Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой с детьми. С организации контрольной деятельности начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Поставленные задачи реализуются через систему контрольных мероприятий, после чего проводится анализ и намечается корректирующая работа. В материале представлена система контроля в дошкольной организации.
Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного
учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно
образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы
определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через
систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но
уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения.
Контроль специфический вид управленческой деятельности, направленной на
сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического
процесса., т.е можно сказать, что это система наблюдения и проверки соответствия
воспитательно образовательного процесса целям и задачам основной образовательной
программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным
установкам, планам, приказам вышестоящих органов образования.
Организация и проведение контроля важнейшая функция методической
службы ДОУ.
Функции контроля:
Контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении
выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями
педагогического совета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить
отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов.
Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически,
руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного
процесса, управлять им.
Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении
воспитательнообразовательного процесса.
Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров,
усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих
обязанностей.
Предназначение контроля состоит в проверке того, насколько все затраченные
усилия способствуют исполнению поставленной задачи.
По мнению И.П. Третьякова и В.А. Якуниной, контроль призван обеспечить обратную
связь, и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного
функционирования системы управления в целом.
Вместе с тем, многие авторы отмечают, что без глубокого анализа результатов
контроля, действенность его заметно снижается.
« ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ
1. Определить и сформулировать тему контроля.
2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.
3. Определить объект и субъект контроля.4. Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.
5. Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.
6. Проконтролировать проверяемого по составленной программе.
7. Зарегистрировать все результаты контроля.
8. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических
работников.
9. При необходимости провести повторный контроль.
Объект контроля.
Образовательный процесс, документация педагога, родительские собрания,
методические объединения, индивидуальные занятия.
Объекты внутрисадовского управления и контроля.
1. Образовательный процесс
выполнение образовательной программы
степень личностно – ориентированного взаимодействия
продуктивность деятельности педагога
организация индивидуальной работы
степень участия родителей в образовательном процессе
степень активности и самостоятельности детей
развитие коммуникативных качеств
здоровье и физическая подготовка
2. Методическая работа.
диагностическая основа (все мероприятия должны быть обусловлены
конкретными основами, что хорошо получается, чем поделюсь, в чём испытываю
затруднения)
планирование – нужно посмотреть формы, как распределяется участие педагогов
работа над передовым педагогическим опытом
повышение квалификации (самообразование и др.)
методический уровень каждого педагога.
3. Психологическое состояние коллектива.
степень психологического комфорта педагога;
степень психологического комфорта детей
психологическая подготовленность коллектива к введению инновации
4. Условия реализации образовательного процесса.
охрана труда;
санитарногигиеническое состояние; обеспеченность учебнометодической литературой;
обеспеченность дидактическими пособиями;
обеспеченность ТСО.
Субъект контроля
Воспитатель, руководитель кружка, специалисты в ДОУ, возрастная группа.
Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля.
Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения
поставленной цели.
Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной
деятельности являются:
наблюдение (внимательно следя за чемлибо, изучать, исследовать)
анализ (выявление причин, определение тенденций развития)
беседа (деловой разговор на какуюлибо тему, обмен мнениями)
изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления,
выяснения чеголибо)
анкетирование (способ исследования путём опроса)
КОНТРОЛЬ В ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов
работы, нормативноправовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного
образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы
(инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения
всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение
поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении
предъявляются следующие требования:
следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую
систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
контроль необходимо планировать;
в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин,
вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется
современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они
были даны по итогам контроля;
контроль и его итоги должны быть гласными;
контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и
на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.
Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно
образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля
должны вытекать из целей и задач воспитательнообразовательного процесса и
годовых задач ДОУ на текущий учебный год.эффективности реализации Программы развития и целевых программ;
эффективности реализации образовательных программ;
состоянии предметноразвивающей среды;
профессиональном уровне педагогов.
Основные функциональные задачи внутреннего контроля:
1. Сбор и обработка информации о:
2. Установление обратной связи в реализации всех управленческих решений.
3. Обеспечение замкнутости управленческого цикла.
Принципы внутреннего контроля:
1. Планомерность.
2. Объективность.
3. Теоретическая обоснованность.
4. Методическая подготовленность.
В классификации видов контроля в науке единства не существует, мы же
придерживаемся следующей квалификации:
Формы контроля (по охвату объектов контроля):
Тематический
Фронтальный
Самоконтроль
Оперативный
Сравнительный
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Административный (плановый и внеплановый) контроль
Формы контроля (по исполнителю):
Формы контроля (по используемым методам).
Тестирование.
Анкетирование.
Наблюдение.
Анализ продуктов детской деятельности.
Анализ документации.
Самоанализ.
Отчет.
Беседа с педагогами, родителями воспитанников, детьми.
Смотр.
Смотрконкурс.
Собеседование.
Конкурс.
Графический метод анализа результатов диагностики.
Метод статистической обработки данных.
Оперативный разбор.Формы контроля (по последовательности и периодичности):
Предварительный.
Текущий.
Промежуточный.
Итоговый.
Эпизодический.
Периодический.
Рассмотрим некоторые из них
1. Наблюдение педагогического процесса.
При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая
должна способствовать реализации основного содержания плана проверки, а также
может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.
В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу. После наблюдения
проводится анализ его с воспитателем, цель которого показать педагогу, насколько
целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных
моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции
поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие НОД
требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.
2. Проверка документации
Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного
возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по
предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок
схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости
от цели проверки .
3. Беседы с детьми
Это один из методов выявления уровня развития детей группы, и каждого
ребенка в отдельности. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в
соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина,
конец).
Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более
динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии
воспитателя, ответы фиксируются в блоксхеме, причем при наличии картотеки их
можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.
4. Анализ детских работДля создания полной картины реализации программы по изобразительной
деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в
квартал.
Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны
владеть дети на данный отрезок времени. Соотнести с программным содержанием
конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы. Отметить, сколько
детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому
пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и
технических задач изображение цвета, формы, величины, строения предмета,
передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.
Взаимоконтроль (взаимопосещение) осуществляется воспитателем параллельной либо любой
другой группы по решению администрации и способствует самоанализу и самооценке
воспитателя при сравнении своей работы с работой другого. Сравнительный контроль
помогает распространению эффективного опыта и улучшению образовательного
процесса.
Анализ календарного плана
Выявлению причин отдельных недостатков в выполнении Программы способствует
проверка плана.
Она проводится только по конкретной теме за период не менее двух недель.
Фиксируются результаты в блоксхемах, которые специально разрабатываются в
зависимости от цели проверки. Отбирая вопросы для анализа плана следует прежде
всего продумать, какая цель проверки: использование разных форм работы с детьми по
данному направлению или решение задач по реализации определенного раздела
Программы.
Мониторинг развития детей
Ни одна тематическая проверка не может пройти без наблюдения педагогического
процесса. Это основной метод любого контроля, так как он позволяет не только
выявить уровень развития детей, но и определить степень владения педагогом
методической работы по данному вопросу.
Одним из методов выявления уровня развития всех детей группы и каждого ребенка в
отдельности, является беседа с детьми. Он особенно эффективен для тех детей,
которые слабо проявляют себя на занятиях.
При подготовке к беседе подбираются вопросы в соответствии с тематикой и
возрастом детей, необходимый иллюстративный материал, выбирается наиболееприемлемая обстановка. Беседу проводит старший воспитатель или педагог из группы
контроля в присутствии воспитателя группы. Результат фиксируется в блоксхеме,
которая составляется заранее.
При организации контроля необходимо соблюдать определенную
последовательность или алгоритм осуществления контроля:
1. Определение цели и объекта контроля.
2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
3. Сбор информации.
4. Ее анализ.
5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
6. Проверка исполнения рекомендаций.
Таким образом, мы видим, что функция контроля является важной
составляющей управления качеством образования, и эффективность ее во многом
зависит от педагогического анализа результатов контроля, а также необходимых
условий его проведения.
Из вышеизложенных положений и условий можно сформулировать
рекомендации, которые помогут руководителю сделать контроль позитивным, тем
самым уменьшить возможные негативные реакции подчиненных на процедуру
контроля. При его организации необходимо обращать внимание на следующее:
педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то,
как им организован воспитательнообразовательный процесс;
педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет
контролироваться;
контролировать следует открыто;
осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями
педагога;
осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного
тона общения;
при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять
изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.
При организации контроля также следует помнить о том, что:
контроль не должен ограничиваться инцидентами;
тотальный контроль порождает небрежность;
скрытый контроль вызывает только досаду;
необходимо контролировать всех, а не только ”любимого” сотрудника;
контроль – не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется
успехами и достижениями своих подчиненных);
не контролировать изза недоверия;
не держать своих выводов при себе.
Проведенный руководителем на высоком профессиональном
уровне контроль и педагогический анализ будет способствовать дальнейшему
профессиональному развитию педагога, созидательной направленности в его работе.Таким образом, контроль является важной и заключительной функцией управления
и служит средством осуществления обратных связей. Он входит составным
элементом в каждую функцию управления, что позволяет оперативно
совершенствовать деятельность ДОУ. Являясь одним их главных источников
получения информации о качестве работы сотрудников ДОУ, контроль выступает
базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, всё ли в
дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами ДОУ, а
также определить пути и методы устранения выявленных недостатков и
распространению положительного опыта.