"Программа по пескотерапии"
Оценка 4.8

"Программа по пескотерапии"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
18.02.2018
"Программа по пескотерапии"
Одним из методов психокоррекции является игротерапия. Игры оказывают огромное влияние на развитие личности любого ребенка. Пескотерапия — одна из разновидностей игротерапии. Это рабочая программа педагога-психолога « Песочная терапия как средство коррекции и развития эмоциональной сферы у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Программа предназначена для детей имеющих интеллектуальные нарушения.
программа по пескотерапии.doc
Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области  «Качканарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Рассмотрено на заседании школьного  методического объединения  «              »____________20        г. Согласовано заместитель директора __________________ /_______________/ Утверждаю: приказ №      «            »______________20         г. Директор школы:                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА « Песочная терапия как средство коррекции и развития эмоциональной сферы  у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»                                                                                                                                                  Составитель: Макушина Ю.Н.                                                                                                                            педагог­психолог ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I.  Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: ­ ФГОС для умственно отсталых обучающихся; ­ Учебный план ОУ. II. Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учащихся начальной школы с 1­4 класс с  умеренной и тяжелой умственной отсталостью. для 1 сд. класса – 34 часа; для 2 сд. класса – 34 часа; для 3 сд.  класса – 34 часа; для 4 сд. класса – 34 часа; Продолжительность   занятий   15­20   минут.   Занятия   проводятся   с   учётом   возрастных   и   индивидуальных   особенностей обучающихся. Программа рассчитана на 1 год обучения.  III. Пояснительная записка. Одним из методов психокоррекции является игротерапия. Игры оказывают огромное влияние на развитие личности любого ребенка. Пескотерапия — одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга, о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой­либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии психологи используют при коррекции замкнутости, необщительности, фобиях, эмоциональных перегрузках,  психотравмах. Психопрофилактический и развивающий аспекты песочной терапии проявляются в постановке сказок, историй в песочнице.  Для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, раскрыть свои страхи и избавится от них, а также снять эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, природная и любимая деятельность. Игра ребенка, имеющего умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, имеет огромное значение, т.к. является ведущим видом деятельности. Игра с песком ­ это естественная и доступная для ребенка форма деятельности. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь  приходят игры с песком. Проигрывая  взволновавшие  его ситуации  с помощью  игрушечных фигурок, создавая  картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с  этим   специалисты   утверждают,   что   он   поглощает   негативную   психическую   энергию,   взаимодействие   с   ним   очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.  Важное значение работы с песком имеет развитие мелкой моторики у детей. Тактильная форма ощущений является у детей с ОВЗ очень значимой. Это одна из форм познания окружающего мира.   Игры   с   песком   разнообразны:   обучающие   игры   обеспечивают   процесс   обучения   чтению,   письму,   счету,   грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество. Радость   и   успех   необходимы   детям­инвалидам   гораздо   в   большей   степени,   чем   другим   воспитанникам,   поскольку достижения и продвижения даются несравнимо большими усилиями, и поддержать их может только чувство радости и удовлетворения.  Песочная   терапия   это   необычная   техника,   благодаря   которой   ребенок,   или   группа   детей   строят   собственный   мир   в миниатюре   из   песка   и   небольших   фигурок.   Они   с   удовольствием   используют   миниатюрные   фигуры   людей,   животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры дети могут смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыши выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании. Игра с песком предоставляет детям возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики. Важнейшая роль в организации песочной игротерапии отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Дети­ инвалиды   остро   чувствуют   интерес   к   себе,   к   своим   возможностям   и   достижениям,   поэтому   нужно   находить   такие педагогические   средства,   которые   позволяют   уделить   внимание   персонально   каждому,   осуществляя   при   этом   глубоко личностный подход. Разнообразие песочных игр открывает путь к индивидуальному подходу, и это оказывается важным педагогическим условием эффективности песочной терапии.  Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: ­ Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); ­ эпилепсия или шизофрения; ­ дети с очень высоким уровнем тревожности; ­ детям с аллергией на пыль и мелкие частицы; ­ кожные заболевания и порезы на руках. IV. Основные задачи программы: ­ развитие тактильно­кинетической чувствительности и мелкой моторики рук; ­ формирование у ребенка представлений об окружающем мире; ­ снятие эмоционального напряжения; ­ снижение агрессии и тревожности; ­ воспитание чувства успешности и уверенности в себе; ­   коррекция   самооценки,  преодоление   комплекса  «плохого   художника»,  с  помощью   композиций   из   песка   при   помощи готовых фигурок; ­ развитие зрительного восприятия, память, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии; ­ совершенствование зрительно­пространственной ориентировки, речевые возможности; IV. Предметно­пространственная среда. Для организации игр с песком требуется специальная предметно­пространственная среда:           ­ специальная парта­песочница, оборудованная экраном со светодиодной подсветкой, карманом для песка. Преимущество такой парты, что за ней могут заниматься сразу несколько детей.  Предметы, используемые в процессе создания песочных картин: ­ люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям; ­  наземные животные (домашние, дикие, доисторические); ­ летающие животные (дикие, домашние, доисторические); ­ обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы); ­ жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения); ­ домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола); ­ деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.); ­ транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастический; ­ объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки); ­  аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.); ­ естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, стеклышки и пр.); ­ фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки­оборотни; ­  злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок). V. Результативность  программы В результате работы на занятиях с песком обучающиеся, с интеллектуальной недостаточностью, должны научиться:      ­ Моделировать различные истории, сказки, с использованием мелких игрушек; ­ уметь контролировать свои  внутренние побуждения; ­ верить в свои силы; ­ устанавливать дружеский контакт с другими детьми в игре; В процессе реализации программы у детей должен снизиться уровень тревожности и агрессивности; должны развиться  моторные навыки, расширится кругозор и словарный запас.  III. Методы и средства оценки результативности программы. Влияние проведенных песочных игротерапевтических занятий на отношения между школьниками с нарушениями интеллекта возможно  проверить социометрическим исследованием. Отслеживание   уровня   благополучия   взаимоотношений   детей   (принятые,   популярные,   не   популярные,   отвергнутые)   в классном коллективе. ­ Методика эмоционально­цветовой аналогии А.Н.Лутошкина, предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния ребенка;   ­ Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния; ­   Рисуночный   тест   Дж.Бука   "Дом.   Дерево.Человек"   позволяет   выявить   степень   выраженности   незащищенности, тревожности,   недоверия   к   себе,   чувства   неполноценности,   враждебности,   конфликтности,   трудностей   в   общении, депрессивности.  IV. Список используемой литературы:  1. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под редА. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М., 1997. 2. Грабенко Т.М., Зинкевич­Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство­ Пресс, 2002. 3. Зинкевич­Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003. 4. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры­занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. ­ СПб.: 2008. 5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб..Речь, 2006. VI. Анализ эффективности песочной терапии в коррекции межличностных отношений умственно отсталых  школьников. В результате песочных игротерапевтических занятий детей, имеющих умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, наблюдается  повышение уровня благополучия взаимоотношений как в группе сверстников, так и в общении со взрослыми.  Статус «отверженных», «непринятых» в детском коллективе к концу учебного года не имеет ни один испытуемый. Коэффициент взаимности (KB) ­ индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих  в группе. В классах где проводились песочные игротерапевтические занятия, дети стали более сплоченные, не смотря на то,  что в группах наблюдаются несколько лидеров. Наладились достаточно тесные связи между членами группы. Дети стали замечать и выделять лучшие человеческие качества при выборе друзей и товарищей: «Я дружу с ним, потому,  что он веселый, добрый, честный». Повышенный уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе  межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Мотивация выборов в большинстве  случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные. Все это имеет огромное значение в развитии межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью, имеющих  грубые нарушения ЭВС. В дальнейшей работе психолог и педагоги не должны оставлять без внимания непопулярных детей. Необходимо выявить и  развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, чтобы улучшить их положение в системе  межличностных отношений. КАЛЕНДАРНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  (1­4 сд.класс) Раздел. Тема. Обследование детей. Входящая диагностика. Дата занятия часы 2 ч. 8 ч. Тема: Введение ребенка в песочную среду. Ознакомление с песком, правилами поведения в песочнице. Игра «Отпечатки наших рук» На ровной поверхности песка дети и психолог по очереди делают  отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно  Коррекционная направленность  Исследование психоэмоционального состояния детей. Учебно­методическое, материально­ техническое обеспечение Методики: ­ эмоционально­цветовой  аналогии А. Лутошкина; ­ Цветовой тест Люшера; ­ Рисуночный тест  Дж.Бука  "Дом. Дерево. Человек" Снижение психофизического напряжения. Развитие тактильных ощущений. Упражнения для развития мелкой моторики; Аудиозапись «Звуки  природы»; деревянный ящик с песком,  коллекция миниатюрных  фигурок. Пальчиковая гимнастика. «Носик». «Здравствуйте ручки». «Червячки». «Паучок». «Рыбки»». «Апельсин». «Чашка». «У кошечки». «Маленькая мышка». «Зайка». «Похлопаем в ладоши». «Мои вещи». «Поросята». «Капуста». «Обезьянки» и т.д. задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим  ощущениям. Упражнения: ­  «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя  зигзагообразные и круговые движения, ­  выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, ­  «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них  свои следы, ­  создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук,  ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности  песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего  мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.), ­  «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем  поочередно правой и левой рукой, после ­ одновременно (сначала  только указательным, потом ­ средним, затем ­ безымянным,  большим, и наконец ­ мизинчиком). Игра « Волшебная поляна».  Дети строят в песке вымышленную ими страну. Игра «Что же спрятано в песке?» Игра «Отгадай загадку» Детям читают загадки и просят их отгадать, но ответ не просто  сказать вслух, а найти его в песке Игра «Узоры на песке» Игра «Песочные строители» Игра «Мы создаем мир» Построение в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ  ­ город, деревня, лес, река, озеро, остров. Игра «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели» Игра «Второй урок волшебства: море, река, озеро и их  обитатели»  Игра «Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы».  Игра «Четвертый урок волшебства: деревня и его жители» Игра « Космическое путешествие» Игра « Большой дом» 7 ч. 8 ч. Тема: «Знакомство с мокрым песком» Игра «Свойство мокрого песка» Игра « Сказочный город» Игра « Нападение пиратов» Игра «Морское путешествие»  Игра «На дне морском» Игра «Волшебный остров» Игра «Загадочные обитатели океанов» Тема: «Путешествие в сказку» Игра «Отгадай загадку» Игра « Выбери правильно фигурки» Психолог читает детям сказку и по ходу прочтения и появления в  сказке героев, начинает их выставлять в песочнице, затем просит детей  самостоятельно из предложенного набора сказочных фигурок  продолжать выставление их в песочнице. Игра « Нарисуйте сказку» Игра «Чудная полянка» Игра «Времена года» Игра « Построй волшебную страну» Игра « Угадай, чей след» Тема: « Наше творчество» Снижение психофизического напряжения, усталости. Развитие тактильных ощущений. Упражнения для  релаксации (расслабление мышц) Упражнение «Сосулька» Упражнение «Шалтай­Болтай» Этюд «Котята» Этюд «Что слышно?» Этюд «Скучно, скучно так  сидеть» и т.д. Развитие воображения, речи, развитие коммуникативных навыков, межличностных отношений. Упражнения для коррекции речи: «Скажи наоборот» «Составь новые слова» «Составь предложение» и т.д. Аудиозаписи «Звуки окружающего мира»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода. Деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок, Реализации творческого , потенциала, развитие коммуникативных навыков, развитие межличностных отношений в группе. 7 ч. Игра « Маленькие картины» Рисование различных картин на песке. Деревянный ящик с Игра «Страна настроения» Игра « Подарок для товарищей» Игра «Большая семья» Игра « Дружный зоопарк» Просто свободное творчество детей. 2 ч. Обследование детей. Итоговая диагностика. Исследование психоэмоционального состояния детей. песком, коллекция миниатюрных фигурок Методики: ­ эмоционально­цветовой  аналогии А. Лутошкина; ­ Цветовой тест Люшера; ­ Рисуночный тест  Дж.Бука  "Дом. Дерево. Человек"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"

"Программа по пескотерапии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018