Организация процесса и совершенствование форм учебной деятельности с использованием CLIL методики
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
docx
английский язык
Взрослым
12.11.2018
Работа посвящена предметно-языковому интегрированному обучению, которая является одной из актуальных образовательных технологии, применяемая для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Эта технология рассматривает изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов. Методика формирует у учащихся потребность в учебе, позволяет переосмыслить и развить свои способности как на родном, так и на иностранном языке.
Oрганизация процесса с CLIL.docx
Организация процесса и совершенствование форм учебной деятельности с
использованием CLIL методики
Ажигулова Майя Салауатовна
Старший преподаватель кафедры «Методика преподавания
естественнонаучных (гуманитарных) дисциплин
и инновационных технологий»,
институт повышения квалификации «Өрлеу» педагогических работников по
Атырауской области
Изменения, которые происходят сегодня в современном мире, требуют повышения
коммуникативной компетенций и тщательной языковой подготовки не только учащихся, но
и самих преподавателей. К такому выводу мы с учителями приходим на наших курсах
повышения квалификации педагогических работников. В рамках курса одной из
актуальных тем является использование метода предметноязыкового интегрированного
обучения. При обучении тому или иному предмету учитель вправе использовать или
самостоятельно подкорректировать любую современную технологию в соответствии с
функциями, содержанием учебного материала, целями и задачами обучения. Одной из
таких технологий является технология CLIL – предметноязыковое интегрированное
обучение.
При использованиии технологии CLIL учителю необходимо осуществить отбор
материалов, то есть определить их цель, пересмотреть содержание изученного материала,
выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели,
спрогнозировать результат.
Прежде чем вводить методические приемы предметно
языкового обучения, учителям предметникам следует определить уровень языковой
подготовки учащихся. А для этого для постановки языковых целей им необходимо будет
посещать уроки английского языка в их классах и непременно обратиться за помощью и
побеседовать с учителем английского языка. Только после этого можно установить степень
включения иностранного языка в обучение физики, химии, биологии и информатики и т.д..
Такое сотрудничество учителей будет способствовать созданию благоприятной
образовательной среды в классе.
Деятельность учителя предметника при подготовке к урокам включает следующие
действия:
1 Наблюдение за учащимися на своих уроках во время предметноязыкового
обучения с целью выявить затруднения, возникающие у учеников, и предотвратить
их в дальнейшем.
2 Работа с методической литературой по предмету и английскому языку.
3 Отбор тематического содержания по предмету на родном (казахском/русском) и
английском языках.
4 Отбор лексического минимума, необходимого для понимания изучаемого
тематического материала по предмету. Выбор методических приемов для ввода
новых тематических слов по предмету.
5 Выбор методов, методических приемов, форм и средств предметноязыкового
обучения с учетом тематической (предметной) и языковой подготовки учащихся,
а также поставленных на уроке задач.
6 Разработка плана и конспекта урока, включающего выбранные методы,
методические приемы, формы и средства предметноязыкового обучения. 7 Подготовка дидактических карточек, а также наглядного материала
видеоматериал) на родном
компьютерные презентации,
(иллюстрации,
(казахском/русском) и английском языках.
Деятельность учителя в процессе предметноязыкового обучения на уроке включает в
себя:
1 Раскрытие перед учениками алгоритма их деятельности при предметноязыковом
интегрированном обучении.
2 Предоставление тематической (предметной) информации на английском языке
(устный рассказ, беседа, письменный текст, видеоматериал и т.д.).
3 Предоставление различных средств предметноязыкового обучения физике,
химии, биологии и информатике для полноценной работы ученика: словари,
дидактические карточки, сопоставительные схемы, карточки визуальной
поддержки и т.д.
4 Оказание помощи учащимся в процессе работы с использованием метода CLIL.
5 Проверка результатов предметноязыковой работы учащихся.
6 Подведение итогов работы.
Таким образом, для организации процесса предметноязыкового обучения предмету
(физике, химии, биологии и информатике), учитель может использовать различные методы,
методические приемы, средства и формы организации учебной деятельности, выбор
которых зависит от целей и задач урока, содержания изучаемого тематического
(предметного) материала и уровня предметной и языковой подготовки учащихся.
Известно, что на сегодняшний день введение интеграции предметов в систему
образования позволит решить задачи, поставленные школой и обществом в целом.
Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления
учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации
учебнопознавательной деятельности, но и овладению культурой: языковой, этической,
исторической, философской. А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому
интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе. Новый стандарт
предусматривает, что при проектировании содержания предметов используется принцип
спиральности, сквозные темы. Принцип спиральности позволит «копить» знания и умения
учащихся постепенно – по темам и классам, переходя от простого к сложному. Также он
обеспечивает преемственность в изложении учебного материала и интеграцию предметов
для более целостного восприятия окружающего мира.
Сквозные темы способствуют установлению внутрипредметных и межпредметных
связей, формированию знаний, умений, ценностных ориентаций и норм поведения в сферах,
имеющих точки соприкосновения со многими учебными предметами. Например, такие
сквозные темы, как «Мир вокруг нас», «Наша планета», «Космос», «Животный мир»,
«Цифры» и другие, включенные в учебные предметы, очень важны для формирования
нравственных и патриотических ценностей у наших детей в процессе всей учебы. Разбирая
все эти темы на практических занятиях курса повышения квалификации учителей, мы со
слушателями разработали следующие критерий и условия проведения интегрированных
уроков. Критерий интегрированных уроков:
активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие
познавательного интереса через проблемное обучение;
вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное
решение;
формирования у учащихся современных представлений о целостности и развития
природы;
формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий. Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие
условия:
правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;
профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество
учителей и учащихся при подготовке урока;
включение самообразования учащихся в учебный процесс;
использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной
деятельности учащихся на всех этапах урока;
продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.
Мои личные наблюдения за педагогическим процессом по иностранному языку и
беседы с учителями показали попытки отдельных учителей разнообразить свои уроки
новым тематическим содержанием, связанным с уже изученным, изучаемым параллельно
или новым материалом других предметов. Однако они осуществляются бессистемно,
эпизодически, поэтому не всегда приводят к желаемым результатам. Предметная система
обучения предусматривает автономное рассмотрение отдельных предметов и ориентирует
учащихся на усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой.
Учащиеся не видят единой линии влияния событий и факторов на изменения в
повседневной жизни, не говоря об их исторической ценности. Они разрывают в своем
сознании межпредметную связь. Для них физика – это физка, биология это биология,
английский язык это английский язык и связаться между собой эти предметы, в их
понимании, не могут. Для них они существуют, как отдельно взятые науки. И поэтому,
решающая роль в практической реализации межпредметных связей в процессе изучения
дисциплин принадлежит учителям. Именно от них во многом зависит уровень
сформированности системы знаний, убеждений, способов деятельности, позволяющих
учащимся осознать межпредметную сущность природных явлений и процессов и свою роль
в разрешении сложных глобальных проблем взаимодействия природы и человека, их
взаимосвязь и взаимообусловленность. Именно эти методы и осваивают наши учителя на
курсах повышения квалификации.
Современный новый стандарт ориентирован на поликультурное образование, как на
систему, представляющий собой общее направление по достижению желаемого результата
посредством межпредметной интеграции предметов. В рамках различных дисциплин
преподаватели обращаются к моральнонравственному и гражданскому аспекту,
воспитанию «гражданина мира», человека широких взглядов, толерантного и гуманного. До
сегодняшнего дня, полиязычным называли человека, говорящего, понимающего и умеющего
в различных ситуациях общения пользоваться иностранными языками. Теперь же это
личность который:
владеет системой лингвистических знаний,
умеет выявлять сходное и различное в лингвистической ориентации различных
языков,
понимает механизм функционирования языка и алгоритм речевых действий,
владеет метакогнитивными стратегиями и познавательной способностью,
умеет общаться в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации,
переходит от школьной программы «накопления» полезных знаний к овладению
навыками самообразования, необходимых для эффективного продолжения образования на
протяжении всей жизни.
К тому же, интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые
требования в будущем, к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области
смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении
различных задач. Интеграция дает возможность с одной стороны, показать учащимся мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой –
высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления
профильной дифференциации в обучении. С практической точки зрения интеграция
предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся,
расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения.
Сегодняшние школьники имеют возможность самостоятельно осваивать
информационное пространство, задача же учителя – скорректировать их интересы, создать
потребность находить информацию и осмысливать ее. В условиях демократизации
общества учащиеся, выступая субъектами учебной деятельности, готовятся совершать
собственные открытия. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у
учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. А это в
свою очередь, делает знания практически более значимыми и применимыми и помогает
учащимся в тех знаниях и умениях, которые они приобрели при изучении одних предметов,
использовать при изучении других предметов. В обобщенном виде все это дает
возможность применять эти знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении
частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей
производственной, научной и общественной жизни выпускников.
Основным психологическим условием возникновения и развития интереса к тому или
иному учебному предмету на английском языке является осознание жизненной полезности
этого предмета, причем очень важно, чтобы учащиеся на личном опыте убедились в том,
какую пользу на практике приносят полученные ими знания по тем или иным дисциплинам.
И здесь особое внимание стоит уделить и учителю иностранного языка, который может
помочь своим коллегам посредством использования межпредметных связей, «наполнить»
свои уроки интересными информациями и сведениями из различных дисциплин, т.е. новым
и разнообразным содержанием. Тексты учебников английского языка, дополнительные
ресурсы по темам, в которых излагаются сведения по физике, биологии, химии и других
предметов дают учащимся возможность вести беседы на определенные темы и читать с
полным пониманием прочитанного. Учащийся должен верить, что когда–нибудь, в будущем
все эти знания, умения и навыки ему непременно понадобятся.
Литература:
1. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических
кадров по предмету «Английский язык» в школах в рамках обновления содержания
среднего образования Республики Казахстан
_ mathematics
. org
2. https
3. www
4. www
/ wiki
:// en . wikipedia
. uk / article
. teachingenglish
. org
takoe
. unikaz
/ ru / content
/ Science
,_ technology
/ content
language
steam
/ chto
. asia
,_ engineering
integrated
,_ and
learning
obrazovanie
.
Организация процесса и совершенствование форм учебной деятельности с использованием CLIL методики
Организация процесса и совершенствование форм учебной деятельности с использованием CLIL методики
Организация процесса и совершенствование форм учебной деятельности с использованием CLIL методики
Организация процесса и совершенствование форм учебной деятельности с использованием CLIL методики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.