Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
2 кл
15.10.2019
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - это дидактическая игра:
Игра помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Часто применяют игры на уроках математики. Но и уроки русского языка позволяют широко использовать данную технологию.
игры на уроках русского языка.docx
Организация игровой деятельности
на уроках русского языка в начальных классах.
Согласно требованиям ФГОС, задача системы образования сегодня состоит не в передаче
объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод
обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебнопознавательную деятельность.
В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности,
дидактические игры.
Новизна данной работы заключается в том, что здесь подобраны игры, раскрывающие
подходы к созданию условий исследовательской деятельности на уроках русского языка и
требующие не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения
соблюдать правила игры.
Применение дидактических игр вызывает не только интерес к учению, но и повышает
качество самого обучения и прочность полученных знаний.
Цель настоящей работы: создать условия на уроках русского языка для формирования у
обучающихся исследовательских умений (на доступном для определенного возрасте уровне)
Задачи:
подобрать дидактические игры по русскому языку, соответствующих формированию у
обучающихся исследовательских умений.
апробировать дидактические игры на практике
Подобранные игры можно применять не только в начальной школе, но и на уроках в старших
классах.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы,
характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют
следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она
формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде
дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов
закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре
реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого
ребёнка. Самое главное дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает
перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для
детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх
игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например,
могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они
связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия,
направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами
формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми
действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К
выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог
управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и
на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их
внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть
подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды
победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть
успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с
их помощью решаются дидактические задачи.
Дидактические игры на уроках русского языка
Совещание врачей Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с
помощью игровой мотивации.
В царство русского языка пробрались ошибки и заразили корни слов. Учитель раздаёт конверты со
словами, где есть ошибки. Играют 4 ученика. Первый ученик – специалист по корням. Он отмечает
ту область, где могут прятаться ошибки. Второй ученик – специалист по орфограммам:
подчёркивает безударные гласные и сомнительные согласные, спрашивает мнение других врачей.
Третий ученик – специалист по проверочным словам. Он записывает проверочное слово рядом с
«больным». Четвёртый учение – главный врач: исправляет ошибку, пишет слово правильно.
Задание для товарища.
Цель: развитие мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Составить карточку для товарища, в которой нужно к предложенным словам подобрать
проверочные.
В гости к Существительному.
Цель. Закрепление понятия об имени существительном.
Игра проводится в форме путешествия. Поехали в гости на чём? (Идет перечисление
существительных). Что возьмем с собой? А кто такое Существительное? Где живет? Как
выглядит? С кем дружит? Есть ли друзья? (Род, Число, Падеж). Едем в гости и первая остановка у
Чисел. Единственное число живет в домике, где все в единственном экземпляре – одна ложка, одна
вилка и т.д. , оно гостей не любит и обитает в полном одиночестве, а у Множественного числа
много гостей, много угощений (перечисление) и т.д. Путешествие сопровождается
многочисленными остановками, во время которых в игровой форме выясняется суть каждой
категории.
На ошибках учимся
Цель: развитие внимания, закрепление учебного материала через использование игровой мотивации.
Найти и исправить ошибки в предложении, аргументировать свой ответ. Пример такого задания.
«Сова жила в великом замке «Каштаны». Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка
был звонок с кнопкой и колокольчик со шнурком. Под звонком и колокольчиком были прибиты
объявления, написанные Кристофером Робином». Но правильно ли Кристофер Робин написал эти
объявления? Исправьте ошибки, если они есть. 1 команда. Прашу ножать если незапускают. 2
команда. Прошу падергать если ниаткрывают. Шифровальщик.
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетикофонематического восприятия, процессов анализа и
синтеза, понимание смысло различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса
учащихся, развитие логического мышления.
Шифровальщик 1 команды задумывает слово или предложение и шифрует его. 2 команда
отгадывает. Например, раукжк – кружка, аалтрек – тарелка.
Почтальон.
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас,
развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Почтальон раздает командам приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. Клека, марты
ка, решека – зоопарк. Гряки, редика, моркока – огород. Объяснить орфограммы, подбирая
проверочные слова, составить предложения, используя данные слова.
Игра “Аукцион”
Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.
Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать
как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить,
вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.).
Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.
Игра «Мягкая посадка»
Цель: закрепление учебного материала невербальными средствами.
При отработке какойлибо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь
класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например,
изучается тема «Правописание безударных гласных». Учитель бросает мяч и называет слово
«земляной». Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли». Ответивший на вопрос
правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается
исправить положение.
Игра «Я работаю волшебником»
Цель: развитие внимания, устной речи, быстроты мышления. Ребята получают задания: превратить имена существительные в имена прилагательные женского
рода единственного числа.
Стол – столовая
Мебель – мебельная
Диван – диванная
Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители –
волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.
Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное»)
Цель: развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета.
На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы.
Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры». Побеждает та группа, которая
быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы.
Игра «Чистая доска»
Цели: развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных
концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой.
Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения
материала учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена различными
вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать,
готовы ли вы ответить на какойнибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос
стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».
Детективы
Цель: обобщить знания о пунктуационных знаках, развивать наблюдательность, логическое
мышление, аналитические способности.
Необходимо найти пропавший пунктуационный знак. В ход пойдут любые методы сыска: словесный
портрет, экспертиза, опрос свидетелей, анализ и т.д. Лучших детективов поощрить.
Эстафета Цель: развитие внимания, быстроты мышления.
Вместо эстафетной палочки – передача мелка. Включается секундомер и представители рядов
попеременно начинают выписывать слова на доску (1 ряд – существительные 1 склонения, 2 ряд –
существительные 2 склонения, 3 ряд – существительные 3 склонения). Если допущена ошибка, то
ее исправляет следующий участник. В итоге подсчитывается количество и качество выполненного
задания.
Список литературы
Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой, М.1991
Игры. Обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского. М., «Новая школа» 1994
Казанский О.А. Игры в самих себя., М., 1995
Минский Е. М. От игры к знаниям., М., 1982.
Яшина Е. Урок – игра 50 игровых сюжетов. Челябинск, 1993
Приложение
Фрагмент урока русского языка в 1 классе с элементами исследовательской работы
Тема: мягкий знак – показатель мягкости.
Цель: дать понятие о мягком знаке – показателе мягкости.
Этап закрепления нового материала.
Эстафета «Кто быстрее?». На доске записаны слова. Нужно поочередно выходить к доске,
стирая по одному слову, оставив «лишнее».
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Угол нос день
Уголь нёс ел
Мул вез пел
Мороз боб внук
Март огонь дед
Май горох тесто
Задание для оставшихся слов: спрячь мягкий знак в серединку. (уголь – угольки, огонь – огоньки,
день – деньки).
Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.
Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.
Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.
Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.
Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.
Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.
Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.