Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Оценка 4.6
Исследовательские работы +3
docx
русский язык
1 кл—4 кл
26.10.2019
Главной задачей современной школы является развитие речи и мышления учащихся. Словарная работа на уроках русского языка позволит учителю заинтересовать школьников значением изучаемых слов, обогатит и расширит их словарный запас, поможет сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.docx
Организация и проведение
словарной работы на уроках
русского языка в начальной
школе.
Главной задачей современной школы является развитие речи и
мышления учащихся.
Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе
использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения,
эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Одним из
показателей умственного и речевого развития учащихся служит богатство его
словарного запаса. Чем богаче словарный запас учащихся, тем красочнее и
содержательнее его устная и письменная речь.
Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл
слова, не понимает его настоящего значения, не научилось свободно
распоряжаться словом, всегда страдает от этого недостатка при
изучении других предметов».
Одной из важнейших задач развития речи является упорядочение
словарной работы, выделение основных направлений и их обоснование,
управление процессами обогащения словаря школьников.
Словарная работа предусматривает четыре направления:
1) Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных
ученикам слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в его
словарном запасе.
2) Уточнение словаря – это словарностилистическая работа, то есть
развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. Такая работа
включает: а) уточнение значений слов путём включения их в контекст,
сопоставление близких по значению слов, противопоставление антонимов;
б) усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических
оборотах;
в) усвоение иносказательных значений слов, многозначности;
г) усвоение синонимики лексической и функциональностилистических
окрасок слова;
3) Активизация словаря, то есть перенесение большего количества слов
из словаря пассивного в словарь активный.
4) Устранение нелитературных слов, перевод из активного словаря в
пассивный словарь. Это слова диалектные, просторечные, жаргонные.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое
значение придается словарноорфографической работе, в процессе которой
дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми
написаниями, данные в специальных списках для каждого класса.
Первоначальные сведения о них дети получают уже в I классе. каждом из
последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и
грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.
Усвоение написания трудных слов требует многократных
систематических упражнений, которые связываются со всеми видами
письменных работ учащихся.
Методологические исследования и практика школьной работы
показывают, что навык написания этих слов, с одной стороны, во многом
зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой —
изучение таких слов и проведение словарноорфографических упражнений
должно способствовать активизации словаря младших школьников.
Каждый ребёнок посвоему понимает смысл, который закреплён за
словом, но дать словесное объяснение он не всегда может. Следовательно,
словарные упражнения не должны быть направлены только на механическое запоминание, необходимо воспитывать умение словесно объяснять смысл
слов.
Языковым материалом для проведения словарноорфографических
упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения,
связные текстыотрывки из художественных произведений.
Наиболее распространенным видом словарноорфографических
упражнений остаются диктанты, которые можно рассматривать и как
обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.
1. Зрительный диктант с предварительным разбором.
Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное
на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его
по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)
2. Картинный диктант:
учитель показывает картинку, дети называют изображенный
предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;
учитель показывает карточкукартинку,
дети называют
изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную
и ставя знак ударения;
учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают
слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют
в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак
ударения.
3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный).
Учитель предлагает детям либо картинки, либо карточкислова, в
которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:
4. Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким
признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово
отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.
5. Диктант по памяти:
записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов
(молоток, лопата, топор);
записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в
безударном слоге гласную букву е.
6. Диктант с комментированием.
Учитель называет слово из «Словаря», а учащиеся подбирают
однокоренные ему слова и записывают их в тетради.
7. Творческий диктант.
Заменить развернутое определение, одним словом.
Четвертый день недели (четверг);
Прием пищи в середине дня (обед);
Плод яблони (яблоко);
Помещение для торговли чемнибудь (магазин).
Проверка выполнения может сопровождаться объяснением
правильности написанных слов, а может осуществляться и с помощью
сигнальных карточек.
Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарно
орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического
характера.
Известно, что слово, наряду с фонемой и предложением, является
основной единицей языка. Поэтому важно, чтобы ученики понимали как
изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это
слово в речи в соответствующем ему значении. Чтобы объяснить значение изучаемого ученикам начальной школы
необходимо показывать сам предмет или его изображение. Например, дети
рассматривают на предметной картинке изображения инструментов (молоток,
топор), называют их, определяют их назначение, объясняют отличительные
признаки этих предметов.
Таким образом, словарная работа на уроках русского языка позволит
учителю заинтересовать школьников значением изучаемых слов, обогатит и
расширит их словарный запас, поможет сформировать осознанный навык
написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной
речи.
Литература
1.
2.
М. Р. Львов «Методика развития речи учащихся», М., 1990г.
В. П. Канакина «Работа над трудными словами в начальных
классах», М., 1991г.
3.
4.
5.
Н. М. Шанский «Краткий этимологический словарь», М, 1971г.
В. П. Канакина «Учусь работать самостоятельно», М., 1996г.
В. М. Кузнецов «Учимся работать со словарными словами»,
Аквариум, 2003г.
6.
Наталия Сычева «Словарные слова», Аст Москва, 2015 г.
Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.