Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Организация мер по созданию психологического комфорта школьников на уроке с целью повышения уровня учебной мотивации, качества образования»
(выступление на педсовете)
Подготовила: учитель
начальных классов
Т.Н. Дербенева
Март 2020 год
«Всё в твоих руках» (притча)
«Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать,
что мудрец знает не всё.
Зажав в ладонях бабочку,
он спросил:
«Скажи, мудрец, какая у меня бабочка в руках:
мёртвая или живая?»
А сам думает:
«Скажет живая – я её умертвлю,
скажет мёртвая – выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Тема выступления «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке».
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.
Ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются
психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
Что такое комфорт?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?”
(Слова должны начинаться с букв данного слова).
К
- красота..
- качество
О
-органичность
-общение…
М
- мама..
Ф
- фантазия…
О
- отдых…
Р
- радость…
Т
- тепло,
творчество
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов).
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
В развивающей системе обучения принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…
Психологическую комфортность мы понимаем, прежде всего, как снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Ученик не должен чувствовать себя в рамках школы постоянно оцениваемым, всё время контролируемым объектом. Главным должен быть процесс общения с учителем, а не отметка, выставляемая им.
Пути к достижению психологического комфорта в школе мы видим,
во- первых: в правильной организации учебного процесса. Урок должен быть так организован, чтобы ученик:
а) получал знания;
б) чувствовал свой рост;
в) уважал себя, как личность.
Во вторых: большую роль в снятии стрессообразующих факторов мы видим в системе подготовки домашних заданий и контроля:
а) помимо постоянной тенденции к снижению объема задаваемого на дом материала, необходимо оказывать дополнительную помощь в приготовлении домашнего задания, одновременно ликвидируя пробелы в знаниях. Тем самым обеспечивается уверенность и психологическая комфортность ученика на следующем уроке;
б) максимум творческих заданий при необходимом минимуме рутинных;
в) использование особых технологий опроса, дающих возможность исключить стрессовое реакции учащихся при текущем контроле;
г) у ребёнка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности).
В третьих: психологическая комфортность связана с учетом и развитием у ребенка реальных мотивов учения.
В четвёртых: мы стремимся создавать такую атмосферу во взаимоотношениях ученика и учителя, в которой ученик чувствовал бы себя раскованно, стремился проявить свой творческий потенциал, развивал творческую активность. Создавая на уроке атмосферу сотрудничества, педагог достигает того, что у учащихся появляются не только прочные знания, но и удовлетворение своей учебной деятельностью и творчеством. Важно, чтобы у ребёнка возникала радость от того, что он умеет применять полученные знания.
Однако, психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы.
Дидактические игры достаточно широко используются в начальной школе. В литературе в большей степени представлены дидактические игры, направленные, преимущественно, на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). И, конечно же, как способ обучения. Другой очень важный и существенный аспект дидактических игр - создание психологического комфорта на уроках. Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Необходимость использования дидактических игр определяется рядом причин:
1) Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряла своего значения (многие дети в школу приносят игрушки).
2) Освоение учебной деятельности, включение в неё детей идет медленно (многие дети не знают что такое «учиться»).
3) Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов.
4) Формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму.
5) Создание психологического комфорта на уроках.
Можно выделить следующие виды дидактических игр.
1) игра-путешествие;
2) игра-поручение;
По содержанию проще, а по продолжительности короче. В основе лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями.
3) игра-предположение;
Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
4) игры-загадки;
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
5) игры-беседы.
Предлагаю несколько дидактических игр:
«СЛОВА»
«ЗАГАДКИ»
Два щенка-баловника бегают, резвятся.
К шалунишкам три дружка с громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?
Зайцы, соболи и белки бьют в литавры и тарелки,
Машет палочкой пингвин,
Гражданин полярных льдин.
С двух сторон ему еноты перелистывают ноты.
Сколько разных видов зверей вы насчитали?
Пять лодок было у причала,
Волна их весело качала.
Три лодки взяли рыбаки,
Чтоб переплыть простор реки.
А сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала?
Пять щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
В снег упал Серёжа,
Зина и Антоша,
А за ними Лена, Катенька и Гена,
А потом ещё Игнат.
Организационный момент и домашнее задание, как важнейшие условия психологического комфорта
Есть на уроке один элемент-
Очень важный оргмомент.
Как урок свой ты начнешь,
Так его и проведешь.
Любой урок, любое занятие в школе начинается с организационного момента. Именно в начале урока мы настраиваем детей на работу. Каким должен быть организационный момент, чтобы ребята весь урок чувствовали себя комфортно?
В стихотворной форме:
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «5».
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать.
Домашнее задание- одно из важнейших условий психологического комфорта.
Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке должно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, самое трудное звено в учебно-воспитательном
процессе. Острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.
Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
В первом классе - до 1 часа;
Во втором классе - до 1,5 часа;
В третьем - четвёртом классах - до 2 часов;
Что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную атмосферу на уроке?
Данные недостатки не способствуют повышению уровня учебной мотивации и качества образования. Мы должны их избегать.
Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создает пробудившийся у школьника интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приемов развития такого интереса.
Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношение учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и т. д.
Наш девиз – «Начни урок как песню»:
Разбудить мысль каждого ученика – основная задача начальной школы. Я считаю, что ребенок — это носитель своего предназначения и своей неограниченной огромной энергии. Он — явление нашей жизни. И поэтому целью работы каждого учителя является воспитание личности, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М.: Издательство
«Ось – 89», 2001.
2. Конвенция ООН о правах ребенка – М.: Издательство «Рудомино», 2001.
3. Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года //
Вестник образования России. – 2002. - №6. – с. 10-42.
4. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе? Методическое пособие. –
Кемерово: Издательство обл ИУУ, 1999.
5. Кузнецова Л.В. Ситуация успеха на уроке // Начальная
школа. – 2003. - №4.- с. 90-93.
6. Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. –
Москва, 1999.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.