Опубликован материал лекций по дисциплине: "Выразительное чтение".
Оценка 4.7

Опубликован материал лекций по дисциплине: "Выразительное чтение".

Оценка 4.7
Лекции
docx
01.03.2020
Опубликован материал лекций по дисциплине: "Выразительное чтение".
Выразит. чтение (АВАКЯН).docx

Тема 1: Профессиональная речь учителя»

1.   Роль учителя начальных классов в обучении чтению

  Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970 – 1980 годы возник и разделялся миф о России как о самой « читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», собирательство книг, создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.

Многие учителя, да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Меняется отношение к чтению у детей. Для чтения детей характерно:

·         постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;

·         сокращение чтения в свободное время;

·         изменение характера чтения;

·         преобладание «делового» чтения над «свободным»;

·         возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Педагоги всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды.

При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса. Это так называемое «изучающее чтение» по мотивации – вынужденное чтение. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве.

Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свёрнутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера. Если мотив идёт не от личности школьника, то результат чтения её не касается. А между тем привитие детям интереса к чтению на 90% зависит от родителей.

Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: “Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению”. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.

С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник – автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».

Таким образом, чтение – это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге.

В нашей стране ежегодно 1 сентября проводится всероссийский праздник «День знаний». Международный день грамотности в ряде стран проводится 8 сентября. Этот праздник был объявлен ЮНЕСКО более 40 лет назад, но особенно активно он отмечается в последние 10–15 лет. В этот период во многих странах мира в первую неделю сентября открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конференции, конкурсы, викторины и различные акции, привлекающие внимание к чтению, которое лежит в основе получения знаний и становления личности.

Понятие грамотности претерпело ряд изменений и воспринимается иначе, чем 10 лет назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией. Однако и сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно читатель сможет жить в информационном обществе.

Осознание важности поддержки чтения стало предметом заботы государства и общества во многих странах мира.

В настоящее время и российские школьники перестали читать, на досуге играют в компьютерные игры, эта тема стала предметом обсуждения в средствах массовой информации. В России в 2007 году впервые был проведён Всероссийский урок чтения.

Однако создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно, это связано с тем, что государство недостаточно озабочено проблемами детского чтения. Не было проведено ни одного всероссийского исследования детского чтения. В 2000 году по результатам международного исследования Россия заняла в нём 28 место. Это исследование заставляет нас задуматься о детском чтении, понять и принять меры, ведь чтение – это первооснова для развития личности и успешного обучения ученика. В грядущем обществе «экономики знаний» чтение и «человек читающий» всё больше осознаётся как национальная ценность. Читающие нации создаются из читающих детей. Сегодня в России необходимо осознание проблемы чтения детей

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное, организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в гимназии, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.

2.   Проблемы обучения чтению детей в XXI веке

Сегодня все чаще говорят о необходимости целенаправленно формировать информационную культуру человека. Одним из ба­зовых навыков, входящих в эту культуру, является навык чте­ния и понимания. Человек, кото­рый вступает в богатейшую ин­формационную среду современной цивилизации и намерен активно ею пользоваться, должен уметь читать. Причём не просто скла­дывать буквы в слова – речь идет о чтении как многоаспектном, сложно устроенном процессе. Школьников необходимо спе­циально и подробно познакомить с этим процессом.

Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с раз­ными людьми. Во всём мире чтение рассматрива­ется как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Чтение многофункционально. Оно является инст­рументом для решения задачи, лежащей за преде­лами ситуации чтения, приятным досугом и средст­вом переживания сильных эмоций. Для одних чте­ние - «труд и творчество» (философ В.Ф. Асмус), а для других – «блаженное мурлыканье» (писатель В.Набоков) или «интеллектуальное приключение» (философ и математик А.Н. Уайтхед). Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообра­зование, которое продолжается в течение всей жиз­ни. Чтение – посредник в диалоге с современника­ми и давно ушедшими поколениями. Оно помогает развитию доброты, справедливости, толерантности. Наконец, чтение – один из способов формирования общественного сознания людей и индикатор интеллектуального состояния общества

Чтение – сложная многогранная деятельность мозга, в которую включены процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, воли. В исследование проблем чтения значитель­ный вклад внесли русские психологи. В 60-е годы прошлого века Л.С. Выготский рассмотрел один из трудных вопросов психологии – соотношение язы­ка, речи и мышления, отношения мысли и слова. Традиции, заложенные Л.С. Выготским, считавшим, что чтение – сложный психический процесс, развил А.А. Леонтьев. Он пришёл к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степе­ней Свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных осо­бенностей и опыта. Психологические теории чте­ния подчёркивают активную роль читателя в пони­мании текста. Осмысление того, что происходит с человеком, когда он читает, многие исследователи считают вершиной психологии чтения, так как это означает раскрытие некоторых самых сокровенных механизмов работы человеческого мозга.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

Детское чтение выделено в структуре чтения по признаку возрастных особенностей читателей в периоды детства (6 – 9 лет), отрочества (10 – 11 лет), ранней юности (11 – 14 лет). Детям свойственны специфические мотивы и цели чтения, пути их реализации, процессы восприятия литературных произведений. В начале жизни чтение в значительно большей мере, чем в последующие периоды, – источник познания мира и себя, средство саморазвития.

В России детское чтение изучалось в ходе крупнейших социологических исследований 60 – 90-х годов XX века – «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Социальная среда и чтение школьников», «Состояние и тенденции развития чтения детей и подростков – читателей библиотек».

Детское чтение, на современном этапе, по структуре состоит из нескольких периодов:

  • возраст 6 – 7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии, когда преобладают эмоциональное отношение к книге, вживание в образы героев, медленный переход от конкретного к понятийному мышлению;
  • отроческий период - переход от детского к подростковому (примерно 10 - 11 лет), для которого характерна познавательная активность («поглощение информации»), переход от эмоционального восприятия к логическому, пристрастие к событийной стороне произведения. В это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков
  • от 10 до 14 лет – подростковый период в детском чтении;
  • дети 14 лет (переход от подросткового к юношескому этапу развития личности). На данном этапе эти читатели утрачивают некоторые характеристики чтения, сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного. Наблюдается активное приобщение к литературе для взрослых.

Содержание, структура детского чтения определяется социально-культурными влияниями среды в узком (семья) и широком (общество) смысле, психико-генетическими процессами развития ребёнка. Дети, как бы, «просеивают» информацию собственной системой мышления, мироощущения, школой ценностей, специфичной для каждого возраста, и выявляют интересующие их темы, сюжеты, жанры, героев.

Детское чтение дифференцируется на учебное (с оттенком объективной принудительности) и личностное (с иллюзией самовыбора). Чтение художественных и научно-познавательных книг различается по мотивам, целям, способам чтения.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Эта проблема в России остаётся актуальной на сегодняшний день. Как утверждает директор Института возрастной физиологии, академик академии образования, М. М. Безруких фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения. Как отмечает М. М. Безруких, задача обучения детей чтению на начальном этапе – научить понимать ребёнка то, что он читает. М. М. Безруких, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявила три основные причины:

  • плохое обучение ребёнка чтению;
  • не поддержание интереса ребёнка к чтению;
  • необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

По утверждению М. М. Безруких, нужно объяснить ребенку, как правильно переходить с чтения вслух на чтение «про себя», набраться терпения и какое-то время с ним заниматься, но как утверждает М. М. Безруких, в России, на современном этапе, это не делается.

Однако, М. М. Безруких, отмечает и роль государства в формировании детского чтения. М. М. Безруких считает, что государство должно научить педагогов правильно учить чтению. Вторая задача государства, по мнению М. М. Безруких, просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению. И третья задача, если в этом есть необходимость, – поддерживать современных писателей, пишущих для детей.

Современные дети сами, как отмечает Д. Чаликова в своей статье «Что и как мы читаем» считают, что уровень их знаний падает. Д. Чаликова провела мини-исследование «Проблемы детского чтения в России и в Москве: прошлое, настоящее, будущее» и по результатам которого выявила, что дети стали меньше читать. И сами респонденты указали конкретные причины этого явления:

  • слишком много отвлекающих моментов (Интернет, телевидение, компьютерные игры);
  • не хватает свободного времени;
  • нет хорошего учителя.

Последний фактор проблемы детского чтения в России, как отмечает Д. Чаликова, – воспитание в семье. Когда родители с книгой, то и дети тоже читают. А когда родители возмущаются, что дети не читают, но при этом сами не читают, то какие претензии можно предъявлять ребёнку? Естественно, как отмечает Д. Чаликова, такой ребёнок не читает.

Сегодня всем специалистам, работающим в области детского чтения, особенно необходимо знание реальной картины детского чтения, картины, которая опиралась бы не только на эмоции и личностный опыт, но имела бы под собой реальные основания.

Есть ли сегодня полная картина детского чтения в России? И да, и нет. Создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно, по мнению многих специалистов, работающих в области детского чтения в России. Многие из этих специалистов, В. П. Чудинова, Л. В. Чернышева, Л. О. Береснева, Н. С. Егорова, Е. Н. Ионова, Г. М. Первова, Н. Н. Светловская и другие, отмечают, что это явление сегодня, прежде всего, связано с тем, что государство недостаточно озабочено проблемами детства.

По мнению В. П. Чудиновой все больше детей и подростков в России сегодня читают мало, либо читают иначе, не так, как хотели бы этого родители и педагоги. На смену старой приходит новая «модель детского (подросткового) чтения» – «модель литературной социализации личности» - так автор называет этот процесс, в котором меняются практически все характеристики чтения подрастающего поколения.

Сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.

Как отмечает В. П. Чудинова, сегодня меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Исследовав проблему детского чтения в России, В. П. Чудинова может говорить о развитии ряда тенденций в детском чтении, а также о том, то происходит процесс изменения старой на новую модель освоения детьми книжной культуры.

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены. И исследовав данную проблему в своей статье «Чтение детей и подростков в России на рубеже веков:

  • смена «модели чтения»» В. П. Чудинова, выявила черты, которые характеризуют старую модель чтения – тот образ, который пока что остается в сознании многих:
  • «любовь чтению» (под которой мы выделяем высокий статус чтения, престиж в обществе «человека читающего, обязательность регулярного чтения);
  • преобладание в круге чтения книг, а не журналов;
  • разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;
  • наличие домашней библиотеки.

О проблемах, существующих в области детского чтения, говорит и Л. В. Чернышева в своей статье «Кризис детского чтения - общемировая проблема». Она отмечает, что педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. По утверждению Л. В. Чернышевой, школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Сегодня утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время, как отмечает Л. В. Чернышева, влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.

Л. В. Чернышева заявляет, что окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на отношение современных детей-читателей к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову.

Всё вышепредставленное доказывает, что сегодня действительно существуют некоторые проблемы в области детского чтения, однако, по мнению Л. В. Чернышевой, В. П. Чудиновой, дело не в том, какое средство будет выбираться - книга или компьютер, где будет текст - на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.

Чтение - это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

Чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

Эссе

«Психологические особенности развития речи младших школьников и их учёт при обучении выразительному чтению»

1.   Роль речевого дыхания в здоровьесбережении детей младшего школьного возраста

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

 

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

 Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

 Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

     выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;

выдох происходит плавно, а не толчками;

во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

выдыхать следует, пока не закончится воздух;

во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

 

2.   Пути совершенствования дикции

Дикция – произношение, манера выговаривать слова. В актерском искусстве дикция является:

– средством донесения текстового содержания произведения;

– одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа.

Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа (т.е. если гласная имеет полетность, согласная «полетит» вслед за ней).

В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.

Культура предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии, и правильное ударения в словах (логика речи).

Орфоэпия это единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильность речи.

Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.

Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые складки.

Активную роль выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть.

Пассивную роль выполняют: зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева и верхняя челюсть. Все вместе они образуют артикуляционный аппарат. Его работу называют артикуляцией.

Непринужденность, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами являются надежным условием правильной дикции.

Я считаю, что дикция – это важный компонент речи, потому что от того как мы говорим, читаем произведения вслух  зависит восприятие слушателей.

Упражнение на дыхание и дикцию (развитие речевого аппарата)

Рекомендуется делать в свободное время, а также непосредственно перед выходом в эфир в течение хотя бы 5-7 минут.

1. Произносите поочередно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе:

А - О - У - Э - Ы - И

Сначала после каждого звука добирайте дыхание. Затем на одном дыхании произносите три звука: А-О-У, добирайте воздух и продолжайте Э-Ы-И, а потом добивайтесь того, чтобы все звуки произносить подряд на одном дыхании.

2. Затем следуют упражнения на звукосочетания:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ

ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ

КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ

Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ

НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ-НТИ

МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ

ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ

РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2: Компоненты выразительности устной речи

АКР «Эффективность выразительных средств»

1.   Значение выразительного чтения в процессе изучения художественных произведений

Главная цель  школьного  обучения  –  формирование  личности  ученика. Чтение  как  учебный  предмет  имеет  в  своем  распоряжении  такое  сильное средство   воздействия   на   личность,   как   художественная   литература. Художественная   литература   несет   в   себе   огромный   развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту  человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем  глубже  и  полнее  воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на  личность  оно оказывает. Поэтому  в  качестве  одной  из  ведущих  задач  обучения  чтению программа   выдвигает    задачу    обучения    восприятию    художественного произведения.

К.Д. Ушинский одну из важнейших задач  школы  видел  в  том,  чтобы  «приучить дитя к разумной беседе с  книгой».  Чтобы  решить  данную  задачу учителю  необходимо   создать   благоприятные   условия   для   работы   над содержанием, разбором  и  усвоением  прочитанного  на  основе  разнообразных видов работы.

 По мнению О.И. Колесниковой, уроки чтения в начальных классах,  помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов,  призваны  решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми  произведений  искусства слова.

 «Технику  восприятия  нужно  учить»,  считает  А.А.  Леонтьев, основатель отечественной теории речевой деятельности.

     Достаточно часто дети, читая художественное произведение, воспринимают изображенное неточно и  даже  неверно,  потому  что,  на  уроках  чтения учитель не работает над развитием способностей, связанных с художественной рецепцией, целенаправленно. М.С. Соловейчик утверждает, что способность к образному анализу художественного  произведения  сама  собой  не  формируется.  А  если  она отсутствует, то читатель воспринимает, лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что его затрудняет.  Такой способ чтения закрепляется у детей и сохраняется даже в зрелом возрасте.

     Продолжая мысль М.С.  Соловейчик,  О.И.  Никифорова  пишет,  что  дефектном механизме восприятия читатели и из  подлинно  художественного  произведения усваивают  лишь   его   сюжетную   схему   и   абстрактные,   схематические представления  об  его  образах,  то  есть   примерно   то   же,   что   из  малохудожественных книг.   

     Поэтому  М.С.  Соловейчик,  соглашаясь  с  А.А. Леонтьевым,  говорит  о  необходимости  учить  детей  «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни  в целом. О важности обучения учащихся восприятию художественного произведения пишут  и  другие  известные  методисты,  такие  как  М.С.  Васильева,  М.И. Оморокова,  Н.Н.  Светловская.  Адекватное  восприятие   формируется   в процессе анализа произведения, который должен быть  совместным  (учителя  и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит  развиться  естественной потребности самому разобраться в прочитанном.

     По  мнению  методистов  А.И. Шпунтова и Е.И. Иваниной, анализ  произведения  должен  быть  направлен  на выявление его идейного содержания, той основной  мысли,  которую  стремится донести автор до своего  читателя,  на  выявление  художественной  ценности произведения.     

     Итак,   над   проблемой   полноценного   восприятия    художественного

произведения работали и работают  многие  известные  отечественные  ученые, психологи, методисты. Среди них  Г.Н.  Кудина,  З.Н.  Новлянская, Т.Г. Ромзаева, М.С. Соловейчик, М.Р. Львов, О.В.  Сосновская.

     Однако  в настоящее   время   проблема   полноценного   восприятия    художественного произведения является недостаточно изученной, так  как  не  создано  единой классификации уровней восприятия, мнения  ученых  разделились  относительно терминологии,  количества  уровней  восприятия,  умений,  которыми   должен обладать ученик на каждом из уровней. Кроме того, позиции исследователей  и методистов  расходятся  по  поводу  того,  когда  начинать  обучать   детей пониманию авторской позиции,  овладение  которой  предполагает  полноценное восприятие художественного произведения.

     Выразительное чтение отличается от других видов чтения, прежде всего тем, что направлено не на извлечение информации, а на ее передачу. Если другие виды чтения имеют определенные тематические границы (например, художественное чтение относится к исполнению только художественных произведений, поисковое чтение наиболее употребительно в научной работе), то выразительное чтение применимо к любому тексту.

Выразительное чтение также имеет несколько форм: индивидуальное, диалогическое (по ролям и лицам) и хоровое (многоголосое). Другую классификацию можно представить исходя из стиля языка и жанра читаемого текста.

  Л.А. Горбушина характеризует выразительное чтение как «... воплощение литературно-художественного произведения в звучащей речи. Выразительно прочитать произведение - значит найти в устной речи средства, с помощью которых можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение».

   М.А. Рыбникова называет выразительное чтение «... той первой и основной формой конкретного, наглядного обучения русскому языку и литературе, которая для нас часто важнее всякой наглядности зрительного порядка». Выразительное чтение вносит конкретность, наглядность и эмоциональность в обучение языку и литературе, что позволяет повысить эффективность преподавания, вовлечь в работу над произведением всех учащихся, что делает учебный процесс творческим. Выразительное чтение учит интонации, пунктуации, лексике и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3: Речевое дыхание и голос. Техника речи

Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей. Занятия техникой речи предполагают выработку правильных способов голосообразования и артикуляции, а также разнообразия интонационной составляющей речи. Упражнения по технике речи помогают «поставить» голос, сделать его гибким, выносливым и звучным. Тренировка голоса позволяет работать в большой аудитории без микрофона, чем профессионально владеют артисты, работающие в театре, как известно, без технических приспособлений. Этому можете научиться и вы путем последовательных тренировок в технике речи.

Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Техника речи

Для делового разговора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи – в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение у слушающих его людей, и эффект выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем им хорошо слышно.

Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, и она перестает слушать оратора. Чтобы избежать этого, во время выступления постепенно и плавно то повышайте, то понижайте голос, делайте его то громким, то тихим.

Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.

Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

Научиться четко, ясно, красиво говорить можно. Этому поможет техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства. Техника речи – это «совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат».

Составными частями техники речи являются:

1) постановка правильного речевого дыхания;

2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.

3) работа над дикцией;

4) работа над интонацией;

5) развитие речевого слуха.

Техника речи является специфическим разделом риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения.

Дыхание

Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Речевое дыхание, его отличие от физиологического. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох.

Многие ораторы ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно произнести только короткую фразу. Если же вы произносите длинную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса. Хорошая звучность заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох делать следует во время естественных (логических) пауз и незаметно.

В подавляющем большинстве случаев все дышат так, как придется, так как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, правильно держать ложку и вилку, водить автомобиль и многое, многое другое ... кроме обучения правильному дыханию. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, например, «садится» голос или не хватает воздуха закончить речевую фразу.

Дыхание - это сила, без которой голос не зазвучит. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха.

Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот.

Голос

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе собеседника в течение первых нескольких секунд. Неважно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем их голос.

Ваш голос важен также, как ваша внешность, манеры, текст вашего выступления. Голос – это инструмент, с помощью которого вы донесете свое сообщение до аудитории. Взаимопонимание между вами и вашей аудиторией зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить их, завоевать их доверие. Вы можете расшевелить людей или усыпить, очаровать или оттолкнуть.

Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа. Он

может перечеркнуть все ваши достоинства. Вспомните, насколько раздражает резкий или писклявый голос продавца, когда вас, буквально ноя, умоляют сделать покупку. Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос. Ваш голос должен содействовать вашей карьере, а не портить ее.

Хорошо поставленный уверенный голос является ценным средством демонстрации власти и оказания влияния. Когда другим людям нравится, как звучит ваш голос, они со значительно большей готовностью прислушиваются к тому, что вы говорите.

Человеческий голос –  могущественный инструмент. Всегда следует помнить, что ваши слушатели ожидают – и вполне заслуживают – услышать приятный голос. Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, но если вы искажаете звуки, неверно ставите ударение, неправильно произносите слова и к тому же не используете свои голосовые возможности, то вы не сможете стать успешным человеком.

Упражнение на дыхание

Каждую строфу приведенного ниже стихотворения «Дом, который построил Джек» в переводе С.Я.Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух.

Вот дом, который построил Джек.  

А это пшеница,

 Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

А это веселая птица синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.  

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится. В доме, который построил Джек.  

Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

А это корова безрогая, Боднувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

А это старушка седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

 

 

Тема 4: Средства выразительности устной речи. Интонационные элементы

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПАРТИТУРА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(представлена в электронном виде)

 

Тема 5: Подготовка учителя к исполнению литературных произведений

(план-конспект представлен в распечатанном виде)

 

Тема 6: Правила чтения. Особенности исполнения литературных произведений разных жанров

Эссе по работе с произведением. Жанр (сказка)

Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре – фольклору, искусству.

Человек – сначала маленький, потом большой – только тогда твердо  стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и по­нять все это нужно с раннего детства через знакомство со сказкой. У большинства детей знакомство со сказкой начинается еще в раннем детстве, когда они еще не умеют говорить, а только лопочут. Бабушки и мамы читают им детские стихи и сказки. Первое знакомство малыша происходит с народной сказкой – про Колобка, взрослея, ребенок знакомится с такими персонажами как Красная Шапочка, Золушка, Незнайка.

В детстве каждый ребенок хочет подражать взрослым, быть сильным, отважным, ловким и умным. И в сказке он как будто бы реализует свои неосознанные желания. Большие и малые мечты осуществляются им в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант её.

Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает осо­бенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и спра­ведливости. «Сказка, – писал          В.А. Сухомлинский, – развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

Сказки привлекают своим певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок, великий А.С. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».  А.С. Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка».

В.А.Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственны чисты и не оставляют после себя дурного, ненравственного впечатления. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою».

Я считаю, что  сказка играет огромную воспитательную роль, развивает ребёнка, учит любить и быть добрым. Например, сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Тема 7: Обучение младших школьников выразительному чтению

(реферат (представлен  в распечатанном виде)  + презентация (представлена в электронном виде)


 

Тема 1: Профессиональная речь учителя» 1

Тема 1: Профессиональная речь учителя» 1

Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве

Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве

В настоящее время и российские школьники перестали читать, на досуге играют в компьютерные игры, эта тема стала предметом обсуждения в средствах массовой информации

В настоящее время и российские школьники перестали читать, на досуге играют в компьютерные игры, эта тема стала предметом обсуждения в средствах массовой информации

Чтение многофункционально. Оно является инст­рументом для решения задачи, лежащей за преде­лами ситуации чтения, приятным досугом и средст­вом переживания сильных эмоций

Чтение многофункционально. Оно является инст­рументом для решения задачи, лежащей за преде­лами ситуации чтения, приятным досугом и средст­вом переживания сильных эмоций

Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе

Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют

Последний фактор проблемы детского чтения в

Последний фактор проблемы детского чтения в

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены

Чтение - это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда

Чтение - это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др

Пути совершенствования дикции

Пути совершенствования дикции

Активную роль выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть

Активную роль выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть

КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ

КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ

Тема 2: Компоненты выразительности устной речи

Тема 2: Компоненты выразительности устной речи

Продолжая мысль М.С. Соловейчик,

Продолжая мысль М.С. Соловейчик,

Выразительное чтение также имеет несколько форм: индивидуальное, диалогическое (по ролям и лицам) и хоровое (многоголосое)

Выразительное чтение также имеет несколько форм: индивидуальное, диалогическое (по ролям и лицам) и хоровое (многоголосое)

Тема 3: Речевое дыхание и голос

Тема 3: Речевое дыхание и голос

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории

Техника речи является специфическим разделом риторики

Техника речи является специфическим разделом риторики

О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, например, «садится» голос или не хватает воздуха закончить речевую фразу

О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, например, «садится» голос или не хватает воздуха закончить речевую фразу

Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос

Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

Тема 4: Средства выразительности устной речи

Тема 4: Средства выразительности устной речи

В детстве каждый ребенок хочет подражать взрослым, быть сильным, отважным, ловким и умным

В детстве каждый ребенок хочет подражать взрослым, быть сильным, отважным, ловким и умным

Тема 7: Обучение младших школьников выразительному чтению (реферат (представлен в распечатанном виде) + презентация (представлена в электронном виде)

Тема 7: Обучение младших школьников выразительному чтению (реферат (представлен в распечатанном виде) + презентация (представлена в электронном виде)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2020