Актуальность обращения к теме продуктивного использования массовых спортивно-оздоровительных мероприятий в школах г. Нижнекамска обусловлена осознанием негативных последствий влияния современного этапа экономического развития Нижнекамского муниципального района на здоровье подрастающего поколения. Соседство промышленно-сырьевой базы химической промышленности с жилым сектором приводит к ухудшению экологической ситуации в городе, снижая показатели здоровья проживающих там людей, в том числе детей - подростков. Возникает противоречие между низким уровнем физической подготовленности школьников и требованием общества к развитию у детей способности плодотворно работать, занимая акАктуальность обращения к теме продуктивного использования массовых спортивно-оздоровительных мероприятий в школах г. Нижнекамска обусловлена осознанием негативных последствий влияния современного этапа экономического развития Нижнекамского муниципального района на здоровье подрастающего поколения. Соседство промышленно-сырьевой базы химической промышленности с жилым сектором приводит к ухудшению экологической ситуации в городе, снижая показатели здоровья проживающих там людей, в том числе детей - подростков. Возникает противоречие между низким уровнем физической подготовленности школьников и требованием общества к развитию у детей способности плодотворно работать, занимая ак
РЕФЕРАТ
Тема: Организация и проведение малых Юношеских игр
в общеобразовательном учреждении
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАЛЫХ ЮНОШЕСКИХ ИГР
Стр.В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...............................................6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….11
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
2Актуальность обращения к теме продуктивного использования массовых
спортивнооздоровительных мероприятий в школах г. Нижнекамска
обусловлена осознанием негативных последствий влияния современного этапа
Нижнекамского муниципального района на
экономического развития
здоровье подрастающего поколения. Соседство промышленносырьевой базы
химической промышленности с жилым сектором приводит к ухудшению
экологической ситуации в городе, снижая показатели здоровья проживающих
там людей, в том числе детей подростков. Возникает противоречие между
низким уровнем физической подготовленности школьников и требованием
общества к развитию у детей способности плодотворно работать, занимая
активную социальную позицию, что, безусловно, требует хорошего здоровья,
физической подготовленности и проявления волевых качеств.
В Федеральной программе развития образования на 20002010 гг. в
качестве одной из ведущих выделяется задача формирования у школьников
направленности на ценности здоровья и здорового образа жизни.
Наибольшую актуальность проблема приобретает в связи со снижением их
двигательной активности, незанятостью подростков во внеурочное время,
злоупотреблением спиртными напитками, курением и, как следствие этого,
увеличением количества правонарушений и других негативных явлений.
Результаты призывных комиссий показывают, что лишь одна треть юношей
имеет нормальное физическое развитие, годны к воинской службе. Всё это не
может не тревожить учителя физической культуры.
На мой взгляд, большими возможностями повысить двигательную
активность и укрепить здоровье школьников обладает такая форма
организации, как соревнования внутриклассные и внутришкольные с участием
всех школьников.
В соревнованиях проверяется качество учебнотренировочного процесса,
выявляются его недостатки, подводятся итоги работы за определенный
период времени, определяются лучшие спортсмены, лучшие команды и
3классные коллективы. Повышается интерес к занятиям физической культурой
и спортом.
Массовые спортивнооздоровительные мероприятия в средней
общеобразовательной школе представляют собой продукт и результат
призванный
специально организованного педагогического процесса,
скомпенсировать дефицит двигательной активности школьников и
направленный на формирование здорового, физически совершенного,
социально активного и нравственно состоятельного подрастающего
поколения. Они помогают человеку раскрыть свои внутренние резервы,
природный потенциал и возможности, о которых мы не догадываемся.
Вложенные в физическое воспитание средства могут возвращаться
бумерангом в виде незаметных глазу вещей, например, повышением уровня
здоровья и работоспособности учащихся.
Вышеизложенное положение обусловило выбор темы исследования,
проблема которой может быть сформулирована следующим образом: какова
структура и особенности использования педагогических условий и
методических приемов, позволяющих реализовать здоровьесберегающий,
здоровьеразвивающий потенциал спортивнооздоровительных мероприятий в
школах.
Цель работы.
Укрепление здоровья подрастающего поколения и
привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и
спортом.
Задачи работы:
1.
2.
позитивных жизненных
Пропаганда здорового образа жизни, формирование
установок подрастающего поколения,
нравственное и патриотическое воспитание.
Развитие массового физкультурноспортивного
движения школьников.
43.
Дальнейшее совершенствование спортивномассовой
и оздоровительной работы с детьми во внеурочное время.
Объект исследования.
Процесс воспитания и формирования
потребности к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Предмет исследования. Методика организации внеурочной деятельности
на основе малых Юношеских игр.
Научная и практическая ценность. Разработанная организация и
методика проведения малых Юношеских игр позволяют
Данная разработанная методика может быть использована студентами,
проходящими педагогическую практику в школе, а так же учителями
физической культуры
5ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАЛЫХ ЮНОШЕСКИХ ИГР
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Внеклассная и спортивнооздоровительная работа в школе играет очень
важную роль в процессе становления физически развитого и ведущего
здоровый образ жизни человека. Ученые утверждают, что личностью не
рождаются, а становятся. Наше общество многое делает для того, чтобы дети
получили всестороннее развитие: умственное, духовное, этическое,
эстетическое, нравственное и, конечно же, физическое. На уроках физической
культуры невозможно реализовать все задачи по физическому развитию
личности и здесь на помощь приходит внеклассная и оздоровительная работа.
Среди большого многообразия средств физического воспитания и
методов организации внеурочной деятельности учащихся состязаниям
соревнованиям принадлежит особое место. Спортивные соревнования –
яркий эмоциональный праздник. Их значение выходит далеко за рамки тех
представлений, с которыми мы обычно подходим к оценке средств
физического воспитания.
В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для
формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными
командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое
поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать
задачи коллектива как свои собственные, мобилизовать деятельность других в
6интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные
нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство
долга, гордость за успехи команды, школы.
С целью занятости учащихся, повышения двигательной активности,
укрепления здоровья в школе организованы и проводятся малые Юношеские
игры согласно разработанному положению. В положении указаны цель,
задачи, сроки и место проведения, программа соревнований, критерий
определения победителей и формы награждения. Составляется календарь
соревнований на весь учебный год. Проведение их в определённой
последовательности позволяет на разных этапах контролировать качество и
результаты учебновоспитательного процесса. В тоже время соревнования
представляют собой мощное средство привлечения учащихся к
систематическим занятиям спортом и носят массовый характер.
В программу малых Юношеских игр входят командные соревнования по
таким видам спорта как лёгкая атлетика, гимнастика, лыжные гонки и
спортивные и подвижные игры. Игры проводятся в два этапа:
внутриклассный этап и внутришкольный этап (Приложение 1). В программу
по лёгкой атлетике входят соревнования по бегу: на 60 метров, 500 метров,
1000 метров. В программу по гимнастике входят соревнования по силовой
подготовке. В программу спортивных и подвижных игр входят подвижные
игры «Перестрелка», «Пионербол» и спортивные игры баскетбол и волейбол.
В программу лыжных гонок входят соревнования на дистанции 2 км
свободным стилем.
комплектование
Проведению юношеских игр предшествует
и подготовка класскоманды в 511 классах.
Комплектование начинается в классе, в неё входят учащиеся, отнесённые к
основной и подготовительным группам здоровья. Выступления класскоманд
позволяет отслеживать их уровень физической подготовленности и отбирать
команды учащихся для участия в городской Спартакиаде школьников.
Удачному выступлению класскоманды способствует совместная подготовка
7учащихся класса, классного руководителя, учителя физической культуры,
родителей с привлечением учреждений дополнительного образования. Ярким
примером являются учащиеся 7Г класса, чья класскоманда по итогам малых
Юношеских игр сезона 20092010 гг. стала лучшей класскомандой не только
школы №10 и Нижнекамского муниципального района, но и Республики
Татарстан. Только благодаря совместной деятельности учащихся, классного
руководителя, учителя физической культуры, родителей и учреждения
дополнительного образования ФОК «Батыр» эта команда смогла достойно
представить республику на XII Всероссийском фестивале школьников
«Президентские состязания». Преимущество юношеских игр в том, что они
помогают учащимся, стоящим на внутришкольном контроле, уйти от пустой
траты свободного времени и реализовать себя через спорт. Статистика нашей
школы говорит сама за себя: за последние 3 года увеличился средний
показатель участников в класскомандах до 22 участников, снизилось
количество учащихся, стоящих на внутришкольном учёте по нарушению
дисциплины и порядка в школе.
Главным организатором и руководителем спортивных соревнований,
ответственным за их проведение и достигнутые результаты, является
спортивная детская организация «Олимпионики» во главе с учителем
физической культуры. «Олимпионики» это высший руководящий орган
малых Юношеских игр. В эту организацию входят председатели школьных
ассоциаций по баскетболу, лыжным гонкам, волейболу, капитаны класс
командд, лучшие спортсмены школы, которые не только координируют и
проводят малые Юношеские игры, но и принимают участие в судействе.
Только хорошо зарекомендовавшие себя и проявившие интерес к
приглашаются в качестве судей на
судейству «олимпионики»,
внутришкольные соревнования. Подготовка судей начинается ещё на уроках
физкультуры в процессе изучения программного материала, где идёт
ознакомление с основами техники, с правилами соревнований (Приложение 2).
8«Олимпионики», как и судьи на Олимпийских играх, на открытии малых
Юношеских игр произносят клятву судить честно и справедливо.
Малые Юношеские игры являются не только составной частью
но и обогащают
внеклассной спортивномассовой работы,
заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий
физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том, что
правильно организованные соревнования в рамках Игр способствуют
укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической
подготовленности. Организация и проведение малых Юношеских игр с
привлечением класскоманд показывает, что систематическая работа с
командой даёт результаты. Самый обыкновенный класс может при
регулярных занятиях в спортивных школьных кружках и секциях, с
привлечением учреждения дополнительного образования и сотрудничеству
учителей добиться самых ярких побед.
учащихся,
родителей,
Соревновательная деятельность в нашей школе – это двигатель массовой
физической культуры.
9ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря пропаганде спорта и спортивному движению, учащиеся
достойно представляют свою школу на городских соревнованиях в зачёт
Спартакиады школьников, занимая призовые места в таких видах как
волейбол, лыжные гонки, лёгкая атлетика. По постановке спортивномассовой
работы и итогам городской Спартакиады школьников второй год подряд
школа занимает призовые места. Учащиеся активно участвуют в
республиканских и всероссийских олимпиадах школьников, соревнованиях и
фестивалях. Благодаря дополнительным занятиям во внеурочное время в
физкультурнооздоровительном комплексе «Батыр» команда 7Г класса
смогла достойно представить Республику Татарстан на Всероссийском
Фестивале школьников и показать, что массовое физкультурное движение в
школе и городе стремительно развивается и заставляет сегодняшних
школьников заботиться о своём здоровье и заниматься спортом.
10Итак, в заключение следует отметить, что в школьных спортивных
соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в
целом. Кроме того, они – действенный стимул систематических занятий
спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта.
Школьные спортивные соревнования используются для подготовки к
последующим, более ответственным, соревнованиям, отбора, выявления
спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества
пропаганды идей
учебнотренировочной и воспитательной работы,
физического воспитания и спорта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании: учеб. пособие для студентов, аспирантов и
преподавателей вузов физической культуры / Б.А. Ашмарин. – М.:
Физкультура и спорт, 2004. – 360 с.
2. Бальсевич А.К. Физическая активность человека / А.К. Бальсевич. – М.:
Академия, 2002. – 148 с.
3. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.:
Академия, 2000. 160с.
4. Коротков И.М. Подвижные игры / Коротков И.М., Былеева Л.В.,
Климкова Р.В., Кузьмичёва Е.В. и др. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. –
229с.
115. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев.
М.: Академия, 2002. – 326 с.
6. Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников /
Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. – М.: Просвещение, 1989. – 220с.
7. Минский Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня М.:
Просвещение, 2006. – 192с.
Приложение 1
Примерный план учебной подготовки капитанов класскоманд
1. Физическая культура и спорт России (1 час).
2. Организация внеклассной работы по физической культуре и спорту:
выборы актива и распределение обязанностей, составление плана
работы, подготовка класскоманды к участию в малых Юношеских
играх, оформление документации к соревнованиям, подведение итогов
(2 часа).
123. Основные формы физкультурномассовой и спортивной работы в
классе (1 час).
4. Характеристика различных соревнований. Организация и проведение
соревнований. Особенности организации соревнований (1 час).
5. Правила соревнований и техника судейства (2 часа).
6. Зачётное занятие.
Примерный план подготовки для юных судей по баскетболу
1. Баскетбол в России (1час).
2. Классификация соревнований по баскетболу, их характер (1 час).
3. Программа соревнований, правила соревнований и система их
проведения (1 час).
4. Техника и методика судейства (3 часа).
5. Подготовка мест соревнований и спортивного инвентаря (1 час).
6. Зачетное занятие по судейству (1 час).
Проводятся в форме практической работы в должности судьи и
секретаря. При этом оценивается знание правил соревнований и умение их
применять в соответствующих ситуациях.
Приложение 2
Структура малых Юношеских игр
Соревнования проходят в два этапа:
1. Этап внутриклассные соревнования.
2. Этап внутришкольные соревнования.
Участвуют
все учащиеся школы, отнесённые к основной
и
13подготовительной группам здоровья.
В программу малых Юношеских игр входят обязательные виды
соревнований из разделов школьной программы:
1. Легкая атлетика
2. Гимнастика
3. Лыжная подготовка
4. Спортивные и подвижные игры
Результаты этих соревнований оцениваем по нормативам школьной
программы, за выполнение которых участники получают баллы 3,4,5,6.
Участник, принявший участие, но не выполнивший учебный норматив,
получает 1 балл, за неучастие в соревнованиях без уважительной причины
ученик получает минус 1 балл.
Итоги соревнований подводятся по трем возрастным группам: 5–6
классам, 7–8 классам и 9–11 классам. В зачёт берутся 70% результатов от
общего числа в классе мальчиков и девочек.
В конце учебного года определяются лучшие класскоманды в каждой
возрастной группе, а также лучший спортивный класс по наименьшей сумме
мест, занятых по итогам малых Юношеских игр.
Приложение 3
14Класс
команда
Лёгкая атлетика
Бег на
60 м
Бег на
500 м
Бег на
1000 м
Силовая
подготовка
Лыжные
гонки
Баскетбол
Волейбол
Подвижные игры
Пионер
бол
Перестре
лка
Встречная
эстафета
5А
5Б
5В
6А
6Б
6В
6Г
6Д
7А
7Б
7В
7Г
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
158А
8Б
8В
8Г
9А
9Б
9В
10А
10Б
11А
11Б
11В
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Программа малых Юношеских игр
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
16