ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ

  • docx
  • 04.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 15.docx

Организация взаимодействия родителей и педагогов с использованием игровых технологий как условие успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Социальное развитие ребенка начинается уже в первые недели и месяцы его жизни в семье как в источнике общественного опыта, где происходит социальное рождение. Успешность ребенка в будущем во многом зависит от того, насколько благополучным оказался его ранний социальный опыт, приобретены навыки общения со сверстниками и взрослыми. Трудности социализации могут возникать уже при вовлечении ребенка в процесс общения, адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. С целью выявления уровня адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребываниябыла проведена диагностика с использованием методики, представленной в комплексной психолого-педагогической программе профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в условиях дошкольного образовательного учреждения. В ходе обследования было выявлено, что 62 % детей имеют тяжелую адаптацию, у 26% детей средняя адаптация, у 12% легкая адаптация. Параллельно проводилось анкетирование родителей, которое показало, что 28% детей не готовы к поступлению в детский сад, условно готовы 25%, 47% родителей уверены, что их дети готовы к поступлению в детский сад. Так как родители являются непосредственными участниками образовательных отношений, и адаптация детей раннего возраста проходит под их влиянием, возникла необходимость в поиске эффективных форм взаимодействия с семьёй в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению в условиях группы кратковременного пребывания. Практика показывает, что самыми востребованными на сегодняшний момент являются адаптационные группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста, которые способствуют ослаблению адаптационного синдрома при переходе ребенка на полный день пребывания в детском саду, обеспечивают доступность образовательных услуг для всех слоев населения.

Рассматривая ранний возраст как новую фазу социализации, необходимо отметить ярко выраженное стремление к различным видам деятельности. С помощью взрослого дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Основнымивидамидеятельностидетей раннего возраста являются предметная деятельность и игра. Таким образом, учитывая значимость игры и возможности игровых умений и психологических особенностей детей в данном возрасте, необходимо смоделировать игровую технологию, которая позволит детям успешно адаптироваться. С внедрением игровых технологий, применяемых в период адаптации ребенка 1,5–3 лет,происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребёнок выполняетроль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя. Научив ребёнка раннего возраста игровым взаимодействиям, поможем ему сохранить эмоциональный комфорт, сформировать психологическую автономность и самостоятельность в период привыкания к детскому саду. Во время образовательной деятельности с детьми создается микроклимат, в основе которого находятся уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Поэтому одним из условий является присутствие на занятиях мамы, как фундамента благополучного психического развития ребёнка. Основной метод музыкальной деятельности с детьми раннего возраста — «вовлекающий показ», учитывая способность детей к подражанию, их желание действовать вместе со взрослым. При таком взаимодействии создаётся благоприятная атмосфера, позволяющая ребенку легче адаптироваться к условиям детского сада. Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навыков (соблюдение одного из ориентиров развития системы дошкольного образования, заданного ФГОС ДО). Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности. Виды игр, используемых в раннем возрасте: 1. Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Айда» и другие). 2. Совместные игры с несколькими партнёрами — эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках», «У медведя во бору» и другие) 3. Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.). 4. Хороводные игры — созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.) 5. Совместные игры с предметами — помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.). 6. Игры с правилами — в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.). 7. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. («Когда это бывает?», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький» и т.д.) 8. Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения. 9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильное пособие «Злаки» и т.д.). Совместно с родителями организованы семейная творческая мастерская по изготовлению пособий, книжек-малышек для создания развивающей предметнопространственной среды в группе; театральные гостиные «Наши любимые игрушки», «Приключение в зимнем лесу», «Весенняя капель», «Вместе сочиняем сказку»; досуги: «В гости к нам пришли Матрешки», где в роли матрешек выступили мамы, «Прыг, скок - Колобок», «Книжка-малышкам», где роли всех персонажей играли родители. Игровая технология, используемая в период адаптации детей к детскому саду, имеет два направления: 1. Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми. 2. Игры по освоению социального пространства детского сада. Задачами первого направления будут: − формирование положительного эмоционального настроя; − снижение эмоционального напряжения и тревоги. Содержание работы в рамках этого направления обеспечивает эмоциональнокомфортное состояние детей, развивает у них психологическую автономность и самостоятельность, а также формирует доверительные отношения с педагогами. Обеспечивают комфортное состояние детей и дают положительный эмоциональный заряд игровые моменты, подобранные по дням недели с определенной целью. Сюда входят словесно-тактильные игры, игры-забавы, удовлетворяющие потребности детей раннего возраста в движении, общении и образном поэтическом слове, хороводные и подвижные игры, потешки, пестушки, прибаутки, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения, способствующие установлению контакта ребенка со сверстниками и дающие положительный эмоциональный заряд. Основной задачей второго направление игровой технологии в период адаптации является обеспечение ребенку условий для накопления уникального опыта первичной социализации. Для эффективного решения поставленных задач была создана предметнопространственная развивающая среда, которая включает игровые центры, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка и способствующие развитию интереса ребенка данного возраста к играющим сверстникам: «Театр юного артиста»: ширма, пальчиковый, настольный театр, куклы би-ба-бо, маски, шляпки персонажей, платочки; - «Занимательная игра»: игры – упражнения, игры-забавы, дидактические игры - «Юный музыкант»: шумовые музыкальные инструменты, ложки, трещотки, вертушки, коробочки, погремушки, колокольчики. - «Юный художник»: фломастеры, пальчиковые краски, крупные кисти и губки, бумага - «Юный читатель»: произведения художественной литературы фольклорного содержания; сказки, пословицы и поговорки, герои художественных произведений, модели. Разработаны и оформлены дидактические игры, расширяющие представления детей о взаимоотношениях, чувствах, эмоциях («Веселый – грустный», «Зеркало эмоций»,); направленные на формирование элементарных представлений о взаимоотношениях в семье («Кому что подарим», «Я хочу»); модели взаимоотношений («Хорошо – плохо»), занимательные по форме и содержанию. Развивающая предметно-пространственная игровая среда готовится совместно с родителями в рамках творческой мастерской, которая функционирует согласно плану и графику работы. Взрослый – активный участник этих игр, он не только инициатор, но и руководитель игрового процесса. Вместе с детьми педагог выполняет все игровые действия, интонационно подчеркивает главное в содержании попевки или потешки, своей артистичностью заражает и увлекает детей. Результативность работы подтверждается тем, что дети, посещающие группу кратковременного пребывания в период применения игровых технологий во взаимодействии с родителями, комфортно прошли адаптацию в основной группе детского сада, родители повысили свою педагогическую компетентность. Следовательно, игровые технологии являются положительной ценностной мотивацией для всех участников образовательных отношений, возможностью более успешного социального развития детей, приобретения более раннего социального опыта общения со сверстниками и взрослыми. Был создан образовательный продукт: алгоритм, план и график взаимодействия с родителями с применением игровых технологий: разработаны сценарии встреч в музыкально-театральных гостиных «Наши любимые игрушки», «Приключение в зимнем лесу», «Вместе сочиняем сказку»; досуги: «Книжка – малышкам», «В гости к нам пришли Матрешки», «Мамочка любимая моя», «Весенняя капель». Таким образом, эффективность использования игровых технологий во взаимодействии с родителями подтверждается показателями успешной адаптации и дальнейшей социализации детей, посещающих группу кратковременного пребывания.