Организация проектной деятельности на уроках русского языка (на примере УМК Шмелева А.Д.)
Оценка 4.7

Организация проектной деятельности на уроках русского языка (на примере УМК Шмелева А.Д.)

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
6 кл
19.02.2017
Организация проектной деятельности на уроках русского языка  (на примере УМК  Шмелева А.Д.)
Жизнь диктует необходимость смены приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей. Исходя из того, что основным подходом формирования универсальных учебных действий, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, можно сказать, что одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Организация проектной деятельности на уроках русского языка.docx
Организация проектной деятельности на уроках русского языка  (на примере УМК  Шмелева А.Д.) Свои способности человек может  узнать,  только попытавшись  приложить их.  Луций Анней Сенека  Жизнь диктует необходимость смены приоритетов с усвоения готовых   знаний в ходе   классных   занятий   на   самостоятельную   активную   познавательную   деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей. Исходя из того, что основным подходом   формирования   универсальных   учебных   действий,   согласно   ФГОС, является системно­деятельностный   подход,   можно   сказать,   что   одним   из   методов (возможно   наиболее   эффективным)   реализации   данного   подхода   является проектная деятельность. Цель   проектной   деятельности   в     учебном   процессе   —   научиться   ставить   перед собой принципиально  достижимые оригинальные цели, планировать и выполнять действия для   получения   задуманного   результата.   Цель   учебного   проекта   —     самостоятельное изучение   темы,   подтверждаемое   применением   полученных   знаний   —     выполнением проектов. С   сентября   2014   года   я   работаю   по   УМК   Алексея   Дмитриевича   Шмелева Проектные   задания   –   «изюминка»   учебника   под   ред.   А.Д.Шмелева:   мотивируют обучающихся на творческую работу, развивают исследовательские способности, умение находить информацию в Интернете и библиотеке, оформлять и излагать ее. Приведу примеры организации проектной деятельности на уроках русского языка в 5 — 6 классах в рамках реализации ФГОС на основе программы и УМК под редакцией Шмелева А.Д. (издательство Вентана­Граф), в частности   учебно­познавательный проект, учебно­исследовательский проект, творческий проект.  Пример   1  (познавательный   проект)  —   это   пример   работы   с   текстом.   Тексты представлены во всех учебных пособиях по русскому языку, поэтому по аналогии можно построить работу по любой образовательной программе. 5 класс: часть 2, глава 5 «Как в языке выражаются отношения людей». В упражнении №125 на странице 101 представлен текст,   к   которому   нужно   подобрать   название   («Исследователь   русского   языка   — В.И.Даль»),   составить   план   и   подготовить   пересказ   текста  по   плану,   включая  вводные слова:   во­первых,   во­вторых,   в­третьих,   наконец,   таким   образом,   например.   По   типу учебной   деятельности   перед   нами   лабораторная   работа,   так   как   она   предполагает трансформацию текста. При наличии вопроса «Как изменился текст?» (предполагаемый ответ: изменился стиль речи) — деятельность будет носить исследовательский характер. Чтобы   перевести   познавательную   деятельность   в   план   проектной   деятельности, размышляем над объемом   информации, полученной из текста, и над тем, как и в каком направлении каждый из обучающихся расширил бы эту информацию. Каждый поставил собственную познавательную задачу. Вот некоторые из них: узнать о родителях и семье В.И.Даля;   составить   список   произведений   В.И.Даля;   составить   кроссворд   по   словам В.И.Даля;   узнать,   есть   ли   где­нибудь   еще   памятники   В.И.Далю   кроме   Луганска; познакомиться   с   «Толковым   словарем   живого   великорусского   языка»   в   школьной библиотеке и рассказать о своих впечатлениях от этого знакомства. Сформулированные задачи   стали   индивидуальным   домашним   заданием.   На   следующем   уроке   в   форме групповой   деятельности   были   представлены   защита   проектов,   их   оценка   и   рефлексия (самоценка).   Продукты   познавательной   деятельности   —   сообщение   «В.И.Даль», презентации «История Толкового словаря В.И.Даля», кроссворд  «По страницам словаря В.И.Даля». Пример 2 ­ пример  индивидуального и группового учебно­исследовательского проекта  на основе задания учебника 5 класс: часть 2, глава 6 «Чем различаются устная и письменная речь» упражнение №151 с. 189.  Проектное задание Работа   в   группе.   Расспросите   старших   о   легендах   вашего   края,   города   (села)   или   об истории   возникновения   названия   реки,   горы,   улицы,   исторической   постройки   в   вашем городе (селе). Запишите их устные рассказы на диктофон (или под диктовку), уточните информацию   в   краеведческом   музее,   библиотеке.   Интернете.   Представьте     собранные факты  в  виде  презентации,   письменного  рассказа      с    подбором    иллюстраций.  Среди интересных проектов: Жемчужины Архангельской области, Голубинский пещеры, Ненокса – родина соли,  История создания северодвинского драматического театра, а также рассказ об улице Ломоносова в рамках МСПП «Город у Белого моря» и «Туристическая азбука». Важно то, что обучающиеся 5 класса заинтересовались историей своего родного края, и вместе   с   классным   руководителем   совершают   экскурсии   по   Архангельской   области.   В декабре 2014 г. – в Малые Корелы на празник «Святки в северной деревне», ноябре 2015 года на осенних каникулах они посетили Антониево­Сийский монастырь. Итогом работы над 2­1 главой учебника русского языка «Что значит работать над своей речью»   стало выполнение проектного задания упр.129 ­   провести эксперимент: правильность   произношения   слов,   в   которых   чаще   всего   нарушаются     орфоэпические нормы.   Данное   исследование   предполагало   добровольное   участие   обучающихся   и   их родителей. В результате   ­ выявлены слова, которые вызывают трудность в произношении, а  продукт  данного проекта  – небольшие   плакаты   с  этими  словами  (эти  плакаты  мы разместим либо в учебном кабинете, либо оформим в виде  альбома) Пример 3 —  творческий проект. Одним из примеров  создания такого продукта  ­ «Алгоритм   действий».   Подобный   творческий   проект   может   представлять   собой   как единичный   факт  деятельности,   так    и  системный,   и  тогда  у  обучающегося  будет  свое обучающее пособие, способствующее повышению грамотности.  6 класс: часть 2, глава 5 «Трудно ли освоить язык науки?», тема: «Буквы Н и НН в полных формах   отглагольных   прилагательных».   Алгоритм   составляется   на   основе   материала учебника на страницах 74 — 75 индивидуально или в группе. Затем осуществляется защита проекта:   демонстрация   схемы.   Для   такой   работы   обычно   требуются   лист   бумаги   А4, цветные карандаши или маркеры, линейка.  Пример алгоритма «Пиши Н и НН в отглагольных прилагательных правильно» Шаг 1. Определи форму слова. В краткой форме всегда пишется Н.  Шаг 2. Если прилагательное в полной форме, определи вид глагола, от которого образовано слово. Совершенный вид — НН.  Шаг 3. Если прилагательное в полной форме, определи, есть ли у него суффиксы ­ОВА­  или – ЕВА. Если есть, пиши НН.  Шаг 4. Если прилагательное в полной форме, определи, есть ли у него приставка. Если есть, пиши  НН.  Шаг 5. Если прилагательное в полной форме, определи, есть ли у него зависимые слова. Если есть, пиши НН.  Шаг 6. Вспомни   исключения:   коваНый,   жеваНый;   ранеНый,   смышлеНый,   посажеНый   отец, назваНый   брат,   прощеНое   воскресение,   придаНое   невесты;   желаННый,   неждаННый, негадаННый, блажеННый, нечаяННый, недремаННый, считаННый.  После знакомства с упр. 126 (6 класс), а именно после прослушивания аудиозаписи стихотворения А.Ерошина «Неграмотный пират» и знакомства со словами из рубрики» Говорите правильно» ребята  сочинили забавные рифмовки и в результате Проект «Говори правильно» ­ книжка – малышка шуточных стихотворений. Хотелось бы отметить, что авторами учебников по русскому языку для 5, 6 классов под редакцией А.Д. Шмелева предлагаются такие интересные «проектные задания»: как «выберите себе соавторов и придумайте продолжение текста. Важное условие: в вашем тексте должны быть изученные вами орфограммы, чтобы его можно было использовать как упражнение. Какие орфограммы вы обязательно включите в текст, потому что их считаете наиболее   сложными   для   запоминания?»,   «Составьте   список   самых   распространенных орфографических  ошибок,  которые  делают ученики  вашего  класса.  Что для этого вам нужно   будет   сделать?»;   «Подготовьте   выступление   для   праздника   славянской письменности на тему «Из истории букв русского алфавита». Тексты из разных разделов этой   главы   вы   можете   использовать   для   рассказа   о   букве   Ё.   Придумайте   оформление доклада   или   разработайте   сценарий   представления.   Используйте   возможности компьютерной презентации» и многие другие. Проектные задания, решение которых осуществляется на уроках русского языка  (и во внеурочной деятельности) позволяют развивать все универсальные учебные действия (УУД) учащихся, которые являются результатом освоения учебной программы. Приведу некоторые примеры таких заданий с названием формируемых УУД. «Проектные задания», формирующие УУД на уроках русского языка Коммуника­  тивныеУУД Общаться,  взаимодей­  ствовать с  одноклас­  сниками  Познаватель Результативно  мыслить и  работать с  информацией в  современном  мире Регулятив­  ныеУУД Само­  стоятельноор  ганизовать  свою деятель­  ность Личност­  ныеУУД Самостоя­  тельно делать  свой выбор в  мире мыслей,  чувств и  ценностей и  отвечать за  свой выбор «Проектные  задания»  Упр. 129 (глава 2). 1) Составляем  орфоэпический  словарь.  Рассмотрите  примеры в образце и устно составьте  инструкцию по  записи слов в  словарь: в каком  порядке и что  следует сделать.  Выполните свою  инструкцию.  Образец:  агрЕссия[р, ] и  доп. [р]  Депрессия, кредо,  бактерия, дефис,  академия, термин,  декада, декан,  менеджер, сейф,  сессия, экспресс. 2) Проектное  задание. Добавьте к этому списку  слова, в которых  допускают ошибки ваши  одноклассники.  Для этого понадобится  наблюдать за  речью  одноклассников.  Соберите  материал,  записывая речевые ошибки на  диктофон.  Договоритесь с  участниками  вашего  эксперимента –  все они  добровольно  должны дать  согласие на  участие в нем.  Уважительное  отношение друг к  другу –  обязательное  условие любого  научного  исследования. Упр. 110 (глава 4). Проектное  задание.  Подготовьте  выступление в  классе на тему  «Что мне удалось  открыть для себя  благодаря словарю С. И. Ожегова».  Начните свое  выступление  кратким рассказом об ученом­  лексикографе Стремиться к  речевому  самосовер­  шенствова­ нию Свободно,  правильно  излагать свои  мысли в устной и письменной  форме,  соблюдать  нормы  построения  текста  Пользоваться  различными  видами  лексических  словарей  (толковым  словарем, др.) и использовать  полученную  информацию в  различных  видах  деятельности В диалоге с  учителем  учиться  вырабаты вать  критерии  оценки и  определять  степень  успешности  выполнения  своей работы и  работы всех,  исходя из  имеющихся  критериев Безусловно, проектная деятельность  позволяет формировать такие качества личности,  как коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, умение поддерживать  нормальный психологический климат в коллективе и формировать лидерские качества.

Организация проектной деятельности на уроках русского языка (на примере УМК Шмелева А.Д.)

Организация проектной деятельности на уроках русского языка  (на примере УМК  Шмелева А.Д.)

Организация проектной деятельности на уроках русского языка (на примере УМК Шмелева А.Д.)

Организация проектной деятельности на уроках русского языка  (на примере УМК  Шмелева А.Д.)

Организация проектной деятельности на уроках русского языка (на примере УМК Шмелева А.Д.)

Организация проектной деятельности на уроках русского языка  (на примере УМК  Шмелева А.Д.)

Организация проектной деятельности на уроках русского языка (на примере УМК Шмелева А.Д.)

Организация проектной деятельности на уроках русского языка  (на примере УМК  Шмелева А.Д.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017