Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе. Возникающая гипокинезия
неблагоприятно сказывается на умственной работоспособности школьников и на
функциональном состоянии школьно-значимых функциях.
Рационально организованная двигательная активность в образовательном процессе позволяет:
- снять перенапряжение и переутомление,
- повышает работоспособность,
- способствует сохранению здоровья учащихся,
- создаёт условия для повышения учебной мотивации.
Двигательная активность является важнейшим элементом здоровьесберегающих технологий в обучении.
С этой целью в гимназии проводятся:Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе. Возникающая гипокинезия
неблагоприятно сказывается на умственной работоспособности школьников и на
функциональном состоянии школьно-значимых функциях.
Рационально организованная двигательная активность в образовательном процессе позволяет:
- снять перенапряжение и переутомление,
- повышает работоспособность,
- способствует сохранению здоровья учащихся,
- создаёт условия для повышения учебной мотивации.
Двигательная активность является важнейшим элементом здоровьесберегающих технологий в обучении.
С этой целью в гимназии проводятся:
Организация двигательной активности детей, содействующей
Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая
очень часто подавляется в процессе обучения в школе. Возникающая гипокинезия
неблагоприятно сказывается на умственной работоспособности школьников и на
функциональном состоянии школьнозначимых функциях.
Рационально организованная двигательная активность в образовательном процессе
позволяет:
снять перенапряжение и переутомление,
повышает работоспособность,
способствует сохранению здоровья учащихся,
создаёт условия для повышения учебной мотивации.
Двигательная активность является важнейшим элементом здоровьесберегающих
технологий в обучении.
С этой целью в гимназии проводятся:
утренняя общешкольная зарядка, которая проходит не менее 5 минут до уроков в
начальных классах с музыкальным сопровождением;
физкультурные паузы, которые являются неотъемлемой частью урока. Физкультурные
паузы определяются возрастом учащихся и видом учебной деятельности на уроке (письмо,
чтение, использование компьютера ит.д.);
отказ от полного освобождения обучающихся от уроков физической культуры после
острых респираторных заболеваний. Каждый выздоравливающий, когда нет клинических
признаков болезни, но нет и полного восстановления прежнего состояния организма,
осматривается медицинским работником школы с целью индивидуализации физических
нагрузок на уроках физической культуры;
чёткое разграничение физических нагрузок в зависимости от принадлежности данного
ребёнка к той или иной физкультурной группе;
проведение динамических перемен для учащихся начальной школы с применением
физкультурного инвентаря (скакалки, мягкие мячи ит.д.);
дифференцированный подход к обучающимся с учётом их физического развития и
психофизиологических особенностей, что обеспечивает улучшение индивидуальных
показателей физической подготовленности, развитие ситуации успешности, формирование
у учащихся позитивного отношения к урокам физической культуры;
активизация игровой деятельности учащихся в группе продлённого дня во время
прогулок на открытом воздухе.
Хотелось бы уделить особое внимание на проведение утренней гимнастики. Она
является одним из основных направлений физкультурнооздоровительной работы в школе.
С целью повышения интереса детей к утренней гимнастики, считаю необходимым не
только проведение бесед со стороны учителей физической культуры и медицинского
работника о значении зарядки, но и организацию соревнований между классами: «Лучший
класс на зарядке».
Условия его таковы: гимнастику проводит физорг класса или ответственные за зарядку (в
каждом классе должно бать по 2 ответственных).За её ходом наблюдают организаторы внеклассной работы, учителя физической культуры и
члены совета физической культуры. Они следят за чёткостью и правильностью выполнения
упражнений, за их разнообразием.
Победители определяются по следующим критериям:
1. Количество присутствующих.
2. Правильность выполнения упражнений.
3. Дисциплина.
4. Творчество обучающихся.
Среди обучающихся 911 классов можно провести дополнительный конкурс на лучшее
составление комплекса зарядки с подбором музыкального сопровождения.
А теперь вернёмся к физкультурной паузе. Великий русский педагог К.Д.Ушинский
писал: «Не трудно, кажется, заставить детей в такт встать и сесть, обернуться туда и
назад, поднять руки и опустить их, выйти изза скамей и в порядке опять усесться на них
стройно, ловко, без шума и толкотни. Но, если хотя бы эти простые приёмы применялись в
наших школах, то помогли бы разрушить ту тяжёлую, усыпляющую атмосферу, которая по
большей части царствует в них, и много способствовали бы не только сохранению здоровья
детей, но свежести их жизни и учения. Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит
Вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если Вы сумели
ими воспользоваться дадут Вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
Доказано наукой и подтверждено практикой, что длительность активного внимания у детей
намного меньше, чем у взрослых. Чем младше ребёнок, тем быстрее расходуется энергия
его головного мозга и, следовательно, скорее наступает утомление. Вот почему дети не
любят долго концентрировать своё внимание на чемто определённом, это их быстро
утомляет. Так, устойчивость активного внимания у 710 летних детей равна 2025 мин, у
1012 летних 2530 мин, у 1215 летних3035 мин, у 1518летних 3545 мин.
Естественно, что школьники, утомившись на уроке, плохо усваивают материал. Но беда не
только в этом: устав, они принимают неправильную рабочую позу – сутулятся,
наваливаются на парту и т.п. Таким образом, появляются практически неизлечимые
дефекты осанки. Утомлённый ребёнок чаще отвлекается, внимание его рассеяно, он
нарушает дисциплину, мешает своим товарищам и учителю. Привести его вновь в рабочее
состояние могут только определённые отвлекающие меры. И самой действенной из них
является физкультурные паузы.