Организация самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка
Младший школьный возраст – это очень важный период в формировании личности ребенка, развитии его мыслительных процессов и становлении познавательной активности, умении учиться. Именно поэтому современный учитель, в современной школе должен постоянно стимулировать и поддерживать интерес детей к изучению предмета, их потребности узнать что-то новое.
Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является активизация познавательной деятельности на уроках, как основная форма обучения и воспитания учащихся.
Активизировать познавательную деятельность младших школьников на уроках русского языка может именно самостоятельная работа, которая дает возможность учащемуся самостоятельно принимать решения при выполнении того или иного задания.
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого педагога. Актуальность этой темы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от учителя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.
Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так, как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Проблема организации самостоятельной работы учащихся разрабатывалась многими исследователями и учеными. Одни из них определяют самостоятельную работу как метод обучения (В.К. Буряк, Л.В. Жарова, А.В. Усова и др.), другие как форму организации учебной деятельности (Б.П. Есипов, М.М. Моро, Т.И. Шамова и др.), третьи рассматривают ее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность (П.И.Пидкасистый, Н.Д.Хмель, Б.Ю. Зотов и др.) и т.д.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность» [11, с. 264].
Психологи и педагоги изучают познавательную активность с различных сторон, но любое исследование рассматривает ее как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию [19, с.17].
Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, познавательная активность побуждается потребностью младшего школьника, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. На различных возрастных ступенях оперативно меняются виды и характер деятельности, которые порождают определенный познавательный интерес.
Благодаря становлению познавательного интереса ученики будут понимать насколько им необходимо сознательно и с желанием подходить к решению поставленных задач.
По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.
Общепризнанным является положение, что ядром в любой самостоятельной работе выступает познавательная задача. Как и всякая форма учебно - воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (систематизация закрепление знаний учащихся), развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимание, память, мышление, речь), воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизация и самоконтроль…) [14, с.56].
Любая самостоятельная работа предлагает контрольный комплект, куда входят следующие виды контроля:
-контроль учителя;
- самоконтроль;
-взаимоконтроль.
Типы и виды самостоятельной работы в системе урочных и внеурочных занятий.
В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие работы. Каждый из четырех типов работ имеет свои дидактические цели.
Теоретический анализ литературных источников показал, что исследователи определяют самостоятельную работу как метод обучения, другие рассматривают ее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Было установлено, что самостоятельная работа как средство обучения выступает в виде самых разнообразных заданий, внутренне она выражается через познавательную или практическую задачу, которая в обучении служит своеобразным импульсом для включения младшего школьника в процесс учебно-познавательной деятельности. В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся выделяются четыре типа самостоятельных работ: по образцу, реконструктивные, вариативные и творческие.
Таким образом, я считаю можно сделать вывод, организация самостоятельной работы на уроках русского языка является необходима младшим школьникам.
Библиографический список
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.