Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе
Оценка 4.8

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русский язык
1 кл—5 кл
09.12.2019
Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе
В данной работе представлены орфографические упражнения для учащихся, обеспечивающие формирование грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе. Данным материалом могут воспользоваться как учителя начальных классов, так и преподаватели русского языка.
формирование орфографической зоркости.docx

 

 

 

 

Воротникова С.О.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ  ГРАМОТНОСТИ

У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

В данной работе представлены орфографические упражнения для учащихся, обеспечивающие формирование грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе. Данным материалом  могут воспользоваться как учителя начальных классов, так и преподаватели русского языка.

В работе представлены  виды диктантов и описание  их проведения.

Собраны занимательные упражнения и упражнения в виде карточек по изучаемым темам в начальной школе. Использование пословиц, поговорок, орфографических разминок, заданий на развитие внимания и зрительной памяти, стихотворных упражнений, дидактических игр обеспечат формирование орфографического грамотного письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями.

В данной работе представлены различные виды упражнений, направленных на формирование орфографической грамотности  на уроках русского языка в начальной школе.

Орфографическое проговаривание. Учитель направляет внимание детей на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Это упражнение целесообразно выполнять в первом и втором классе, где формируется первичный самоконтроль.

    Графическое выделение орфограмм - подчеркивание орфограмм  в слове. Это упражнение тренирует  в нахождении и объяснении орфограмм.

    Сигнальные карточки  -  эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ему.

    Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Дети заучивают наизусть текст, объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще неизученные правила, самостоятельно записывают. После записи проводится проверка.

    Орфографическая зоркость учащихся повысится, если в процессе формирования навыков грамотного письма в систему упражнений постоянно включать различные виды диктантов.

Виды диктантов

    Зрительно слуховой диктант. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное по доске.

Объяснительно - предупредительный диктант применяется с целью закрепления полученных орфографических навыков. Ценность этого диктанта в том, что учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом написании слова и решают как их нужно писать.

Выборочный  диктант помогает  сосредоточить внимание на нужной орфограмме. При выборочной записи слов или словосочетаний обучающиеся объясняют орфограммы или письменно, или устно.

 Творческий, свободный диктант.

У обучающихся вырабатывается навык применения орфографических правил в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложения.

Зрительный  диктант. При  зрительном восприятии накапливаются зрительно-графические образы, модели изучаемых орфограмм, укрепляется зрительно-графическая память обучающихся, что чрезвычайно важно.

Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

В формировании орфографического грамотного письма использую активные методы и приёмы обучения, такие как -  игра, проблемная ситуация, индивидуальная, групповая и парная работа. Игра «Орфографический бой» помогает на этапе закрепления и повторения изученных орфограмм.   При закреплении и проверке знаний использую игру «Иду в гости». Её можно использовать в индивидуальной и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как усвоен материал. В игре участвует весь класс. Дети сами выбирают, хозяева они или гости. «Хозяин» приглашает в гости и предлагает задание, написанное на карточке. «Хозяин»  проверяет выполненное задание и ставит оценку. Затем приглашают нового гостя.

Индивидуальная, групповая, парная работа проходит в виде работы по карточкам. Использование карточек имеет положительные моменты. Это и обратная связь, экономия времени, индивидуализация и дифференциация, увеличение объёма выполненного материала за урок, умение работать самостоятельно.

Большое внимание уделяю работе над орфографическим правилом. Вместе с детьми выделяем главные слова для составления схемы- опоры. Такие схемы-опоры помогают легко и быстро запомнить правило правописания орфограммы.

              Чк,  чн,  щн                     разделительный ь:

              без ь                              * в середине слова

     * после согласных

     *перед е, ё, и, я, ю

Одним из приёмов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю её с проверки работ в тетрадях. У большинства детей не исправляю неверно написанную букву, а лишь её зачёркиваю, у более сильных детей подчёркиваю всё слово с ошибочным написанием. Моя цель – помочь ученику задуматься над данной орфограммой и исправить её. У более слабых учеников  исправляю и подписываю верный вариант, а ученик сам находит проверочное слово.

Чтобы научить ученика самостоятельно делать работу над ошибками, допущенными в диктантах и изложениях, использую короткую, но удобную памятку. Все её положения пронумерованы и в детских работах ошибки отмечаются номерами.

Памятка по работе над ошибками.

1.     Запиши слово 5 раз и запомни, как оно пишется.

2.     Запиши это слово с проверкой и ещё два слова на это правило.

3.     Запиши это слово правильно и ещё два слова на это правило.

4.     Запиши без ошибок всё предложение. 

В пункт 1 входят ошибки в словах из словаря и все орфограммы, которые дети ещё не изучили.

Пункт 2 включает ошибки на все проверяемые орфограммы.

Пункт 3 содержит все остальные правила правописания, уже изученные детьми.

Пункт 4 помогает работать над ошибками в построении и записи предложения (границы предложения, порядок и раздельное написание слов, заглавная буква в начале и знаки препинания в конце)

Одно из важнейших условий успешного обучения грамотному письму – это предупреждение ошибок. И здесь помогает орфографическое проговаривание (или комментированное письмо, т. е. дети говорят так как пишут). Для слабых учеников можно использовать такие схемы на первом этапе обучения комментированному письму.

                П                          п                     о                      и

           Ю б к а             г р и б             т р а в а             з е м л я

Для комментированного письма использую пословицы и поговорки, которые развивают у детей устную речь и интерес к устному народному творчеству.

  Например:  (проверяемые безударные гласные)

    К..рми к..рову сытнее, м..л..ко будет ж..рнее.

    М..сква – всем г..родам мать.

    Нет в мире краше родины нашей.

«Допиши пропущенные слова»

    Береги нос в большой  ……   (мороз)

    Январь год начинает, а  …….заканчивает.      (декабрь)

Непроверяемые безударные гласные:

Два медведя в одной берлоге не живут.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Парные звонкие и глухие согласные:

Терпенье и труд всё перетрут.

Старый друг лучше новых двух.

Использование загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Загадка даёт возможность обратить внимание на трудную орфограмму.

1. Сами крошки,                               2. На дворе горой,

    боятся кошки:                                  а в избе водой.   (снег)

под полом живут,

туда всё несут.   (мыши)

3. Днём спит,

    Ночью летает,

    Прохожих пугает.   (сова)

Большую роль играют различного вида занимательные упражнения, которые использую на разных этапах урока.

1.     «Буква потерялась»                                    2. «Собери из слогов слово»

А          е           и          о                                 втор,      ник

  Св-ча         ул-ца     дор-га                           ти,   кар,   на

Л-жать     см-трю    п-ляна                            ба,   ка,   со

 

3. «Найди потерявшийся слог»                          

 4.  «Угадай, что за слова?

  …жчина      …релка                                     к   р  н  д  ш          б  р  г

  …тина         …рёза                                        д  в  ч  к                М  скв

                                                                              д  ж  р  н  й          р  сс  к  й

5. «Соедини пары слов»

       Ловок                 гла – кий

       Гладок               сла – кий

       Близок               лё – кий

       Резок                 бли – кий

       Лёгок                 кре – кий

       Крепок               ло – кий

       Сладок               ре – кий

Приём какографии учит детей более внимательнее прочитывать написанное и проверять. Какография – умышленно ошибочное письмо. Ученику даётся задание «Исправь ошибку».

(чуство, трова, ришать, сматреть, салдат, дуп, рокета, гласки, сталбы.)

При изучении новых словарных слов использую следующие упражнения, которые направлены на развитие логического мышления.

4. «Угадай слово из словарика»

А)  Ь   Т   Е  И  У  Ч  Л           

           .    .        .    .       .    .        .

Б)  О  З  А  Б  В  Т  Е  Р  А  Д  К

       .            .             .             .

- какие это слова? Как вы их нашли?

 

В) «Расшифруй слова»

      Первое слово – 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1

      Второе слово – 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8

   Каждому числу соответствует определённая буква:

      1    2    3     4    5   6    7    8   9    10   11   12   13

     А    Г    К    О   Р   У   Ф   Ь   Л    Е     П    С     Т

       (капуста, картофель)

      Г)  «Собери слово»

 - зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете новое слово.      (Берёза)

             П          Б         Т        Е          С        Ч      Щ        Ц

                    Ф        К         Х       Ш        Р        Ё         З        А

5. «Подбери слово»

  По описанию определи, о каком слове идёт речь.

А)  коллективная поездка,                                      автобус

     посещение чего-нибудь.

 

Б)  Пассажирский транспорт                                  шофёр

В)  Водитель автомобиля.                                        минута

 

Г)  Меньше часа, больше секунды.                        экскурсия

 

В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем можно использовать такое задание:

 1) прочитайте слова, соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная А, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся.

 

 Выд..вить,  охр..нять,  б..лезнь,  кр..ситель,  зн..чение, умн..жать,  аб..жур,

   сл..мался, л..скает.         (Вокзал)

2.  Можно усложнить это задание, предложив детям записать следующие словосочетания:

    Скалистая местность, пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска.

  Задание: соедините первые буквы прилагательных женского рода, в корне которых пишется безударная гласная А, и узнаете новое словарное слово.      (Свобода)

3. Определите характер смысловой связи между словами в данных парах:

М..г..зин – прод..вец, б..льница – врач,

Т..атр - ..ктёр, к..смический к..орабль - ?

   4.   «Внимательно посмотрите на слова и скажите, как составлено третье слово в первой строке? Узнайте слово во второй строке?

                В..сна             город             н..род

                Тр..ва             угон                  ?               (Вагон)

На этапе повторения использую карточки – сорбонки.

На одной стороне карточки даётся слово с пропущенной орфограммой, на другой дана запись целого слова.

Б - е ц          б о е ц              г л а – к и       г л а з к и 

М е с – н о с т ь           м е с т н о с т ь               о ш и – к а         о ш и б к а

С целью формирования орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы, каждый урок русского языка начинаю с «орфографической зарядки». Она занимает 5 минут.

На доске даю ряд заданий.

Первое задание направлено на установление разницы в произношении и написании слов, объяснение орфограмм. На доске записаны слова с уже выделенными орфограммами.

Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты.

 - в каких словах при письме надо проверять орфограмму и почему?

 - какие слова не проверяются?

Второе задание – на доске записаны слова с пропущенными орфограммами.

Груш-  (мн. ч),  ч-гунок, сне - , сн- пы, б- лет, Ж(ж)учка.

- назовите пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Третье задание – на доске записаны слова или словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение направлено на формирование умения выделять орфограммы.

Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава.

- найдите ошибкоопасные места в словах. Объясните их правописание.

Четвёртое задание – слова дети пишут под диктовку.

Билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, слоны, смешить.

Пятое задание – исправить ошибки в словах.

Ночька, бирёза, белеет, лёт, трова, кричят, гарох.

 В четвёртом и пятом заданиях дети самостоятельно проверяют свои знания. Затем по шкале «грамотности» каждый ученик сам определяет набранный им балл:  подсчитайте количество допущенных ошибок:

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Такой вид работы позволяет видеть каждого ученика по усвоению и написанию слов с изученными орфограммами, определить с какими трудностями сталкивается ученик и какая ему необходима помощь.

При совершенствовании орфографического навыка можно использовать особенности образного мышления. Загадки, кроссворды, ребусы помогают мне учить детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать одно слово в другое.

Например такие ребусы:

К                                                по                        огород – о

Пассажир     (касса)                 ягода

 

   У                                 , , ,

Багор                            вершина

,  ,      а                          ма

                                           Ш

                                           Л

Кроссворды

Р а с    каз                                      лебороб

    Ж    лезо                             ш    фёр

            ореть                теплово

 тракт     р                          станци

            вадцать                       се    час

    се    тябрь                                   низу

            зык                            вос    ок

                                             спра   а

                                                  ш   ссе

С целью развития грамотного письма и творческого мышления провожу «Интеллектуальные разминки».

- что дарят на день рождение?

- назови белоствольные деревья.

- дом для машины –

- какую рыбу поймал Емеля?

Для развития орфографического правильного письма провожу «этимологический»  анализ слова. Этот приём служит для обогащения словаря младшего школьника, является средством объяснения непонятных слов, их образования и написания, вызывает интерес к родному языку, развивает творческое воображение.

1. Расшифруй сказку (по тексту «Репки»)

Псдл дд рпк. Врсл рпк бльш-прбльш. Стл дд рпк з змл тщть. Тнт птнт, втнть н мжт. Пзвл дд ббк. ББк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл ббк внчк. Внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл внчк Жчк. Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл Жчк  кшк. Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл кшк мшк. Мшк з  кшк, Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Втнл рпк!

2. Назови и запиши только гласные буквы из продиктованных слов:

-       Дом, дым, дам

-        Кошка, кашка, кишка

-        Мало, мыло, мяло

-        Стек, стук, сток

-        Волос, голос, колос

-        Молод, голод, холод

3. Шифровщик

Найди на странице букваря (азбуки) слова и зашифруй их, записав только гласные или согласные из них.  

4. Найди опасное место

Хлопай, как только услышишь звук, которому нельзя доверять.

5. Светофор

Покажи красный сигнал светофора, как только найдёшь в слове «опасное место».

6. Нахождение «опасных мест» в написанном слове

Выполнение этого упражнения является началом обучения самопроверке.

Во 2 – 4 классах можно использовать следующие виды упражнений, направленные на формирование орфографической зоркости.

Письмо с пропуском орфограмм.      Списывание

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставь ударение, выдели корень.

Мир, прим…рение, мирный, пом…рить, всем…рный.

 К…тать, к…ток, прок…тит, к…тание, нак…тался.

 Гол…д, г…лодный, г…лодать, гол…довка, г…л…дание.

 Мол…т, м…л…тит, м…л…тьба, м…л…тить, м…л…тилка.

2. Спиши, вставь пропущенные буквы

Меж р…деющих в…рхушек

 П…к…залась с…нева.

 Зашумела у …пушек

Ярко-жёлтая листва.

 Стала ель в л…су заметней,

 Б…р…жёт густую тень.

 П…досиновик п…следний

 Сдвинул шапку набекрень     (А. Твардовский)

3. Спишите. Перед словами с безударными гласными в корне пишите проверочные слова.

-       посидела в саду – давно поседела

-        запивать лекарство – запевать песню

-        проживать в городе – прожевать пищу

-        свила гнёздышко – свела по  ступенькам

-        слезать с крыши – слизать сметану

-        спиши с доски – спеши домой

-        отворить дверь – отварить картофель

-        примирять врагов – примерять костюм

-        поласкать кошку – полоскать бельё

 

Задания на развитие внимания,  зрительной памяти.

1. Расшифруй слова

Доран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос, цедолом

2. Раздели склеенные между собой слова

Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец

3. «Спрятались слова»

(3 слова:  весело, вдруг, ветер. )

- Привет Ерёма!

- Привет Фома.

 - Идём в лес за шишками.

- Нет, боюсь.

- Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной.

Пошли друзья в лес, набрали много шишек.

 - Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется?

 - Тяжело

4. Найди ошибки, объясни их правописание.

Марос, вараби, канки,

Сарока, снишки, девачка.

5. Письмо по памяти:

Весна приходит постепенно:

В полях неслышно тает снег,

Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек.

6. Исправь допущенные ошибки, объясни.

Белый снек на ветке,

Иней на стикле.

Ель дражит от ветра

                 Холодно и мне.   

7.     Вставь пропущенные буквы.

  Со.сна, в л.су, д.р.вья,ств.лы,пч.ла,сл.ны, х.лмы.

8.     Выбери правильную букву:

Д(о,а)ждливый, св(и,е)стеть, гр(и,е)бешок, б(о,а)льшая.

7.  Вставить слово или букву (развивающий канон, ученик должен увидеть логику, связь между предыдущими парами и дополнить ту пару, возле которой стоит знак вопроса):

5     п             жарко      х            Анна          ?           корова    т          собака   л

6     ш            хорошо   п            Москва       г          лошадь   ?          кошка   м

7     ?             много      ?             Енисей       р          курица    ц          корова  ?

Данное упражнение хорошо тем, что отрабатывается сразу  несколько тем: словарные слова, безударные гласные, парные согласные, антонимы и синонимы, написание числительных, расширяются знания об окружающем мире.    

8. Прочитать три раза слова:

мама                дети           человек          брат

доброта           тетя            мужчина        ребенок

Затем слова закрываются и ученики отвечают на следующие вопросы:

·        сколько букв в предпоследнем слове?

·        сколько слов, состоящих из двух слогов?

·        назовите третье слово;

·        сколько слов заканчивается на гласный? согласный?

·        сколько слов заканчивается на букву «а»?

·        какие слова женского рода?

·        сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.

9. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

10. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля,

 м . ря, с . ды, гр.бы
Объясни, почему вставили такие буквы.

11. Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по разному?

12. Игра «Доскажи словечко и запиши его»:

     Вяжет мама длинный шарф,

     Потому-то сын … жираф

      Если мы растём на ели,

      Мы на месте и при деле,

      А на лбах у ребятишек

      Никому не нужно… шишек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворные упражнения для развития у детей навыков

грамотного письма.

Большая буква в именах собственных
Имена, фамилии, клички , города-
все с заглавной буквы
пишутся всегда.
Начинает буква
важные слова:
Иванова Анна,
Шуя и Москва.

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк
Жи и Ши-такие слоги,
что всегда к ребятам строги.
Жи и Ши - Жи и Ши-
только с И всегда пиши!

Чижи, ужи, ежи, стрижи, 
Жирафы, мыши и моржи, 
Машины, шины, камыши-
Запомни слоги Жи и Ши!

ЧА и ЩА, ЩУ и ЧУ-
слоги эти заучу!
Щука, роща, каланча,
Чудо, часики, свеча.
ЧА и ЩА, Щу и ЧУ-
Я пятерку получу.

Не хочу идти к врачу.
Не хочу - пищу, кричу,
Щу да Чу, Чу да Щу-
с буквой У и ЧУ и ЩУ.

Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулки и чудо, и чугун,
Чудак и щука, и ворчун,
Ищу, пищу, верчу, тащу-
Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

Точный, срочный,
Личный, вечный,
Скучный, шуточный, сердечный,
И мучной, и речной,
И обычный, и ночной-
Никогда в таких словах
Не пишите мягкий знак!

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
Елочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка, 
Речка, ручка, птичка,
Шуточка, минуточка, 
Дочка, прибауточка,
Свечка, печка, строчка, 
Булочка и и точка.
Ты теперь, наверняка,
Назовешь слова с ЧК.

Мягкий знак- показатель мягкости после согласных
Мягкий знак, мягкий знак, 
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банька в банку превратится-
Вот что может получиться,
Если будем забывать 
Мягкий знак в словах писать.

Разделительный Ъ
Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ.
Догадаться вы сумели, 
Почему случилось так?
-Кто виновен?
_Твердый знак!
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНИЕ
И ПОДЪЕЗД И ОБЪЯВЛЕНИЕ.

Перенос слова
Я сейчас вам расскажу, как слова переношу:
ЗИма- ЗИ- МА, ПОЖАР - ПО-ЖАР, КОЗА- КО-ЗА, КОМАР - КО-МАР.
Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на соги,
ПЕРЕНОСИМ ПО СЛОГАМ.
А теперь попробуй сам, 
Раздели слова: ЛИСА,
ПЕТУШОК, ТРАВА, КОСА.
По слогам слова скажи и в тетрадке запиши!

Правописание слов с удвоенными согласными
С двойной согласной непременно
пишут:класс, шоссе, антенна,
килограмм, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.


Безударные гласные проверяемые ударением в корне слова
Безударный гласный
СТОП!
Писать опасно!
Чтоб развеять все сомнения,
Ставьте звук под ударение.
Гора- Горы, дела_ дело,
А теперь пишите смело.
Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным , мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд-труды, кот- коты-
Будешь грамотным и ты!

Парные согласные на конце слова

 

 

Задание 1.

 

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

 

Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .

 

Задание 2.

 

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

 

Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, б)ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.

 

 

Парные согласные в середине слова

 

Задание 1.

 

Распредели слова на группы.

 

Гла(д,т)кий, сто(к,г), ука(з,с)ка, ко(с,з)ьба, пиро(г,к), завя(с,з)ка, но(ш,ж), хо(д,т), карапу(з,с), вперё(т,д), приба(ф,в)ка.

 

Допиши по 2 слова в каждый столбик.

 

Парные согласные

 

Спиши.  Вставь в слова букву Б или П

 

В  ..олях  ..оказались  ..ервые  ..роталины.  На..ухли на ветках  ..очки.  По..лыли  ..о не..у  ..елые  ..ушистые  о..лака.  Первые  ..ерелётные  ..тицы  скоро появятся в наших краях.  Ре..ята ждут  ..ольших  ..еремен в  ..рироде.

 

 

Непроизносимые согласные в корне слова

 

Прочитай. Найди слова с непроизносимой согласной в корне  слова.

 

Ездить, езда, поезда, поездка, наездник;

 

Звёздный, звезда, звёздочка;

 

Свист, свистнуть, свистеть, засвистел.

 

Честь, честный;

 

Вести, известить, известный.

 

Слова, в которых нет непроизносимого согласного

 

Задание 1.

 

Прочитай. Выпиши слова, где нет непроизносимой согласной. Напиши проверочные.

 

Лестница, вкусный, опасный, искусный, здравствуй, прекрасный, пастбища.

 

Прочитай. Запиши, вставляя, где нужно, пропущенные согласные.

 

Лес(…)ница, вкус(…)ный, опас(…)ный, искус(…)ный, здра(…)ствуй, прекрас(…)ный, пас(…)бища.

 

Задание 2.

 

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.

 

Вес…ник - …, учас…ник - …, завис…ник - …, трос…ник - … .

 

Подчеркните в словах непроизносимую согласную.

 

Безударные гласные в корне слова

 

Задание 1.

 

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

 

Д(о,а)лёкий, л(а,о)скал, др(а,о)жал, л(и,е)сёнок, т(е,и)пло, зв(е,и)зда, в(и,е)сло, ст(а,о)да, т(и,е)мнота, ст(о,а)нал, т(е, я,и)жёлый.

 

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

 

Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.

 

Придумай предложение со словами

 

Правописание предлогов и приставок

 

Задание 1.

 

В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

 

Состав слова

 

Задание 1.

 

Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- однокоренные слова.

 

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

 

Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- , -ов-, -н- однокоренные слова.

 

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

 

Задание 2

 

Разберите слова по составу.

 

Пляска, торг, огуречный, жёлтый, аккуратный, корзинка, перебежка, пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагон

        

Части речи

 

Задание 1.

 

Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.

 

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.

 

Выпишите слова по частям речи.

 

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.

 

В каждую группу допиши по два своих слова.

 

Род имен существительных

 

Задание 1.

 

Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.

 

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

 

Запиши имена существительные по родам.

 

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

 

В каждую группу допиши по два своих слова.

 

Число имён существительных

 

Задание 1.

 

Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.

 

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

 

Образуйте из данных слов слова во множественном числе.

 

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

Допишите два своих слова.

Задания на определение орфограмм в слове

1. Вставьте пропущенные буквы.

 

Новые лыж.., вкусные груш.., берёзовая рощ.., тащ.. наверх, трудная задач.., лесные ландыш.., ч..десный день, отвеч..ю, навещ...

 

2. Спиши слова. Вставь букву А или О. Напиши проверочные слова.

С..сна, бр..сок, тр..ва, к..пал, в..дить, зв..нит, т..нцор, скв..рец, под..рила, р..дня, хв..ла, ст..щил, пл..хой, м..хнул, к..сить.

 

3. Спиши. Подчеркни слова с разделительным ь знаком.

Дарья, герань, платье, крылья, пузырьки, заячьи, вафельный, сольём, солить, полнеть, гуденье, милость, Илья, Серёженька.

 

4. Спиши слова. Вставь, где надо ь знак.

 

Греч..ка, сказоч..ки, Машен..ка, смен..щик, Куз..ма, реч..ка, печ..ка, дел..це, погон..щик, колдун..и, сарафан..чик, ласточ..ка. доч..ка.

 

5. Спиши слова. Вставь букву Б или П. напиши проверочные слова.

Погре.., ло.., шуру.., изги.., высту.., зу.., телеско.., стол.., сугро.., сиро.., ду.., потто.., прице…

 

6. Спиши слова, разделяя их на слоги.

Цапля, летает, дождь, рожок, площадка, чудеса, прыгай, жёлтые, капельки, сон.

 

7. Спиши слова. Поставь знак ударения. Подчеркни гласные буквы.

Считай, сынишка, малина, компот, шоколад, эскимо, сцена, Элла, пешеход, рюкзак, сойка, царь, корова, завод, математика, моет, кот.

 

8. Спиши слова. Подчеркни согласные буквы.

Эллина, пирожное, пряжа, овощи, шляпа, сухие, цвет, сухари, богатый, кабачки, муравей, йогурт, хоккеист, пол, Алёна, улица.

 

9. Спиши. Подчеркни орфограммы.

Танечка гуляет по дачному участку. Девочка видит чудесные ландыши. Как красивы эти крошечные цветочки! А вот бабочка. Она села на дощатую лавочку.

 

10. Спиши. Подчеркни орфограммы.

Одни плачут, другие скачут. За чаем не скучаем, по три чашки выпиваем. Дело верши, но не спеши. Без ручки кружечка – стаканчик. Острое словечко колет сердечко. Дал обещание – выполни. Лжи много, а правда одна.

“Безударные гласные в корне слов”.2 класс

 

1.     Запиши 5 слов с безударной гласной  А, О, И, Е, Я  в корне.
Поставь ударение, к каждому слову запиши проверочное.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________

2.     Составь и запиши 4 однокоренных слова с помощью приставок  ЗА-,  ПЕРЕ-,  ОБ-,   суффиксов  -К-,  -Н-   и корнем  -МОРОЗ-,  разбери слова по составу.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

3.     Спиши, поставь ударение,  точку под безударными гласными, поставь стрелочку от ударной гласной к безударной.
Тр_пка,   тр_па,   тр_пинка.      Д_ль,   д_лёкий,   д_леко.
Б_ль,   б_льница,   б_льной.     К_рм,   к_рмушка,   к_рмить.

4.     Запиши ещё по 2 однокоренных слова, под безударной гласной поставь точку.
Звон,  ____________________ , ______________________
Гость, ____________________ , ______________________
Ночь, ____________________ , ______________________

5.     Спиши, поставь ударение, запиши проверочное слово:
Б_нкир (………………),   б_ец (………………),  
изб_жать (………………),   перех_дить (………………),  
х_лодильник (………………),   вел_кан (………………),
г_стиница (………………),   гр_мыхать (………………),  
загр_знять (………………),   в_черинка (………………), 
ж_ра (………………)

6.     Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово в скобках.
С_дит (.……………..) на скамейке,   св_ла (.……………..) гнездо,  отв_ла (.……………..) в сторону,
прим_ряли (.………………) новое платье,  
мальчиков пом_рили (.……………..).

7.     Спиши, вставив буквы (устно подбери проверочное слово):
Зам_рзает   з_мля.   Но   з_ма  ещё не настала.   К вечеру стало  т_плее.
Сн_жинки полетели по воздуху,  а потом  пов_лили  хлопьями.  Кругом   ст_яла   т_шина.

 

Безударные гласные

Игра «Словесный мяч»

Игра состоит в том, чтобы как можно быстрее подбирать к слову проверочное. В эту игру можно играть вдвоём. Один «кидает» слово, другой «бросает» ему в ответ проверочное. Например, один говорит – «подходить», другой отвечает – «подход». Один «кидает» – «следы», другой «отбивает» – «след».

Вот вам слова для игры:

Берега, число, лицо, небеса, гора, слипаться, признаваться, леса, столбы, слова, глаза, звезда, вечерний, опоздал, нарядить, отдалить, задрожать, усмирять.

П р а в и л а   и г р ы.

а) Проверяй то, что требует проверки.

Иногда игроки нарушают это правило. Например, «кидаем» для проверки слово уголок, а они проверяют – угол. Попробуйте объяснить, в чём их ошибка. Да в том, что сомнительная гласная вовсе не у, а безударная о. И проверить надо именно её, например, словом треугольник. «Кидаем» – отдалённый, а отвечают – далёкий. Безударная а так и остаётся непроверенной.

б) Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.

Случаются и такие «проверки»: слово перетащил участник игры проверил словом тощий и написал в корне о, слово слипаться – словом ослеп. И, конечно, сделал ошибки.

Чтобы не делать таких ошибок, нужно тренироваться. Выполните упражнения.

3. В ы п о л н и т е  работу по образцу.

Подумай            Докажи               Напиши

Кру..ки               кружок                кружки

Но..ки

Лягу..ка

Око..ко

Ло..ка

Зёрны..ко

4. П р о ч и т а й т е  стихотворение. Напишите правильно слова, в которых сделаны ошибки. Подберите к ним проверочные слова.

Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки:

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит, плут...

Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый, длинный прут.

И что такое он плетёт –

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни.

На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен.

Нет-нет, не шутит он! Боюсь –

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо полечить,

Заставить правила учить.

                     А. Шибаев

Назовите правила, которые необходимо знать, чтобы правильно написать выделенные слова.

5. Выразительно п р о ч и т а й т е  стихотворения. Обратите внимание на слова с выделенными безударными гласными, найдите к ним проверочные слова.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

                                                        А. С. Пушкин

6. П р о ч и т а й т е. Найдите «лишнее» слово.

Вода, водяной, водичка, подводник, водитель.

Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.

Река, речной, речь, речушка, речник.

Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.

Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви).

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Почему не все слова в каждой группе слов можно считать однокоренными? Какого признака не хватает «лишнему» слову?

Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать «гнёзда» слов.

Игра «Сделайте гнездо слов»

Играть можно и в одиночку, и друг с другом: соревноваться, у кого «гнездо» получится больше.

Каковы правила игры в собирание слов?

1) Слова от одного корня, «живущие» в одном «гнезде», могут принадлежать самым разным частям речи. Например: дом, домашний, домовничать, бездомный, домище.

2) Надо собирать слова с самыми различными приставками и суффиксами. Например, к слову прогул можно подобрать не только слова прогулять, прогульщик, прогулка, но и гулянье, нагуляться, отгул.

3) В одном «гнезде» могут оказаться и слова, в которых два корня. Например, в «гнезде» с корнем -ход- (приходить, ходок) есть и слова с двумя корнями (теплоход, вездеход).

6. З а п и ш и т е  однокоренные (родственные) слова к слову лес. Скажите, как они образованы и какие значения имеют?

1. Лесной            2. Безлесный        3. Лесосплав

 лесистый           безлесье               лесовоз

 лесник               перелесок            лесоводство

 лесничий

Игра «Родственники»

Один из участников раздаёт карточки. Затем выставляет любое слово. Остальные участники игры должны по очереди подставлять к нему родственные слова. Если игрок ставит карту не с родственным словом, он должен заплатить штраф (выполнить какое-нибудь задание: сказать скороговорку, загадать загадку и т. д.). Тот, кто первым освободится от своих карточек, считается победителем.

С л о в а   д л я   к а р т о ч е к:

1) Вода, водный, водянистый, наводнение, водник, подводный.

2) Вождь, водить, провод, завод, подводить, вожжи. 3) Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог. 4) Несу, носитель, переносить, переносной, поднос, медоносный, носильщик. 5) Нож, ножевой, ножницы, ножны. 6) Нога, ножной, треножник, ножка, подножие, сороконожка. 7) Даю, передать, передача, передатчик, задачник, преподаватель. 8) Море, морской, моряк. 9) Память, запоминать, памятка, памятник, запоминание. 10) Кровь, кровяной, бескровный, обескровить.

7. О п р е д е л и т е, какие гласные в корнях данных слов можно проверить, а какие – нельзя.

Волосок, говорить, голова, фонари, роскошный, поварёшка, салат.

 

Орфографические разминки

 

Разминка  № 1.

 

1.    Как называется цветок с девичьим именем?

2.    Что дарят на день рождения?

3.    Что бывает на дороге после дождя?

4.    Как называется след от лыж?

5.    Дикая кошка – это …..

6.    Что делают с соком?

7.    15 – это 7 и  … , 18 – это 9 и  ….

 

 

Разминка  №  2.

1.    Сладости в обёртках.

2.    Во что ставя цветы?

3.    Геометрическая фигура без углов – это….

4.    Что попрыгивает, если ударить?

5.    Бабушкина дочь – это …..

6.     Кто лечит людей?

7.    Что надевают на ноги?

 

 

Разминка  № 3.

1.    Что вырастает весной и опадает осенью?

2.    О ком можно сказать: ушастый, глазастый, серый, белый.

3.    Что кладут под голову?

4.    Название, каких пяти деревьев начинается с согласного звука?

5.    Прямая линия с точками на концах – это …

6.    Назови первый день недели.

7.    Дом для машины – это …

 

Разминка  № 4.

1.    Сколько козлят в сказке съел волк?

2.    Что бросают утопающим?

3.    Четыре недели – это один …

4.    Наша речь состоит из …

5.    Что надевают на голову?

6.    Как называется головной убор, который пришивается к верхней одежде?

7.    Сумма 10 и 2 равна  …

 

                           Разминка  № 5

1.    Куда несут посылки?

2.    Что чистят дважды в день?

3.    Без рук, без ног, а щиплется.

4.    Что вдевают в ухо?

5.    О чём говорят: зелёный, солёный, хрустящий?

6.    Без чего не вкусен чай?

7.    Слуховой аппарат человека – это …

 

                        Разминка   №  6

1.    Как называется ограда вокруг здания?

2.    Вода замерзает и становится …..

3.    Тетрадь для рисования – это …

4.    Назови пятый и восьмой месяцы года.

5.    Боевая машина с гусеницами – это …

6.    Дыхательный аппарат человека – это ….

7.    Как называется бумага для стен?

 

 

Разминка  №  7

1.    Какое сегодня число?

2.    Какое сейчас время года?

3.    Назовите летние месяцы.

4.    Посчитай пятёрками до 50.

5.    Сколько поросят убежало от волка?

6.    Назови шестую букву алфавита.

7.    Какая Медведица живёт на небе?

 

Разминка  №  8

1.    Белоствольное дерево.

2.    Кто тянул репку?

3.    Что находится под полом?

4.    Какой документ выдают при рождении ребёнка?

5.    На какую планету летал Незнайка?

6.    Что заплетают девочкам?

7.    Что надевают на голову в жаркую погоду?

Разминка  №  9

1.    На кого надевают седло?

2.    Кто развалил теремок?

3.    Какую рыбу поймал Емеля?

4.    С помощью чего чертят окружность?

5.    Назови три последние буквы алфавита.

6.    Назовите последний день недели.

7.    Игра на льду  с шайбой.

 

 

 

 

 

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические упражнения для формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические  упражнения  для  формирования грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2019