Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»
Оценка 5

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
18.02.2018
Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»
Цель проекта: решение задач сенсорной интеграции обучающихся с РАС. Сенсорная интеграция - процесс, во время которого нервная система ребенка получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы ребенком в целенаправленной деятельности. В проекте участвует конкретный ребенок, обучающийся в учебном учреждении.
Проект по сенсорному развитию РАС.doc
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Качканарская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Педагогический проект на тему: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»                                                                  Разработан учителем Макушиной Ю.Н. г. Качканар                                              2017­2018 учебный год Введение Сенсорное   развитие   ребенка   ­   это   развитие   восприятия   и   формирование представлений   о   внешних   свойствах   предметов:   их   форме,   цвете,   величине, положении в пространстве, а также  запахе,  вкусе. С восприятия предметов  и явлений   окружающего   мира   начинается   познание   ­   сенсорные   способности составляют фундамент умственного развития. Нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей   развития   детей   с   расстройством   аутистического   спектра.   Все сведения   об   окружающем   мире   и   о   себе   самом   человек   получает   в   форме зрительных,   слуховых,   двигательных,   кожных,   вкусовых,   обонятельных ощущений   и   восприятий.  Однако   восприятие   не   сводится   к   сумме   отдельных ощущений,   формирование   целостного   образа   предметов   –   результат   сложного взаимодействия   ощущений   и   уже   имеющихся   в   коре   головного   мозга   следов прошлых восприятий. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное»   поведение   ребенка   с   расстройством   аутистического   спектра: стереотипии,   ритуалы,   самостимуляции,   аутоагрессия,   эхолалия.   С   помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно­травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире. Цель проекта: решение задач сенсорной интеграции обучающихся с РАС Сенсорная  интеграция  ­  процесс,  во  время которого  нервная система ребенка получает   информацию   от   рецепторов   всех   чувств   (осязание,   вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует   их   и   интерпретирует   так,   чтобы   они   могли   быть   использованы ребенком в целенаправленной деятельности. Задачи проекта: ­ формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; ­   формирование   способности   эстетически   воспринимать   окружающий   мир   во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); ­ совершенствование сенсорно­перцептивной деятельности; Основные этапы реализации проекта: ­  1 этап: диагностика,  оценка уровня сформированности сенсорных эталонов у обучающихся с РАС; ­ 2   этап: пополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей с РАС; ­ 3 этап: определение уровня результатов работы с дидактическими играми. Ожидаемые результаты: ­ Повышение уровня сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов, расширение чувственного опыта детей с РАС, с помощью дидактических игр. Гипотеза: Если   будет   подобран   комплекс   дидактических   игр   и   созданы   условия   для эффективного их использования, то сенсорная интеграция детей с РАС будет успешной.      2016­2017 учебный год Сроки проекта:   Участники   проекта: обучающиеся,   имеющие   расстройства   аутистического спектра Необходимые материалы: дидактические игры. Обеспечение проекта Психолого – педагогическое: 1. Учёт индивидуальных особенностей обучающейся. 2. Психолого – педагогическая диагностика. Диагностика   проводится   в   контексте   различных   видов   деятельности применительно к сенсорному содержанию:  развитие   моторики   и зрительно­моторных   координаций (манипуляции   с ­ мелкими   предметами,   разрезание   бумаги   ножницами,   нанизывание   бусин   на нитку, завинчивание крышки, пальчиковые пробы и др.); ­  слуховое восприятие (различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение); ­ восприятие формы, величины, цвета(узнавание и называние основных сенсорных эталонов); ­ предметов различного качества). Используемые   педагогом­психологом   методические   приемы   должны   быть   по возможности   краткими,   удобными   для   быстрого   выявления   сенсорного недоразвития ребенка.  тактильно­двигательные   ощущения (определение   на   ощупь   поверхностей Материально – техническое: Специальные   дидактические   игры   и   упражнения   по   сенсорному   развитию, направленные на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий. ­  технические   средства:   компьютер,   принтер   для   распечатывания   сюжетных сказочных картин, аудио и видео записи сказок; ­   функционально   ориентированные   игрушки   и   пособия   для   развития сенсомоторных   функций   (строительные   конструкторы   с   комплектом   цветных деталей,   раскладные   пирамидки,  плоские   и   объёмные   геометрические   фигуры разной   величины,   полоски   цветного   картона   разной   длины   и   ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.); ­   пальчиковые   игрушки,   куклы   бибабо,   игровые   ширмы,   различные   мягкие игрушки; ­   специальная   парта­песочница,   оборудованная   экраном   со   светодиодной подсветкой, карманом для песка. естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, стеклышки и пр.); ­ игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, бусинки, палочки, мелкий конструктор, пирамидки различной величины, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.); ­ оборудование для занятий музыкотерапией   (магнитофон, набор аудио, видео кассет   для   релаксации,   звучащие   музыкальные   инструменты,   изобразительные материалы, картины природы, и др.); ­   разнообразный   арсенал   техники   арттерапии   (различные   куклы,   сюжетные игрушки, цветные мелки, краски, пластилин, элементы одежды, и др. ­   различные   элементы   оборудования   сенсорной   комнаты:   мягкие   модули, световое панно, пузырьковые колонны.   эмоционально   не   устойчива, Участник проекта: Алина обучается в 1 классе со сложной структурой дефекта. У   Алины   ярко   выражены   особенности   расстройства   аутистического   спектра. Алина   заторможена,   малообщительна. Коммуникация с окружающими затруднена. На контакт идет с трудом, боязлива, осторожна.   Поведение   Алины   неадекватное,   бесконтрольное,   не   реагирует   на замечания   и   просьбы   учителей.   На   уроках   часто   не   слышит   и   не   выполняет инструкции педагога. Замыкается в себе, не способна выносить, и тем более хотя бы какое – то время удерживать, прямой зрительный контакт «глаза в глаза». Деятельность малопродуктивная, только при помощи педагога. Учебные навыки не   демонстрирует.   Задания   выполняет   очень   простые,     не   соответствующие своему   возрасту.   Нет   стремления   к   самостоятельности.   Ярко   выражен повышенный порог чувствительности слухового анализатора; при чуть громких звуках закрывает уши, не способна к адекватному восприятию действительности. Моторика угловатая, движения неритмичные. Эмоционально не выразительна. Свои эмоции скрывает, не адекватно реагирует на   окружающих   людей.  В   поведении   наблюдаются   некоторые   страхи  (боиться собак,   дядей,   машин).   Часты   эхолалии   (может   многократно,   длительно повторять   одну   и   ту   же   фразу),   иногда   наблюдается   бессвязность   речи, неспособность к диалогу. Речь тихая, импрессивная. Дружить   не   умеет,   часто   просто   не   замечает   других   детей.   Поведение имитационное (т.е. повторяет за другими, сама придумать и выполнить не может). В   классе   ребята   относятся   к   ней   хорошо.   Имеет   статус   «малопулярной». Характер добрый, бесконфликтный.  Интроверт. Не способна к толерантности и эмпатии. Психическое развитие ребенка не соответствует биологическому возрасту. Внимание   кратковременное,   не   устойчивое,   переключаемость   затруднена. Мышление конкретное. Самооценка неадекватная. Уровень тревожности повышенный. Уровень агрессивности в норме. Учебная мотивация отсутствует. Познавательная деятельность отсутствует. В   игровой   деятельности   поведение   Алины   характеризуются   стойкими стереотипами, отсутствием подражания, недостатком реакции на окружающее и повышенной чувствительностью на условия, как дискомфорта, так и комфорта. 1 этап У Алины «измененная» чувствительность к звукам, прикосновениям, зрительным образам, вкусам, запахам и движениям. Алина   имеет   высокий   болевой   порог.   Запахи   для   нее   бывают   слишком интенсивными. Часто   отдает   предпочтения   строго   определенным   предметам   одежды   из определённых  тканей. Иногда испытывает дискомфорт от твердой пищи. Часто использует ритуалы, повторяющееся поведение­ ритмичные однообразные движения, например, раскачивание туловищем. 2  этап ­ Планирование системы развивающих игр на развитие сенсорной интеграции; ­ Изготовление и подборка игр и пособий для развития сенсорных навыков. Для   Алины   характерно   снижение   цветовой   чувствительности.   Она   правильно различает белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но недостаточно дифференцирует   цвета   слабонасыщенные,   не   воспринимает   оттенки   и цвета, соседние по спектру. Особую   трудность   вызывает   у   Алины   конструктивная   деятельность   в   силу недостаточной   сформированности   аналитико­синтетической   деятельности, образного мышления. Алина не умеет обследовать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них   общее   и различное,   делать   умозаключения   и обобщения.   Действуя   со строительным   материалом,   Алина   знакомиться   с   отдельными   свойствами и характеристиками   геометрических   тел,   учится   устанавливать   отношения и связи между деталями и предметами, преобразовывать предметные отношения различными   способами   (надстраиванием,   перестраиванием,   комбинированием и др.).  мелкой моторики пальцев рук: Развитие    Собирание мозаики «Рыбка» Конструирование из счетных палочек «Домик», «Кораблик», «Замок», «Флажок», «Человечек» Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру Прикрепление прищепок к горизонтально натянутой веревке; Упражнение «Рамки с застежками» (застегивание пуговиц) Развитие координации движений руки и   Упражнение «Трудные виражи», «Пройди к домику» Упражнения «Шнуровка», «Привяжи грибок» Упражнение «Собираем бусы для Кати» Обводка по трафарету «Животные», «Елочка»     глаза: Развитие и коррекция восприятия цвета Игра «Разноцветные кружки», «Краски» Упражнения на смешение цветов «Разноцветный ежик Игра «Радуга» Использование основных цветов. Игра «Назови цвет» Упражнение «Найди пару по цвету» Развитие и коррекция  восприятия формы Игра «Из каких фигур состоит машина?» Упражнения «Найди предмет такой же формы» Группировка по форме предметов. Упражнения «Коврики» Упражнение «Найди окошко», «В лукошке у кошки» Работа с доской  Э.Сегена У   Алины   пассивна   и недостаточная   осязательная   деятельность.  Она   не   может дать   полные   представления   об   исследуемом   объекте.   Алина   слабо   осознает возможности барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов. Развитие осязания Упражнения   на   температурные   ощущения   от   теплых,   горячих,   холодных предметов «Потрогай меня», «Чайник», «Горячо­холодно», Игра «Волшебный мешочек» Игры с тактильными дощечками «Потрогай, на что похоже?» Развитие вкусовых ощущений Упражнения   на   определение   вкусовых   качеств:   «Сладкое­соленое»,   «Съешь меня», «Приключения сахаринки», «У самовара» Игра «Что приготовил повар на обед?» Упражнения на выбор продуктов только определенного вкуса «Выбери сладкое» Развитие обоняния Игровое упражнение «Коробочки с запахами», «Научная лаборатория», «Азбука парфюмерии» Упражнения на определение запаха продуктов «Чем пахнет хлеб», « Апельсин или банан», Развитие барических ощущений Упражнения на составление сенсорных пар: лёгкий – тяжёлый. Упражнения на ощущения чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Упражнения на сравнение двух предметов по весу (тяжелый — легкий). Упражнения   на   сравнение   двух   предметов   по   тактильным   ощущениям (колючий — мягкий). 3 этап Результаты проекта: В ходе проекта были созданы условия для Алины, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, в процессе сенсорной интеграции. Дидактические   игры   способствовали   успешному   формированию   у   Алины, имеющей   расстройства   аутистического   спектра,   представлений   о   свойствах предметов окружающей действительности. На   конец   года   Алина   лучше   усвоила   основные   цвета, разновидности геометрических   фигур,   отношений   предметов   по   величине,   разнообразие вкусовых свойств предметов. В   ходе   проекта   были   созданы   условия,   обеспечивающие   эффективное использование   дидактических   игр,   по   развитию   сенсорных   навыков.   Гипотеза подтвердилась – система дидактических игр способствует усвоению сенсорных эталонов: формы, цвета, величины. Обязательные условия реализации проекта: Соблюдение   принципа   системности,   т.е.   игры   нужно   проводить   не   только   на занятиях, но и в свободной деятельности, постепенно усложняя задания, а также давать их использовать родителям дома. Дидактический материал к занятиям по сенсорному развитию: На занятиях:

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»

Педагогический проект: «Развитие сенсорных (перцептивных) навыков у обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра, с помощью дидактических игр»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018