоду. «Из­за кусочка хлеба человек убивал человека»,— писал Штаден. К  тому же Московское государство, подвергшееся опричному террору, оказалось практически  необороноспособным. В результате этого в 1571 г. центральные районы пожег и разграбил  крымский хан Девлет­Гирей. Упал также и международный авторитет России. Опричнина породила длинную цепь кровавых событий — не только гибель самодержавия, но и  пресечение династии, и развал государства, одной из причин которого была невиданная по  ожесточению борьба за престол. Историки немало гадали о том, был ли последний сын Ивана  Грозного царевич Дмитрий убит или пал жертвой несчастного случая. Гадания эти бесплодны,  значительно важнее в этом деле осознать следующий факт: ни маленький Дмитрий, ни сын  Федора Ивановича, если бы таковой, как все ожидали, все же появился на свет, в той  обстановке, похоже, вообще не имели шансов выжить. Сам отец предопределил судьбу своего  сына, это он в течение второй половины своего царствования сумел разрушить всякие моральные запреты и выпестовать новую породу государственных деятелей, не ведающую сомнений в своем стремлении к поставленной цели. После опричнины политический вес приказной служилой бюрократии, несомненно, возрос.  Высшие ее представители, занявшие место в думе, стали играть наряду с думным дворянством  роль своеобразного противовеса боярской знати внутри думы. С появлением двух новых курий  дума из чисто аристократического по своему составу учреждения постепенно стала  превращаться в более представительный орган.

"Опричнина Ивана Грозного"

"Опричнина Ивана Грозного"

"Опричнина Ивана Грозного"

"Опричнина Ивана Грозного"

"Опричнина Ивана Грозного"

"Опричнина Ивана Грозного"

"Опричнина Ивана Грозного"

"Опричнина Ивана Грозного"

"Опричнина Ивана Грозного"

"Опричнина Ивана Грозного"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018