ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТИФЛОПЕДАГОГА
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
дефектология
Детсад
08.05.2018
Движение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями.
Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, крупной и мелкой моторики, ухудшается осанка.
Оптимизация двигательной активности у детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога.doc
ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТИФЛОПЕДАГОГА
(выступление на городском методическом объединение
учителей – дефектологов ДОУ для детей с нарушением зрения)
Пилипенко О. Ю.
Учитель – дефектолог г. Новокузнецк Оптимизация двигательной активности детей с нарушением
зрения на занятиях тифлопедагога
Движение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с
нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками)
возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными
возможностями.
Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд
вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят
изменения в развитии быстроты и координации движений, крупной и мелкой
моторики, ухудшается осанка.
В нашем д/с для решения коррекционных задач используются различные
приёмы. Кроме традиционных физ.занятий, утренней гимнастики, подвижных игр
на улице, физ.минуток, во время занятий тифлопедагога включаются:
Упражнения для развития у детей двигательных и функциональных
возможностей;
Игры для совершенствования ориентирования в макро пространстве,
Игры и упражнения для координации движений и равновесия;
Танцевально ритмические композиции в большей степени
способствуют развитию у детей ритмичности и удержание заданного темпа
движений и подвижности мыслительного процесса с опорой на слуховой
анализатор.
Часть каждого занятия тифлопедагога отдается работе по развитию
мелкой моторике и тактильной чувствительности.
Что касается развития общей моторики детей, то в нашем детском саду
имеются все условия для обеспечения оптимального уровня двигательной
активности детей на занятиях.
Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой
деятельности человека. Оно тесно связано с работой двигательного анализатора.
И.М. Сеченов отмечал особую роль движений, мышечного чувства, которые во
взаимодействии со зрительными и слуховыми ощущениями лежат в основе
ориентировки в пространстве (действенным помощником
выступают игры,
подобные «Твистеру» (видео).
Развитие навыков пространственной ориентации включает в себя:
ориентировку на себе;
ориентировку в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с
залом, оборудованием и их назначением, условиями безопасного передвижения);
определение направления (повороты, перемещения);
ориентировку с помощью слухового и тактильнодвигательного
анализаторов;
ориентировку в пространстве по различным ориентирам (примером того
может служить игра на занятии по ориентировки в пространстве «Улитка» (видео). Как отмечалось ранее, развитие мелкой моторики также входит в раздел
физического воспитания, как и развитие общей моторики, поэтому мы сочли
необходимым затронуть и эти вопросы.
Между зрением и осязанием, как известно, много общего с точки зрения той
информации, которую они дают.
У наших детей неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда
и искаженную информацию. Способность по подражанию овладеть различными
предметнопрактическими действиями затруднено и в результате малой
двигательной активности, мышцы рук у них обычно вялые или слишком
напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и
моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно
практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Вот почему
детей с нарушенным зрением необходимо учить приемам осязательного восприятия
объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых
участвуют зрительный и тактильнодвигательный анализаторы, что позволит
научиться более точно воспринимать предметы и пространство, быть более
активными в процессе игры и обучения.
(фото) При обследовании путем осязания нужно обязательно обговаривать
последовательность движения рук,
нажатие,
постукивание об стол, при этом характеризовать качества и свойства предмета
(мягкий, жесткий, гладкий и т.д.). Для закрепления навыков осязательного
восприятия можно поиграть в игры: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь»,
«Найди такое же» (жесткое, мягкое и т.п.), «Нащупай и вытащи из мешочка все
предметы треугольной» (круглой, квадратной и т.п.) формы.
использовать ощупывание,
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных
видах предметнопрактической деятельности (лепка, аппликация, рисование,
конструирование из бумаги, ниткопись, работа с проволокой, прищепками,
пуговицами, шнурками, мозаикой, трафаретами и т.д.)
Чтобы работа по развитию мелкой моторики не была слишком монотонной и
обременительной для зрительного анализатора (особенно в старших группах),
целесообразно делить её на две части, перемежая их музыкальной паузой (видео).
В коррекционнопедагогической работе необходимо проводить активизацию
зрительных функций через активную двигательную деятельность детей с
нарушением зрения.
Это актуально: вопервых, у детей с нарушением зрения необходимо
формировать зрительнодвигательные взаимосвязи (выполнение движений под
контролем зрения); вовторых, повышение двигательной активности за счёт
увеличения разнообразия движений является пропедевтикой различных
двигательных актов и физических упражнений. Двигательная активность способствует развитию зрительного восприятия при
решении таких коррекционных задач (фото по зр.вс):
Развитие прослеживающих функций глаза (проследи путь и повтори
его);
Развитие глубинного зрения;
Развитие предметности восприятия (повтори позу по схеме, контуру и
силуэту);
Развитие зрительного внимания,
поиску,
идентификации в
пространстве, например: игра («Найди клад»);
Учить детей зрительным способам выделять и оценивать
пространственное положение предметов «Метание в цель»;
Зрительно оценивать пространственные отношения между предметами;
положение одного относительно других.
При организации двигательной активности детей с нарушением зрения всегда
следует помнить о рекомендациях врачаофтальмолога, диагнозе, зрительной
нагрузке, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или
неправильно подобранных упражнений.
Использование ярких пособий и нестандартного оборудования способствует
комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно
восстановительной работы. В результате систематической работы в этом
направлении у детей развиваются зрительное восприятие, пространственная
ориентировка, мелкая моторика, мускулатура, активизируются зрительные
функции.
ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТИФЛОПЕДАГОГА
ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТИФЛОПЕДАГОГА
ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТИФЛОПЕДАГОГА
ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТИФЛОПЕДАГОГА
ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТИФЛОПЕДАГОГА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.