Организация проектной деятельности по робототехнике в начальной школе

  • Лекции
  • Семинары
  • docx
  • 16.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация проектной деятельности по робототехнике в начальной школе.docx

Организация проектной деятельности по робототехнике в начальной школе

Педагог дополнительного образования МБОУ ООШ №20 пгт Никель

Докова И.В.

 

В сегодняшнем мире проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Стремительность научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток ведут физическим стрессам и перегрузкам, приносят психологические проблемы и страдания. Человек не всегда справляется с решением возникающих задач. Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, развивать умение быстро ориентироваться в современном мире.

В основе педагогической деятельности лежат как традиционные, так и современные формы, приемы, методы обучения. Метод проектов, основанный на дидактическом принципе, приносит хорошие результаты. Он позволяет дифференцировать педагогические подходы к организации процесса обучения в начальной школе в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников, позволяя учесть преобладающее наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру. Метод проектов позволяет проводить обучение с учетом интересов и склонностей детей, помогает открыть для детей их собственные желания и возможности, выявляет скрытые способности. Имея возможность выбора материала для деятельности, дети могут сами определить область объектов своего творческого исследования, выбрать, что им интереснее проектировать – предметы быта или объекты окружающего мира, корабли или машины, самолеты или архитектурные объекты, животных или элементы декора.

Всё большую значимость в современной школе приобретает образовательная робототехника. Учащиеся различных возрастов вовлечены в процесс создания моделей – роботов и их программирования.

Результативность процесса обучения основам робототехники во многом зависит от формы организации занятий. В арсенале учителя огромный выбор методов, среди которых:

·               объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др);

·               эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.)

·               проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;

·               программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

·               репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу),

·               частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

·               поисковый – самостоятельное решение проблем.

Одним из интерактивных методов современного обучения, который используется при изучении робототехники, является метод проектов.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащихся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

В соответствии с ФГОС, учебная программа учителя начальных классов строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач.

От младшего школьника требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Задачи, связанные с реализацией знаний, умений и навыков в практической деятельности, позволяет успешно решать проектная деятельность.

С точки зрения педагогики, метод проектов является методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

Важным результатом проектной деятельности является то, что знания, приобретенные ребятами в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием самой деятельности, они нужны детям и поэтому интересны им. Из опыта работы хочется отметить, что проект может стать успешным, только если школьник заинтересован темой.

Знакомство детей с робототехникой как предметом, с основами программирования происходит на основе стандартного программного обеспечения, которое отличается понятным интерфейсом, позволяющим ребёнку постепенно входить в систему программирования. Устанавливая связи между уже имеющимся и новым опытом, полученным в процессе обучения, ребёнок приобретает знания. В качестве основного оборудования при обучении учащихся начальной школы робототехнике применяют конструкторы LEGO WEDO 1.0, LEGO WEDO 2.0. Это позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, а также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Материал по курсу строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Занятия по робототехнике, главным образом, направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их.

Проектная деятельность в робототехнике позволяет:

· стимулировать интерес и любознательность;

· развивать интерес к решению проблемных ситуаций;

· формировать умение исследовать проблему;

· анализировать имеющиеся ресурсы;

· выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их;

· расширять активный словарный запас новыми техническими терминами;

· развивать пространственное и техническое мышление;

· развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;

· развивать потребность в экспериментировании в процессе проектирования, используя приобретенные ранее знания;

· использовать информационно-коммуникационные технологии в совместной и самостоятельной деятельности;

· развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;

· развивать мелкую моторику;

· решать конструктивные задачи на глаз;

· развивать логическое, пространственное мышление;

· определять, различать и называть детали конструктора;

· конструировать: по условиям, по образцу, по чертежу, по схеме и самостоятельно строить схему;

· использовать трёхмерные модели реального мира;

· ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

В проектах по робототехнике может быть реализовано свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческой задачи, в процессе работы над которой ученик или команда учеников сделают модель по собственному проекту. Творческие задачи, представляющие собой адекватный вызов способностям ребёнка, наилучшим образом способствуют его дальнейшему обучению и развитию. Радость свершения, атмосфера успеха, ощущение хорошо выполненного дела – всё это вызывает желание продолжать и совершенствовать свою работу. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

- Организовывать свое рабочее место;

- Подбирать инструменты и приспособления для различных технологических операций;

- Определять размеры, делать расчеты, строить чертежи;

- Подбирать материалы;

- Оценивать свою работу;

- Исправлять ошибки.

5. Оценка результатов и процесса

- Оформление конечных результатов

- Подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

 

Таблица 1. Планируемые универсальные учебные действия (УУД) учащихся в начальной школе при условии реализации метода проектов.

УУД учащегося

Содержание УУД

Познавательные

понимать научный текст, изображения, схемы;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;

включаться в творческую деятельность.

Регулятивные

принимать и сохранять учебную задачу, перенося навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;

осваивать способы пошагового итогового контроля результата.

Коммуникативные

умения слушать, принимать чужую точку зрения,

представлять свою позицию, собственные суждения.

Поисковые (исследовательские)

самостоятельно находить недостающую информацию у эксперта;

находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы;

устанавливать причинно–следственные связи.

Менеджерские

проектировать процесс (изделие);

принимать решение и прогнозировать их последствия; анализировать собственную деятельность.

Личностные

умения оценить действия и ответы сверстников, себя и свои поступки через участие в совместной деятельности.

Презентационные

навыки монологической речи;

артистические умения;

использование различных средств наглядности при выступлении;

умение отвечать на незапланированные вопросы

 


 

Посмотрите также