"Опричнина Ивана Грозного"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 6 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ.Опричнина (опричь - древ.-рус. кроме) В 1565-1572 годах название удела Ивана IV, в которой были выделены ряд земель, а также часть Москвы. В опричнине вводилось своё управление: Боярская Дума, приказы, войско. Опричниной также принято называть всю систему мер Ивана Грозного - массовые репрессии, земельные конфискации и т.п., которая применялась царём для борьбы с предполагаемой изменой и остатками удельного сепаратизма. Основатель опричнины - Басманов-Плещеев.конспект
Иконка файла материала история.docx
Опричнина (опричь ­ древ.­рус. кроме) В 1565­1572 годах название удела Ивана IV, в которой  были выделены ряд земель, а также часть Москвы. В опричнине вводилось своё управление:  Боярская Дума, приказы, войско. Опричниной также принято называть всю систему мер Ивана  Грозного ­ массовые репрессии, земельные конфискации и т.п., которая применялась царём для  борьбы с предполагаемой изменой и остатками удельного сепаратизма. Основатель опричнины ­  Басманов­Плещеев. Начало опричнины. После измены приближённого человека, неудач в войне политика Ивана Грозного становится всё более и более жестокой: «сердце Иваново… кипело гневом, волновалось подозрениями. Все  добрые Вельможи казались ему тайными злодеями, единомышленниками Курбского: он видел  предательство в их печальных взорах, слышал укоризны или угрозы в их молчании; требовал  доносов и жаловался, что их мало: самые бесстыдные клеветники не удовлетворяли его жажде к истязанию» 3 декабря 1564 года царь неожиданно уехал из Москвы взяв с собой жену и сыновей, иконы и  всю казну, приближенных своих с их семьями, а к Рождеству прибыл в Александровскую  слободу. И только 3 января 1565 года прислал он митрополиту Афанасию список в котором были  указаны «измены боярские и воеводские и всяких приказных людей» И царь «положил свой  гнев» на священно служителей и бояр, казначеев и служащих, и на семьи их. Он объяснил  причину своего отъезда тем, что был не в силах больше терпеть предательства окружающих его  людей: «от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил своё  государство и поехал, где вселиться». А к простому народу Москвы отправил Иван Васильевич  другую грамоту, в которой он писал чтоб люди сомнений в себе не держали, гнева на них нет. И  собрались тогда те, которые прогневали царя «с плачем глаголюще» и решили просить царя что  «гнев свой отовратил, милость показал и … государства своего не оствалял». Царь тогда  согласился вернуться, но с определёнными условиями: он требовал выделения себе особого  удела (опричнины), где вся власть принадлежала бы царю, туда входили самые важные и  богатые земли и города. Остальная же часть государства стала называться земщиной, в которой власть формально принадлежала Боярской думе. На землях опричнины царь усиленно «сажал»  дворян, разоряя старинные удельные владения, выселяя представителей аристократии на земли земщины. В опричнине сложилась своя система государственного управления Суть опричнины Царь получил право казнить всех изменников, конфисковывать их имущество. Таким образом,  главным качеством опричнины стал террор против феодальной знати и церковной иерархии.  Опорой были дворяне, из которых состояло опричное войско: был сформирован отряд в 1000  человек, отобранных из «опричных» уездов: «После казней Иван занялся образованием своей  новой дружины. В совете с ним сидели Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Князь Афанасий  Вяземский, и другие любимцы. К ним приводили молодых Детей Боярских, отличных не  достоинствами, но так называемым удальством, распутством, готовностию на все. Иван  предлагал им вопросы о роде их, о друзьях и покровителях: требовалось именно, чтобы они не  имели никакой связи с знатными Боярами; неизвестность, самая низость происхождениявменялась им в достоинство. Вместо тысячи, Царь избрал 6000, и взял с них присягу служить ему верою и правдою, доносить на изменников» Будучи опричным «игуменом», царь исполнял ряд  монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра —  заутрене, в восемь начиналась обедня. Настоящему разгрому подверглись территории, где были  сильны позиции боярства. Главными деяниями в 1565­1572 стали карательные походы на Тверь и Новогород с массовыми расправами над их жителями, а так же террор против всех недовольных  политикой царя. В это время стала наиболее видны различии политики Ивана Грозного до 1560 и после: «Бояре  жалели о временах Адашевских, когда им была свобода, а Царю неволя (так говорил Иван)! … иноземцы без сомнения не думали выводить его из мрачного заблуждения и гневить смелым  языком истины; могли даже с тайным удовольствием видеть сию бурю, которая сокрушала  главные столпы великой Монархии: ибо Царь губил лучших Воевод своих, лучших советников  государственных.» Предпосылки опричнины Причины такой жестокой политики в первую очередь стоит искать в самой личности Ивана  Грозного. Его недоверчивый, подозрительный и жестокий нрав, безусловно, является самой  главной причиной террора поразившего страну, и обусловлен он тем как Иван IV воспитывался:  регентский совет был занят скорее борьбой за власть, нежели воспитанием малолетнего  государя. Как рассказано выше: им было выгоднее поощрять самые безнравственные поступки  Ивана, нежели указывать ему на его собственные ошибки и заниматься его образование. Лишь  собственная любовь Ивана к книгам и его интерес к политике давали ему информацию об  управлении государством. «Достигнув зрелого возраста, Иван не раз с горечью вспоминал свое  детство. Чернила его обращались в желчь, когда он описывал обиды, причиненные ему –  заброшенному сироте – боярами. Жалобы царя столь впечатляющи, что их обаянию поддались  историки. На основании царских писем В.О. Ключевский нарисовал знаменитый психологический  портрет Ивана­ребенка. В душу сироты, писал он, рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван,  превратили его робость в нервную пугливость» Так же на психологическом состоянии царя  могли отразиться и ранняя смерть отца, и возможное убийство матери, и вполне возможно, что  плохая наследственность так же могла отразиться на его психике. Царь, по сути, совершенно не умел отличать друзей от врагов, он не терпел критики и считал,  что люди, которые указывают ему на его ошибки, желают ему зла, а те кто в открытую льстил  ему, попадали в круг приближённых к нему людей: «Герман начал говорить с ним, как должно  Первосвятителю, о грехах и Христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж с некоторою  силою; упомянул о смерти, о Страшном Суде, о вечной муке злых. Иван задумался; вышел от него  с лицом мрачным, пересказал любимцам своим речи Архиепископа и спрашивал, что они думают?  Алексей Басманов ответствовал: "Думаем, Государь, что Герман желает быть вторым  Сильвестром: ужасает твое воображение и лицемерит в надежде овладеть тобою; но спаси нас  и себя от такого Архипастыря!"» Стоит обратить внимание на то, что законы и традиции того времени не позволяли Грозному  просто так казнить людей знатных родов. А так как в условиях неудач (второй период Ливонской войны) Ивану IV всё больше виделись заговоры и измены(предательство Курбского), то емутребовалось создание таких условий, в которых были бы возможны безнаказанные казни  неугодных царю людей. Стремление Ивана Васильевича к власти, его убеждение, что для России нет ничего лучше  единоличной царской власти. Это желание проявилось ещё, когда юному государю было только  16, и стало причинно распада Избранной рада, желающей идти медленным путем реформ, а не  быстрым, но насильственным, приверженцем которого был царь. Да и причиной образования  Избранной рады, по сути, так же стало это желание, ведь Ивану Грозному было легче  совещаться с кругом людей выбранных им самим, нежели с боярами, действующими лишь в своих  интересах. Безусловно, опричнина, на территории которой и устанавливалась безграничная  власть царя, является ещё одним подтверждением того, насколько сильно стремление Ивана  Васильевича к власти: во время опричнины «земские Бояре, мнимо­уполномоченные Правители  Государства, не смели ничего решить без его воли» Иван Грозный стремился к полному единоличному правлению, он желал быть единственным  кумиром для своего народа. Известен случай, когда во время опричнины, Филипп, враг  опричнины, был возведён на Митрополию. Он подарил людям надежду на возвращение к  нормальной жизни, так как в открытую не соглашался с этой политикой и отказывался въезжать  на территорию опричнины. За такую открытую критику политики царя, тот его жестоко наказал:  «надел на Федорова царскую одежду и венец, посадил его на трон, дал ему державу в руку,  снял с себя шапку, низко поклонился и сказал: "Здрав буди, Великий Царь земли Русския! Се  приял ты от меня честь, тобою желаемую! Но имея власть сделать тебя Царем, могу и  низвергнуть с престола!" Сказав, ударил его в сердце ножом» Неудачи в Ливонской войне: В 1564 г. русское войско было разбито на р. Уле. Есть версия, что  это послужило толчком к началу казней тех, кого Грозный счёл виновниками поражения: были  казнены двоюродные братья — князья Оболенские, Михайло Петрович Репнин и Юрий Иванович Кашин. Неэффективность аппарата управления. Приказы не обеспечивали регулярного поступления в  казну налогов. Причиной были не только разорение и недоимки. Значительную часть собранных  денег разворовывали высшие чиновники, дьяки и подьячие. В письме к Курбскому Грозный сетовал на то, что знатные бояре­правители расхитили  драгоценности из сокровищницы его родителей. Чиновники брали взятки, если она казалась мала то, они могли даже не принимать ее у  просителя, и тот «оставался с носом» (подношением), а его дело откладывали на длительный  срок. Подсудимый, признанный виновным, мог добиться пересмотра судебного решения, вызвав  противника на поединок. Имея деньги, он нанимал бойца или подкупал бойца противника.  Победу в поединке приписывали воле Божьей. Так правый мог стать виноватым. Многочисленные заговоры бояр­ ещё одна причина. Их попытки взять власть в свои руки лишь  усиливали убеждённость Ивана IV, что его окружают одни предатели (мятеж 1553 года). Целенаправленная борьба царя против правящей элиты. По средством опричнины царь разделил дворянство и натравил одну группу на другую Царь оправдывал введение опричнины  необходимостью искоренить «неправду» бояр­правителей. Менталитет того времени. В странах Европы того времени, зверства проходившие в России вряд  ли бы вызвали удивление. Деспотизм Европейских дворов был ещё более жесток. Можно  сказать и так, что пытки, истязания виновных и безвинных были нормой для XVI века.Можно назвать ещё много причин побудивших Ивана Грозного ввести политику опричнины (все  беды и напасти того времени, лишь подгоняли царя к принятию такого решения, ведь оно  казалось ему наиболее правильным). Но самая главная причина всё же заключалась в  менталитете самого царя. По сути, все те проблему, с которыми столкнулся Иван IV  существовали и до и после него, однако другие политики силились решать их более гуманными  способами. Последствия опричнины Из­за опричнины страна попала в кризисное положение: были разорены главные экономические  центры страны (Новгород, Тверь), Ливонская война приобрела ещё более затяжной характер и  была проиграна, было убито множество людей. Разрушена сословная монархия Из 43 членов Боярской думы казнено 19, пострижено в  монахи­3 Разрушена экономика страны Разорено 40% крестьянских дворов. Огромные жертвы Пашенные земли в центральных районах сократились с 15 до  4 десятин По Синодику Ивана IV уничтожено 22 тысячи человек, в ходе  карательной экспедиции в Новгород­ до 15 тысяч человек Нарушены организация и  комплектование поместного войска Для испомещения 6 тысяч опричников из своих поместий  выселены 9 тысяч дворян. В XVI веке русское общество разумеется ещё не было способным сопротивляться опричниному  террору. Иван IV опирался не только на насилие, но и на традиционное представление о праве  монарха распоряжаться в государстве, как в своей вотчине. В итоге страна получила  хозяйственную разруху. Были уничтожены механизмы управления государством, наблюдалось  массовое бегство крестьян, холопов и даже дворян на окраины страны. Были ослаблены  внешнеполитические позиции России. «Кровавый террор наложил глубокую печать на все  стороны политической жизни общества. Никогда еще не расцветали столь пышным цветом  низкопоклонство и славословие». В годы массового террора Пыточный двор разросся. Его можно было бы назвать центральным  приказным ведомством опричнины, если бы не одно обстоятельство: во главе приказов стояли  бояре, во главе Пыточного двора – сам царь. Опричная дума стала собираться на Пыточном  дворе не менее часто, чем в парадных залах Слободского дворца. Так же одно из политических последствий опричнины Ивана Грозного заключалось в пересмотре землевладельческого строя, руководимого правительством. Опричнина массами передвигала  служилых людей с одних земель на другие; земли меняли хозяев не только в том смысле, что  вместо одного помещика приходил другой, но и в том, что дворцовая или монастырская земля  обращалась в поместную раздачу, а вотчина князя или поместье сына боярского отписывалось  на государя. Происходил как бы общий пересмотр и общая перетасовка владельческих прав.  Результаты этой операции имели бесспорную важность для правительства, хотя были неудобны  и тяжелы для населения. Ликвидируя в опричнине старые поземельные отношения, завещанныеудельным временем, правительство Грозного взамен их везде водворяло однообразные порядки, крепко связывавшие право землевладения с обязательной службой. Казни и судебные преследования расстроили механизм опричного управления. Штаден,  посетивший главную резиденцию в Москве, был поражен царившим там настроением. "Когда я  пришел на опричный двор, ­ повествует он, ­ все дела стояли без движения... бояре, которые  сидели в опричных дворах, были прогнаны; каждый, помня свою измену, заботился только о  себе". В годы опричнины пострадали многие представители феодальной аристократии. Одним из самых важных последствий опричнины является то, что взаимоотношения центральной власти и церкви стали очень сложными и напряженными. Церковь оказалась в оппозиции к  режиму Ивана Грозного. Это означало ослабление идеологической поддержки царской власти,  что в то время грозило серьёзными последствиями как для царя, так и для государства в целом.  В результате опричной политики, независимость церкви в российском государстве была  подорвана. Хозяйство страны так же было подорвано в значительной степени в результате карательных  походов на торговые и ремесленные центры страны. Достаточно сказать, что во всей  Новгородской земле осталась на месте и в живых всего лишь пятая часть жителей. В условиях  опричнины крестьянское хозяйство потеряло устойчивость: оно лишилось резервов, и первый же недород привел к голоду. «Из­за кусочка хлеба человек убивал человека»,— писал Штаден. К  тому же Московское государство, подвергшееся опричному террору, оказалось практически  необороноспособным. В результате этого в 1571 г. центральные районы пожег и разграбил  крымский хан Девлет­Гирей. Упал также и международный авторитет России. Опричнина породила длинную цепь кровавых событий — не только гибель самодержавия, но и  пресечение династии, и развал государства, одной из причин которого была невиданная по  ожесточению борьба за престол. Историки немало гадали о том, был ли последний сын Ивана  Грозного царевич Дмитрий убит или пал жертвой несчастного случая. Гадания эти бесплодны,  значительно важнее в этом деле осознать следующий факт: ни маленький Дмитрий, ни сын  Федора Ивановича, если бы таковой, как все ожидали, все же появился на свет, в той  обстановке, похоже, вообще не имели шансов выжить. Сам отец предопределил судьбу своего  сына, это он в течение второй половины своего царствования сумел разрушить всякие моральные запреты и выпестовать новую породу государственных деятелей, не ведающую сомнений в своем стремлении к поставленной цели. После опричнины политический вес приказной служилой бюрократии, несомненно, возрос.  Высшие ее представители, занявшие место в думе, стали играть наряду с думным дворянством  роль своеобразного противовеса боярской знати внутри думы. С появлением двух новых курий  дума из чисто аристократического по своему составу учреждения постепенно стала  превращаться в более представительный орган.