«Организация мер по созданию психологического комфорта школьников на уроке с целью повышения уровня учебной мотивации, качества образования»
Оценка 4.6

«Организация мер по созданию психологического комфорта школьников на уроке с целью повышения уровня учебной мотивации, качества образования»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
классное руководство
08.10.2020
«Организация мер по созданию психологического комфорта школьников на уроке с целью повышения уровня учебной мотивации, качества образования»
«Всё в твоих руках» (притча) «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня бабочка в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Тема выступления «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке». В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.
Доклад на педсовет.docx

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

«Организация мер по созданию психологического комфорта школьников на уроке с целью повышения уровня учебной мотивации, качества образования»

(выступление на педсовете)

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель

начальных классов

Т.Н. Дербенева

 

 

 

Март 2020 год

«Всё в твоих руках» (притча)

«Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать,

что мудрец знает не всё.

Зажав в ладонях бабочку,

он спросил:

«Скажи, мудрец, какая у меня бабочка в руках:

мёртвая или живая?»

А сам думает:

«Скажет живая – я её умертвлю,

скажет мёртвая – выпущу».

Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

 

В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Тема выступления «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке».

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.

Ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются

психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Что такое комфорт?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?”

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

 

 

 

К

- красота..

- качество

О

-органичность

-общение…

М

- мама..

Ф

- фантазия…

О

- отдых…

Р

- радость…

Т

- тепло,

творчество

 

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов).

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В развивающей системе обучения принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

Психологическую комфортность мы понимаем, прежде всего, как снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Ученик не должен чувствовать себя в рамках школы постоянно оцениваемым, всё время контролируемым объектом. Главным должен быть процесс общения с учителем, а не отметка, выставляемая им.

Пути к достижению психологического комфорта в школе мы видим,

во- первых: в правильной организации учебного процесса. Урок должен быть так организован, чтобы ученик:

а) получал знания;

б) чувствовал свой рост;

в) уважал себя, как личность.

 

Во вторых: большую роль в снятии стрессообразующих факторов мы видим в системе подготовки домашних заданий и контроля:

а) помимо постоянной тенденции к снижению объема задаваемого на дом материала, необходимо оказывать дополнительную помощь в приготовлении домашнего задания, одновременно ликвидируя пробелы в знаниях. Тем самым обеспечивается уверенность и психологическая комфортность ученика на следующем уроке;

б) максимум творческих заданий при необходимом минимуме рутинных;

в) использование особых технологий опроса, дающих возможность исключить стрессовое реакции учащихся при текущем контроле;

г) у ребёнка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности).

В третьих: психологическая комфортность связана с учетом и развитием у ребенка реальных мотивов учения.

В четвёртых: мы стремимся создавать такую атмосферу во взаимоотношениях ученика и учителя, в которой ученик чувствовал бы себя раскованно, стремился проявить свой творческий потенциал, развивал творческую активность. Создавая на уроке атмосферу сотрудничества, педагог достигает того, что у учащихся появляются не только прочные знания, но и удовлетворение своей учебной деятельностью и творчеством. Важно, чтобы у ребёнка возникала радость от того, что он умеет применять полученные знания.

Однако, психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы.

Дидактические игры достаточно широко используются в начальной школе. В литературе в большей степени представлены дидактические игры, направленные, преимущественно, на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). И, конечно же, как способ обучения. Другой очень важный и существенный аспект дидактических игр - создание психологического комфорта на уроках. Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Необходимость использования дидактических игр определяется рядом причин:

1) Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряла своего значения (многие дети в школу приносят игрушки).

2) Освоение учебной деятельности, включение в неё детей идет медленно (многие дети не знают что такое «учиться»).

3) Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов.

4) Формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму.

5) Создание психологического комфорта на уроках.

Можно выделить следующие виды дидактических игр.

1) игра-путешествие;

2) игра-поручение;

По содержанию проще, а по продолжительности короче. В основе лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями.

3) игра-предположение;

Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

4) игры-загадки;

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

5) игры-беседы.

 Предлагаю несколько дидактических игр:

«СЛОВА»

«ЗАГАДКИ»

Два щенка-баловника бегают, резвятся.

К шалунишкам три дружка с громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей?

 

Зайцы, соболи и белки бьют в литавры и тарелки,

Машет палочкой пингвин,

Гражданин полярных льдин.

С двух сторон ему еноты перелистывают ноты.

Сколько разных видов зверей вы насчитали?

 

Пять лодок было у причала,

Волна их весело качала.

Три лодки взяли рыбаки,

Чтоб переплыть простор реки.

А сколько лодок у причала

Волна по-прежнему качала?

 

Пять щенков в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

 

 

В снег упал Серёжа,

Зина и Антоша,

А за ними Лена, Катенька и Гена,

А потом ещё Игнат.

 

 Организационный момент и домашнее задание, как важнейшие условия психологического комфорта

Есть на уроке один элемент-

Очень важный оргмомент.

Как урок свой ты начнешь,

Так его и проведешь.

Любой урок, любое занятие в школе начинается с организационного момента. Именно в начале урока мы настраиваем детей на работу. Каким должен быть организационный момент, чтобы ребята весь урок чувствовали себя комфортно?

В стихотворной форме:

  • Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «5».

 

  • А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать.

Домашнее задание- одно из важнейших условий психологического комфорта.

Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке должно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, самое трудное звено в учебно-воспитательном

процессе. Острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.

Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:

    В первом классе - до 1 часа;

    Во втором классе - до 1,5 часа;

    В третьем - четвёртом классах - до 2 часов;

 

Что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную атмосферу на уроке?

  • неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута;
  • неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке;
  • неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика;
  • отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся;
  • педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю;
  • несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствия профессионализма.

Данные недостатки не способствуют повышению уровня учебной мотивации и качества образования. Мы должны их избегать.

 

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создает пробудившийся у школьника интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приемов развития такого интереса.

Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношение учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и т. д.

 

Наш девиз – «Начни урок как песню»:

  • начинай урок со звонком;
  • радуйся встрече с классом;
  • организуй погружение в свой предмет;
  • используй доску как информационное табло;
  • четко ставь цель и определяй план урока, продумывай домашние задания;
  • снимай трудности, предотвращай ошибки;
  • слушай внимательно ответы, не перебивай;
  • люби детей и себя;
  • требуешь от детей - будь образцом во всем;
  • не кричи, а учи;
  • познай каждого ученика;
  • учитель учит внешним видом, делом, словом;
  • учитель учится всегда;
  • дети - зеркало нравственной жизни взрослых.

 

Разбудить мысль каждого ученика – основная задача начальной школы. Я считаю, что ребенок — это носитель своего предназначения и своей неограниченной огромной энергии. Он — явление нашей жизни. И поэтому целью работы каждого учителя является воспитание личности, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.

 

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М.: Издательство «Ось – 89», 2001.
2. Конвенция ООН о правах ребенка – М.: Издательство «Рудомино», 2001.
3. Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. – 2002. - №6. – с. 10-42.
4. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе? Методическое пособие. – Кемерово: Издательство обл ИУУ, 1999.
5. Кузнецова Л.В. Ситуация успеха  на   уроке  // Начальная школа. – 2003. - №4.- с. 90-93.
6. Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. – Москва, 1999.


 

 

 


 

Государственное общеобразовательное учреждение

Государственное общеобразовательное учреждение

Всё в твоих руках» (притча) «Жил мудрец, который знал всё

Всё в твоих руках» (притча) «Жил мудрец, который знал всё

К - красота.. - качество

К - красота.. - качество

Во вторых: большую роль в снятии стрессообразующих факторов мы видим в системе подготовки домашних заданий и контроля: а) помимо постоянной тенденции к снижению объема задаваемого…

Во вторых: большую роль в снятии стрессообразующих факторов мы видим в системе подготовки домашних заданий и контроля: а) помимо постоянной тенденции к снижению объема задаваемого…

Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов

Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов

В снег упал Серёжа, Зина и

В снег упал Серёжа, Зина и

Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:

Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:

Разбудить мысль каждого ученика – основная задача начальной школы

Разбудить мысль каждого ученика – основная задача начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2020