Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.
Оценка 4.9

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
2 кл
15.10.2019
Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - это дидактическая игра: Игра помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Часто применяют игры на уроках математики. Но и уроки русского языка позволяют широко использовать данную технологию.
игры на уроках русского языка.docx
Организация игровой деятельности  на уроках русского языка в начальных классах. Согласно требованиям ФГОС, задача системы образования сегодня состоит не в передаче  объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно­познавательную деятельность.   В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности,  дидактические игры. Новизна данной работы заключается в том, что здесь подобраны игры, раскрывающие  подходы к созданию условий исследовательской деятельности на уроках русского языка  и  требующие  не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения  соблюдать правила игры.  Применение     дидактических   игр   вызывает   не   только   интерес   к   учению,   но   и   повышает качество самого обучения и прочность полученных знаний.  Цель настоящей работы: создать условия на уроках русского языка для формирования у обучающихся исследовательских умений (на доступном для определенного возрасте уровне) Задачи: ­ подобрать дидактические игры по русскому языку, соответствующих  формированию у обучающихся исследовательских умений. ­ апробировать дидактические игры на практике Подобранные игры можно применять не только в начальной школе, но и на уроках в старших классах. Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы,  характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют  следующие структурные составляющие дидактической игры:  1) дидактическая задача;  2) игровая задача;  3) игровые действия;  4) правила игры; 5) результат (подведение итогов). Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она  формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде  дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов  закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре  реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого  ребёнка. Самое главное дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает  перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для  детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх  игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например,  могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они  связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия,  направленные на выполнение дидактической задачи.  Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами  формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми  действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К  выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог  управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и  на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их  внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть  подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды­ победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть  успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с  их помощью решаются дидактические задачи.  Дидактические игры на уроках русского языка Совещание врачей Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с  помощью игровой мотивации. В царство русского языка пробрались ошибки и заразили корни слов. Учитель раздаёт конверты со  словами, где есть ошибки. Играют 4 ученика. Первый ученик – специалист по корням. Он отмечает  ту область, где могут прятаться ошибки. Второй ученик – специалист по орфограммам:  подчёркивает безударные гласные и сомнительные согласные, спрашивает мнение других врачей.  Третий ученик – специалист по проверочным словам. Он записывает проверочное слово рядом с  «больным». Четвёртый учение – главный врач: исправляет ошибку, пишет слово правильно. Задание для товарища.  Цель: развитие мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию. Составить карточку для товарища, в которой нужно к предложенным словам подобрать  проверочные. В гости к Существительному. Цель. Закрепление понятия об имени существительном. Игра проводится в форме путешествия. Поехали в гости на чём? (Идет перечисление  существительных). Что возьмем  с собой?  А кто такое Существительное? Где живет? Как  выглядит? С кем дружит? Есть ли друзья? (Род, Число, Падеж). Едем в гости и первая остановка у  Чисел. Единственное число живет в домике, где все в единственном экземпляре – одна ложка, одна  вилка и т.д. , оно гостей не любит и обитает в полном одиночестве, а у Множественного числа  много гостей, много угощений (перечисление) и т.д. Путешествие сопровождается  многочисленными остановками, во время которых в игровой форме выясняется суть каждой  категории. На ошибках учимся Цель: развитие внимания, закрепление учебного материала через использование игровой мотивации. Найти и исправить ошибки в предложении, аргументировать свой ответ. Пример такого задания.  «Сова жила в великом замке «Каштаны». Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка  был звонок с кнопкой и колокольчик со шнурком. Под звонком и колокольчиком были прибиты  объявления, написанные Кристофером Робином». Но правильно ли Кристофер Робин написал эти  объявления? Исправьте ошибки, если они есть. 1 команда. Прашу ножать если незапускают. 2  команда. Прошу падергать если ниаткрывают. Шифровальщик.  Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико­фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло ­ различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Шифровальщик 1 команды задумывает слово или предложение и шифрует его. 2 команда  отгадывает. Например, раукжк – кружка, аалтрек – тарелка. Почтальон.  Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас,  развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. Почтальон раздает командам приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. Кле­ка, марты­ ка, реше­ка – зоопарк. Гря­ки, реди­ка, морко­ка – огород. Объяснить орфограммы, подбирая  проверочные слова, составить предложения, используя данные слова. Игра “Аукцион” Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола. Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать  как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить,  вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.).  Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время. Игра «Мягкая посадка» Цель: закрепление учебного материала невербальными средствами. При отработке какой­либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь  класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например,  изучается тема «Правописание безударных гласных». Учитель бросает мяч и называет слово  «земляной». Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли». Ответивший на вопрос  правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается  исправить положение. Игра «Я работаю волшебником» Цель: развитие внимания, устной речи, быстроты мышления. Ребята получают задания: превратить имена существительные в имена прилагательные женского  рода единственного числа. Стол – столовая Мебель – мебельная Диван – диванная Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители –  волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок. Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное») Цель: развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию. Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета. На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы.  Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры». Побеждает та группа, которая  быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы. Игра «Чистая доска» Цели: развитие внимания, устной речи, быстроты мышления. Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных  концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой.  Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения  материала учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена различными  вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать,  готовы ли вы ответить на какой­нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос  стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой». Детективы Цель: обобщить знания о пунктуационных знаках, развивать наблюдательность, логическое  мышление, аналитические способности. Необходимо найти пропавший пунктуационный знак. В ход пойдут любые методы сыска: словесный портрет, экспертиза, опрос свидетелей, анализ и т.д. Лучших детективов поощрить. Эстафета Цель: развитие внимания, быстроты мышления. Вместо эстафетной палочки – передача мелка. Включается секундомер и представители рядов  попеременно начинают выписывать слова на доску (1 ряд – существительные 1 склонения, 2 ряд –  существительные 2 склонения, 3 ряд – существительные 3 склонения). Если допущена ошибка, то  ее исправляет следующий участник. В итоге подсчитывается количество и качество выполненного  задания.  Список литературы  Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу ­ с игрой, М.1991  Игры. Обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского. М., «Новая школа» 1994  Казанский О.А. Игры в самих себя., М., 1995  Минский Е. М. От игры к знаниям., М., 1982.  Яшина Е. Урок – игра 50 игровых сюжетов. Челябинск, 1993 Приложение Фрагмент урока русского языка в 1 классе с элементами исследовательской работы Тема: мягкий знак – показатель мягкости. Цель: дать понятие о мягком знаке – показателе мягкости. Этап закрепления нового материала. Эстафета «Кто быстрее?». На доске записаны слова. Нужно поочередно выходить к доске,  стирая  по одному слову, оставив «лишнее». 1 ряд                                            2 ряд                                         3 ряд Угол                                      нос                                           день Уголь                                   нёс                                             ел Мул                                      вез                                            пел Мороз                                  боб                                           внук  Март                                  огонь                                        дед Май                                     горох                                         тесто Задание для оставшихся слов: спрячь мягкий знак в серединку. (уголь – угольки, огонь – огоньки,  день – деньки).

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.

Организация игровой деятельности на уроках русского языка в начальных классах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2019