"Основные поведенческие проявления и симптоматика детей, имеющих нарушения аффективно-эмоциональной сферы (РАС)"
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
18.02.2018
Под расстройствами аутистического спектра (РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична. Эта статья раскрывает основные моменты поведения детей с РАС в разные возрастные периоды..
основные поведенческие проявления у детей с РАС.doc
Тема: «Основные поведенческие проявления и
симптоматика детей имеющих нарушения
аффективноэмоциональной сферы (РАС)»
Под расстройствами аутистического спектра (РАС) или аутизмом
подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС
можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика
довольно специфична.
Этиология аутизма до сих пор точная природа появления РАС не выяснена до
конца. Некоторые специалисты считают, что большую роль в возникновении
играет генетическая предрасположенность. Доказано, что химические реакции
в мозгу у аутистов протекают несколько иначе, чем у других. Различные
негативные воздействия в пренатальный период могут спровоцировать
развитие РАС, но научно это не доказано.
Симптоматика РАС
Наиболее заметными особенности детей с РАС становятся после года.
ребёнок никак не реагирует на появление мамы,
не узнаёт знакомых ему людей, не улыбается;
трудности при кормлении грудью;
с малышом очень трудно установить зрительный контакт: он смотрит
как бы "сквозь" людей; дети с РАС пугаются любых шумных электроприборов, например
пылесоса; малыши часто имеют проблемы со сном
В старшем возрасте у малыша появляются более характерные и явные
признаки РАС:
монотонные движения;
отсутствие интереса к окружающим людям, нежелание контактировать
с окружающими;
если происходит смена обстановки, ребёнок пугается и сильно
нервничает; малыши с трудом осваивают навыки самообслуживания;
ребёнок не играет в сюжетноролевые игры;
длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением
одного звука или слова.
Следует отметить, что для маленьких аутистов такое поведение абсолютно
нормально, они не чувствуют никакого дискомфорта. Часто аутизм родители
ошибочно принимают за проблемы со слухом, потому что поводом для похода
к специалисту является жалоба на сниженный слух либо подозрение на
глухоту.
Проявление РАС в старшем дошкольном возрасте.
У них отмечаются нарушения в следующих сферах:
Коммуникации.
Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родным и близким.
Не играет с другими детьми, не любит, когда в его игре хотят принять участие
окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой
или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают
стереотипность действий, предпочтение отдаётся неигровым предметам
(камни, палочки, пуговицы), а излюбленными действиями в игре у них могут
быть пересыпание песка, переливание воды. Эмоционально не реагируют и не
понимают эмоций других малышей.
Речевая сфера.
Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми).
Частым поводом для консультации у логопеда является мутизм у ребёнка
отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что
малыши не используют местоимение "я": о себе они говорят во втором и
третьем лице. Моторика
Дети могут неверно оценивать расстояние до предмета, что может быть
причиной моторной неловкости. Могут ходить на цыпочках, изза возможных
проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице.
Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами,
невозможность кататься на велосипеде. Но такая моторная неуклюжесть и
нарушения в координации могут сочетаться с удивительным равновесием. Из
за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация
(повышенное и неконтролируемое слюноотделение). Обязательно, на что
всегда обращают внимание специалисты для постановки диагноза, это
поведенческие расстройства. Дети могут долго смотреть в одну точку или
разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться
игрушками. Любят, когда всё находится на привычных для них местах, очень
расстраиваются, когда чтото идёт не так, как они привыкли. Могут быть
внезапные вспышки агрессии, если у малыша чтото не получается или он
ощущает дискомфорт, потому что он не может подругому выразить свои
эмоции. Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое
понимание содержания сказок, стихов. Обычно про таких детей говорят, что
они "индиго". А у некоторых может быть снижена интеллектуальная
деятельность. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен,
отмечается нарушением концентрации внимания.
Сопровождение детей с РАС
Если по результатам обследования ребёнку поставлен диагноз "аутизм", то у
него есть возможность посещать дошкольное учреждение компенсирующего
вида или инклюзивную группу в детском саду или группу, находящуюся при
психологопедагогическом медикосоциальном центре или же в группах
кратковременного пребывания. В связи с тем, что ребёнку, страдающему РАС,
трудно устанавливать контакт с окружающими, он теряется в незнакомой
обстановке, необходимо, чтобы с ним находился тьютор, который бы помогал
ему социализироваться.
Дети с РАС в школе
Наверное, один из самых важных и непростых вопросов, который возникает
перед родителями особенного ребёнка, это его дальнейшее обучение. Как
таковых, специализированных школьных учреждений для детей с аутизмом
нет, всё будет зависеть от того, что решит ПМПК: если у ребёнка имеются
нарушения интеллекта, могут рекомендовать обучение в школе 8го вида.
Если имеются тяжёлые речевые нарушения, то речевые школы. Но нередко
таким детям разрешается обучение в обычной массовой школе. Многие
родители хотят, чтобы их ребёнок обучался в массовом учреждении для
успешной социализации в дальнейшем. Сейчас, когда всё общество пытается
интегрировать особенных деток в социум, создаются специальные классы в обычных школах, но всётаки не во всех. Почему же ребёнку трудно
адаптироваться к школьным условиям? Недостаточная компетентность
педагогов. Большинство учителей просто не знают, как вести себя с такими
детьми, потому что не знают всей специфики РАС.
Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся
различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и
когнитивной сфер и поведения в целом. Это некая «линейка» состояний.
Самые легкие из них (при синдроме Аспергера и «мягких» вариантах раннего
детского аутизма) характеризуются явными трудностями коммуникации,
невозможностью считывания эмоционального и социального контекста
ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими
проявлениями. Наиболее тяжелые проявляются в отрешенности,
невозможности трудностей понимания чувств других людей, особенности
реагирования на комфорт и дискомфорт монотоннооднообразным
характером поведения, наличием большого количества
стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими
нарушениями.
АОП для детей с РАС
Конечно, рекомендация к посещению массовых детских садов и школ не
означает, что в воспитательном и образовательном процессах не будут
учитываться особенности этих детей. Для них составляется индивидуальный
образовательный маршрут, пишется адаптированная образовательная
программа (АОП), в которой раскрывается содержание коррекционных
занятий. В педагогическом штате обязательно наличие логопеда, дефектолога
и психолога, потому что основной подход в коррекционной работе
комплексный. Адаптированные программы для детей с РАС подразумевают:
постепенное включение детей в процесс обучения; создание специальных
условий; оказание психологопедагогической поддержки семье;
формирование социальных и культурных ценностей; охрана физического и
психического здоровья ребёнка; обеспечение вариативности образовательных
программ и содержания занятий; максимальная интеграция воспитанников с
РАС в общество. Разработка такой программы значительно облегчает процесс
обучения ребёнка с РАС, потому что при её составлении учитываются
особенности развития таких детей, создаётся индивидуальная программа
обучения.
"Основные поведенческие проявления и симптоматика детей, имеющих нарушения аффективно-эмоциональной сферы (РАС)"
"Основные поведенческие проявления и симптоматика детей, имеющих нарушения аффективно-эмоциональной сферы (РАС)"
"Основные поведенческие проявления и симптоматика детей, имеющих нарушения аффективно-эмоциональной сферы (РАС)"
"Основные поведенческие проявления и симптоматика детей, имеющих нарушения аффективно-эмоциональной сферы (РАС)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.