Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС
Оценка 4.6

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
математика
Взрослым
28.02.2018
Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС
Материал представлен в виде реферата. В реферате даны определения современного урока, собранные из разных источников. Рассмотрены требования, предъявляемые к современному уроку, его отличия от традиционного урока. Представлена информация по организации современного урока из опыта работы учителя на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС.Реферат на тему " Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС".
Реферат Зобова.docx
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Калуги Содержание. 1. Введение 2. Требования к современному уроку. 3. Чем отличается современный урок от традиционного урока. 4. Из опыта работы. 5. Заключение. Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,                             мы украдем у детей завтра.  Джон Дьюи Введение. Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является   предметом   многочисленных   дискуссий.   Современный   этап   общественного развития   предъявляет   новые   требования   к   школьному   образованию.   Изменяются приоритеты   и   акценты,   образование   становится   направленным   на   формирование   у учащихся качеств и умений, которые в дальнейшем помогут им самостоятельно добывать знания, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешными   в жизни. Так какой же он, современный урок? Мы провели опрос  старшеклассников нашей школы. Вот что они говорят: «Современный урок математики должен в первую очередь  увлекать, включать интересные познавательные видео,   электронные   тесты   на   нетбуках,   тесты   через   систему   голосования,   работу   с моделями   геометрических     фигур.   На   уроке   важно   взаимодействие   дуэта   «учитель   – ученик». На уроке математики важно решать задачи, которые готовят нас к жизни. Учитель должен учитывать настроение ребенка, чтобы было комфортно работать».  Опираясь на мнения учащихся, и планируя  уроки,  задаем себе тот же вопрос: « Так какой же он, современный урок?». Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Актуальный – значит  существенный для настоящего времени, учитывающий интересы ребенка, его родителей, государства.  Современный   урок   ­   это   деятельностный   урок,   на   котором   осуществляется   системно­ деятельностный   подход,  цель   которого  заключается  в   развитии   личности  учащегося  на основе освоения универсальных способов деятельности. Именно деятельность, а не просто совокупность некоторых знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Современный   урок     ­   это   пространство   для   развития   личности,   её   познавательных   и созидательных способностей. Современному   обществу   нужны   образованные,   нравственные,   предприимчивые   люди, которые могут: •        анализировать свои действия; •        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;  •        отличаться мобильностью; •        быть способны к сотрудничеству; •          обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально­экономическое процветание. Современный   урок   должен   обеспечить   развитие   качеств,   отвечающих   требованиям современного  общества,  позволить  ребенку  активно  войти  во  взрослую жизнь.  Сегодня наиболее   существенное   влияние   на   урок   оказывает   новое     содержание   образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные   цифровые   образовательные   ресурсы   и   интерактивное   оборудование,   что позволяет делать урок более интересным, ярким, насыщенным. Изменились формы и   методы   обучения,   они   стали   более   активными.   Произошел   переход   от   традиционной формы изложения материала к организации самостоятельной деятельности учащихся через создание   проблемы   и   поиска   путей   её   решения,   через   вовлечение   в   проектную   и исследовательскую деятельность. Современный урок нельзя представить без современных образовательных   технологий,   способствующих   развитию   личности   с   учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.  Меняется   и   сама   позиция   учителя.   Учитель   сотрудничает   с   учащимися,   направляет, координирует их действия. Учитель не является единственным источником правильных знаний, а его мнение существует наряду с мнениями учащихся. Требования к современному уроку: •     хорошо   организованный   урок   в   хорошо   оборудованном   кабинете   должен   иметь хорошее начало и хорошее окончание; •     учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, должны быть четко сформулированы тема, цель, задачи урока; •     урок   должен   быть   проблемным   и   развивающим:   учитель   сам   нацеливается   на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; •       учитель  организует проблемные  и  поисковые  ситуации,  активизирует   деятельность учащихся; •    вывод делают сами учащиеся; •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; •    времясбережение и здоровьесбережение; •    в центре внимания урока ­ дети; •    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; •     умение демонстрировать методическое искусство учителя; •    планирование обратной связи; •     урок должен быть добрым. Чем современный урок отличается от традиционного урока. Виды деятельности Традиционный урок Урок современного типа Объявление урока   темы Учитель сообщает учащимся Учитель   подводит   к   новой теме,   ставит   проблему. Учащиеся  формулируют тему, учитель корректирует формулировку   Сообщение   целей   и задач Учитель   формулирует   и сообщает   учащимся,   чему должны научиться Формируют   сами   учащиеся, определив   границу   знаний   и незнаний Планирование Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Учитель   сообщает   учащимся, какую   работу   они   должны выполнить, чтобы достичь цели   Планирование способов   определенной цели учащимися достижения Под   руководством   учителя учащиеся   выполняют   ряд практических   задач   (чаще   фронтальный применяется метод   организации деятельности)   Учитель осуществляет контроль   за   выполнением учащимися практической работы     Учащиеся учебные намеченному плану   осуществляют по действия     Учащиеся осуществляют контроль,   применяя   формы самоконтроля и взаимоконтроля   Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию     формулируют Учащиеся затруднения   и   осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель   осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке     дают   оценку Учащиеся   деятельности её результатам   (самооценивание, оценивание     результатов деятельности товарищей) по   Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание   объявляет Учитель и комментирует (чаще – задание одно для всех)   Учащиеся   могут   выбирать задания   из   предложенных учителем учётом индивидуальных возможностей с Из опыта работы. Мотивирование   к   учебной   деятельности   осуществляется   через   включение   учащихся   в поисковую   и   исследовательскую   деятельность.   Учитель   создает   условия   для возникновения внутренней потребности в изучении материала. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное   действие   может   стать   основой   формирования   в   будущем   его самостоятельности.   Значит,   образовательная   задача   состоит   в   организации   условий, побуждающих к действию учащихся.   но   и   обсуждению. Тема   урока   ­   это   главный   предмет   излагаемых   знаний,   то,   что   подлежит   не   только изучению,   Тема   предполагает   и   постановку   проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Современный урок предполагает, что тема должна быть сформулирована самими учащимися. Успешность   урока   во   многом   зависит   от   грамотно     созданной     проблемной   ситуации, которая   помогает   учащимся   самостоятельно   сформулировать   тему,   цели,   задачи   и спланировать деятельность на уроке. Примеры  проблемной ситуации.  1).  Урок математики в 10 классе. Тема урока «Логарифмическая функция» Даны функции : у = 2х, у = 3х – 5, у = 0,3 х, у = 0,5х, у = /х/, у = х2 – 2х + 1, у = х3,  у = log2 x, у = log0,5x Разделите   данные   функции   на   три   группы   (по   монотонности).   Затруднения   вызывают последние две функции.  Предположите тему урока (Логарифмическая функция). Сформулируйте цель урока (Изучение логарифмической функции). Какие задачи нужно решить на уроке для достижения данной цели? 1. Дать определение логарифмической функции.  2. Сформулировать свойства функции.  3. Построить график функции. различия   (рациональные   выражения;   рациональные   выражения 2). Урок математики  в 10 классе, базовый курс, тема «Рациональные уравнения». Можно предложить распределить  в две группы математические предложения.  Дети работают в тетрадях. Проверку выполняем с помощью   интерактивной доски: (перетаскивая, распределяем в группы)  Глядя на группы из математических предложений,   выявляем   сходства   (присутствуют рациональные выражения). Предлагаем   найти   соединены знаком равенства, т.е. получили уравнения) Вопрос: как бы вы назвали такие уравнения? Дети отвечают (Рациональные уравнения). Почему?  Дети   предполагают­отвечают.   Сверяют   предполагаемое   с   определением   в   учебнике. Убеждаются в своей правоте. Вопрос: с какими выражениями работали на предыдущих уроках? Дети отвечают ( с рациональными выражениями) Чем могли бы заняться на  данном уроке? Отвечая на вопрос, дети формулируют тему урока «Рациональные уравнения».   Далее предлагаю № 2.44(устно)                                                   Примеры1­3,п.2.6                               (С.М.Никольский)    → задачи урока: (Задачи: 1. Повторить : корень уравнения;                                          что значит решить уравнение;                                           равносильные уравнения;                                           свойства равенств                2. Решать уравнения вида:   ; )(  хА 0 )( хВ                                                            А(х)•В(х)=0; . )( хА ( ХВ )  )( хС )( хД Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи. Подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного, и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе. Для примера рассмотрим несколько заданий: на традиционном уроке математики предлагают высчитать площадь прямоугольника, на современном же уроке задание может выглядеть так: Дан план комнаты и размеры напольных покрытий. Определите, какой из предложенных покрытий полностью закроет пол. Выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы. Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Рекомендуем такие приёмы как - интересный факт, неожиданное открытие, Школьников необходимо учить самостоятельно, находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде, конспекта, схем, тезисов, сложного плана. Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность). Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей. Значимым этапом урока является рефлексия. Рефлексия – анализ своих действий.   Например. 1.Как я шел к достижению поставленной цели? Все ли что я делал на уроке привело к запланированному результату?   2. На сегодняшнем уроке мне было   (легко, обычно, трудно) Новый материал я … (усвоил и могу применить, усвоил и затрудняюсь применить, не усвоил) Моя самооценка за урок …  После   работы   на   уроке   возникло  желание  решить   задачи   домашней   работы 3. самостоятельно?           Наиболее   эффективна   на   третьей   ступени   обучения   проектно­исследовательская деятельность,   позволяющая   перейти   к   активному   обучению   на   уроке   и   во   внеурочное время.   Занятия   выходят   на   уровень   практических  действий   учащихся,   затрагивая   их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация. Учитель занимает позицию сотрудничества с учащимися. Усиливается индивидуальная ответственность учащегося за конкретную работу, так как каждый должен представить результаты своей деятельности. В процессе проектно­исследовательской деятельности реализуются этапы, характерные для исследований   в   научной   сфере:   постановка   проблемы,   изучение   теории,   выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Суть проектно­исследовательской деятельности при обучении математике в том, что его участники   реально   моделируют   процесс   научного   поиска.  Наиболее   эффективными считаю: исследование на уроке (мини – исследования, решение исследовательских задач), исследование в домашнем задании, проект по теме, проект долгосрочный (индивидуальный или   групповой),   исследовательские   работы,   представляемые   на   научно­практических конференциях учащихся.  Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности.          Первый уровень (5­6 классы). Учащиеся выполняют проект в рамках  урочной и внеклассной   работы   по   предмету   под   непосредственным   руководством   учителя   на конкретном математическом или историческом материале.  Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок, носит исторический информационный характер.  Второй уровень  (7­9 классы). Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Тема проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника.  Роль учителя состоит в том, чтобы помочь   собрать   информацию   по   теме,   объяснить,   какими   источниками   можно пользоваться,   вместе   с   учащимися   поработать   с   одним   из   источников,   показывая,   как работать   с   информацией   и   составлять   план   своего   проекта.  Растет   уровень самостоятельности   учащихся   в   реализации   всех   этапов   проекта.   Создается   продукт (презентация,   наглядные   пособия,   дидактический   материал),   который   ребята   сами представляют на уроке обобщения, систематизации знаний.  Третий уровень (10­11 классы).  Учащиеся выполняют проектно­исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка   информации,   согласование   и   консультирование   в   группе,   создание   продукта деятельности   и   его   представление.   На   этом   этапе   определяются   учащиеся,   способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работы по математике или в   другой   области   знаний.   Некоторые   из   предлагаемых   тем   проектов:   «Правильные многогранники», «Сечения в многогранниках», «Экономические задачи в школьном курсе», «ТРИЗ»,   «Выгодные   кредиты   для   физических   лиц»,   «Нестандартные   способы   решения задач»; биобиблиографический словарь «Великие математики» ­ долгосрочный проект на 7 лет,   включает     сведения   о   великих   ученых,   знакомство   с   которыми   происходит   при изучении школьного курса математики. Выполнение проектов второго  и третьего уровней выходят   за   рамки   одного   урочного   или   внеурочного   занятия.   Лучшие   проекты представляют на городских, всероссийских научно–практических конференциях учащихся.   Мини­проект   в   10   классе     «Создание   теста   по   теме   «   Преобразование графиков показательной функции»».  Проект рассчитан на один урок. Предварительно к данному уроку повторили темы «Преобразование графиков квадратичной функции», «Показательная функция». Работа в группах по обсужденному плану. В конце урока презентуют продукт. Тест 1 График какой из перечисленных функций изображен на рисунке: 1)  x y 3             ;  2) y x 3  ;1             3) y x 3  ;1             4) x   . 1 3  y 2. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке: 1)  x y 3             ;  2) y x 3  ;1             3) y x 3  ;1             4) y x   . 1 3  3. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке: 1)  x y 3             ;  2) y x 3  ;1             3) y x 3  ;1             4) y  x   . 1 3 4. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке: 1)  x y 3             ;  2) y x 3  ;1             3) y x 3  ;1             4) y  x   . 1 3 5. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке: 1)  y   1 3  x            ;  2) y  x   1 3  ;1             3) y  x 3 ;1             4) y  x 3 .1 6. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке: 1)  x y 3             ;  2) y x 3  ;1             3) y x 3  ;1             4) y x   . 1 3  7. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке: 1)  y   1 3  x            ;  2) y  x   1 3  ;1             3) y  x 3 ;1             4) y  x 3 .1 8. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке: 1)  y   1 3  x            ;  2) y  x   1 3  ;1             3) y  x 3 ;1             4) y  x 3 .1 9. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке: 1)  y   1 3  x  1 ;             2) y   1 3  x  1 ;             3) y x 3  ;1             4)   . x 1 3 y  10. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке: 1)  y   1 3  x  1 ;             2) y   1 3  x  1 ;             3) y x 3  ;1             4)   . x 1 3 y  11. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке: 1)  y   1 3  x  1 ;             2) y   1 3  x  1 ;             3) y x 3  ;1             4)   . x 1 3 y  Проектно­исследовательская   деятельность,   с   точки   зрения   учащихся,   –   это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои   возможности;   это   ­   деятельность,   позволяющая   проявить   себя,   попробовать   свои силы,   приложить   свои   знания,   принести   пользу   и   публично   показать   результат, самоутвердиться. Заключение. Таким образом, современный урок направлен: на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов; урок строится в рамках системно­деятельностного подхода; развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.                   Современный урок – это урок, на котором, даже самые неуверенные в себе ученики не боятся высказываться. «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» ­ часто проговариваем эту пословицу и этот приём помогает активизировать детей. Современный урок во многом зависит   от   личности   учителя.     Учитель   должен   быть   творческим,   грамотным   в   своей области, постоянно заниматься самообразованием. Тогда и ученики будут успешными и востребованными   в   современном   обществе.   И   учитель   услышит   в   свой   адрес   слова   А. Джумсана « Из всех профессий его – самая благородная, самая трудная и самая важная». Литература 1. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ “Школа 2100…”, 2002. – с.55­75. 2. Мельникова   Е.Л., //Школа   2100. Образовательная программа и пути её реализации.– Вып.3.­М.: Баласс, 1999. – с. 85­ 93   Технология   проблемного   обучения   3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: Образовательная система “Школа 2000...”. М.: “Школа 2000”, – 2007 – 298с.. 4. Петерсон   Л.Г.   Технология   деятельностного   метода   как   средство   реализации современных целей образования. М.: – 2008 – 6

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС

Организация современного урока математики на уровне СОО в соответствии с требованиями ФГОС