Опыт работы по теме "Развитие буквенного гнозиза у детей 6-7 лет с ОНР
Оценка 4.6

Опыт работы по теме "Развитие буквенного гнозиза у детей 6-7 лет с ОНР

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
дефектология
Детсад
08.04.2021
Опыт работы по теме "Развитие буквенного гнозиза у детей 6-7 лет с ОНР
В опыте представлены методы и приемы по формированию буквенного гнозиса у детей с ОНР
опыт работы.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№6 «Семицветик»» городского округа город Шарья Костромской области

 

 

 

 

 

 

Опыт работы

 по теме:

«РАЗВИТИЕ БУКВЕННОГО ГНОЗИСА У ДЕТЕЙ  6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ .

 

 

автор: Садырина Оксана Леонидовна учитель-логопед муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«детский сад № 6 «Семицветик»»

городского округа город Шарья

Костромской области

 

 

 

 

 

 

 

Шарья

2021 год

Перечень материалов

Сведения об авторе

_________________________Стр.3

Аннотация

_________________________Стр.4-6

Описание опыта работы

Обоснование темы

Актуальность

_________________________Стр. 7-11

 

Цель, задачи

________________________Стр. 11

Условия

_______________________Стр. 12

Принципы

________________________Стр. 12-15

Методы и приемы

_______________________Стр. 15-18

Формы работы

_______________________Стр. 18-19

Средства

________________________Стр. 19-22

Результат

_______________________Стр. 22

Тезариус

_______________________Стр.24

Литература

________________________Стр.25-27

Приложение

_______________________Стр. 28-48

Рецензия на опыт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Позиция

В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. В дальнейшем это может привести к нарушению чтения и письма.

Только зная буквы, ребенок сможет понять, что такое слоги, слова, предложение. Чем лучше он выучит алфавит, тем быстрее научиться читать.

 

Цель

Теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития буквенного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушений письма.

Задачи

1.     Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по теме опыта.

2.     Выявить уровень развития буквенного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3.     Экспериментально разработать и проверить методику развития буквенного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

Содержание

Работа по формированию буквенного гнозиса строится по этапам

1 этап

Обогащение знаний и представлений об отдельных признаках букв.

-Подбор пар, т. е. выбор признака по образцу: «Найди такую же» (по форме и величине). На этом этапе идет формирование способности сопоставлять буквы по их свойствам. Взрослый предъявляет образец буквы, ребенок отыскивает букву среди большого количества такой же буквы, но разного ее изображения (размер, цвет и т.д.) с опорой на образец.

- Выбор буквы по названию, подкрепленному зрительным восприятием эталона («Найди все буквы В») среди других букв алфавита.

-. Выбор только по названию. Ребенок выбирает буквы среди ряда других букв, не имея зрительного эталона.

2 этап

Включение сформированных практических знаний о буквах в решение сложных познавательных задач, направленных на формирование способов обследования предметов, выявление и характеристику их свойств. Важное место в этом этапе отводится заданиям на нахождение буквы среди множества наложенных на нее других букв, заданиям на нахождение букв заштрихованных или перечеркнутых.

 

Формы

 

1Фронтальные логопедические занятия

2 Подгрупповые логопедические занятия

3 Индивидуальные занятия

4 Занятия в подвижных микрогруппах

Методы и приемы

1.Наглядные: наблюдение, рассматривание картин

2.Практические: упражнение

 

3.Словесные:

-     Вопросы, ответы, чтение, рассказ, беседа

-     убеждение,

-     Интерактивные:

-       обучающие презентации, видеоролики, видеофильмы.

-       общение с родителями с помощью электронной почты, активных социальных сетей, месенджеров: вацап, вайбер.

-       организация общения на сайте ДОУ, личных сайтах и страницах специалистов.

 

 

Результат

Дети узнают буквы данные в произвольном порядке; при зрительном предъявлении букв находят нужную, не путают правильное и зеркальное расположение букв; могут показать букву, заданную ему звуком; узнают заштрихованные, наложенные друг на друга или перечеркнутые буквы. 

Данные диагностики подтверждают эффективность проделанной работы и актуальность выбранной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание опыта работы по теме

 

Обоснование темы

 

Актуальность опыта заключается в том, что осуществление новейшей формы образования в Российской Федерации предусматривает рост потребностей в готовности дошкольников к школьному обучению и совершенствование качества образования. Анализ предыдущих лет указывает на то, что физическое и психическое состояние современных дошкольников ухудшились. В общеобразовательных организациях увеличивается рост количества учеников с дефектами письма.

Как полагают ученые, такие как М.Ф. Гнездилов, Е.В. Гурьянов,

Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова, образование дети получат, если у них будет сформированы навыки письма, потому, что письмо – это комплексный универсальный психологический и физиологический процесс.

Изначально, школьник при поступлении в образовательную организацию должен учиться писать, а письмо основывается на развитии зрительного восприятия и зрительной памяти. Одним из факторов дисграфии является недостаточное развитие зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста. Буквенный гнозис – это способность распознавать символические знаки (например, буквы). Проблемы, связанные с нарушением письма у дошкольников с общим недоразвитием речи, возникающие в результате несформированности буквенного гнозиса можно устранить лишь тогда, когда средства и методы образовательной деятельности направлены на развитие не только речевых, но и неречевых компонентов, например, зрительных.

А.П. Воронова утверждает: «дошкольники с общим недоразвитием речи, как правило, обладают низким уровнем сформированности буквенного гнозиса: дошкольники, плохо разделяют обычное и зеркальное изображение букв, не различают буквы, которые наложены друг на друга, у них имеются проблемы в выделении и анализе букв, которые сходны в графическом написании, так же, у детей присутствуют проблемы в прочтении букв алфавита, которые написаны в произвольном порядке. Из-за этих проблем дошкольники, как правило, не готовы к освоению письма».

Следовательно, актуальность рассмотренной темы опыта определена тем, что, во-первых, у дошкольников с общим недоразвитием речи из-за нарушения речи присутствуют характерные проблемы в готовности освоения письма, которое основывается на несформированности зрительного восприятия графического образа буквы; во – вторых, в последнее время налицо представлена  сложная симптоматика нарушений письма из-за проблем в развитии буквенного гнозиса; в – третьих, профилактическая и пропедевтическая  работа, начатая в период дошкольного возраста, способствует устранению основных причин проблем с письмом.

Дефекты письма у дошкольников являются следствием нарушений в формировании устной речи: несформированность фонематического восприятия или, как правило (фонетико – фонематических и лексико – грамматических), и, в проблема развития зрительного гнозиса, и, именно, буквенного гнозиса. Такое объяснение причин возникновения нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи прочно закрепилось в отечественной логопедии. Данную аксиому приняли большинство зарубежных ученых (такие как С. Борель-Мэзонни, Р. Беккер и другие) [6, c.18].

В процессе формирования, на основании определенных ощущений формируются функции, которые на языке психологии определяют, как восприятие и суждения, а на языке нейропсихологии как гнозис.

Термин «гнозис» трактуется как узнавание. Узнавание величины, формы, пространственной ориентации и, понимание их смысла, которое заложено в сущность предмета, что помогает детям легче ориентироваться во внешнем мире. Можно выделить разные виды гнозиса: зрительный, обонятельный, вкусовой, слуховой, тактильный. Буквенный гнозис можно отнести к зрительному гнозису. 

Для проведения мероприятий по профилактике нарушений письма нужно наличие правильно сформированного зрительного восприятия букв – буквенного гнозиса. 

Парамонова Л.Г подчеркивает: «необходима ориентация в мире букв с определением их контуров, форм, величин, пространственной расположенности и понимание их смысла, какое заключается в наименование. Данный запас информации об алфавите формируется из синтеза и анализа потоков сенсорных импульсов. Аппарат рецепторов и трансляция сенсорных импульсов при поражениях высших гностических механизмов сохранены, но понимание данных импульсов, сравнение полученной информации с образом, который хранится в памяти, бывает нарушен. В итоге появляется расстройство гнозиса – агнозия, суть заключается в том, что при сохранении восприятия букв, бывает потеряно чувство их «опознаваемости» и внешний мир, который был знаком в подробностях, делается малопонятным, лишенным смысла» [27, с.240].

Но буквенный гнозис невозможно рассматривать только, как элементарное соизмерение, распознание образа буквы. Буквенный гнозис – это процесс постоянного обновления, изучения, конкретного образа, который хранится в памяти, под воздействием вторичного соотнесения его с принятой информацией [11, c.108].

Полная агнозия, при полной дезориентировки, наблюдается не часто. Существенно чаще проблемы буквенного гнозиса наблюдаются в какой-нибудь одной анализаторной системе, при этом, от того, насколько велика степень поражения выраженность агнозии варьируется.

Таким образом, несформированность буквенного гнозиса у детей проявляется в узнавании букв как общих графических символов, отвечающих определенным фонемам, т.е. буквы не опознаются как графемы. Дошкольник видит, списывает буквы, но не может узнать их, т.е. не сопоставляет их с конкретными звуками. 

Нарушение развития буквенного гнозиса у дошкольников заключается в том, что они не могут верно назвать буквы печатного шрифта, данные в произвольном порядке; отыскать буквы, предъявленные зрительно, из общего числа других; изобразить буквы по предложенному звуку; узнать зашумленные буквы. 

Задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.

Мой многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения. Как правило, такие дети имеют речевые нарушения, у них довольно низкий уровень развития памяти и внимания.

В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. В дальнейшем это может привести к нарушению чтения и письма.

Только зная буквы, ребенок сможет понять, что такое слоги, слова, предложение. Чем лучше он выучит алфавит, тем быстрее научиться читать.

Цель опыта: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития буквенного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушений письма.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие Задачи:

1.Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по теме опыта.

2.Выявить уровень развития буквенного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3.Экспериментально разработать и проверить методику развития буквенного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для этого необходимо было решить следующие задачи

подобрать соответствующие диагностические материалы для обследования, приспособив их к контингенту наших детей; 

  • скорректировать перспективное планирование работы с детьми с учетом более широкого применения заданий для развития буквенного гнозиса подобрать наиболее подходящие формы и методы работы с детьми; выбрать дидактические игры и упражнения, а при необходимости
  • разработать новые.

 

Условия

Повысить эффективность работы по развитию буквенного гнозиса у детей с ОНР можно при условии:

-       Создания предметно-пространственной развивающей среды ОУ;

-       Работа с родителями, педагогами

-       Использование в работе методик и разработок Жуковой О.Н.,Безруких М. М.,Останиной Е.В., Костылевой Н.Ю.,Лалаевой Р. И.

Принципы

В процессе логопедической работы по теме опыта большое значение придаю общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Принципы логопедической работы – это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

В своей работе опираюсь на специальные принципы:

  •  этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения;
  •  системности и учета структуры речевого нарушения;
  •  комплексности;
  •  дифференцированного подхода;
  •  поэтапности;
  •  развития;
  •  онтогенетический;
  •  учета личностных особенностей;
  •  деятельностного подхода;
  •  использования обходного пути;
  •  формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений учитываю   совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Содержание логопедического воздействия зависит от механизма нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений возможны различные механизмы. Нарушение буквенного гнозиса у детей могут быть обусловлены разными причинами: недостаточное развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, внимания, памяти. В зависимости от механизма нарушений строю всю коррекционную работу.

Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.

Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств. Развитие буквенного гнозиса не ограничивается только работой с буквами, также провожу работу по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, по развитию зрительного восприятия и пространственных представлений, мелкой моторики и графо-моторных навыков.

Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляю на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываю общие и специфические закономерности развития детей.

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формирую предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Предварительной работой по формированию буквенного гнозиса является развитие пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений. Работу строю по этапам:

1.Развитие различения правых и левых частей тела через постоянные ощущения.

2.Развитие ориентировки в пространстве, и правильного положения предметов в пространстве.

3.Развитие ориентации детей в границах и контурах предметов.

Развитие буквенного гнозиса, внимания, памяти осуществляю постепенно, путем введения более сложной деятельности, в соответствии с которой, обучение на этом этапе начинаю с игр и упражнений, которые направлены на развитие зрительного восприятия конкретных вещей или их картинок. Потом перехожу на схемы, представленные в графических изображениях и символах. В заключении применяю зашумленные картинки с наложенными изображениями.

Формирование зрительного образа букв может быть разделено на 2 этапа.

Первый этап характеризуется тем, что происходит процесс обогащения знаниями и представлениями об отдельных признаках букв (форма, величина, цвет, фактура, звучание и т. д.). Задания в этот период носят познавательный характер. Работу над каждым признаком можно разделить на 3направления.

1. Подбор пар, т. е. выбор признака по образцу: «Найди такую же» (по форме и величине). На этом этапе идет формирование способности сопоставлять буквы по их свойствам. Взрослый предъявляет образец буквы, ребенок отыскивает букву среди большого количества такой же буквы, но разного ее изображения (размер, цвет и т.д.) с опорой на образец.

2. Выбор буквы по названию, подкрепленному зрительным восприятием эталона («Найди все буквы В») среди других букв алфавита.

3.. Выбор только по названию. Ребенок выбирает буквы среди ряда других букв, не имея зрительного эталона.

На первом этапе используются следующие игры: «Укрась коврик зеленой буквой «О»», «Найди и покажи», «Буквы для Катюши», «Найди букву «з» для мишки», игры типа «Лото», «Домино», когда ребенок соотносит идентичные изображения букв с разными условиями.

Второй этап предполагает включение сформированных практических знаний о буквах в решение сложных познавательных задач, направленных на формирование способов обследования предметов, выявление и характеристику их свойств. Важное место в этом этапе отводится заданиям на нахождение буквы среди множества наложенных на нее других букв, заданиям на нахождение букв заштрихованных или перечеркнутых.

 

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Организация логопедической работы осуществляю с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия веду с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем использую принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделирую различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Информирую педагогов, родителей о характере нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добиваюсь закрепления правильных навыков не только в логопедическом кабинете, но и в режимных моментах, под контролем педагогов и родителей.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

Методы и приемы

В работе по формированию буквенного гнозиса использую различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяю характером нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными навыками обеспечивается соответствующей группой методов.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В работе по формированию зрительного восприятия графического образа буквы упражнение носит эффективный характер, так как у детей формируются практические умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности.

Использую такие упражнения, которые требуют многократного повторения: обвести букву по точкам, напечатать букву и др.

Приложение №1

Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.

Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В своей работе большое место занимают упражнения практического характера (развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усвоения использую показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяю словесным обозначением.

Например, дети выкладывают букву по образу, затем по словесной инструкции. В своей работе используют различные виды конструирования. Например, детей учу конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую, используя различные материалы (палочки, пуговицы, мозаику и др.) Приложение№2

В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях, на новом материале.  Например, на начальных этапах дети находят заданную букву среди букв, в дальнейшем даю задание найти букву на сюжетной картинке.

В работе по формированию буквенного гнозиса также используются речевые упражнения. Примером их могут служить заучивание стихов о буквах.

Использование игровых упражнений вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение. Игровой метод использую в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

Например, занятия по обучению грамоте провожу в игровой форме, к детям приходит сказочный герой и знакомит с буквой. Приложение №3

В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.

Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при знакомстве с написанием букв используются графические схемы правильного написания буквы. Приложение №4

Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, кинофильмов, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений. При работе с буквой использую объемные буквы, которые выполнены из разных материалов: фетр, дерево, картон, пенопласт. Приложение №5

Использование перечисленных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения логопедической работы.

В работе по формированию графического образа буквы использую карточки с буквами, объемные буквы, картинки на что похожа буква? (Приложение №6)

При использовании наглядных методов обучения соблюдаю ряд условий:

• -применяемая наглядность должна соответствовать возрасту;

• -наглядность должна использоваться в меру и показываю ее постепенно и только в соответствующий момент занятия;

• -наблюдение организую таким образом, чтобы все могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

• - четко выделяю главное, существенное при показе иллюстраций;

• -детально продумываю пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

• -демонстрируемая наглядность точно согласована с содержанием материала;

• -привлекаю детей к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

 

Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Рассказ желательно сопровождать демонстрацией серии сюжетных картин.

В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы. В ходе предварительной беседы выявляю знания детей, создаю установку на усвоение новой темы.

 Словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при знакомстве с буквой наряду с показом карточки с буквой использую объяснение правильного произношения звука, обращаю внимание на положение языка, губ, сопровождаю показ пояснениями, объясняю из каких элементов состоит буква.

 

Формы работы

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

    Основной формой коррекционного обучения в специализированном детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

 фронтальных (подгрупповых) занятий;

  индивидуальных занятий;

 занятий подвижными микрогруппами.

 

       Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

         Формирование зрительного восприятия графического образ буквы осуществляется на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

На занятиях особое внимание уделяю графическому образу буквы. В соответствии с перспективным планированием составляю конспекты занятий. Определяю тему и цели занятия; отбираю материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, обеспечиваю постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий; при отборе программного материала учитываю зону ближайшего развития дошкольников, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности; включаю в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. Например, на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи с старшей группы при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, и у нас начинается формирование языкового анализа и синтеза, когда дети работают с символами звуков, пытаясь «прочитать» их вместе.   Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

На фронтальных занятиях меняю различные виды деятельности, использую игровые моменты, различный дидактический материал, учу детей слушать и слышать друг друга, обучаю общению друг с другом и с педагогом. Приложение №7

       Технологии, используемые на занятиях, располагаю в порядке возрастающей сложности.

 Занятия в подвижных микрогруппах представляют возможность варьировать цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. Как правило объединяю детей, имеющих более или менее однородные проблемы.

Например, провожу занятие в микрогруппе с детьми, пропустившими по болезни знакомство с буквой.

 Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми. Так же на занятиях в подвижных микрогруппах происходит закрепление пройденного материала, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия, работа по развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировке, мелкой моторики.

       Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

      Роль таких занятий особенно велика в работе с детьми дошкольного возраста, особенности которого мешают установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстника. При формировании зрительного восприятия графического образа буквы использую индивидуальные занятия с ребенком.

 Определяю тему и цели занятия, продумываю этапы работы, планирую постепенное усложнение материала, учитываю индивидуальные особенности, подбираю наглядный материал.

Средства

 

Современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ:

№п\п

Образовательные

технологии и методики

Цель использования

технологий и методик

Результаты использования

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии логопедического обследования    

определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированной или  

нарушений в речевой сфере

Своевременно

оказать помощь в преодолении этих трудностей

2

Здоровьесберегающие технологии

 

 

Зрительная гимнастика

Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Профилактика миопии.

Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. 

Развитие общей моторики,

координации движений и речи, снятие мышечного напряжения.

Использую в работе упражнения : «Покажи букву», «Фонетическая ритмика» Приложение №8

Повышение работоспособности,

профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Координация речи и движений, развитие экспрессивной речи.

Гимнастика для пальчиков.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, координацию речи и движений, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов.

(Покажи букву руками, выложи букву из ракушек ,фасоли, пуговиц и др.)

Приложение №9

Совершенствование мелкой и речевой моторики, стимулирование речевого развития.

3.

Технология проблемного обучения 

Усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивация поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Развитие познавательной активности.

Активное усвоение знаний. Творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.

4.

Технология концентрированного обучения. 

Создание максимально близкой

к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности.

Углублённое и всестороннее освоение материала.

5.

Технологии дифференцированного обучения

обучение каждого на уровне его возможностей позволяет сделать учебный процесс более эффективным.  Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала.

Помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития.

6.

Игровые технологии                

Овладение ролевой игрой, формирование готовности к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.

Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций, включение детей в коллективную деятельность и общение.

7.

Информационные компьютерные технологии

Положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.

Использую в работе по формированию буквенного гнозиса презентации, сайты «Мерсибо», «Учимся с Логошей»

Повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.

   

   Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно – логопедической работы. 

Результат

 

 В ходе работы над опытом, реализовала поставленные задачи, цель работы выполнена. В моем опыте четко прослеживается результат работы.

Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развитие буквенного гнозиса у детей с общим недоразвитием речи как пути профилактики нарушения письма является актуальной в настоящее время. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность проведенных методов, приемов, игр и упражнений в соответствии с показателями развития буквенного гнозиса у детей с общим недоразвитием речи. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития буквенного гнозиса в экспериментальной группе. Приложение №11

По результатам проведенной работы можно сделать вывод о эффективности разработанной методики развития буквенного гнозиса у детей с общим недоразвитием речи как пути профилактики нарушения письма.

Для себя решила, что развитие буквенного гнозиса

у детей лет с общим недоразвитием речи будет эффективным в том случае, если:

– определены этапы работы по развитию буквенного гнозиса у детей

с общим недоразвитием речи;

            подобраны методы, приемы, игры и упражнения в соответствии с показателями развития буквенного гнозиса у детей с общим недоразвитием речи;

реализован индивидуальный подход с учетом уровня развития буквенного гнозиса у детей с общим недоразвитием речи как пути профилактики предпосылок нарушения письма.

 Следует помнить, что при отборе содержания для развития буквенного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, закономерности психического развития ребенка, а также характер нарушения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезариус

Гнозис       –        процесс,     который     непрерывно         совершенствуется, конкретизирует образ, который хранится в памяти, под воздействием вторичного соотнесения его с полученной информацией.

Термин «гнозис» трактуется как узнавание. Узнавание величины, формы, пространственной ориентации и, понимание их смысла, которое заложено в сущность предмета, что помогает детям легче ориентироваться во внешнем мире. Можно выделить разные виды гнозиса: зрительный, обонятельный, вкусовой, слуховой, тактильный. Буквенный гнозис можно отнести к зрительному гнозису. 

 

Буквенный гнозис – это способность узнавать символические знаки (буквы). 

Восприятие-это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств.

Зрительное восприятие-совокупность процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.

Пространственные представленияпредставления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, расположение объектов относительно друг друга, расположение объектов в пространстве.

 Пространственное мышление – это неотъемлемая часть умственной деятельности человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.     Алексеева, А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью [Текст] / А.Е. Алексеева. – М. : Логос, 2014. – 224 с.

2.     Астахова, Т.В. Коррекция оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с использованием изобразительных средств [Текст] / Т.В. Астахова. –  М. : Автограф, 2015. – 216 с.

3.     Безруких, М.М. Психофизиология ребенка [Текст] / М.М. Безруких,

Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер. – СПб. : Питер, 2015. – 321 с.

4.     Буковцова, Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся с ОНР [Текст] / Н.И. Буковцова. –  М. : Академия, 2014.– 316 с.

5.     Вартапетова, Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций [Текст] / Г.М. Вартапетова. – М. : АСТ, 2012. – 322 с.

6.     Воронова, А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. Методические рекомендации [Текст]

/ А.П. Воронова. – СПб : Образование, 2014. – 186с.

7.     Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. –  М.: Астрель, 2015. – 316 с.

8.     Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с ОНР [Текст] : Пособие для логопеда / Г.А. Каше. –  М.: Академия, 2014. –  207 с.

9.     Кинаш, Е.А. Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Кинаш. –  М. : АСТ, 2013. – 223 с.

10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] : Учебно– методическое пособие / А.Н. Корнев. –  СПб.: МиМ, 2015. – 286 с.

11. Корнев, А.Н. Методика оценки автоматизации навыка письма  [Текст] / А.Н. Корнев. –  СПб. : Нева, 2015. – 188с.

12. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей [Текст] : Учеб. пособие для вузов / К.В. Комаров. –  М.: ОНИКС, 2015. – 223 с.

13. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст] : Учебное пособие / Р.И. Лалаева. –  СПб. : Питер, 2014.

– 224с. 

14. Лалаева, Р.И. Диагностика и корекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] : Учебно– методичекое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. –  СПб. : Питер, 2013. – 196с.

15. Лалаева, Р.И. Симптоматика дисграфий у детей с ОВЗ [Текст]

/ Р.И. Лалаева, Г.О. Сятка– Высоцка . –М. : Логос, 2014. – 167с.

16. Лалаева, Р.И., Сятка– Высоцка Г. Виды дисграфий у детей с ОВЗ [Текст] / Р.И. Лалаева, Г.О. Сятка– Высоцка. – М. : Логос, 2014. – 170с. 17. Ларина, Е.А. Формирование интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи в структуре коррекции нарушения письма [Текст] / Е.А. Ларина. – М. : Академия, 2016. – 323 с.

18. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина.– М. : Автограф, 2015.– 184с.

19. Леханова, О.Л. Использование невербальных средств общения в коррекционно– логопедической работе с дошкольниками с ОНР [Текст] / О.Л. Леханова.– М. : Элиот, 2014.– 156с.

20. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ОНР [Текст] : Учебное пособие / Е.А.Логинова, под ред. Л. С. Волковой. –  СПб. : Детство– Пресс, 2014.–  208 с.

21. Логопедия: Методическое наследие [Текст] : Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой : В 5 кн. –  М. : ВЛАДОС, 2014. – 303с.

22. Лурия,        А.Р.   Основные   проблемы   нейролингвистики        [Текст]

/ А.Р. Лурия. –М. :  Изд– во МГУ, 2013. – 253с.

23. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А.Р. Лурия. – М. : Академический Проект, 2014. – 512с.

24. Нарушение речи у дошкольников  [Текст] / Сост. Р.А.Белова-Давид.–  М. : Владос, 2013. – 232с.

25. Обнизова, Т.Ю. Овладение навыком письма учащимися с прогредиентной динамикой дисграфии [Текст] / Т.Ю. Обнизова.–М. :

Академия, 2014. – 224с.

26. Овсянникова, С.А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией [Текст] / С.А. Овсянникова.–М. : Владос, 2015. – 320 с.

27. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова. –  СПб. : Союз, 2014. – 240с. 

28. Парамонова, Л.Г. Особенности вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Г. Парамонова, Р.И. Лалаева. – СПб :

Питер, 2015. – 270с.

29. Попова, Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.Ф. Попова. –  М. : Автограф, 2014. – 192с.

30. Попова, Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.Ф. Попова.–  М. : Академия, 2014. – 220 с.

31. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] : Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / А.В. Семенович. –  М. : Академия, 2012. – 232с.

32. Степкова, О.В. Особенности пространственного восприятия у дошкольника с общим недоразвитием речи [Текст] / О.В. Степкова,

С.Б. Яковлев. – СПб. : Нева, 2015. – 272с.

33. Цветкова, Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение [Текст] : Учеб. пособие / Л.С.Цветкова. – М. : МОДЭК, 2015. – 184с. 

34. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С.Цветкова. – М. : МОДЭК, 2013. – 304с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение№1

 

 

 https://kladraz.ru/images/photos/e5dfa1f6f70198783e6d6cc9166d0ea2.jpg

 

https://kladraz.ru/images/photos/472e9b0a2e6c6f7fd692c550a8f231d0.jpg 

 

 Приложение №2

 

Описание: D:\Desktop\image.jpgОписание: D:\Desktop\раз.jpg

Конструирование букв из фетра.                   Конструирование букв из элементов

 Описание: D:\Desktop\пал.jpg Описание: D:\Desktop\биг.jpg

Конструирование букв из палочек         Конструирование букв из бигудей

Описание: D:\Desktop\бусы2.jpg гвозди

Конструирование букв из бусинок         Конструирование букв с помощью резинок

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

https://s019.radikal.ru/i626/1710/34/757c34966456.jpgОписание: D:\Desktop\снегурочка.jpgОписание: D:\Desktop\айболит.jpg    https://madamelavie.ru/wp-content/uploads/2015/09/geroi_shha.jpghttps://madamelavie.ru/wp-content/uploads/2015/08/geroi_pe.jpg

 

 

 

 

Приложение №4

 

 

Приложение №5

Описание: D:\Desktop\ульян.jpgОписание: D:\Desktop\а.jpgОписание: D:\Desktop\э.jpgОписание: D:\Desktop\и.jpgОписание: D:\Desktop\о.jpg

 

 

 

 

Приложение №6

 


Приложение №7

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности(логопедическая) для детей 5-6 лет с ОНР (образовательная область «Речевое развитие»).  

ФИО педагога: Садырина Оксана Леонидовна

Возрастная группа воспитанников: старшая группа.

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «Звук и буква Ц»

Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве «Ц».

Коррекционно - образовательные задачи:

Закрепить и уточнить правильное произношение звука «Ц».

Уточнить и закрепить понятия «согласный», «глухой», «твердый» звук.

Закрепить умение выделять заданный звук на фоне звуков.

Закрепить умение детей находить слова на заданный звук.

Закрепить зрительный образ буквы «Ц»

Закрепление чтения прямых и обратных слогов с буквой «Ц»

Коррекционно - развивающие задачи:

Развитие зрительного и слухового внимания.

Развитие длительного, медленного целенаправленного выдоха.

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие общей и мелкой моторики

Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс. Формирование навыка сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности,

инициативности.     

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: игровая, коммуникативная.

Форма организации детей: подгрупповая

Материал и оборудование: Демонстрационный материал: мольберт, лабиринт, прозрачный мольберт, фонарик, лазерная линейка, круги для чтения слогов, колонки, сундук.

Раздаточный материал: звезды, дыхательный тренажер, карточки со слогами.

 

Планируемый результат: воспитанники правильно выделяют звук «Ц» на фоне звуков, находят слова с заданным звуком, дают характеристику звука, узнают букву «Ц» в усложненных условиях, обводят ее по контуру, читают прямые и обратные слоги с буквой «Ц».

 Предварительная деятельность с воспитанниками:

Ход занятия

 

Части НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Способы

поддержки

детской

инициативы

1 часть – организационная

Цель: создать образовательную ситуацию,  мотивировать детей на предстоящую деятельность.

1 Психогимнастка «Я звезда»

Цель: сохранения психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей

Педагог здоровается с детьми.

- Здравствуйте ребята, я хочу с вами познакомиться, а поможет мне звезда. Передавайте друг другу  звезду ,называя свое имя и что вы любите делать.

-  Я звезда Оксана Леонидовна я люблю заниматься с детьми.

-Путь эта путеводная звезда помогает нам сегодня на занятии.

 

Звучит голос Марсика

 

-Здравствуйте, я Марсик. Я живу на другой планете. Я вам послал подарок в волшебной коробке. Получить подарок вы сможете после того, как откроете замок. Получите ключик, когда выполните мои задания.

 

-Ребята, будем выполнять задание Марсика?

 

 

Дети стоят в кругу.

 

 

Дети передают звезду, называют свои имена

 

 

 

 

 

 

Дети слушают

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

2 часть- основная

 

 

Цель: Развитие целенаправленной воздушной струи, фонематического анализа, зрительно-моторной координации, зрительного восприятия, мелкой моторики. Закрепление чтения прямых и обратных слогов.

 

2) «Назови звук»

Цель: закрепление умения выделять первый звук в слове, правильно произносит его, давать характеристику звука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)Дыхательная гимнастика

«Космос»

Цель: развитие целенаправленного, длительного выдоха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Игра «Покажи звезду».

Цель: закрепить умения детей выделять заданный звук из ряда звуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)Игра «Угощение для Марсика»

Цель: закрепить умение находить слова со звуком «Ц».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6)Физ. минутка

«Летающая тарелка»

Цель: развитие общей моторики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7) Игра «Волшебный фонарик»

Цель: закрепить зрительный образ буквы «Ц», умение обводить ее по контуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8) «Пройди дорожки»

Цель: развитие зрительного восприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

9) Игра «Волшебный круг»

Цель: закрепить умение детей чтения слогов с буквой «Ц»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог показывает детям картинку созвездия Цефей.

-Марсик живет в созвездии Цефей.

-Назовите первый звук в названии созвездия Цефей?

-Давайте произнесем звук «Ц» хором, а теперь по одному.

-Расскажите, какой звук «Ц»?

-Вы правильно выполнили задание Марсика. Вот вам ключик, давайте проверим, сможем мы открыть замок?

 

Замок не открылся, нам нужно выполнить другие задания Марсика

 

 

 

На столах у детей дыхательные тренажеры «Космос».

-Марсик очень любит летать в открытом космосе.  Вы сможете увидеть, как он летает. Возьмите карточку с Марсиком и подуйте на него. Не забывайте вдох делаем через нос, а выдох через рот. Плечи не подмайте, щеки не надувайте работает живот. Если вы правильно выполните задание, сможете получить ключик.

Дети получают ключик, проверяют подходит к замку ключ. Дети не смогли открыть замок.

 

 

Педагог предлагает детям поиграть в игру, когда услышат звук «Ц», поднять звезду вверх.

В космосе очень много звезд, посмотрите какие они красивые. Когда услышите звук «Ц» поднимайте звезду вверх.

(м, п, ц, ф, х, ц, к, л, ц, р)

Если вы правильно выполните задание, сможете получить ключик.

Дети получают ключик, проверяют подходит к замку ключ. Дети не смогли открыть замок.

Педагог предлагает детям найти тюбики с едой, в названии которых есть звук «Ц».

- Марсик очень проголодался, у него специальная космическая еда в тюбиках.

-Найдите тюбики с едой в названии, которых есть звук «Ц» и положите на тарелку с буквой «Ц». Посмотрите, как это сделаю я.

Если вы правильно выполните задание, сможете получить ключик.

Дети получают ключик, проверяют подходит к замку ключ. Дети не смогли открыть замок.

 

Педагог предлагает детям встать в круг и выполнить физ. минутку.

-Ребята, какие сложные задания для нас придумал Марсик. Вы, наверное, устали?

-Давайте встанем в кружок и выполним зарядку.

- Мы цепочкой друг за другом

Взявшись за руки идем.

Медленно кольцо замкнем

Вот колечко,т.е. круг

Наши руки приподнявшись

Лучиками стали вдруг.

Мы сомкнулись, разомкнулись

Раз и солнцем обернулись.

Чтоб нас лучше разглядели

Раз присели, два присели.

Вдаль сейчас тарелка мчится,

Прямо к звездной тишине

И звездою обратившись

Ярко светит в темноте.

- Молодцы! Отправляемся дальше выполнять задания Марсика.

 

Педагог предлагает детям сесть на стулья около звездного неба.

-Марсик спрятал в звездном небе букву, а поможет нам ее увидеть лунный свет. Педагог включает фонарик, на стекле проявляется буква «Ц».

-Какую букву вы видите в звездном небе?

-Давайте обведем ее маркером по стеклу. Не забывайте правильно держать маркер.

-Вы смогли увидеть в звездном небе букву, правильно ее обвели, вот вам ключик.

Дети получают ключик, проверяют, подходит к замку ключ. Дети не смогли открыть замок.

 

 

На мольберте дорожки.

-Давайте поможем Марсику добраться до летающей тарелки.

 Я буду вести лучиком по дорожке, а вы следите глазками за лучом.

(дети проверяют 3-4 дорожки)

-Вы правильно выполнили задание, получайте ключик. Дети получают ключик, проверяют, подходит к замку ключ. Дети не смогли открыть замок

 

 

 

Педагог предлагает детям прочитать слоги с буквой «Ц», затем закрыть заданный слог звездами.

-Марсик для вас приготовил еще одно задание. Давайте, прочитаем слоги.

А сейчас найдите такой же слог у себя на карточке и закройте его звездой.

-Вы правильно выполнили задание, получайте ключик. Дети получают ключик, проверяют, подходит к замку ключ. Дети н смогли открыть замок.

 

-Вы правильно выполнили все задания и смогли открыть замок. Давайте сядем на ковер и посмотрим, что за подарок приготовил Марсик.

 

Дети рассматривают картинку

 

Дети отвечают

- Первый звук «Ц»

Дети произносят звук «Ц»

Дети дают характеристику звука согласный, всегда твердый, глухой.

Дети пытаются открыть ключом замок

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют дыхательную гимнастику

3-4р

 

 

 

 

 

 

 

Дети проверяют подходит ключик к замку

 

 

 

 

Дети поднимают звезду,когда услышат звук « Ц»

 

 

 

 

 

 

Дети проверяют ключик

 

 

Дети выбирают тюбики с едой (яйцо, огурец, холодец, пицца, леденец, перец).

 

 

 

 

 

 

Дети проверяют ключик

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют зарядку

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют упражнения в соответствии со словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают картину.

Находят

букву «Ц»

 

 

 

обводят ее маркером

 

 

 

Дети проверяют ключик

 

 

 

 

 

 

Дети следят за лучом

Дети проверяют ключик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают слоги.

Закрывают заданный слог звездами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 часть-заключительная

Цель: Оценка деятельности детей, подведение итогов. Переход в другую деятельность

10) Рефлексия

Цель :Закрепить полученные знания на занятии

Педагог оценивает деятельность детей, задает обобщающие вопросы

-  Ребята, с каким звуком сегодня мы выполняли задание?

 Педагог вручает детям подарки от Марсика.

Звучит голос Марсика.

-Молодцы! Я вижу вы выполнили все задания. На земле самые умные дети. Я улетаю, но с вами не прощаюсь. До новых встреч

-Ребята, давайте помашем Марсику. (звучит космическая музыка).

-Марсик подарил вам книжки с заданиями, которые вы сможете выполнить в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №8

Фонетическая ритмикаhttps://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1308/00057dbf-8a0270fb/hello_html_m5162eb8.jpg

 

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1308/00057dbf-8a0270fb/hello_html_m2f103dbc.jpg

 

 

Приложение № 9

Описание: D:\Desktop\тело.jpgОписание: D:\Desktop\тело1.jpg

Описание: D:\Desktop\строим.jpg

Приложение №10

1 Выявление уровня развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

Проанализировав теоретические основы развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как пути профилактики нарушения письма приступила к диагностике.

Работа по выявлению уровня развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи была проведена нами на базе д/с №6«Семицветик» г.Шарья в подготовительной группе, компенсирующей напрвленности для детей с ОНР. В диагностике принимали участие 15 дошкольников с общим недоразвитием речи

Опираясь на исследования М.М. Безруких [2] выделила критерии, подобрали диагностические задания развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

Критерии и диагностические задания развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи представлены в таблице №1

Таблица №1. – Диагностическая карта

Критерии

Диагностические задания

Называние букв печатного шрифта, данных в беспорядке

Диагностическое задание 1. «Назови букву» (автор М.М. Безруких)

Нахождение буквы, предъявленной зрительно, среди ряда других букв, в том числе зеркально расположенных букв

Диагностическое задание 2. «Найди букву» (автор М.М. Безруких)

 

Наличие умения показывать буквы по заданному звуку

Диагностическое задание 3. «Показ буквы по заданному звуку» (автор 

М.М. Безруких)

Наличие умений узнавать буквы в условиях штриховки

Диагностическое задание 4. «Узнавание букв в условиях штриховки» (автор М.М. Безруких)

Наличие умений узнавать буквы в условиях наложения и перечеркивания буквы

Диагностическое задание 5. «Узнавание наложенных и перечеркнутых букв» (автор М.М.

Безруких)

 

В соответствии с выделенным критериям, которые соответствуют представленным диагностическим заданиям, можно судить об уровне развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

Низкий уровень: ребенок не узнает буквы, данные в произвольном порядке; при зрительном предъявлении буквы не может найти нужную, при этом путает правильное и зеркальное расположение букв; не может показать букву, заданную ему звуком; не узнает заштрихованные, наложенные друг на друга или перечеркнутые буквы. При всем этом, ребенок, после того как допускает ошибку сам найти ее не может и не может сам исправить свою ошибку, даже если взрослый указывает на нее, а также не испытывает интереса к выполнению заданий, проявляет раздражение и неусидчивость. 

Рассмотрим результаты диагностики дошкольников.

Средний уровень: ребенок узнает буквы, данные в произвольном порядке; при зрительном предъявлении буквы находит нужную, при этом испытывает затруднения и допускает ошибки, путает правильное и зеркальное расположение букв; может ошибиться при нахождении буквы, которая задана ему знакома; испытывает проблемы в узнавании заштрихованных, наложенных друг на друга или перечеркнутых букв. При всем этом, ребенок, после того как допускает ошибку сам находит ее и исправляет, а также исправляет свои ошибки опираясь на помощь взрослого.

Высокий уровень развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи: ребенок узнает буквы данные в произвольном порядке; при зрительном предъявлении букв находит нужную, не путает правильное и зеркальное расположение букв; может показать букву, заданную ему звуком; узнает заштрихованные, наложенные друг на друга или перечеркнутые буквы. 

Диагностическое задание 1. «Назови букву».

Цель: выявить уровень развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, определить умение называть буквы печатного шрифта, данные в произвольном порядке.

Перед началом испытания объясняется техника выполнения задания. Экспериментатор объясняет порядок выполнения задания. Перед ребенком лежит лист бумаги, на котором все буквы алфавита даны в произвольном порядке, ребенок должен назвать их. 

Критерии оценки:

Высокий уровень – ребенок узнает буквы не по памяти (данные в порядке расположения в алфавите), а данные в произвольном порядке; задание выполнено правильно, без ошибок.

Средний уровень– ребенок узнает буквы не по памяти (данные в порядке расположения в алфавите), а данные в произвольном порядке ребенок допускает не более трех ошибок.

Низкий уровень – ребенок не узнает буквы, данные в произвольном порядке; при зрительном предъявлении буквы не может найти нужную. 

Диагностическое задание 2 «Найди букву»

Цель: определить умение находить буквы, предъявленные среди ряда других букв, в том числе зеркально расположенных букв.

Перед началом испытания объясняется техника выполнения задания. Экспериментатор объясняет порядок выполнения задания. Перед ребенком лежит лист бумаги, на котором все буквы алфавита даны в произвольном порядке, некоторые буквы написаны зеркально, но в ряду есть эти же буквы, написанные правильно, ребенку показывают карточку с буквой и просят найти ее на листе (Приложении №11). 

Критерии оценки: Высокий уровень– задание выполнено правильно, без ошибок.

Средний уровень –  ребенок допускает 3 ошибки.

Низкий уровень–  ребенок не может сориентироваться на листе, путает понятия вправо, влево, вперед, назад. 

Диагностическое задание 3 «Показ буквы по заданному звуку» Цель: выявить умение находить буквы по заданному звуку.

Перед началом испытания объясняется техника выполнения задания. Экспериментатор объясняет порядок выполнения задания. Перед ребенком лежит лист бумаги, на котором все буквы алфавита даны в произвольном порядке, некоторые буквы написаны зеркально и буквы, написанные правильно, ребенку называют букву и просят найти ее на листе (образец дан в Приложении №11). 

Критерии оценки:

Высокий уровень– ребенок может показать буквы, заданные ему звуками, задание выполнено правильно, без ошибок.

Средний уровень – ребенок может ошибиться при нахождении букв, которые заданы ему звуками, для данного уровня ребенок может допустить 3 ошибки.

Низкий уровень –  ребенок не может показать букву, заданную ему звуком, даже после помощи экспериментатора. 

Диагностическое задание 4 «Узнавание букв в условиях штриховки» Цель: выявить уровень умения узнавать заштрихованные буквы.

Перед началом испытания объясняется техника выполнения задания. Экспериментатор объясняет порядок выполнения задания. Ребенку дают лист бумаги, на котором все буквы алфавита даны в произвольном порядке, поверх алфавита нанесена не плотная штриховка, ребенок должен назвать все изображенные буквы (образец дан в Приложении№ 12). 

Критерии оценки:

Высокий уровень– ребенок узнает заштрихованные буквы, задание выполнено правильно, без ошибок.

Средний уровень – ребенок испытывает проблемы в узнавании заштрихованных букв, если буквы наложены друг на друга или перечеркнуты, узнает их по контуру, допускает 3 ошибки.

Низкий уровень – ребенок не может показать букву, заданную ему звуком; не узнает заштрихованные буквы, если буквы наложены друг на друга или перечеркнуты, допускает более 3-х ошибок. 

Диагностическое задание 5 «Узнавание наложенных и перечеркнутых букв»

Цель: выявить умение узнавать наложенные и перечеркнутые буквы.

 Перед началом испытания объясняется техника выполнения задания. Экспериментатор объясняет порядок выполнения задания. Перед ребенком лежит лист бумаги, на котором 10 букв алфавита даны в произвольном порядке, при этом на каждую букву наложена цифра или другая буква, ребенок должен назвать две буквы, если наложена буква, или одну букву, если наложена цифра (образец дан в Приложении № 11). 

Критерии оценки:

Высокий уровень – ребенок умеет узнавать буквы наложенные друг на друга или перечеркнутые, узнает их по контуру, задание выполняет правильно, без ошибок.

Средний уровень – ребенок испытывает проблемы в узнавании наложенных и перечеркнутых букв, узнает их по контуру; при всем этом, ребенок, после того как допускает ошибку сам находит ее и исправляет, а также исправляет свои ошибки опираясь на помощь взрослого, допускает 3 ошибки.

Низкий уровень– ребенок не узнает буквы наложенные друг на друга или перечеркнутые, при всем этом, ребенок, после того как допускает ошибку сам найти ее не может и не может сам исправить свою ошибку, даже если взрослый указывает на нее, а также не испытывает интереса к выполнению заданий, проявляет раздражение и неусидчивость; допускает более 3-х ошибок. 

 

Таблица №2 Результаты диагностики

уровни

Диагностикаа

№1

Диагностика

№2

Диагностика

№3

Диагностика

№4

Диагностика

№5

 

Сент

Май

Сент

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Низкий

уровень

8

2

8

2

9

2

8

2

9

2

Средний уровень

6

9

6

9

6

7

6

9

6

7

Высокий

уровень

1

4

1

4

-

6

1

4

-

6

 

Данные результаты говорят о том, что в начале года дошкольники располагают проблемами в развитии буквенного гнозиса: дети не узнают буквы, не могут найти нужную, допускают ошибки в узнавании букв в усложненных условиях, путают правильное и зеркальное написание букв.

В результате проведенной целенаправленной коррекционной работы у детей наблюдается положительная динамика.

Дети узнают буквы данные в произвольном порядке; при зрительном предъявлении букв находят нужную, не путают правильное и зеркальное расположение букв; могут показать букву, заданную ему звуком; узнают заштрихованные, наложенные друг на друга или перечеркнутые буквы. 

Данные диагностики подтверждают эффективность проделанной работы и актуальность выбранной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Упражнение «Найти букву среди ряда других букв» (после длительного и кратковременного предъявления) (Р.И. Лалаева)

Цель: развивать умение ребенка узнавать нужную букву среди ряда других букв.

Содержание: ребенку предлагается буквенный ряд (на рисунке №1) и отдельно на карточке предлагается буква. Ребенку нужно обвести букву пальчиком, чтобы познакомиться с правильным написанием буквы на мышечном уровне, знакомство с траекторией движения руки при написании буквы. Затем ребенок должен обвести пальчиком все буквы предложенного ряда и найти такую букву, которая будет похожа на предложенную. 

Усложнение задания: Букву ребенку показывает воспитатель из своих рук, ребенок пальчиком в воздухе обводит ее и дальше, образец убирают, а ребенок должен найти такую же букву.

 

2. Упражнение «Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом» (печатным и рукописным) (Р.И. Лалаева)

Цель: развивать умение ребенка узнавать нужную букву, написанную разными шрифтами

Содержание: предлагают детям карточки с различными буквами: а, б, в, г, д, которые написаны разными шрифтами (рисунок №2). дети должны найти одну и ту же предложенную букву, написанную разными шрифтами в ряду других букв.

 

3. Упражнение «Выявление «зеркальности» (Р.И. Лалаева) Цель: устранение эффекта «зеркальности» букв у детей.

Содержание: Рисунок №3, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы. Ребенку предлагают следующие задания:

             В каждой паре букв покажи правильно написанную.

             Придумай и расскажи, как можно переделать неправильную

(зеркальную) букву в правильную.

 

4. Упражнение «Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями» (Р.И. Лалаева)

Цель: развивать умение ребенка узнавать букву, если на нее наложены другие буквы, если буквы зачеркнуты или заштрихованы.

Содержание: ребенку показывают буквы (как на рисунке №4) и предлагают букву, которую нужно найти. Чтобы ребенку было легче искать, ему разрешают вначале пальчиком провести по образцу, а потом по заданию.

 

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№6 «Семицветик»» городского округа город

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№6 «Семицветик»» городского округа город

Перечень материалов

Перечень материалов

Аннотация Позиция

Аннотация Позиция

Взрослый предъявляет образец буквы, ребенок отыскивает букву среди большого количества такой же буквы , но разного ее изображения (размер, цвет и т

Взрослый предъявляет образец буквы, ребенок отыскивает букву среди большого количества такой же буквы , но разного ее изображения (размер, цвет и т

Результат Дети узнают буквы данные в произвольном порядке; при зрительном предъявлении букв находят нужную, не путают правильное и зеркальное расположение букв; могут показать букву, заданную…

Результат Дети узнают буквы данные в произвольном порядке; при зрительном предъявлении букв находят нужную, не путают правильное и зеркальное расположение букв; могут показать букву, заданную…

Описание опыта работы по теме

Описание опыта работы по теме

А.П. Воронова утверждает: «дошкольники с общим недоразвитием речи, как правило, обладают низким уровнем сформированности буквенного гнозиса: дошкольники, плохо разделяют обычное и зеркальное изображение букв, не…

А.П. Воронова утверждает: «дошкольники с общим недоразвитием речи, как правило, обладают низким уровнем сформированности буквенного гнозиса: дошкольники, плохо разделяют обычное и зеркальное изображение букв, не…

С. Борель-Мэзонни, Р. Беккер и другие) [6, c

С. Борель-Мэзонни, Р. Беккер и другие) [6, c

Но буквенный гнозис невозможно рассматривать только, как элементарное соизмерение, распознание образа буквы

Но буквенный гнозис невозможно рассматривать только, как элементарное соизмерение, распознание образа буквы

В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности

В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности

Принципы В процессе логопедической работы по теме опыта большое значение придаю общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности,…

Принципы В процессе логопедической работы по теме опыта большое значение придаю общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности,…

Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др

Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др

Взрослый предъявляет образец буквы, ребенок отыскивает букву среди большого количества такой же буквы , но разного ее изображения (размер, цвет и т

Взрослый предъявляет образец буквы, ребенок отыскивает букву среди большого количества такой же буквы , но разного ее изображения (размер, цвет и т

Методы и приемы В работе по формированию буквенного гнозиса использую различные методы: практические, наглядные и словесные

Методы и приемы В работе по формированию буквенного гнозиса использую различные методы: практические, наглядные и словесные

Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия)

Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия)

Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия

Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы

Как правило объединяю детей, имеющих более или менее однородные проблемы

Как правило объединяю детей, имеющих более или менее однородные проблемы

Профилактика миопии.

Профилактика миопии.

Технология концентрированного обучения

Технология концентрированного обучения

Информационные компьютерные технологии

Информационные компьютерные технологии

Следует помнить, что при отборе содержания для развития буквенного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей,…

Следует помнить, что при отборе содержания для развития буквенного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей,…

Буквенный гнозис можно отнести к зрительному гнозису

Буквенный гнозис можно отнести к зрительному гнозису

Безруких, М.М. Психофизиология ребенка [Текст] /

Безруких, М.М. Психофизиология ребенка [Текст] /

Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] /

Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] /

Степкова, О.В. Особенности пространственного восприятия у дошкольника с общим недоразвитием речи [Текст] /

Степкова, О.В. Особенности пространственного восприятия у дошкольника с общим недоразвитием речи [Текст] /

Приложение №2

Приложение №2

Конструирование букв из фетра.

Конструирование букв из фетра.

Приложение №4

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №5

Опыт работы по теме "Развитие буквенного гнозиза у детей 6-7 лет с ОНР

Опыт работы по теме "Развитие буквенного гнозиза у детей 6-7 лет с ОНР

Приложение №6 Приложение №7

Приложение №6 Приложение №7

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности(логопедическая) для детей 5-6 лет с

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности(логопедическая) для детей 5-6 лет с

Педагог здоровается с детьми. -

Педагог здоровается с детьми. -

Дыхательная гимнастика «Космос»

Дыхательная гимнастика «Космос»

Физ. минутка «Летающая тарелка»

Физ. минутка «Летающая тарелка»

Пройди дорожки» Цель: развитие зрительного восприятия 9)

Пройди дорожки» Цель: развитие зрительного восприятия 9)

Назови звук» Цель: закрепление умения выделять первый звук в слове, правильно произносит его, давать характеристику звука

Назови звук» Цель: закрепление умения выделять первый звук в слове, правильно произносит его, давать характеристику звука

Фонетическая ритмика

Фонетическая ритмика

Приложение № 9 Приложение №10

Приложение № 9 Приложение №10

Выявление уровня развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Выявление уровня развития буквенного гнозиса у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

При всем этом, ребенок, после того как допускает ошибку сам найти ее не может и не может сам исправить свою ошибку, даже если взрослый указывает…

При всем этом, ребенок, после того как допускает ошибку сам найти ее не может и не может сам исправить свою ошибку, даже если взрослый указывает…

Перед началом испытания объясняется техника выполнения задания

Перед началом испытания объясняется техника выполнения задания

Низкий уровень – ребенок не может показать букву, заданную ему звуком; не узнает заштрихованные буквы, если буквы наложены друг на друга или перечеркнуты, допускает более…

Низкий уровень – ребенок не может показать букву, заданную ему звуком; не узнает заштрихованные буквы, если буквы наложены друг на друга или перечеркнуты, допускает более…

В результате проведенной целенаправленной коррекционной работы у детей наблюдается положительная динамика

В результате проведенной целенаправленной коррекционной работы у детей наблюдается положительная динамика

Упражнение «Найти букву среди ряда других букв» (после длительного и кратковременного предъявления) (Р

Упражнение «Найти букву среди ряда других букв» (после длительного и кратковременного предъявления) (Р

Упражнение «Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом» (печатным и рукописным) (Р

Упражнение «Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом» (печатным и рукописным) (Р
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2021