Организация наблюдений в ДОУ.
Наблюдения, организуемые воспитателем на огороде, в цветнике, ягоднике как в процессе работы детей, так и в другое время, имеют очень большое воспитательное значение.
Дети не все могут увидеть сами, а многое понимают неправильно. У них нет опыта, нет знаний, на которые они могут опереться, чтобы разобраться в непонятном. Нужно руководить ими и направлять их внимание, помогая правильно понять действительность. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать как тематику, так и организацию наблюдений.
Что знает о жизни природы маленький ребенок, особенно городской? Многие дети не представляют себе, как растут овощи, ягоды, никогда , например, не видели курицы и боятся ее.
Дети многое видят впервые. Прорастание семян, распускание листьев, цветков, превращение цветка в ягоду, в яблоко, гнездование птиц – все это интересно для них и все это рядом, нужно только заметить, не пропустить, не пройти мимо. Наблюдения, проводимые с детьми, должны соответствовать их возрастным возможностям.
В младшей группе они могут быть очень короткими. Цель их – хорошенько рассмотреть предмет, выделить и назвать его признаки, познакомиться с его свойствами и качествами. Ни последовательность явлений, ни связь между ними малышам не доступны. Воспитатель подводит детей лишь к конкретным фактам из жизни природы, занимающим и радующим их; время от времени воспитатель обращает внимание детей на что-то новое, появившееся на участке.
В средней группе воспитатель подводит детей к установлению связей и зависимостей между конкретными фактами, организует систематические наблюдения. Он не только рассматривает с детьми цветки, но и обращает их внимание на готовый раскрыться бутон, чтобы побудить детей ожидать появления цветка, наблюдать за его распусканием.
В старшей и подготовительной группах эти наблюдения расширяются. Нужно отметить с детьми начало появления бутона, еще почти скрытого в листьях, проследить за его ростом и постепенным распусканием. Можно проводить наблюдения за распусканием различных цветов, учить сравнивать, видеть разницу.
Воспитатель приучает детей вглядываться, вдумываться в то, что они видят, делать доступные им выводы и заключения. Если малышам говорят лишь, что нельзя ходить по клумбам и затаптывать землю, то детей средней группы можно уже самих подвести к этому выводу.
Ухаживая и наблюдая за овощами, цветами, дети постепенно приобретают знания не только об их внешнем виде, но и последовательности развития.
В старших группах знания детей расширяются и углубляются в процессе систематических, длительных наблюдений, организуемых воспитателем. В течение определенного времени воспитатель возвращается к одному и тому же растению несколько раз, отмечая с детьми происшедшие с ним изменения и связывая их с предыдущими.
Нельзя требовать от детей, чтобы они ежедневно отмечали изменения в развитии растения. За такой короткий срок заметных изменений не происходит. Надо ждать момента, когда новое проявится отчетливо и ярко, и тогда привлечь детей к наблюдению.
Очень большое значение имеет отношение воспитателя к объекту наблюдения, его заинтересованность, а также его умение рассказывать. Наблюдения должны быть эмоциональными.
Опыт и знания, полученные детьми в результате тесного общения с природой, наглядность обучения исключают всякое ложное, неправильное толкование природных явлений.
И создавая на участке детского сада природное окружение, условия для полноценной работы в природе, мы создаем условия для выработки основ правильного мировоззрения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.