Организация и проведение малых Юношеских игр в общеобразовательном учреждении

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность обращения к теме продуктивного использования массовых спортивно-оздоровительных мероприятий в школах г. Нижнекамска обусловлена осознанием негативных последствий влияния современного этапа экономического развития Нижнекамского муниципального района на здоровье подрастающего поколения. Соседство промышленно-сырьевой базы химической промышленности с жилым сектором приводит к ухудшению экологической ситуации в городе, снижая показатели здоровья проживающих там людей, в том числе детей - подростков. Возникает противоречие между низким уровнем физической подготовленности школьников и требованием общества к развитию у детей способности плодотворно работать, занимая акАктуальность обращения к теме продуктивного использования массовых спортивно-оздоровительных мероприятий в школах г. Нижнекамска обусловлена осознанием негативных последствий влияния современного этапа экономического развития Нижнекамского муниципального района на здоровье подрастающего поколения. Соседство промышленно-сырьевой базы химической промышленности с жилым сектором приводит к ухудшению экологической ситуации в городе, снижая показатели здоровья проживающих там людей, в том числе детей - подростков. Возникает противоречие между низким уровнем физической подготовленности школьников и требованием общества к развитию у детей способности плодотворно работать, занимая ак
Иконка файла материала malye_yunosheskie_igry_v_shkole.doc
РЕФЕРАТ Тема: Организация и проведение малых Юношеских игр в общеобразовательном учреждении                    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАЛЫХ ЮНОШЕСКИХ ИГР Стр.В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...............................................6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….11 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….12 ВВЕДЕНИЕ 2Актуальность  обращения к теме продуктивного использования массовых спортивно­оздоровительных   мероприятий   в   школах   г.   Нижнекамска обусловлена осознанием негативных последствий влияния современного этапа   Нижнекамского   муниципального   района   на экономического   развития   здоровье подрастающего поколения. Соседство промышленно­сырьевой базы химической   промышленности   с   жилым   сектором   приводит   к   ухудшению экологической ситуации в городе, снижая показатели здоровья проживающих там людей, в том числе  детей ­ подростков. Возникает противоречие между низким   уровнем   физической   подготовленности   школьников   и   требованием общества   к   развитию   у   детей   способности   плодотворно   работать,  занимая активную социальную позицию, что, безусловно, требует хорошего здоровья, физической подготовленности и проявления волевых качеств. В   Федеральной   программе   развития   образования   на   2000­2010   гг.   в качестве одной из ведущих выделяется задача формирования у школьников направленности на ценности здоровья и здорового образа жизни. Наибольшую актуальность проблема приобретает в связи со снижением их двигательной   активности,   незанятостью   подростков   во   внеурочное   время, злоупотреблением спиртными напитками, курением и, как следствие этого, увеличением количества правонарушений и других негативных явлений. Результаты призывных комиссий показывают, что лишь одна треть юношей имеет нормальное физическое развитие, годны к воинской службе. Всё это не может не тревожить учителя физической культуры. На   мой   взгляд,   большими   возможностями   повысить   двигательную активность   и   укрепить   здоровье   школьников   обладает   такая   форма организации, как соревнования внутриклассные и внутришкольные с участием всех школьников. В соревнованиях проверяется качество учебно­тренировочного процесса, выявляются   его   недостатки,   подводятся   итоги   работы   за   определенный период   времени,   определяются   лучшие   спортсмены,   лучшие   команды   и 3классные коллективы. Повышается интерес к занятиям физической культурой и спортом.  Массовые   спортивно­оздоровительные   мероприятия   в   средней общеобразовательной   школе   представляют   собой   продукт   и   результат   призванный специально   организованного   педагогического   процесса, скомпенсировать   дефицит   двигательной   активности   школьников   и направленный   на   формирование   здорового,   физически   совершенного, социально   активного   и   нравственно   состоятельного   подрастающего поколения.  Они   помогают   человеку     раскрыть   свои   внутренние   резервы, природный потенциал и возможности, о которых мы не догадываемся. Вложенные   в   физическое   воспитание   средства   могут   возвращаться бумерангом в виде незаметных глазу вещей, например, повышением уровня здоровья и работоспособности учащихся. Вышеизложенное   положение   обусловило   выбор   темы   исследования, проблема которой может быть сформулирована следующим образом: какова структура   и   особенности   использования   педагогических   условий   и методических   приемов,   позволяющих   реализовать   здоровье­сберегающий, здоровье­развивающий потенциал спортивно­оздоровительных мероприятий в школах.  Цель   работы.    Укрепление   здоровья   подрастающего   поколения   и привлечение   учащихся   к   регулярным   занятиям   физической   культурой   и спортом. Задачи работы: 1. 2. позитивных   жизненных   Пропаганда   здорового   образа   жизни,   формирование   установок   подрастающего   поколения, нравственное и патриотическое воспитание. Развитие   массового   физкультурно­спортивного движения школьников. 43. Дальнейшее   совершенствование   спортивно­массовой и оздоровительной работы с детьми во внеурочное время. Объект   исследования.    Процесс   воспитания   и   формирования потребности к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Предмет исследования. Методика организации внеурочной деятельности на основе малых Юношеских игр. Научная   и   практическая   ценность.  Разработанная   организация   и методика проведения малых Юношеских игр позволяют  Данная   разработанная   методика   может   быть   использована   студентами, проходящими   педагогическую   практику   в   школе,   а   так   же   учителями физической культуры   5ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАЛЫХ ЮНОШЕСКИХ ИГР  В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Внеклассная и спортивно­оздоровительная работа в школе играет очень важную   роль   в   процессе   становления   физически   развитого   и   ведущего здоровый   образ   жизни   человека.   Ученые   утверждают,   что   личностью   не рождаются, а становятся. Наше общество многое делает для того, чтобы дети получили   всестороннее   развитие:   умственное,   духовное,   этическое, эстетическое, нравственное и, конечно же, физическое. На уроках физической культуры   невозможно   реализовать   все   задачи   по   физическому   развитию личности и здесь на помощь приходит внеклассная и оздоровительная работа. Среди   большого   многообразия   средств  физического воспитания и методов   организации   внеурочной   деятельности   учащихся   состязаниям­ соревнованиям   принадлежит   особое   место.  Спортивные  соревнования  – яркий эмоциональный праздник. Их значение выходит далеко за рамки тех представлений,   с   которыми   мы   обычно   подходим  к   оценке   средств физического воспитания.  В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования   норм   коллективного   поведения.   Овладевая   различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовать деятельность других в 6интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные   качества,   как   ответственность   перед   коллективом,   чувство долга, гордость за успехи команды, школы. С   целью     занятости   учащихся,   повышения   двигательной   активности, укрепления здоровья в школе организованы и проводятся малые Юношеские игры   согласно   разработанному   положению.   В   положении   указаны   цель, задачи,   сроки   и   место   проведения,   программа   соревнований,   критерий определения победителей   и формы награждения. Составляется  календарь соревнований   на   весь   учебный   год.   Проведение   их   в   определённой последовательности позволяет на разных этапах контролировать качество и результаты   учебно­воспитательного   процесса.   В   тоже   время   соревнования представляют   собой   мощное   средство   привлечения   учащихся   к систематическим занятиям спортом и носят массовый характер.  В программу малых  Юношеских игр входят командные соревнования по таким   видам   спорта   как   лёгкая   атлетика,   гимнастика,   лыжные   гонки   и спортивные   и   подвижные   игры.   Игры   проводятся   в   два   этапа: внутриклассный этап и внутришкольный этап (Приложение 1). В программу по лёгкой атлетике входят  соревнования по бегу: на 60 метров, 500 метров, 1000 метров. В программу по гимнастике входят соревнования по силовой подготовке. В программу спортивных и подвижных игр входят подвижные игры «Перестрелка», «Пионербол» и спортивные игры баскетбол и волейбол. В   программу   лыжных   гонок   входят   соревнования   на   дистанции   2   км свободным   стилем. комплектование     Проведению   юношеских   игр   предшествует   и   подготовка   класс­команды   в   5­11   классах. Комплектование начинается в классе,  в неё входят учащиеся, отнесённые к основной и подготовительным группам здоровья. Выступления класс­команд позволяет отслеживать их уровень физической подготовленности и отбирать команды   учащихся   для   участия   в   городской   Спартакиаде   школьников. Удачному выступлению класс­команды способствует совместная подготовка 7учащихся   класса,   классного   руководителя,   учителя   физической   культуры, родителей с привлечением учреждений дополнительного образования.  Ярким примером являются учащиеся 7Г класса, чья класс­команда по итогам малых Юношеских игр сезона 2009­2010 гг. стала лучшей класс­командой не только школы   №10   и   Нижнекамского   муниципального   района,   но   и   Республики Татарстан.  Только благодаря совместной деятельности учащихся, классного руководителя,   учителя   физической   культуры,   родителей   и   учреждения дополнительного образования ФОК «Батыр»   эта команда смогла достойно представить   республику   на  XII  Всероссийском     фестивале   школьников «Президентские состязания». Преимущество юношеских игр в том, что они помогают учащимся, стоящим на внутришкольном контроле, уйти от пустой траты свободного времени и реализовать себя через спорт.  Статистика нашей школы   говорит   сама   за   себя:   за   последние   3   года   увеличился   средний показатель     участников   в   класс­командах   до   22   участников,   снизилось количество   учащихся,   стоящих   на   внутришкольном   учёте   по   нарушению дисциплины и порядка в школе. Главным   организатором   и   руководителем   спортивных   соревнований, ответственным   за   их   проведение   и   достигнутые   результаты,   является спортивная   детская   организация   «Олимпионики»   во   главе   с   учителем физической   культуры.   «Олимпионики»   ­   это   высший   руководящий   орган малых Юношеских игр. В эту организацию входят председатели школьных ассоциаций   по   баскетболу,   лыжным   гонкам,   волейболу,   капитаны   класс­ командд, лучшие спортсмены школы,   которые не только координируют и проводят малые Юношеские игры, но и принимают участие в судействе.  Только   хорошо   зарекомендовавшие   себя   и   проявившие   интерес   к   приглашаются   в   качестве   судей   на судейству   «олимпионики», внутришкольные соревнования. Подготовка судей начинается ещё на уроках физкультуры   в   процессе   изучения   программного   материала,   где   идёт ознакомление с основами техники, с правилами соревнований (Приложение 2). 8«Олимпионики», как и судьи на Олимпийских играх,   на открытии малых Юношеских игр произносят клятву судить честно и справедливо.   Малые   Юношеские   игры   являются   не   только   составной   частью   но   и   обогащают внеклассной   спортивно­массовой   работы, заинтересованностью   учащихся   в   необходимости   систематических   занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том, что правильно   организованные   соревнования   в   рамках   Игр   способствуют укреплению   здоровья   учащихся,   их   физическому   развитию   и   физической подготовленности.   Организация   и   проведение   малых   Юношеских   игр   с привлечением   класс­команд   показывает,   что   систематическая   работа   с командой   даёт   результаты.   Самый   обыкновенный   класс   может   при регулярных   занятиях   в   спортивных   школьных   кружках   и   секциях,   с привлечением   учреждения   дополнительного   образования   и   сотрудничеству   учителей   добиться   самых   ярких   побед. учащихся,   родителей, Соревновательная   деятельность   в   нашей   школе   –   это   двигатель   массовой физической культуры. 9ЗАКЛЮЧЕНИЕ Благодаря   пропаганде   спорта   и   спортивному   движению,   учащиеся достойно   представляют   свою   школу   на   городских   соревнованиях   в   зачёт Спартакиады   школьников,   занимая   призовые   места   в   таких   видах   как волейбол, лыжные гонки, лёгкая атлетика. По постановке спортивно­массовой работы   и   итогам   городской   Спартакиады   школьников   второй   год   подряд школа   занимает   призовые   места.   Учащиеся   активно   участвуют   в республиканских и всероссийских олимпиадах школьников, соревнованиях и фестивалях.   Благодаря   дополнительным   занятиям   во   внеурочное   время   в физкультурно­оздоровительном   комплексе   «Батыр»   команда   7Г   класса смогла   достойно   представить   Республику   Татарстан   на   Всероссийском Фестивале школьников и показать, что  массовое физкультурное движение в школе   и   городе   стремительно   развивается   и   заставляет   сегодняшних школьников заботиться о своём здоровье и заниматься спортом. 10Итак,   в   заключение   следует   отметить,   что   в   школьных   спортивных соревнованиях   решаются   те   же   задачи,   что   и   в   физическом   воспитании   в целом.   Кроме   того,   они   –   действенный   стимул   систематических   занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта. Школьные   спортивные   соревнования   используются   для   подготовки   к последующим,   более   ответственным,   соревнованиям,   отбора,   выявления спортивных   данных   и   спортивной   подготовленности,   проверки   качества   пропаганды   идей учебно­тренировочной   и   воспитательной   работы, физического воспитания и спорта. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ашмарин   Б.А.   Теория   и   методика   педагогических   исследований   в физическом   воспитании:   учеб.   пособие   для   студентов,   аспирантов   и преподавателей   вузов   физической   культуры   /   Б.А.   Ашмарин.   –   М.: Физкультура и спорт, 2004. – 360 с. 2. Бальсевич А.К. Физическая активность человека / А.К. Бальсевич. – М.: Академия, 2002. – 148 с. 3. Жуков   М.Н.   Подвижные   игры:   Учеб.   для   студ.   пед.   вузов.   –   М.: Академия, 2000. ­ 160с.  4. Коротков   И.М.   Подвижные   игры   /   Коротков   И.М.,   Былеева   Л.В., Климкова Р.В., Кузьмичёва Е.В. и др. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 229с. 115. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. ­ М.: Академия, 2002. – 326 с. 6. Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. – М.: Просвещение, 1989. – 220с. 7. Минский   Е.М.   Игры   и   развлечения   в   группе   продлённого   дня   ­   М.: Просвещение, 2006. – 192с. Приложение 1  Примерный план учебной подготовки капитанов класс­команд 1. Физическая культура и спорт России (1 час). 2. Организация   внеклассной   работы   по   физической   культуре   и   спорту: выборы   актива   и   распределение   обязанностей,   составление   плана работы,   подготовка   класс­команды   к   участию   в   малых   Юношеских играх, оформление документации к соревнованиям, подведение итогов (2 часа). 123. Основные   формы   физкультурно­массовой   и   спортивной     работы   в классе     (1 час). 4. Характеристика   различных   соревнований.   Организация   и   проведение соревнований. Особенности организации соревнований (1 час). 5. Правила соревнований и техника судейства (2 часа). 6. Зачётное занятие. Примерный план подготовки для юных судей по баскетболу 1. Баскетбол в России (1час). 2. Классификация соревнований по баскетболу, их характер (1 час). 3. Программа   соревнований,   правила   соревнований   и   система   их проведения (1 час). 4. Техника и методика судейства (3 часа). 5. Подготовка мест соревнований и спортивного инвентаря (1 час). 6. Зачетное занятие по судейству (1 час). Проводятся     в   форме   практической   работы     в   должности   судьи   и секретаря. При этом оценивается знание правил соревнований и умение их применять в соответствующих ситуациях. Приложение 2 Структура малых Юношеских игр Соревнования проходят в два этапа: 1. Этап ­ внутриклассные соревнования. 2. Этап ­ внутришкольные соревнования.   Участвуют     все   учащиеся   школы,   отнесённые   к   основной     и 13подготовительной группам  здоровья. В   программу   малых   Юношеских   игр   входят   обязательные   виды соревнований  из разделов школьной программы: 1. Легкая атлетика 2. Гимнастика  3. Лыжная подготовка 4. Спортивные и подвижные игры Результаты   этих   соревнований   оцениваем   по   нормативам   школьной программы,   за   выполнение   которых   участники   получают     баллы   ­   3,4,5,6. Участник,   принявший   участие,   но   не   выполнивший   учебный   норматив, получает 1 балл, за неучастие в соревнованиях без уважительной  причины ученик получает минус 1 балл.  Итоги   соревнований   подводятся   по   трем   возрастным   группам:   5–6 классам,   7–8 классам и 9–11 классам. В зачёт берутся 70% результатов от общего числа в классе мальчиков и девочек. В  конце   учебного  года  определяются   лучшие   класс­команды   в  каждой возрастной группе, а также лучший спортивный класс по наименьшей сумме мест, занятых по итогам малых Юношеских игр.  Приложение 3 14Класс ­команда Лёгкая атлетика Бег на 60 м Бег на 500 м Бег на 1000 м Силовая подготовка Лыжные гонки Баскетбол Волейбол Подвижные игры Пионер бол Перестре лка Встречная эстафета 5А 5Б 5В 6А 6Б 6В 6Г 6Д 7А 7Б 7В 7Г + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 158А 8Б 8В 8Г 9А 9Б 9В 10А 10Б 11А 11Б 11В + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Программа малых  Юношеских игр + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 16