ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
М.В.Павлова
Аннотация
Работа актуализирует вопросы организации и вовлечения студентов в волонтерскую деятельность в области повышения финансовой грамотности и ответственного финансового поведения для создания благоприятных условий финансовой социализации подростков. Показаны способы и методы распространения и популяризации финансовых знаний на уровне образовательной организации.
Ключевые слова: финансовая грамотность, волонтер, бюджет, креативность, конкурс, квест, информационное сопровождение, сценарий, адаптация, социализация, дискуссия, гражданская активность.
КГБПОУ «Алтайский государственный колледж» уже несколько лет принимает участие в Государственной программе Алтайского края «Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае», которая реализуется в рамках проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
В ходе реализации программы в колледже проведено огромное количество мероприятий, направленных на формирование финансового просвещения студентов, ответственное потребительское поведение в сфере финансов, умение планировать семейный бюджет, защищать потребительские права.
Такая деятельность позволит внести весомый вклад в экономику страны, и будет способствовать устойчивому развитию системы социально-экономических отношений.
Однако образовательной организации важно не только информировать будущих потребителей финансовых услуг, но и вовлечь студентов в социальную активность и финансовую адаптацию.
Одной из форм такой работы стало развитие системы вовлечения студентов колледжа в волонтерскую деятельность в области финансовой грамотности и ответственного финансового поведения.
Для успешной реализации масштабных государственных и региональных программ необходимы волонтеры, готовые напрямую работать и предлагать свои идеи по совершенствованию и обновлению существующего материала по преподаванию указанной тематики. Эта идея нашла поддержку среди студентов 1 курса, которые решили вступить в волонтерский отряд. Выбор пал на молодых ребят, которые являются наиболее активными с точки зрения возможного вовлечения в волонтерскую деятельность, наиболее мобильными (с целью совмещения плотного графика обучения с подготовкой и проведением мероприятий), хорошо осведомленными о новейших тенденциях на финансовых рынках.
При создании волонтерского отряда мы ориентировались на существующую мотивацию и компетенцию подростков. Важно найти пересечение запроса на волонтерскую деятельность с областью умений и желаний самого волонтера. Чтобы поднять интерес волонтера к предстоящей деятельности, перед ними были четко и ясно сформулированы цель, задачи по осуществлению волонтерской деятельности и желаемые конкретные результаты.
18 ноября в колледже был сформирован отряд студентов - волонтеров, которые захотели пройти обучение по программе «Финансовая грамотность волонтера». 10 студентов - волонтеров (Больц Владимир, Ладецкий Виктор, Лукерин Александр, Милантьева Никита, Минеев Сергей, Никитин Кирилл, Помешкин Дмитрий, Сергеева Любовь, Ситников Виталий, Стрельцова Наталья) зарегистрировались на дистанционной образовательной платформе Moodle и на Единой информационной системе «Добровольцы России».
Важным моментом на пути реализации волонтерского движения является создание условий и обеспечение волонтера необходимым материалом для работы. Все это является немаловажным факторам в привлечении и удержании волонтера. Полученная одежда стала отличительным знаком волонтеров, одевая ее они чувствовали себя участниками важного события, что придавало их деятельности больше ответственности и значимости. Для подготовки мероприятий для волонтеров было выделено специальное помещение и несколько компьютеров, где они могли свободно пользоваться информацией и спокойно заниматься разработкой сценариев, репетицией выступлений. На первом этапе волонтеры, нуждались в обязательной поддержке и помощи. Эту поддержку они получили от куратора, который познакомил их с особенностями и спецификой предстоящей работы. Объяснил, что работа волонтеров должна быть групповой, чтобы распределить ответственность.
20 ноября студенты волонтеры начали осваивать программу «Финансовая грамотность для волонтера», прошли входное тестирование по 1,2 и 6 модулю. Программа рассчитана на 36 часов. 1 модуль «Основы финансовой грамотности волонтера» и 2 модуль «Планирование и организация деятельности волонтера в области повышения финансовой грамотности и ответственного финансового поведения детей и молодежи» обязательны, а третий модуль по выбору. Наши волонтеры остановились на 6 модуле «Организация массовых мероприятий по повышению финансовой грамотности студентов на уровне образовательной организации». Овладевая программой, студенты ставили для себя задачу сформировать необходимые умения и навыки для осуществления волонтерской деятельности. Значительное внимание в курсе по финансовой грамотности уделялось формированию коммуникативных компетенций, целеустремленности, ответственности, креативности, социальной и гражданской активности, что крайне важно для подростков нашей возрастной категории 16-18 лет. Волонтеры оценили результаты освоения программы с помощью итогового тестирования на дистанционной образовательной платформе Moodle. Итоговый контроль прошел в конце изучения курса, который показал повышение уровня основ финансовой грамотности и степени овладения умениями и компетенциями.
В процессе овладения программой студенты разработали план мероприятий по финансовой грамотности для проведения их со студентами 1 и 2 курсов на базе нашей образовательной организации.
В период с декабря 2019г. по февраль 2020г. были проведены: конкурс презентаций «Финансовая грамотность - залог успеха для студента в будущем» среди студентов групп 1 курса, круглый стол «С деньгами на «Ты» или зачем быть финансово грамотными? Студенты 2 курса участвовали в онлайн - тестировании уровня финансовой грамотности, в компьютерном квесте по финансовой грамотности. 17 февраля проведен открытый урок по финансовой грамотности на тему «Семейный бюджет». При поддержке волонтеров лидерами групп 1 и 2 курса проведены информационные 5-ти минутки «Финансовая грамотность - залог успеха в будущем».
Большой интерес у студентов вызвал круглый стол, в котором участвовали 50 обучающихся колледжа. Мероприятие прошло в форме доверительной дискуссии. Формат мероприятия позволил расширить представление подростков о природе денег и культуре обращения с ними, раскрыть сущность денег как нравственной категории, сформировать критическое отношение к «нетрудовому» богатству, воспитать положительное отношение к богатству как результату труда человека, формированию экономического мышления, бережливости, сдержанности. Подростки получили представление о потребностях человека. Узнали о влиянии правильного отношения к деньгам на их жизнь, получили возможность составить бюджет подростка на месяц, учитывая его основные потребности.
Большая роль в поддержке волонтеров принадлежит координатору, который умело, распределяет обязанности и функционал среди волонтеров и использует различные способы поощрения волонтеров. Одно из самых простых, но действенных форм поощрения, является - благодарность, простое слово "Спасибо"! Координатор обращался к волонтеру, как к взрослому человеку, позволяя ему обсуждать общие темы и участвовать в принятии решений. Все это позволило реализовать деятельность в условиях взаимопонимания, одобрения, доступности и открытости информации, доброжелательности и качественной обратной связи между координатором и волонтерами.
В ходе подготовки и реализации плана мероприятий, волонтеры освоили роль ведущего, эксперта, помощника, игротехника. Обеспечивали информационное сопровождение, планировали, создавали сценарий мероприятий, анализировали достигнутый результат, подводили итоги, устраняли недочеты. Каждый шаг освоения и реализации программы освещался в новостных лентах на сайте колледжа, В Контакте.
Организация и проведение мероприятий изменили личностные характеристики и установки волонтеров. Сформировалась четкая мотивация необходимости проведения подобных мероприятий, ответственность за результат просветительской деятельности в области финансовой грамотности.
Студенты овладели новыми компетенциями: организация различных видов мероприятий, самостоятельное планирование своей деятельности, готовность к саморазвитию и самообразованию, возможность находить общие решения, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интереса всех сторон.
Проведенная за два месяца работа, настолько воодушевила волонтерский отряд, что было принято решение продолжить деятельность по реализации курса «Финансовая грамотность».
Педагоги планируют обратиться к администрации колледжа о возможности разработать программу внеурочной деятельности и направить ее на реализацию в нашей образовательной организации. Деятельность в данном направлении будет способствовать распространению и популяризации знаний в области финансовой грамотности, обеспечит формирование долгосрочных и устойчивых результатов.
Список литературы:
1.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
4. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие, 2018.
5.Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации, 2018
6.Канторович Г.Г. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10, 11 классы, математический профиль. М. ВИТА-ПРЕСС 2015
7.Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.— М.: ВИТ-ПРЕСС, 2016.
8. Гончарова М.А., Гридасова Д.В., Деркач Н.О. Методические материалы для волонтеров в области формирования финансовой грамотности и ответственного финансового поведения детей и молодежи. Барнаул: КГБУ ДПО АИРО им. А.М.Топорова, 2019.-160с.
занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены!
Например - здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не
экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на
хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за
деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не
обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете
продаётся и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де
Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его
такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем,
здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого»
9.Финансовая грамотность для волонтера: программа обучения по финансовой грамотности для будущих волонтеров школьников и студентов Алтайского края. – Барнаул: КГБУ ДПО АИРО им. А.М.Топорова, 2019.-72с.
занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены!
Например - здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не
экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на
хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за
деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не
обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете
продаётся и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де
Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его
такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем,
здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.