Организация самостоятельной работы на уроках информатики.
Оценка 4.8
Семинары
docx
информатика
Взрослым
19.05.2019
Отбирая материал для курса по изучению компьютерных технологий, учитывается одна из основных целей обучения – школьник должен не только научиться выполнять избранные операции в избранных приложениях, но и овладеть умением самостоятельно отыскать и освоить незнакомую программу или приложение, знание которых ему потребуются на его жизненном пути.
Организация самост работы.docx
Организация самостоятельной работы на уроках информатики.
Индивидуализация обучения при изучении компьютерных технологий.
Учитель информатики, как и любой другой предметник, в своей педагогической
деятельности вынужден решать самые разнообразные проблемы. Но именно
преподаватель информатики сталкивается с максимальным разбросом знаний, умений и
навыков учащихся по своему предмету в рамках одного класса. Причины этого
понятны.
Вопервых, те ученики, у которых дома есть компьютер, обычно на порядок выше по
уровню знаний и умений, чем ученики, не имеющие возможности пользоваться
компьютером в домашних условиях.
Вовторых, компьютер позволяет учащимся заниматься творческой деятельностью. Но
для этого школьники должны иметь доступ к компьютеру, отсутствие такой
возможности очень сильно снижает творческий потенциал ученика.
Проблемы, связанные с разным уровнем знаний и умений учащихся, чаще всего решаю
использованием «технологии дифференциации по уровню». При изучении одного из
блоков компьютерных технологий («Текстовый редактор»), поступаю следующим
образом:
После необходимой теоретической подготовки, ученики приступают к
самостоятельной практической работе на ПК. Ученикам предлагается сборник
практических работ. В этот сборник включены:
1. Практические работы обучающего характера – выполняя их, ученики
знакомятся с новыми возможностями изучаемого приложения, действуя по
алгоритму, подробно описывающему порядок выполнения задания. Эти работы
содержат, так же, и весь необходимый теоретический материал.
2. Практические работы тренировочного характера – они содержат краткий
алгоритм или подсказку, которые помогают ученикам выполнить задание. Если
предлагаемая задача аналогична уже разобранной, то или подсказки она не
содержит.
3. Практические работы творческого характера – выполняя их, ученики
основываются на умениях и навыках, полученных на предыдущих занятиях для
решения новых нестандартных задач, а также вынуждены самостоятельно
освоить новую функцию или возможность изучаемого приложения.
Задания первого уровня оцениваются на «3», второго – на «4», третьего – на «5».
1 Ученик сам выбирает, на каком уровне ему остановиться и получает соответствующую
оценку.
Таким образом:
Слабые ученики получают возможность испытать «ситуацию успеха», выполняя
только задания репродуктивного уровня. Причем, этот ученик может
попытаться выполнить задания и более высокого уровня, но в случае неудачи –
работа не оценивается.
Более сильные ученики получают возможность быстрее и глубже развивать свои
умения и навыки, реализовать свой творческий потенциал.
Но иногда, ученики с заниженной самооценкой просто боятся заданий более высокого
уровня. Задача меня, как учителя – стимулировать и направлять таких учеников.
Предлагаю им выполнить работу более высокого уровня во внеурочное время, когда у
ученика исчезает страх перед учителем – за оценку и перед одноклассниками –
опозориться.
Кабинет информатики в нашей школе, как правило, открыт до 16 часов, и любой
ученик может прийти и свободно выполнить любую работу. Этой возможностью
иногда пользуются учащиеся:
Не сумевшие справиться с работой на уроке (не хватило времени или знаний).
Пропустившие по какойлибо причине урок информатики.
Желающие продвинуться дальше и попытаться выполнить задания более
высокого уровня.
Желающие использовать компьютер для изучения других предметов (набор и
распечатка рефератов, обучающие или справочные программы, тренажеры и т.
д.).
Желающие самостоятельно освоить новые возможности компьютерных
технологий или программирования.
Таким образом, частично восполняется отсутствие компьютеров у учащихся дома,
создается психологически благоприятная обстановка, учитываются индивидуальные
особенности учащегося.
Перед каждым учителем непременно возникают проблемы: как обеспечить успешность
каждого учащегося в обучении, каким образом обеспечить не механическое усвоение
2 суммы знаний, а приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального
опыта.
Ответом может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, а значит
учета индивидуальных особенностей ребенка при выборе форм контроля
приобретенных знаний, умений и навыков.
Учащийся сам, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей,
определяет личную «траекторию» своего развития.
Задачей же педагогов при осуществлении данного подхода в обучении становится
создание таких психологопедагогических условий, которые обеспечивали бы активное
стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе
самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень заданий, не
соответствующих его возможностям, то учитель должен стимулировать работу ученика
так, чтобы он стремился к более высокому уровню.
Выбрав по своим желаниям и возможностям уровень выполнения заданий, ученик
может их выполнять как на уроке, так и во внеурочное время. Поэтому учителю не
рекомендуется заставлять ученика сдавать материал, если тот не изъявил на это
желания.
Программой не ставится задача освоения школьниками всех программных средств,
используемых на ПК. Последнее просто не представляется возможным в рамках
отводимых учебных часов, да и не является целесообразным, учитывая все
многообразие таких программ. Гораздо важнее показать школьникам основные
преимущества, предоставляемые ЭВМ человеку, которые и определяют широту
распространения средств вычислительной техники.
Отбирая материал для курса по изучению компьютерных технологий, учитывается одна
из основных целей обучения – школьник должен не только научиться выполнять
избранные операции в избранных приложениях, но и овладеть умением самостоятельно
отыскать и освоить незнакомую программу или приложение, знание которых ему
потребуются на его жизненном пути.
3
Организация самостоятельной работы на уроках информатики.
Организация самостоятельной работы на уроках информатики.
Организация самостоятельной работы на уроках информатики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.