Опыт работы
Оценка 4.7

Опыт работы

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
математика
Детсад
01.04.2019
Опыт работы
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Воспитанники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок. Для интеллектуального развития детей большое значение имеет восприятие ими математических представлений, которые влияют на формирование умственных действий
ОПЫТ.docx
Государственное  учреждение образования «Ясли­сад №29 г. Мозыря» ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР» Леонова Ирина Ивановна, воспитатель учреждения дошкольного образования 8(029)2523692 irinaslutchak@mail.ru 1.1. Название  темы опыта «Формирование элементарных математических представлений у детей младшего   дошкольного   возраста   посредством   использования дидактических игр» 1.2. Актуальность опыта Эффективное   развитие   интеллектуальных   способностей   детей дошкольного   возраста   ­   одна   из   актуальных   проблем   современности. Воспитанники   с   развитым   интеллектом   быстрее   запоминают   материал, более   уверены   в   своих   силах,   легче   адаптируются   в   новой   обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок.  Для   интеллектуального   развития   детей   большое   значение   имеет восприятие   ими   математических   представлений,   которые   влияют   на формирование   умственных   действий,   столь   необходимых   для   познания окружающего мира. Четвертый   год   жизни   имеет   важнейшее   значение   для   развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения [1, с.115].  На   всех   этапах   развития  воспитанников  проблема   математического развития   занимает   одно   из   центральных   мест.   Поэтому   математическое развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для   интенсивного   развития   ребенка,   его   познавательных   интересов   и любознательности. По   результатам   диагностики   на   начало   года   в   моей   группе   была выявлена   проблема.   При   сравнении   объектов   по   характерам   величины (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий низкий, толстый, тонкий, 2 большой,   маленький)   справились   9   человек   (41%);   при   определении положения   изображений на листе бумаги (в середине, вверху, внизу, в уголках   вверху,   в   уголках   внизу)   –   8   человек   (36,3%);   группируют   и классифицируют геометрические предметы по одному признаку (форма, цвет, величина) – 9 человек (41%) (Приложение 3). Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности,   осваивает   новые   навыки   и   знания,   развивает   ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать   трудности,   одновременно   впитывая   неоценимый   опыт общения.  Поэтому для решения проблемы я стала использовать дидактические игры, что и привело меня к теме моей работы. 1.3.  Цель опыта Целью   моего   опыта   является   формирование   элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических  игр. 1.4.  Задачи опыта Для реализации своей цели я определила следующие задачи: 1. Проанализировать   научно­методическую   литературу   по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. 2. Систематизировать   и   применить   комплекс     дидактических   игр   в различных   видах   деятельности     для   формирования   элементарных математических   представлений   у   детей   младшего   дошкольного возраста. 3 3. Определить   эффективность   использования   дидактических   игр   по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного  возраста. 1.5.  Длительность работы над опытом Работа   по   формированию   элементарных   математических представлений   у   детей   младшего   дошкольного   возраста   посредством использования дидактических игр проводится с  сентября 2016 года в три этапа. I  этап   –   подготовительный     (разрабатываю   системный   комплекс занятий,   связанных   с   формированием   элементарных   математических представлений у детей с использованием дидактических игр). II этап – основной (провожу занятия по формированию элементарных математических   представлений   с   использованием   дидактических   игр   в течение учебного года). II этап – аналитический (анализирую результаты проведенной работы и планирую ее усовершенствование и продолжение на следующий год). 2.1. Ведущая идея опыта Ведущей   идеей   моего   опыта   является   эффективность систематического   использования   дидактических   игр   с   детьми   младшего дошкольного возраста при формировании элементарных представлений о математических   характеристиках   окружающего   мира,   интереса   к математике.   Дидактическая   игра   –   это   не   только   удовольствие   и   радость   для ребенка.   С   ее   помощью   я   развиваю   внимание,   память,   мышление, 4 воображение.   Играя, воспитанники  приобретают, новые знания, умения, навыки, развивают способности, подчас не догадываясь об этом.        Дидактические игры математического содержания для меня – это одно из   средств,   обеспечивающих   рациональную   взаимосвязь   между   мной   и детьми по формированию элементарных математических представлений. 2.2. Описание сути опыта  Источником элементарных математических представлений является окружающая   реальная   действительность,   которую   ребенок   познает   в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Для   математического   развития   детей   очень   важно,   чтобы   все представления   и   понятия   детей   о   множестве   и   числе,   представления   о величине,   форме,   о   времени   и   пространстве   давались   в   определенной системе и последовательности. Н. К. Крупская говорила: «... математика ­ это цепь понятий: выпадет одно   звенышко   ­   и   непонятно   будет   дальнейшее».   Упорядоченные представления и правильно сформированные первые понятия так же, как вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшей успешной работы детей в школе [7, с.29]. Χ ΙΙ ΧΙΧ В   V   ­     вв.   вопросы   содержания   и   методов   обучения   детей дошкольного   возраста   арифметике   и   формирования   представлений   о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых   педагогических   системах   воспитания,   разработанных   Я.А. Коменским,   И.Г.   Песталоцци,   К.Д.   Ушинским,   Л.Н.   Толстым   и   др. Современниками   методики   математического   развития   являются   такие 5 ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина, И. В. Житко, Т.М. Неведская и др [8, c. 13]. Программа второй младшей группы ограничена дочисловым периодом обучения,   который   является   пропедевтическим   не   только   к   обучению счету отдельных предметов, но и к измерительной деятельности.  Я учу  воспитанников  сравнивать предметы и обозначать результаты сравнения словами: длиннее  ­ короче, больше ­ меньше, выше ­ ниже и т. д.,   различать   пространственные   направления   и   ориентироваться   во времени, знакомлю с формой предметов используя дидактические игры.  Основное   назначение   дидактических   (обучающих)   игр   –   обеспечить знаниями   в   различении,   выделении,   назывании   множества   предметов, геометрических   фигур,   направлений.   Дидактическую   игру   включаю непосредственно  в содержание   занятий  как одно  из  средств   реализации программных задач.  Для себя я условно разделила дидактические на 4 группы: «Круглый год», «Что? Где?», «Геометрическая мозаика», «Логика». Игры «Круглый год» служат для знакомства детей с днями недели, месяцами.  Например, игра «День за днем» помогает лучше запомнить название дней недели.  Детям рассказываю о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели,   вторник     ­     второй   день,   среда   –   середина   недели,   четверг   ­ четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаю игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.  Дети   с   удовольствием   играют   в   игру   «Живая   неделя».   Для   игры вызываю 7 детей. Они пересчитываются по порядку и получают кружочки 6 разного  цвета, обозначающие  дни недели.  Затем выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.  В конце года игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели.  При   закреплении   представлений   о   временах   года   и   сезонных изменениях в природе, о порядке следования времен года использую игру «Домики времен года». Показываю   детям   4 домика   разного   цвета   и  говорю,   что  в каждом живет пора года.  Дети должны определить по цвету в каком домике, какая пора года живет (желтый – осень, синий – зима, зеленый – весна, красный – лето). Затем домики раскладываются по порядку.  У каждого ребенка предметная картинка.   Предлагаю определить, в какое время года используются эти предметы и выставить возле нужного домика. Вариант   2:   показываю   детям   картинки   с   предметами   (сюжетами)   и прошу назвать пору года и объяснить почему. Усложнения на конец года: прошу назвать пору года и ее месяцы. Также   использую   и   другие   дидактические   игры:   «Назови   скорее», «Дни   недели»,   «Назови   пропущенное   слово»,   которые   помогают   детям быстро   запомнить   название   дней   недели   и   название   месяцев,   их последовательность (Приложение 3). В группу «Что? Где?» входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные   представления   детей   постоянно   расширяются   и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Моя задача ­ научить детей   ориентироваться   в   специально   созданных   пространственных ситуациях   и   определять   свое   место   по   заданному   условию.   Например, 7 справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие.  Например, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, использую предметные игры с появлением какого­либо сказочного героя. Например, игра  «Сюрприз»: ­ Ребята, когда я пришла в группу, на столе нашла телеграмму. Как вы думаете, кто мог ее принести? ­ Почтальон Печкин. ­ Давайте ее прочитаем вместе. «Дорогие ребята. Вас сегодня ждет сюрприз, но я не скажу какой. А чтобы вы смогли его найти, я вам напишу, где он находится. И так: надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо, 2 шага вперед, 3 шага налево…». Дети выполняют задание, находят игрушку.  К   концу   года   задание   усложняется   ­   в   письме   дается   не   описание местонахождения   игрушки,   а   только   схема.   По   схеме   дети   должны определить, где находится спрятанный предмет.  Для развития пространственного ориентирования  использую в работе такие   игры   как   «Найди   такую   же»,   «Расскажи   про   свой   узор», «Мастерская», «Юный художник», «Путешественники» и многие другие игры.   Играя   в  рассмотренные   игры   дети   учатся   употреблять   слова   для обозначения положения предметов (Приложение 3).  «Геометрическая мозаика» ­ это группа игр для закрепления знаний о форме геометрических фигур. Воспитанникам  предлагаю   найти   в   группе,   среди   окружающих предметов форму круга, треугольника, квадрата.  8 Например, игра   «Назови одним словом» помогает развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. Беру   геометрические   фигуры   одного   вида   (большие   и   маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.). Выкладываю перед детьми 4 карточки   с   изображением   геометрических   фигур   одного   вида.   Ребенок должен назвать фигуры одним словом. Игра   «Чудесный   мешочек»   позволяет   обследовать   геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать.  В   конце   года   предлагаю   найти   в   мешочке   какую­то   конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант игры провожу индивидуально.  Когда играем со всей группой, то «чудесный мешочек» есть у каждого ребенка, и каждый может назвать свой предмет заданной формы. Дидактическую игру «Собери картинку» провожу индивидуально, по группам или коллективно. Использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.  Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления (Приложение 3). В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического   мышления,   формируется   умение   рассуждать,   делать   свои умозаключения. Игровой материал должен быть разнообразным. В   своей   работе   с   детьми   часто   использую   игры   на   развитие логического   мышления,   которые   помогают   закрепить   понятия   «цвет   и 9 форма», повторить геометрические фигуры, делают детей внимательнее и учат логически мыслить. Например,   дидактическая   игра   «Ваза   для   мамы»:   перед   детьми заготовка вазы. Ее нужно украсить: кружки раскрасить красным цветом, а квадраты синим; игра «Собери бусы» ­ нужно раскрасить, кружки, которые чередуются: красный, синий. Дети с удовольствием раскрашивают. Игра «Правда или нет?»: прошу детей ответить и   аргументировать свой ответ может ли цыпленок грызть кость, а собака клевать зерно? Если малыши   затрудняются   ответить,   мы   находим   объяснение   вместе (Приложение 3). Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку.  Начинаю работу с самых простых головоломок   ­ с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Дидактические игры в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник,   треугольник)   из   счетных   палочек   дает   возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. Дидактические   игры   для   формирования   элементарных математических представлений использую на разных занятиях и этапах. Читая книги, мы   различаем их по величине: большие и маленькие, толстые   и   тонкие.   Например,   героев   сказки   «Репка»   начиная   с   деда   и,   с   мышки   сравниваем   по   росту,   ориентируемся   в наоборот, последовательности выполняемых действий, используя слова «сначала   ­ потом».  Играя на прогулке, мы  сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Я знакомлю детей с разными понятиями, например 10 «далеко ­ близко»,   считаем   ведерки и совочки (ведерок столько ­ же сколько и совочков, полное   ­ пустое, много – мало, больше – меньше – столько же) (Приложение 3).  Дидактические   игры   помогают   мне   подойти   к   открытию   нового   и закреплению   уже   изученного.   Незаметно   для   себя,   в   процессе   игры, воспитанники  считают,   складывают,   вычитают,   решают   разного   рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. 2.3. Результативность и эффективность опыта Благодаря систематическому использованию дидактических игр мне удалось сконцентрировать внимание, привлечь интерес ребят и добиться положительных   результатов   в   соответствии   с   требованиями     учебной программы   дошкольного   образования   по   формированию   элементарных математических представлений. Так,   на   конец   года,     по   результатам   диагностики   при   сравнении объектов по характерам величины (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий   низкий,   толстый,   тонкий,   большой,   маленький)   справились   19 человек   (86,3%);   при   определении   положения     изображений   на   листе бумаги (в середине, вверху, внизу, в уголках вверху, в уголках внизу) – 20 человек (91%); группируют и классифицируют геометрические предметы по   одному   признаку   (форма,   цвет,   величина)   –   19   человек   (86,3%) (Приложение 3). Таким образом,  можно сказать, что использование дидактических игр на   занятиях   благотворно   влияет   на   усвоение   элементарных 11 математических   представлений   у   воспитанников   и   способствует повышению уровня математического развития детей. Дидактические   игры   дают   большой   заряд   положительных   эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, укрепляют и развивают познавательные интересы, помогают поверить в себя, в свои способности.     Обучая   через   дидактическую   игру,   я   стремлюсь   к   тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость к познанию. Дидактические   игры   позволяют   воспитательно­образовательный процесс   сделать   богатым,   глубоким,   привлекательным,   а   способы познавательной   деятельности     разнообразными, воспитанников творческими, продуктивными. Литература: 1. Учебная   программа   дошкольного   образования.     Министерство образования Республики Беларусь. ­ Минск : Национальный институт образования : Аверсев, ­ 2013. – 416 с.    2. Белоус, А.Н. Развитие интеллектуально­познавательной сферы детей дошкольного возраста / А.Н. Белоус. – Мн. : 2002. – 144 с. 3. Дидактические  игры как средство подготовки пятилетних детей к обучению в школе: практический материал. – Витебск : УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 31 с. 4. Житко,   И.В.   Формирование   элементарных   математических представлений   у  детей   от   3  до   4   лет :   учеб.­  метод.   пособие   для   педагогов   учреждений   дошк.   образования   с   русским   языком т образования. ­   2015. ­    обучения  / И.В. Житко. ­ Минск : Нац. ин 128 с.            5. Житко,   И.В.   Подружись   с   математикой   (от   3   до   4   лет) :   учебное наглядное   пособие   для   педагогов   учреждений   дошкольного 12 образования   с   русским   языком   обучения     /   И.В.   Житко. ­ Минск : Нац. ин­т образования. ­ 2015. ­ 24 с. 6. Игра   в   жизни   дошкольника :   пособие   для   педагогов   учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского,           Е.А. Панько. ­ Мозырь : Белый Ветер. ­  2014. ­ 184 с.         7. Леушина,   А.М.   Формирование   элементарных   математических представлений у детей дошкольного возраста. ­ М. :  Просвещение. ­ 1974. ­ 368с.     8. Тарунтаева,   Т.В.   Развитие   элементарных   математических представлений у дошкольников ­  2­е изд., испр. ­  М. : Просвещение. ­  1980. ­  64 с., ил.   Приложение 1 Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе Темы: « На помощь Светофору» Цель: формировать представление о математических характеристиках окружающего мира. Задачи: 1. Закрепить   элементарные   математические   представления;   знание   умение   пространственные   ориентировки; геометрических   фигур; группировать   предметы   по   одному   признаку;   закрепить   счет,   умение соотносить цифру с количеством. 2.   Развивать   логические   мыслительные   умения,   мыслительные операции,   речь,   умение   обосновывать   правильность   решения,   мелкую моторику руки. 13 3.   Воспитывать   чувство   уверенности,   доброжелательное взаимоотношение друг с другом в совместной деятельности. Предварительная мест, демонстрационного и раздаточного материала, разучивание стихотворений работа: подготовка     рабочих   о сигналах светофора. Оборудование: демонстрационный   материал   –   Светофор,   письмо   от   Светофора, геометрические   тела   (куб,   цилиндр,   конус,   шар   большого   и   маленького размера);  раздаточный   материал   –   билеты   (карточки   с   геометрическими фигурами), счетные палочки; красный, желтый, зеленый круги; машинка на каждого ребенка; магнитные карточки с изображениями:  тучка, самолет, солнышко, дом, машина, дерево, елка, цветок.  Ход занятия: Игра «Узнай героя» Воспитатель: Ребята! Сегодня я шла в детский сад и встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте откроем его и узнаем от кого оно. «Дорогие, ребята, помогите! У меня пропали сигналы.  Машины едут в разные стороны, пешеходы неправильно переходят улицу. В городе полная неразбериха. Я не знаю, что мне делать?» Как   вы   думаете,   кто   прислал   нам   это   письмо?   Кто   просит   нас   о помощи? Дети: Светофор. Воспитатель:   Правильно.   Это   Светофор.   Давайте   ему   поможем.   А   про какие сигналы говорит Светофор? Дети: красный, желтый, зеленый. 14 Воспитатель: Чтобы мы могли помочь Светофору, нам надо отправиться в город. Отгадав мою загадку, вы узнаете, на чем мы туда поедем: Что за чудо – длинный дом!  много в нем. Носит обувь из резины  И питается бензином.  Дети: автобус. Игра «Найди свое место» Воспитатель: Правильно. Мы поедем на автобусе, заняв места согласно билетам. Я дам вам билеты. Вы должны сосчитать количество предметов на   билете   и   найти   свое   место   обозначенное   цифрой   по   количеству предметов. Ну вот. Все заняли свои места. Отправляемся в путь. Звучит музыка Воспитатель: Вот мы и приехали. Здесь целый автомобильный город. И дома для автомобилей? А как называется дом для автомобиля? Дети: гараж. Игра «Найди гараж для автомобиля» Воспитатель:   Давайте   с   вами   найдем   гараж   для   всех   машинок.   Я   вам немножко подскажу, а вы будьте внимательны.  Первая   группа   ставит   машины   в   гараж   в   соответствии   с геометрическими   фигурами   на   гараже   и   машине,   а   вторая   –   по   цвету машины и гаража. Воспитатель:   Молодцы,   справились.   А   вот   и   нашли   первый   сигнал Светофора. Игра «Определи на ощупь» 15 Воспитатель:   А   сейчас   я   пригашаю   вас   в   город   «Геометрических   тел». Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических тел состоит этот город? Дети: большой и маленький куб, цилиндры, конусы, шары. Дети называют геометрическое тело, которое я показываю и складываю геометрические тела  в мешочек. После чего прошу ребенка достать из мешочка: большой куб, маленький цилиндр, большой конус… и строим город заново. Воспитатель: Давайте вывернем мешочек и проверим, все ли мы достали. Находим второй сигнал Светофора. Воспитатель:   Молодцы,   ребята.   Ну   что   ж,   город   построен,   можно   и отдохнуть.  Физкультминутка «Пешеходы»: Постовой стоит упрямый, (ходьба на месте) Людям машет: Не ходи!  (движение рук в стороны, вверх, в стороны, вниз) Здесь машины едут прямо, (рук перед собой) Пешеход, ты погоди! (руки в стороны) Посмотрите: улыбнулся, (руки на пояс, улыбка) Приглашает нас идти. (шагает на месте) Вы машины не спешите, (хлопки руками) Пешехода пропустите. (прыжки на месте) Игра «Художники» Воспитатель: А теперь ребята, что бы украсить наш город, я предлагаю превратиться в художников и создать картину. 16 У  меня  есть  тучка.  Прикрепите  ее в верхнем  углу.  Самолетик  – в верхнем свободном углу. Солнышко – между тучкой и самолетиком. По центру прикрепите дом. В нижнем углу – машину. В нижнем свободном углу – дерево.  Между деревом  и машиной  ­ елочку. Между  елочкой и деревом – цветочек. Ну   вот,   какая   красивая   картина   у   нас   получилась.   Вы   настоящие художники. А вот и третий сигнал отыскали. Игра «Почини Светофор» Воспитатель:   Мы   нашли   все   сигналы   Светофора.   Осталось   только прикрепить их на место. Но я не помню, где какой сигнал надо крепить. Пожалуйста,   помогите   мне.   Из   счетных   палочек   и   кружков   соберите светофор на столе. Ребята садятся на свои места и выкладывают светофор. Воспитатель:   Спасибо,   ребята   за   помощь.   Теперь   мы   можем   и   помочь нашему   Светофору.   Какой   первый   сверху   будет   сигнал   и   что   он обозначает? Ребенок 1: красный свет.  Не ходи на красный свет, Красный свет – опасный! Налетит велосипед, Станешь ты ужасный! Ребенок 2: желтый свет. И при желтом ­ нет проходу, Желтый свет – внимание! Приготовься к переходу, Ты, мой друг, заранее. Ребенок 3: зеленый свет. 17 Свет зеленый – переходный, Ты его, конечно ждешь. Свет зеленый – пешеходный, Если ты пешком идешь! Воспитатель: Ну вот. Наше путешествие подошло к концу. Что мы сегодня с вами делали? Дети: помогали Светофору найти его сигналы. Воспитатель: А зачем Светофору сигналы? Дети: чтобы навести порядок на улицах и дорогах города; чтобы машины знали, когда им можно ехать, а пешеходы не попали под машину. Воспитатель: Так что же мы должны соблюдать, что бы, не оказаться в беде? Дети: правила дорожного движения. Воспитатель:   Правильно.   Всегда   надо   соблюдать   правила   дорожного движения. А за ваши знания, старания и помощь Светофор вам принес угощения. Приложение 3 Результаты диагностики  сформированности элементарных математических представлений  у детей младшего дошкольного возраста Начало года Конец года Сравнение объектов по 18 9 человек (41%) 19 человек (86,3%) 8 человек (36,3%) 20 человек (91%) 9 человек (41%) 19 человек (86,3%) характерам величины (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий низкий, толстый, тонкий, большой, маленький) Определение   положения  изображений на листе бумаги (в середине, вверху, внизу, в уголках вверху, в уголках внизу) Группирование и классификация геометрических предметов по одному признаку (форма, цвет, величина) 91% 86% 86% 41.00% 36.30% 41.00% Начало года Конец года 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Сравнение объектов по характерным величинам Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Круглый год Игра «Назови все части суток» 19 Цель: учить различать и называть части суток. Ход игры: у детей по одной картинке, на которой определенный временной отрезок. Предлагаю детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер   и   почему   они   так   думают.   Затем   прошу   показать     картинку   на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования. Игра «Назови пропущенное слово» Цель:   учить   ориентироваться   во   времени,   знать,   что   происходит   в определенный   отрезок   времени.   Ход   игры:   дети   образуют   полукруг. Бросаю  кому ­ нибудь из детей мяч, задаю вопрос: ­ Мы завтракаем ........., ужинаем .........., а обедаем......... ­ Сегодня у нас было рисование, а вчера......... ­ Сегодня у нас математика, а завтра.......... Эту игру можно провести и на свежем воздухе. Игра «Что наступило» Цель:   учить   правильно   употреблять   слова   «сегодня»,   «завтра», «вчера». Ход игры: у детей карточки, на которых изображены картинки из жизни,   относящиеся   к   определенному   времени   суток.   Воспитатель предлагает   детям   рассмотреть   картинки,   затем   называю   определенное время   суток,   например   вечер.   Дети,   у   которых   есть   соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку. Игра «Отгадай­ка» Цель:   закрепить   название   дней   недели.   Ход   игры:   называю   героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка ­ по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка. ­ Сколько раз в неделю готовила лисичка? 20 ­ Назови эти дни? Игру можно проводить и на других сказках. Игра «Времена года» Цель:   развитие   временных   представлений   у   детей   дошкольного возраста. Ход игры: ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок должен ответить и бросить мяч обратно ведущему. ­ Какие времена года вы  знаете? ­ Какой вы представляете зиму?   ­ А что случается зимой с водой в реках, озерах, прудах? ­ Как приспосабливаются животные к зиме? ­ Какое время года наступит после зимы? ­ Какие признаки весны вы знаете? ­ Какое время года наступит после весны?  «Что? Где?» Игры с предметами Игры с одеждой и ее моделями ­  Определи,   левый   или   правый   рукав   у   блузки,   рубашки,   карман   у джинсов   (изделия   находятся   в   разном   положении   по   отношению   к ребенку). Игра «Определи по следу» На   песке   (снегу)   в   разных   направлениях   отпечатаны   (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.  «Глубокая – мелкая» – Где глубокая яма? Где неглубокая? Где большая яма? Где маленькая ямка? – Где лужа глубокая? А где мелкая? Почему ты так решил? 21 –   Какая   формочка   мелкая?   Какая   глубокая?   Принеси   воду   (снег, песок) в глубокой формочке. Принеси воду в мелкой формочке. В какой посуде удобнее нести воду? Игры со звуковыми ориентирами Игра «С какой стороны звук?»: предлагаю ребенку определить на слух и показать  рукой  в ту сторону,  откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос), назвать направление. Игра  «Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»: ребенок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух   и   назвать   предметы   (объекты),   которые   их   издают,   указать направление источника звука. Игры по словесной инструкции Игра «Части тела» Цель.   Упражнять   детей   в   умении   ориентироваться   на   собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины. Игра «Куда я спрятался» Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, употреблять предлоги: за, из­за, около, от, перед, в, из и т.д. Игры с использование схем Игра  «Найди спрятанную игрушку по схеме» Цель: закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать   на   схеме   места   расположения   предметов   в   реальном пространстве и словесно обозначать его. «Геометрическая мозаика» Игра «Найди такой же» 22 Цель:  закрепить  название  геометрических  фигур.  Ход   игры:    перед детьми лежат карточки, на которых изображены три ­ четыре различные геометрические   фигуры.   Показываю   свою   карточку   (или   называю, перечисляю фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее. Игра «Кто больше увидит?»   Цель: закрепление геометрических фигур, развитие памяти. Ход игры: на доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на доске. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур. Игра «Угадай, что спрятали» Ход   игры:   на   столе   перед   ребенком   карточки   с   изображением геометрических   фигур.   Ребенок   внимательно   их   рассматривает.   Затем ребенку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребенок открывает глаза и говорит, что спрятано. Игра «Сладкоежки» «Логика» Цель:   формировать   зрительный   контроль;   развивает   восприятие величины, инвентарь: рисунки банок с вареньем, надкусанных яблок. Ход игры:   показываю   ребенку   несколько   нарисованных   банок   с   вареньем различной степени наполнения. Спрашиваю, из какой банки Карлсон съел больше всего. Игра «Сравни предметы» 23 Сравни   предметы   между   собой.   Что   у   них   общего   и   чем   они отличаются друг от друга? ПАМЯТКА  по организации игровой деятельности детей (для воспитателей и родителей) 1. Не заменять игру другими видами деятельности. 2. Собирайте как особую ценность любимые игры детей: дидактические, развивающие, коммуникативные, соревновательные… 3. Включайте игру во все сферы жизни ребенка. 4. Радуйтесь,   если   ребенок   пригласил   Вас   в   игру,   это   хороший   знак доверия и принятия с его стороны. 5. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми. 6. Не наказывайте ребенка лишением игры. 7. Если   ребенок   нарушает   правила   игры,   постарайтесь   к   этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения. 8. Не   препятствуйте   объединению   детей   разного   возраста   в   единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие. 9. Избегайте   насильственного   распределения   ролей,   лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности. 10.Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям. 24

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2019