Организация воспитательной работы в начальной школе по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО (
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
16.02.2018
Одной из важнейших проблем современной педагогики является духовное развитие личности. Проблема духовного воспитания, воспитания духовно-нравственного здоровья личности – вопрос, постоянно требующий поиска и обновления, а воспитание человеческих качеств ребенка на основе богатой русской духовной традиции – приоритетная задача современной педагогической науки.
ПЕДСОВЕТ.doc
Белоусова Ирина Викторовна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 40 г. Беглгорода»
Организация воспитательной
работы в начальной школе по духовно
нравственному воспитанию в рамках
реализации ФГОС НОО
Из опыта работы
по духовно – нравственному воспитанию обучающихся. 2018г
Белоусова Ирина Викторовна
Организация воспитательной работы в начальной школе по духовно
нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО (Слайд 1)
«Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете,
надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг ко
другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем
изменить в лучшую сторону себя, и тогда мир вокруг нас станет светлее и
добрее. И чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и радостней
будет наше общество». Священник Алексей Мороз. (Слайд 2)
Одной из важнейших проблем современной педагогики является
духовное развитие личности. Проблема духовного воспитания, воспитания
духовнонравственного здоровья личности – вопрос, постоянно
требующий поиска и обновления, а воспитание человеческих качеств
ребенка на основе богатой русской духовной традиции – приоритетная
задача современной педагогической науки.
Восстановление и приумножение душевности и нравственнодуховной
силы является конституционной основой Русской школы, а значит, нашим
историческим призванием. (Слайд 3)
Мировоззрение современного ребенка формируется под мощным
влиянием средств массовой информации в условиях «информационного
бума». Незаметно под влиянием экрана совершаются духовные подмены. Все меньше сегодня настоящих детских игр, все чаще игра ребенка
заключается в подражании новомодному сериалу.
Новый информационный натиск средств массовой коммуникации,
каналы которые переполнены низкопробной продукцией массовой культуры и
агрессивной рекламой, порождают не только структурное переустройство
социально–экономического порядка, но и существенно воздействует на
духовный уклад общества, стимулируют процесс пересмотра многих идейно–
нравственных ценностей, производства и освоения новых духовных
ориентиров.
В этих условиях назрела необходимость поставить во главу угла
духовнонравственное воспитание подрастающего поколения. Именно с
духовнонравственным воспитанием связывают сегодня возможность
сохранения, как самой личности, так и всего общества. Слайд 4
В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания
гражданина России сказано, что «образованию отводится ключевая роль в
духовнонравственной консолидации российского общества, его сплочении
перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной
солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к
согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах,
в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее
системно, последовательно и глубоко духовнонравственное развитие и
воспитание личности происходит на этапе начального образования, где
развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Ребёнок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к
эмоциональноценностному, духовнонравственному развитию, гражданскому
воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период
жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической
устойчивостью.
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
методологической основой разработки и
гражданина России явилась
реализации федерального государственного образовательного стандарта
ПРОГРАММА ДУХОВНО
общего образования
НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
, в состав которого входит
СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Сформулирован современный национальный воспитательный
идеал
(Сла
йд 5),
Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Сформулирована основная педагогическая цель (Слайд 6)
Воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России.
Обратимся к определяющим основным направлениям духовно
нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования: (Слайд 7)
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания;
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного
образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями
образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и
развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший
школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к
усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить
нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания,
определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном
является формирование гуманистического отношения и
возрасте,
взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности
младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от
элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется
самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность
данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника
зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и
эмоциональном отклике детей.
Как уберечь детскую ранимую душу от воздействия экрана, как
остановить рост детской преступности, жестокости, эгоизма? Хочется
увидеть в современных дворах настоящие детские игры – салки, казаки –
разбойники, жмурки, лапту. Ведь все они вместе со считалками, страшилками,
закличками, песенками и другими формами детского фольклора – величайшего богатства нашей культуры – сохранялись на протяжении веков,
передаваясь из уст в уста. (Слайд 8)
Прежде всего, в ребенке надо разбудить потребность в духовном
развитии, дать ему возможность самореализоваться в творчестве; затем
вместе с ним осваивать источники духовного развития; способствовать
активному включению этих источников в систему духовных ценностей
каждого ученика и, в итоге, в полную силу развернуться духовные качества и
станут мощным фактором воспитания ребенка и смогут способствовать
воспитанию правильной системы ценностей. (Слайд 9)
Вовлечение младших школьников в деятельность, направленную на духовно
нравственное воспитание обогатило духовный мир ребенка, воодушевило
учителя на создание новых идей.
В результате осуществления подобного рода деятельности хочется
отметить укрепление связи семьи и школы, сохранение духовнонравственных
традиций семейного воспитания, снижение неблагоприятных социальных
показателей. (Слайд 10)
С большим интересом дети разучивают народные песни, игры, заклички,
пословицы, поговорки. Дети активно проявляют себя на уроках с
использованием этнографического компонента. Совместно с родителями
были изготовлены русские народные костюмы. Особый интерес у ребят
вызывает изучение православной культуры и краеведения. Открытые уроки,
классные часы, беседы, праздники, конкурсы с использованием национальных
и православных традиций русского народа способствуют укреплению
духовности и нравственности у младших школьников, воспитывают любовь к
своей Родине, развивают интерес к изучению богатой истории родного края.
Планируя свою работу, направленную на духовнонравственное
развитие ребенка, я включила много бесед, тематических классных часов,
уроков этики, уроков праздников, которые продолжают знакомить детей с культурой русского народа, с православием, с самобытной историей России.
При проведении подобного рода работы стараюсь особое внимание
уделять нравственному воспитанию детей, выработке у них таких качеств, как
любовь к ближнему, любовь к Родине, к Отечеству, сочувствие, сострадание.
Воспитательную работу стараюсь проводить в системе, как во
внеурочное время, так и на уроках.
В условиях реализации УМК «Школа России» на уроках чтения,
русского языка, окружающего мира, математики, труда и изо, при
изучении тем, которые тесно связаны с традициями русского народа, с
природой родного края, с фольклором и бытом русской старины, я
применяла как дополнительные материалы, так и индивидуально
разработанные приложения к урокам.
Стараюсь в системе воспитывать у детей чувство товарищества, чувство
терпимости,
взаимоподдержки,
доброты,
локтя,
взаимовыручки,
ответственности. (Слайд 11)
Первостепенной задачей считаю воспитание у детей гордости за свою
страну, свой родной город, бережное отношение к природе родного края, к
его самобытной истории.
В условиях реализации УМК «Школа России» на уроках чтения на
примере художественных произведений мы говорим о патриотизме, о любви к
Родине, к родному краю.
Интересует ребят славная история нашей Родины. Испытывая
неподдельный интерес, дети с удовольствием посетили музей воинской славы
нашей школы, где смогли ближе познакомиться с историей подвигов воинов
интернационалистов,
Отечественной войны,
смогли пообщаться с ветеранами Великой
узнали историю названия улицы. Огромное
впечатление на ребят произвело посещение музея диорамы «Курская битва».
Много различных эмоций, вопросов возникло у детей с посещением ветерана Великой Отечественной войны Жижуры Раисы Васильевны. Раиса
Васильевна много рассказывает детям о Великой Отечественной войне, о
подвигах, о воинской славе, о доблести нашего славного народа –
освободителя.
Вот строчки из сочинений учащихся моего класса…
«...Я каждый раз переживаю эту страшную войну вместе с Раисой
Васильевной. Переживаю и удивляюсь. Сколько мужества, храбрости и любви
к Родине у этой замечательной женщины».
Ирина Воробьева
«…Замечательные люди жили на нашей земле. Смелые, сильные,
храбрые воины. Хочется верить, что наше поколение сможет быть достойной
сменой славным ветеранам Великой Отечественной войны и не допустит
новой беды на нашей земле».
. Ваня Емельяненко
«…Я хочу быть офицером, как мой дедушка. Когда я вырасту, войн на
земле не будет. На всей земле будет МИР. Дети перестанут плакать. Будут
цвести сады. А я буду стоять на страже и охранять свою великую РОССИЮ.
У моей страны славное пошлое и великое будущее.
Дима Мельников (Слайд 12)
Работая над проблемой духовнонравственного воспитания, я заметила
неподдельный интерес со стороны моих учащихся. Дети стали больше читать,
расспрашивать о православных традициях, интересоваться историей русского
народа, Белгородской области.
Ребята с удовольствием занимаются поисковой деятельностью,
интересуются самобытной культурой и историей Родины, подбирают
материал, делают сообщения на уроках чтения и окружающего мира.
Особенно привлекла работа по изучению значения и толкования
русских имен, по сбору рецептов старинной русской кухни, подбор материалов к открытым урокам. (Слайд 13)
Дети с удовольствием ищут дополнительную литературу, работают со
словарями. Учащиеся знают православные праздники. Так в сентябре мы
провели праздник «Осенины», в декабре «Святки», «Русские посиделки», а в
январе с помощью родителей «Праздник Рождества Христова ».
Дети с интересом участвовали в проведении праздника «Сороки»:
выпекали жаворонков, учили заклички, песни, разучивали игры.
Незаменимую помощь и поддержку оказывают родители класса. Они
обновляли детские костюмы, продолжили совместную работу над оснащением
кабинета. Родители наши желанные гости. Они присутствуют на всех
мероприятиях. Наши родители наши помощники и союзники во всех
начинаниях.
Ценности семейного воспитания, традиции семьи, быт, родительская
любовь и колоссальная ответственность за каждого члена своей семьи находят
отражение в моей воспитательной работе.
В своем классе я проводила спортивный праздник «Папа, мама и я –
спортивная семья». Удивительная сплоченность, взаимовыручка, интерес, как
родителей, так и детей, восторг и радость царили на этом празднике.
(Слайд 14)
Огромное влияние на становление духовности и нравственности
личности ребенка оказывают беседы и классные часы, (Слайд 15)
Особую, значимую роль в воспитании подрастающего поколения имели
место подготовка, подбор материала и проведение классного часа «Чтобы
помнили». Ребята долго готовились, собирали сведения о своих погибших
родственниках, искали старые фотографии. Особое впечатление производило
то, что ребята были одеты в военную форму времен Великой Отечественной
войны. (Слайд 16) (Слайд 17)
Продолжая работу над проблемой духовнонравственного развития ребенка, я убедилась в том, что подобная творческая работа вызывает у детей особый
интерес.
Ребята вместе с учителем с интересом занимаются поиском
дополнительного материала к урокам и классным часам. Таким образом,
были проведены классные часы: «Настоящий друг», «Моя семья»,
«Вежливость», «Доброта», «Мой дом – наведу порядок в нем»,
« Традиции моей семьи» и др.
Научить детей любить, ценить, беречь и хранить то, что дарит нам
наша Земля, родная природа и народная мудрость помогают экскурсии.
В сентябре прошлого года мы с классом выезжали в поселок
Борисовка с посещением керамической фабрики, уникального храма с
мраморным иконостасом, музея «Сырный дом». Дети смогли прикоснуться и
наследия России, ближе
оценить духовную красоту православного
познакомиться с красотой родной природы, понаблюдать за изготовлением
сыра. Ребятам посчастливилось принять участие в этой интересной работе и
продегустировать сыр, приготовленный своими руками. (Слайд 18)
(Слайд 19) (Слайд20)
Нам удалось посетить удивительный по своей красоте и истории храм в
деревне Зимовеньки. Необыкновенная красота храма, уникальность творения
и создания произвели на детей и на взрослых сильное впечатление. Дети стали
чаще задумываться о своем внутреннем мире, о душевной чистоте и
милосердии. Все время нас сопровождал батюшка, он нам и поведал
интересную историю храма в Зимовеньках.
Сестры не отпустили нас без вкусного обеда, а батюшка благословил в
дорогу. Домой мы приехали, во многом изменив свои взгляды на жизнь. Я
уверена, что экскурсии подобного рода во многом решат проблему духовной
безопасности в семье, школе и обществе. (Слайд 21 Слайд 22)
Вовлечение учащихся в деятельность, направленную на духовно нравственное развитие ребенка, помогает мне учить детей наблюдать,
переживать, чувствовать, высказываться. Наши предки оставили нам
бесценное достояние, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться
наследием русской национальной культуры, но и беречь и хранить наши
вечные ценности. (Слайд 23)
Отслеживая диагностику уровня воспитанности учащихся надо
отметить, что с вовлечением детей в работу, направленную на духовно –
нравственное воспитание младших школьников увеличился положительный
рост учебного процесса. Улучшилось фактическое повседневное поведение,
дети стали терпимее относиться друг к другу. Стабилизировалась
эмоциональная реакция. Следует отметить, что деятельность, направленная на
духовно – нравственное воспитание разнообразила работу детей в классе,
сделала ее насыщенной, разнообразной, эмоционально окрашенной,
востребованной. (Слайд 24)
Подводя итог проделанной работе, направленной на духовно –
нравственное развитие ребенка, можно судить о благотворном влиянии
участия в подобного рода деятельности на положительную динамику роста и
развития эффективности учебновоспитательного процесса. (Слайд 25)
Духовно – нравственное здоровье личности, духовно – нравственное
воспитание младшего школьника – работа очень долгая, кропотливая,
деликатная, важная и ответственная. По своей значимости с духовно –
нравственным здоровьем можно сравнить, разве что, здоровье физическое.
Считаю, что совместными стараниями учащихся, родителей и учителей мы
достигли желаемых результатов. (Слайд 2630)
Организация воспитательной работы в начальной школе по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО (
Организация воспитательной работы в начальной школе по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО (
Организация воспитательной работы в начальной школе по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО (
Организация воспитательной работы в начальной школе по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО (
Организация воспитательной работы в начальной школе по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО (
Организация воспитательной работы в начальной школе по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО (
Организация воспитательной работы в начальной школе по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО (
Организация воспитательной работы в начальной школе по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО (
Организация воспитательной работы в начальной школе по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО (
Организация воспитательной работы в начальной школе по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО (
Организация воспитательной работы в начальной школе по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.