Организация самостоятельной работы на уроках химии
Оценка 4.6

Организация самостоятельной работы на уроках химии

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
химия
8 кл—11 кл
03.04.2017
Организация самостоятельной работы на уроках химии
В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа учащихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Поэтому правильная организация самостоятельных учебных занятий, их системность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить обучающим умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретенных знаний в процессе обучения. Позволяет создать такую учебную среду, в которой учащийся может добиться дальнейшей активизации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности и культуру мышления, учиться самостоятельно, ориентироваться в потоке научной информации.
самостоятекльная работа.docx

Организация самостоятельной работы на уроках химии.

В связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

При самостоятельной работе обучающийся сам осознает характер выполняемой работы, сам определяет и находит способы преодоления возникающих трудностей и организует свою деятельность.

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся и проводится с целью:

1.     Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;

2.     Углубления и расширения теоретических знаний;

3.     Формирования умений использовать различные информационные источники: нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

4.     Развития познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

5.     Формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

6.     Развития исследовательских умений;

7.     Формирования общих и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа может проходить в учебном кабинете, во время проведения  мероприятий, дома.

Самостоятельная работа учащихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода  к  решению проблем учебного и профессионального уровня.

Поэтому правильная организация самостоятельных учебных занятий, их системность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить обучающим умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретенных знаний в процессе обучения. Позволяет создать такую учебную среду, в которой учащийся может добиться дальнейшей активизации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности и культуру мышления, учиться самостоятельно, ориентироваться в потоке научной информации.

Самостоятельная работа учащихся   является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.

Самостоятельная работа учеников - один из видов учебных занятий. Данная тема всегда актуальна, так как многие учащиеся школ имеют проблемы в обучении, которые являются следствием недостаточно сформированных навыков самостоятельной работы. Перед каждым учителем стоит задача систематического формирования этих навыков. Только самостоятельная работа учащихся дает им полное усвоение материала по предмету.

Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет функции образования, воспитания и развития учащихся, а также затрагивает и другие стороны их личности.

Образовательная функция самостоятельной работы выража­ется в освоении методов химической науки: эксперименталь­ных умений, умений работать с учебником, литературой по химии, производить расчеты, пользоваться химическим язы­ком, моделировать и т. д.

Воспитывающая функция заключается в формировании ряда черт личности: умение преодолевать трудности, настойчивости, товарищеской взаимопомощи, уверенности в своих силах.

Развивающая функция состоит в развитии самостоятельности, интеллектуальных умений (самоконтроль, умение выделять главное и. т. д.), наблюдательности и др.

Самостоятельная работа может быть источником знаний, способом проверки их, совершенствования и закрепления, а по отношению к умениям и навыкам она является  единственным путем их формирования.

Cамостоятельная  работа играет большую роль в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательного интереса. В ней проявляется индивидуальность каждого ученика, формируется их интеллект и характер. Все это оказывает содействие усвоению глубоких и крепких знаний.

Типы и формы самостоятельных работ.

1.Дидактическая направленность самостоятельной работы.

Самостоятельная работа учащихся всегда имеет определенную дидактическую направленность. На уроке она служит таким главным дидактическим целям: 
- изучению нового материала;
- совершенствованию имеющихся знаний и умений;
- проверке результатов обучения.

Во многих случаях одна и та же работа позволяет решить одновременно несколько задач. Например, когда учащиеся самостоятельно прорабатывают новый материал, читая учебник или выполняя лабораторный опыт, то вместе с восприятием новых знаний происходит совершенствование имеющихся знаний, осуществляется самопроверка результатов, а в ряде случаев эту проверку проводит учитель.

Одно и то же задание в зависимости от того, в каком звене учебного процесса оно предлагается учащимся, может служить разным целям.

 Например,  задание:

Напишите уравнения реакций с помощью которых можно, исходя из магния, получить оксид магния, а из него – карбонат магния.

Оно может быть дано при изучении нового материала в VIII классе, когда рассматривается генетическая связь неорганических веществ. Оно же (или аналогичное) может служить проверочным заданием на последующих уроках. Наконец, его можно предложить восьмиклассникам в целях совершенствования знаний (повторения, закрепления) в конце года. Можно предложить это задание и учащимся IX класса при изучении свойств элементов II и IV групп периодической системы.

2. Типы самостоятельной работы.

Целесообразно учитывать три основных типа самостоятельной работы:

- репродуктивные (копирующие);
- частично-поисковые (эвристические);
- исследовательские.

 

Самостоятельные работы репродуктивного типа.

Задания для самостоятельных работ репродуктивного (копирующего) типа заключают в себе требование выполнить те или иные действия по образцу. Указания в них в основном предписывают, как и в какой последовательности надо решать ту или иную задачу.

Самостоятельная работа в этих случаях служит цели улучшенного осмысления нового, закрепления в памяти изученного материала.

Например: работа с вопросами следующего теста: 
Какое из перечисленных веществ имеет ионную кристаллическую решётку? а)SiO2       б)O2            в)BaCl2                г)HCL

 

Самостоятельные работы частично-поискового (эвристического) типа.

Самостоятельные работы частично – поискового характера побуждают учащегося к вполне осознанной деятельности. Задания для такого типа работ предоставляют учащимся возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний.

Например: Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения :
NH4CI → NH3 → NO → HNO3 → NH4NO3.

В данном задании необходимо подобрать те вещества, которые будут реагировать с образованием указанного продукта, вспомнить условия реакций и правильно написать химические уравнения.

 

Самостоятельные работы исследовательского типа.

Исследовательские самостоятельные работы представляют собой небольшие ученические исследования, в результате которых учащиеся приобретают новые знания или узнают новый способ действия.

Примером исследовательской самостоятельной работы может служить выполнение учащимися, например, такого задания:

Требуется получить в лаборатории хлорид натрия  в кристаллической форме. Предложите и осуществите два наиболее удобных в практическом отношении способа получения.

 

Резкой грани между типами самостоятельных работ не существует. Речь может идти лишь о преобладании того или иного характера познавательной деятельности учащихся во время работы.

 

3 . Формы самостоятельных работ:

Самостоятельные работы осуществляются в разных формах:

- коллективные,
- групповые,
- индивидуальные (в том числе дифференцированные).

 

Коллективная форма самостоятельной работы.

Примером коллективной работы может служить работа учащихся по одному или нескольким аналогичным вариантам заданий «средней» трудности.

Например: в IX классе организуется самостоятельная работа с целью закрепления знаний о составлении уравнений электролитической диссоциации веществ:
1.Какие ионы (попарно) будут связываться в малодиссоциирующие вещества в растворе, содержащим ионы: H+ , Ba2+ , OH-- , Cu2+ , K+ , SO4 2-. Запишите уравнения реакций. 
2. Запишите уравнения диссоциации. H2SO4, Cu(OH)2, BaCI2, Na2CO3, AgCI, Ba(OH)2.

 

Групповая форма самостоятельной работы.

Групповая работа объединяет учащихся в звенья по 2 - 4 человека. Она также выполняется всеми учащимися класса в одно время, но члены каждой группы работают в тесном контакте друг с другом. Обязательными элементами такой групповой работы будут: наличие и осознание цели (общегрупповой задачи); выполнение индивидуального задания каждым участником работы в соответствии с общей целью; обязательная взаимная проверка результатов работы каждого, помощь и разъяснение друг другу возникающих затруднений; формулировка вывода сообща на основании обобщения результатов, полученных каждым членом группы; соотнесение вывода с поставленной в начале работы целью.

Возможны случаи, когда групповая работа организуется не со всеми учащимися класса, лишь часть из них образует звенья. Тогда остальные могут участвовать в выполнении коллективной работы.

Например: В качестве примера групповой работы можно привести выполнение учащимися IX класса следующего задания:

Работа лабораторная, для 3 человек.

Цель: разобраться в сущности реакций ионного обмена между веществами, одно из которых практически нерастворимо в воде. 
1. Проведите реакции между данными веществами. Если нужно, нагрейте реагирующую смесь. 
Индивидуальные задания для каждого из 3 учащихся:
CuO и H2SO4 
CaCO3 и HCl 
Cu(OH)2 и HNO3 
Проверьте результаты опытов друг у друга. По какому признаку
можно судить, что реакции осуществились?
2. Поясните сущность реакций соответствующими уравнениями. (Каждый учащийся пишет химическое уравнение проведенной реакции в полной и сокращенной ионной форме). 
Проверьте правильность записей друг у друга.
3.Сделайте вывод: чем различаются записи ионных уравнений реакций, идущих:

а) между веществами, растворимыми в воде;

б) между веществами, одно из которых в воде нерастворимо?

Индивидуальные самостоятельные работы в отличие от фронтальных организуются по заданиям, содержание которых рассчитано не только на «среднего» учащегося, но и на тех, которые в данное время с трудом усваивают учебный материал, а также на тех, кто проявляет повышенный интерес к химии. Такие задания, рассчитанные на разные по уровню подготовленности группы учащихся, получили название дифференцированных. С их помощью можно организовать индивидуальную самостоятельную работу.

 

Индивидуальная форма самостоятельной работы.

Говоря об индивидуальной самостоятельной работе особого рода, надо иметь в виду именно ее главный отличительный признак – ориентировку на различие в индивидуальных особенностях учащихся, а не только единоличное выполнение задания. Работу такого типа принято называть индивидуально-дифференцированной.
Например:

Примером такого задания для IX класса по теме «Электролиты» может быть следующее задание:
1. Составьте полное ионное уравнение, соответствующее сокращенному: 
Ag+ + Cl- = AgCl ↓
2. Допишите сокращенное ионное уравнение реакции: 
Ca 2+ + ... = CaCO3 ↓ 
и составьте соответствующее полное ионное уравнение.
3. Допишите сокращенное ионное уравнение химической реакции: 
... + ... = CO2 ↑ + H2O 
и составьте соответствующее полное ионное уравнение.

II. Методы самостоятельных работ:

К методам самостоятельной работы по химии можно отнести :

- наблюдение единичных объектов, сравнительно-аналитических наблюдений,

- ученический эксперимент (лабораторные опыты и практические занятия),

-решение химических задач и выполнение разнообразных упражнений,

- работа с литературой (учебником, справочником, дополнительной литературой),

-письменные работы, контролирующего характера.

 

 Наблюдение.

Ученическое наблюдение - не простое рассматривание объектов, оно требует от учеников исследовательского подхода и самостоятельного нахождения правильных ответов на поставленные вопросы.

Осуществлять наблюдение в равной степени можно на уроках, практических и лабораторных занятиях, экскурсиях.
Успех выполнения ученических наблюдений обусловлен определенными дидактическими условиями:

Первое условие - наличие у учеников запаса знаний, которые позволяют понять цель наблюдения, его содержание и последовательность выполнения. Второе условие - присутствие в содержании наблюдения нового для школьников учебного материала, который предоставляет наблюдению исследовательское направление, которое вызывает познавательный интерес учеников и нуждается в самостоятельном решении.

Третье условие - необходимость фиксации промежуточных и итоговых результатов наблюдения в рисунках, записях, чертежах, схемах.

Можно организовать наблюдение как самостоятельную работу учеников при усвоении учебного материала.

Например: изучение реакции нейтрализации в VIII классе. Учитель сообщил, что протекание реакции между кислотой и основанием легко проследить наблюдая за изменением цвета индикатора.

А как быть, если основание не растворяется в воде и поэтому цвет индикатора не меняется? Вопрос заинтересовал учеников. Потом учитель предложил получить гидроксид меди и предупредил, что наблюдение признаков этой реакции поможет найти ответ на поставленный вопрос.

Ученики вспомнили, что нерастворимые основания  получают реакцией обмена между основанием и солью, и описали свойства чистых веществ и растворов (гидроксид натрия, хлорид меди). При проведении опыта ученики отметили признаки этой реакции.

Опыт и эксперименты показывают, что этот метод наблюдения позволяет ученикам выяснить внешние особенности строения приборов, механизмов, точнее, выяснить специфику разнообразных процессов и явлений.

 Ученический эксперимент.

Ученический эксперимент - это не только метод познания, а и одновременно метод обучения, развития и воспитания учеников.

Эксперимент не только обогащает учащихся новыми понятиями, умениями, навыками, но и является способом проверки истинности приобретенных ими знаний, способствует бо­лее глубокому пониманию материала, усвоению знаний. Он позволяет более полно осуществлять связь с жизнью, с буду­щей практической деятельностью учащихся.

Ученический эксперимент значительно более сложный по сравнению с другими методами самостоятельной работы, поэтому при его использовании ученики тратят больше времени и сил. Он всегда связан с наблюдением, но имеет свои качественные отличия.

Ученический эксперимент разделяют на лабораторные опыты и практические занятия. Они различаются по ди­дактической цели. Цель лабораторных опытов — приобре­тение новых знаний, изучение нового материала. Практи­ческие занятия обычно проводятся в конце изучения темы и служат для закрепления и совершенствования, конкре­тизации знаний, формирования практических умений, со­вершенствования уже имеющихся умений и навыков уча­щихся.

Выполнение ученического эксперимента с точки зрения процесса учения должно проходить по следующим этапам:

1.     осознание цели опыта;

2.     изучение веществ;

3.     сборка или использование готового прибора;

4.     выполнение опыта;

5.     анализ результатов и выводы;

6.     объяснение полученных результатов и составление химических уравнений;

7.     составление отчета.

Ученик должен понимать, для чего он делает опыт и что он должен сделать, чтобы решить поставленную перед ним про­блему. Он изучает вещества органолептически или с помо­щью приборов или индикаторов, рассматривает детали прибора или сам прибор. Выполнение опыта требует владения приёмами и манипуляциями, умения наблюдать и замечать особенности хода процесса, отличать важные изменения от несущественных.

После анализа работы, который учащийся должен сделать самостоятельно, он делает вывод на основе соответствующей теоретической концепции. От­чет учащиеся составляют немедленно после выпол­нения опыта. Он учит краткому и точному формулированию мысли, правильной записи. Их оформляют в специальных тетрадях.

Например:

Для формирования экспериментальных умений и навыков предлагается эксперимент по теме

«Получение и свойства водорода».

8 класс.

Задания:

1.     Получите и соберите водород способом вытеснения воздуха.

2.     Изучите продукты взаимодействия цинка с соляной кислотой.  

3.     Изучите взаимодействие водорода с оксидом меди(II).  

4.     Составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу.

5.     Ответьте на вопросы.

Выполнение заданий.

1.     Соберите прибор, как показано на рис.1.

2.     Проверьте его на герметичность. Положите в пробирку 2 гранулы цинка и прилейте 3мл.р-ра соляной кислоты.

3.     Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

4.     Испытайте выделяющийся водород на чистоту. Для этого наденьте на газоотводную трубку пробирку вверх дном. (Почему?) Через 10 сек. снимите пробирку и сразу закройте ее отверстие большим пальцем. (Для чего)? Поднесите пробирку к пламени спиртовки. По звуку загорающегося водорода определите степень его чистоты. Какая произошла реакция?

5.     Возьмите стеклянной палочкой из пробирки несколько капель полученного после реакции цинка с соляной кислотой раствора и перенесите его на стеклянную пластинку. Держа пластинку тигельными щипцами над пламенем, упарьте раствор. Что осталось на стекле? Какое это вещество? Что вы наблюдаете?

6.     В сухую пробирку поместите немного оксида меди (II).Наденьте пробирку на газоотводную трубку прибора для получения водорода. Дно пробирки должно быть чуть выше отверстия.

7.     Нагрейте пробирку с оксидом меди(II ) Что вы наблюдаете? Какие изменения происходят с оксидом меди(II)?

8.     После изменений с оксидом меди нагревание прекратите.

9.     Заполните таблицу.

Опыт

Наблюдения

Уравнения химических реакций. Выводы.

Получение водорода

При . взаимодействии цинка с соляной кислотой образуются… и  ….

Zn+HCI->ZnCI2+…

Заполнение водородом пробирки способом вытеснения воздуха

Водород собирают в пробирку, расположенную дном.

Водород ( тяжелее, легче) воздуха.

Проверка водорода на чистоту.

Раздался звук…

H2+O2-->

Выпаривание раствора образовавшегося.

При выпаривании образуются… (кристаллы, газ)… цвета.

При взаимодействии цинка с соляной кислотой образуется соль и выделяется…. 

Взаимодействие водорода с оксидом меди.

Реакция протекает при.., На стенках пробирки образуются капельки….Оксид меди (II)- вещество… цвета превратилось в вещество… цвета.

CuO+H2-->…+H2O

Водород… (окислитель, восстановитель). При взаимодействии оксида меди с водородом образуется … и ….

Вопросы для самоконтроля.

1.     Перечислите физические и химические явления, происходящие в данной работе.

2.     Почему водород можно собирать вытеснением воздуха?

3.     Зачем водород проверяют на чистоту?

4.     Какие вещества были взяты для реакции?

5.     Каким способом была выделена соль?

 

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы, творческие работы.

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к  мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике. Систематически выполняя разного рода задания, учащиеся активно включаются в учебный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. http://uchebnik.biz/book/180-pedagogicheskaya-psixologiya/44--1-obshhaya-xarakteristika-samostoyatelnoj-raboty.html
  2. Абросимов А.Г. Современные информационные технологии в организации самостоятельной и неаудиторной ра- боты студентов вузов // Журнал «Вестник РУДН». 2004. № 1. С. 56. 2. 3.Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие – Ростов-на-Дону: Фе- никс, 2002. – 544 с. 3.
  3. Гончарук Н.П. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений студентов//Вестник Казан- ского технологического университета. 2006. № 6. С. 217–221.
  4. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. – 161 с.
  5. Тупикин Е.И., Скурко О.В. Особенности организации самостоятельной работы обучающихся в интегриро- ванных колледжах. Сб. Инновационные процессы в области химико-педагогического и естественнонаучного образования, Оренбург, Изд-во ОГПУ, 2009, т. 1, с. 88.
  6. Тупикин Е.И. Общеобразовательная химическая подготовка учащихся в учреждениях начального профессионального образования. – М., Изд. центр АПО, 2002, с. 12.
  7. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – № 1 (39). – С. 112-125.
  8. Морозова Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Н. В. Морозова // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 102-104.
  9. Меркулова У. В. Формы, методы и средства самостоятельной работы на уроках информатики [Текст] / У. В. Меркулова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 91-94.

 

 

 

 

 

 


 

Организация самостоятельной работы на уроках химии

Организация самостоятельной работы на уроках химии

Самостоятельная работа учеников - один из видов учебных занятий

Самостоятельная работа учеников - один из видов учебных занятий

Одно и то же задание в зависимости от того, в каком звене учебного процесса оно предлагается учащимся, может служить разным целям

Одно и то же задание в зависимости от того, в каком звене учебного процесса оно предлагается учащимся, может служить разным целям

В данном задании необходимо подобрать те вещества, которые будут реагировать с образованием указанного продукта, вспомнить условия реакций и правильно написать химические уравнения

В данном задании необходимо подобрать те вещества, которые будут реагировать с образованием указанного продукта, вспомнить условия реакций и правильно написать химические уравнения

Возможны случаи, когда групповая работа организуется не со всеми учащимися класса, лишь часть из них образует звенья

Возможны случаи, когда групповая работа организуется не со всеми учащимися класса, лишь часть из них образует звенья

Ag + + Cl - = AgCl ↓ 2. Допишите сокращенное ионное уравнение реакции:

Ag + + Cl - = AgCl ↓ 2. Допишите сокращенное ионное уравнение реакции:

А как быть, если основание не растворяется в воде и поэтому цвет индикатора не меняется?

А как быть, если основание не растворяется в воде и поэтому цвет индикатора не меняется?

Ученик должен понимать, для чего он делает опыт и что он должен сделать, чтобы решить поставленную перед ним про­блему

Ученик должен понимать, для чего он делает опыт и что он должен сделать, чтобы решить поставленную перед ним про­блему

Возьмите стеклянной палочкой из пробирки несколько капель полученного после реакции цинка с соляной кислотой раствора и перенесите его на стеклянную пластинку

Возьмите стеклянной палочкой из пробирки несколько капель полученного после реакции цинка с соляной кислотой раствора и перенесите его на стеклянную пластинку

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами

Тупикин Е.И. Общеобразовательная химическая подготовка учащихся в учреждениях начального профессионального образования

Тупикин Е.И. Общеобразовательная химическая подготовка учащихся в учреждениях начального профессионального образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017