МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 6 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ.Опричнина (опричь - древ.-рус. кроме) В 1565-1572 годах название удела Ивана IV, в которой были выделены ряд земель, а также часть Москвы. В опричнине вводилось своё управление: Боярская Дума, приказы, войско. Опричниной также принято называть всю систему мер Ивана Грозного - массовые репрессии, земельные конфискации и т.п., которая применялась царём для борьбы с предполагаемой изменой и остатками удельного сепаратизма. Основатель опричнины - Басманов-Плещеев.конспект
история.docx
Опричнина (опричь древ.рус. кроме) В 15651572 годах название удела Ивана IV, в которой
были выделены ряд земель, а также часть Москвы. В опричнине вводилось своё управление:
Боярская Дума, приказы, войско. Опричниной также принято называть всю систему мер Ивана
Грозного массовые репрессии, земельные конфискации и т.п., которая применялась царём для
борьбы с предполагаемой изменой и остатками удельного сепаратизма. Основатель опричнины
БасмановПлещеев.
Начало опричнины.
После измены приближённого человека, неудач в войне политика Ивана Грозного становится всё
более и более жестокой: «сердце Иваново… кипело гневом, волновалось подозрениями. Все
добрые Вельможи казались ему тайными злодеями, единомышленниками Курбского: он видел
предательство в их печальных взорах, слышал укоризны или угрозы в их молчании; требовал
доносов и жаловался, что их мало: самые бесстыдные клеветники не удовлетворяли его жажде к
истязанию»
3 декабря 1564 года царь неожиданно уехал из Москвы взяв с собой жену и сыновей, иконы и
всю казну, приближенных своих с их семьями, а к Рождеству прибыл в Александровскую
слободу. И только 3 января 1565 года прислал он митрополиту Афанасию список в котором были
указаны «измены боярские и воеводские и всяких приказных людей» И царь «положил свой
гнев» на священно служителей и бояр, казначеев и служащих, и на семьи их. Он объяснил
причину своего отъезда тем, что был не в силах больше терпеть предательства окружающих его
людей: «от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил своё
государство и поехал, где вселиться». А к простому народу Москвы отправил Иван Васильевич
другую грамоту, в которой он писал чтоб люди сомнений в себе не держали, гнева на них нет. И
собрались тогда те, которые прогневали царя «с плачем глаголюще» и решили просить царя что
«гнев свой отовратил, милость показал и … государства своего не оствалял». Царь тогда
согласился вернуться, но с определёнными условиями: он требовал выделения себе особого
удела (опричнины), где вся власть принадлежала бы царю, туда входили самые важные и
богатые земли и города. Остальная же часть государства стала называться земщиной, в которой
власть формально принадлежала Боярской думе. На землях опричнины царь усиленно «сажал»
дворян, разоряя старинные удельные владения, выселяя представителей аристократии на земли
земщины. В опричнине сложилась своя система государственного управления
Суть опричнины
Царь получил право казнить всех изменников, конфисковывать их имущество. Таким образом,
главным качеством опричнины стал террор против феодальной знати и церковной иерархии.
Опорой были дворяне, из которых состояло опричное войско: был сформирован отряд в 1000
человек, отобранных из «опричных» уездов: «После казней Иван занялся образованием своей
новой дружины. В совете с ним сидели Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Князь Афанасий
Вяземский, и другие любимцы. К ним приводили молодых Детей Боярских, отличных не
достоинствами, но так называемым удальством, распутством, готовностию на все. Иван
предлагал им вопросы о роде их, о друзьях и покровителях: требовалось именно, чтобы они не
имели никакой связи с знатными Боярами; неизвестность, самая низость происхождения вменялась им в достоинство. Вместо тысячи, Царь избрал 6000, и взял с них присягу служить ему
верою и правдою, доносить на изменников» Будучи опричным «игуменом», царь исполнял ряд
монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра —
заутрене, в восемь начиналась обедня. Настоящему разгрому подверглись территории, где были
сильны позиции боярства. Главными деяниями в 15651572 стали карательные походы на Тверь и
Новогород с массовыми расправами над их жителями, а так же террор против всех недовольных
политикой царя.
В это время стала наиболее видны различии политики Ивана Грозного до 1560 и после: «Бояре
жалели о временах Адашевских, когда им была свобода, а Царю неволя (так говорил Иван)! …
иноземцы без сомнения не думали выводить его из мрачного заблуждения и гневить смелым
языком истины; могли даже с тайным удовольствием видеть сию бурю, которая сокрушала
главные столпы великой Монархии: ибо Царь губил лучших Воевод своих, лучших советников
государственных.»
Предпосылки опричнины
Причины такой жестокой политики в первую очередь стоит искать в самой личности Ивана
Грозного. Его недоверчивый, подозрительный и жестокий нрав, безусловно, является самой
главной причиной террора поразившего страну, и обусловлен он тем как Иван IV воспитывался:
регентский совет был занят скорее борьбой за власть, нежели воспитанием малолетнего
государя. Как рассказано выше: им было выгоднее поощрять самые безнравственные поступки
Ивана, нежели указывать ему на его собственные ошибки и заниматься его образование. Лишь
собственная любовь Ивана к книгам и его интерес к политике давали ему информацию об
управлении государством. «Достигнув зрелого возраста, Иван не раз с горечью вспоминал свое
детство. Чернила его обращались в желчь, когда он описывал обиды, причиненные ему –
заброшенному сироте – боярами. Жалобы царя столь впечатляющи, что их обаянию поддались
историки. На основании царских писем В.О. Ключевский нарисовал знаменитый психологический
портрет Иванаребенка. В душу сироты, писал он, рано и глубоко врезалось чувство брошенности
и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван,
превратили его робость в нервную пугливость» Так же на психологическом состоянии царя
могли отразиться и ранняя смерть отца, и возможное убийство матери, и вполне возможно, что
плохая наследственность так же могла отразиться на его психике.
Царь, по сути, совершенно не умел отличать друзей от врагов, он не терпел критики и считал,
что люди, которые указывают ему на его ошибки, желают ему зла, а те кто в открытую льстил
ему, попадали в круг приближённых к нему людей: «Герман начал говорить с ним, как должно
Первосвятителю, о грехах и Христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж с некоторою
силою; упомянул о смерти, о Страшном Суде, о вечной муке злых. Иван задумался; вышел от него
с лицом мрачным, пересказал любимцам своим речи Архиепископа и спрашивал, что они думают?
Алексей Басманов ответствовал: "Думаем, Государь, что Герман желает быть вторым
Сильвестром: ужасает твое воображение и лицемерит в надежде овладеть тобою; но спаси нас
и себя от такого Архипастыря!"»
Стоит обратить внимание на то, что законы и традиции того времени не позволяли Грозному
просто так казнить людей знатных родов. А так как в условиях неудач (второй период Ливонской
войны) Ивану IV всё больше виделись заговоры и измены(предательство Курбского), то ему требовалось создание таких условий, в которых были бы возможны безнаказанные казни
неугодных царю людей.
Стремление Ивана Васильевича к власти, его убеждение, что для России нет ничего лучше
единоличной царской власти. Это желание проявилось ещё, когда юному государю было только
16, и стало причинно распада Избранной рада, желающей идти медленным путем реформ, а не
быстрым, но насильственным, приверженцем которого был царь. Да и причиной образования
Избранной рады, по сути, так же стало это желание, ведь Ивану Грозному было легче
совещаться с кругом людей выбранных им самим, нежели с боярами, действующими лишь в своих
интересах. Безусловно, опричнина, на территории которой и устанавливалась безграничная
власть царя, является ещё одним подтверждением того, насколько сильно стремление Ивана
Васильевича к власти: во время опричнины «земские Бояре, мнимоуполномоченные Правители
Государства, не смели ничего решить без его воли»
Иван Грозный стремился к полному единоличному правлению, он желал быть единственным
кумиром для своего народа. Известен случай, когда во время опричнины, Филипп, враг
опричнины, был возведён на Митрополию. Он подарил людям надежду на возвращение к
нормальной жизни, так как в открытую не соглашался с этой политикой и отказывался въезжать
на территорию опричнины. За такую открытую критику политики царя, тот его жестоко наказал:
«надел на Федорова царскую одежду и венец, посадил его на трон, дал ему державу в руку,
снял с себя шапку, низко поклонился и сказал: "Здрав буди, Великий Царь земли Русския! Се
приял ты от меня честь, тобою желаемую! Но имея власть сделать тебя Царем, могу и
низвергнуть с престола!" Сказав, ударил его в сердце ножом»
Неудачи в Ливонской войне: В 1564 г. русское войско было разбито на р. Уле. Есть версия, что
это послужило толчком к началу казней тех, кого Грозный счёл виновниками поражения: были
казнены двоюродные братья — князья Оболенские, Михайло Петрович Репнин и Юрий Иванович
Кашин.
Неэффективность аппарата управления. Приказы не обеспечивали регулярного поступления в
казну налогов. Причиной были не только разорение и недоимки. Значительную часть собранных
денег разворовывали высшие чиновники, дьяки и подьячие.
В письме к Курбскому Грозный сетовал на то, что знатные бояреправители расхитили
драгоценности из сокровищницы его родителей.
Чиновники брали взятки, если она казалась мала то, они могли даже не принимать ее у
просителя, и тот «оставался с носом» (подношением), а его дело откладывали на длительный
срок. Подсудимый, признанный виновным, мог добиться пересмотра судебного решения, вызвав
противника на поединок. Имея деньги, он нанимал бойца или подкупал бойца противника.
Победу в поединке приписывали воле Божьей. Так правый мог стать виноватым.
Многочисленные заговоры бояр ещё одна причина. Их попытки взять власть в свои руки лишь
усиливали убеждённость Ивана IV, что его окружают одни предатели (мятеж 1553 года).
Целенаправленная борьба царя против правящей элиты. По средством опричнины царь разделил
дворянство и натравил одну группу на другую Царь оправдывал введение опричнины
необходимостью искоренить «неправду» боярправителей.
Менталитет того времени. В странах Европы того времени, зверства проходившие в России вряд
ли бы вызвали удивление. Деспотизм Европейских дворов был ещё более жесток. Можно
сказать и так, что пытки, истязания виновных и безвинных были нормой для XVI века. Можно назвать ещё много причин побудивших Ивана Грозного ввести политику опричнины (все
беды и напасти того времени, лишь подгоняли царя к принятию такого решения, ведь оно
казалось ему наиболее правильным). Но самая главная причина всё же заключалась в
менталитете самого царя. По сути, все те проблему, с которыми столкнулся Иван IV
существовали и до и после него, однако другие политики силились решать их более гуманными
способами.
Последствия опричнины
Изза опричнины страна попала в кризисное положение: были разорены главные экономические
центры страны (Новгород, Тверь), Ливонская война приобрела ещё более затяжной характер и
была проиграна, было убито множество людей.
Разрушена сословная монархия
Из 43 членов Боярской думы казнено 19, пострижено в
монахи3
Разрушена экономика страны
Разорено 40% крестьянских дворов.
Огромные жертвы
Пашенные земли в центральных районах сократились с 15 до
4 десятин
По Синодику Ивана IV уничтожено 22 тысячи человек, в ходе
карательной экспедиции в Новгород до 15 тысяч человек
Нарушены организация и
комплектование поместного войска
Для испомещения 6 тысяч опричников из своих поместий
выселены 9 тысяч дворян.
В XVI веке русское общество разумеется ещё не было способным сопротивляться опричниному
террору. Иван IV опирался не только на насилие, но и на традиционное представление о праве
монарха распоряжаться в государстве, как в своей вотчине. В итоге страна получила
хозяйственную разруху. Были уничтожены механизмы управления государством, наблюдалось
массовое бегство крестьян, холопов и даже дворян на окраины страны. Были ослаблены
внешнеполитические позиции России. «Кровавый террор наложил глубокую печать на все
стороны политической жизни общества. Никогда еще не расцветали столь пышным цветом
низкопоклонство и славословие».
В годы массового террора Пыточный двор разросся. Его можно было бы назвать центральным
приказным ведомством опричнины, если бы не одно обстоятельство: во главе приказов стояли
бояре, во главе Пыточного двора – сам царь. Опричная дума стала собираться на Пыточном
дворе не менее часто, чем в парадных залах Слободского дворца.
Так же одно из политических последствий опричнины Ивана Грозного заключалось в пересмотре
землевладельческого строя, руководимого правительством. Опричнина массами передвигала
служилых людей с одних земель на другие; земли меняли хозяев не только в том смысле, что
вместо одного помещика приходил другой, но и в том, что дворцовая или монастырская земля
обращалась в поместную раздачу, а вотчина князя или поместье сына боярского отписывалось
на государя. Происходил как бы общий пересмотр и общая перетасовка владельческих прав.
Результаты этой операции имели бесспорную важность для правительства, хотя были неудобны
и тяжелы для населения. Ликвидируя в опричнине старые поземельные отношения, завещанные удельным временем, правительство Грозного взамен их везде водворяло однообразные порядки,
крепко связывавшие право землевладения с обязательной службой.
Казни и судебные преследования расстроили механизм опричного управления. Штаден,
посетивший главную резиденцию в Москве, был поражен царившим там настроением. "Когда я
пришел на опричный двор, повествует он, все дела стояли без движения... бояре, которые
сидели в опричных дворах, были прогнаны; каждый, помня свою измену, заботился только о
себе". В годы опричнины пострадали многие представители феодальной аристократии.
Одним из самых важных последствий опричнины является то, что взаимоотношения центральной
власти и церкви стали очень сложными и напряженными. Церковь оказалась в оппозиции к
режиму Ивана Грозного. Это означало ослабление идеологической поддержки царской власти,
что в то время грозило серьёзными последствиями как для царя, так и для государства в целом.
В результате опричной политики, независимость церкви в российском государстве была
подорвана.
Хозяйство страны так же было подорвано в значительной степени в результате карательных
походов на торговые и ремесленные центры страны. Достаточно сказать, что во всей
Новгородской земле осталась на месте и в живых всего лишь пятая часть жителей. В условиях
опричнины крестьянское хозяйство потеряло устойчивость: оно лишилось резервов, и первый же
недород привел к голоду. «Изза кусочка хлеба человек убивал человека»,— писал Штаден. К
тому же Московское государство, подвергшееся опричному террору, оказалось практически
необороноспособным. В результате этого в 1571 г. центральные районы пожег и разграбил
крымский хан ДевлетГирей. Упал также и международный авторитет России.
Опричнина породила длинную цепь кровавых событий — не только гибель самодержавия, но и
пресечение династии, и развал государства, одной из причин которого была невиданная по
ожесточению борьба за престол. Историки немало гадали о том, был ли последний сын Ивана
Грозного царевич Дмитрий убит или пал жертвой несчастного случая. Гадания эти бесплодны,
значительно важнее в этом деле осознать следующий факт: ни маленький Дмитрий, ни сын
Федора Ивановича, если бы таковой, как все ожидали, все же появился на свет, в той
обстановке, похоже, вообще не имели шансов выжить. Сам отец предопределил судьбу своего
сына, это он в течение второй половины своего царствования сумел разрушить всякие моральные
запреты и выпестовать новую породу государственных деятелей, не ведающую сомнений в своем
стремлении к поставленной цели.
После опричнины политический вес приказной служилой бюрократии, несомненно, возрос.
Высшие ее представители, занявшие место в думе, стали играть наряду с думным дворянством
роль своеобразного противовеса боярской знати внутри думы. С появлением двух новых курий
дума из чисто аристократического по своему составу учреждения постепенно стала
превращаться в более представительный орган.
"Опричнина Ивана Грозного"
"Опричнина Ивана Грозного"
"Опричнина Ивана Грозного"
"Опричнина Ивана Грозного"
"Опричнина Ивана Грозного"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.