ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад
09.03.2019
По данным статистики в нашей стране ежегодно увеличивается количество детей, психофизиологически не готовых к началу школьного обучения. При этом важно отметить растущее из года в год расхождение между возрастными показателями актуального состояния ребенка и имеющимися сегодня социально-психологическими требованиями, предъявляемыми к нему в школе.
У большинства первоклассников наблюдается недостаточное развитие сенсомоторного восприятия, крупной и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия и фонематического слуха.
Такие дети в начальной школе обязательно нуждаются в коррекционной помощи специалистов: дефектологов, психологов, логопедов, так как проблемы, возникающие в начале обучения, неизбежно приводят к различным трудностям усвоения школьной программы в более старших классах.
конспект.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ
ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ»
Актуальность:
По данным статистики в нашей стране ежегодно увеличивается
количество детей, психофизиологически не готовых к началу школьного
обучения. При этом важно отметить растущее из года в год расхождение
между возрастными показателями актуального состояния ребенка и
имеющимися сегодня социальнопсихологическими требованиями,
предъявляемыми к нему в школе.
У большинства первоклассников наблюдается недостаточное развитие
сенсомоторного восприятия, крупной и мелкой моторики, зрительно
двигательной координации, слухового восприятия и фонематического слуха.
Такие дети в начальной школе обязательно нуждаются в коррекционной
так как
помощи специалистов: дефектологов, психологов, логопедов,
проблемы, возникающие в начале обучения, неизбежно приводят к различным
трудностям усвоения школьной программы в более старших классах.
При этом у них чаще всего появляются эмоциональные и личностные
нарушения, которые у каждого ребенка, поступившего в школу, зависят от
состояния психологического комфорта в семье, от слкладывающихся
отношений с учителем, от внутреннего ощущения комфортности и
защищенности, от умения понимать и правильно выполнять задания учителя.
Анализ причин развития данной проблемы говорит о необходимости
оказывать таким детям значимую коррекционную помощь в старшем
дошкольном возрасте когда имеется временной период для успешной
компенсации имеющихся у детей недостатков, когда формы проявления этих
недостатков более мягкие, а коррекционно развивающие мероприятия более
эффективны.
Системный подход к профилактике школьной неуспешности позволит
учителю и родителям с первых дней пребывания ребенка в школе выявить
сильные стороны его подготовки, увидеть проблемные зоны и наметить пути
коррекционноразвивающего воздействия,
создающего индивидуальные
условия для дальнейшего успешного обучения.
Адресат: воспитанники подготовительных групп ГБДОУ, их родители и
лица, их заменяющие, воспитатели подготовительных групп ГБОУ, учителя
начальных классов ГБОУ Московского района
Цель: Профилактика недостатков в готовности детей к школьному
обучению на основе системного подхода, при котором каждый ребенок
получает адресную помощь и поддержку в рамках четко спланированной
системы
Задачи:
1 1. Выявление имеющихся у старших дошкольников особенностей
развития, препятствующих их успешному обучению в школе.
2. Разъяснение родителям сильных и слабых сторон готовности их детей
к школьному обучению и системному усвоению учебного материала.
3.
Оказание методической помощи специалистам дошкольных
учреждений с целью создания наиболее эффективной реабилитационной
системы, максимально приближенной к образовательным потребностям
каждого ребенка.
4. Формирование единой базы данных, позволяющей определить
потребность и объем коррекционной и развивающей помощи специалистов
Центра детям старшего дошкольного возраста.
Участники взаимодействия: ГБОУ ЦПМСС, ГБДОУ И ГБОУ
Московского района
Критерии оценки:
1. соответствие возрастным психологическим нормативным требованиям;
2. соответствие уровня речевого развития нормативным требованиям;
3. соответствие уровня развития нервной саморегуляции дошкольника
возрастным требованиям.
Методы сбора информации:
анкетирование родителей;
обследование учащихся;
наблюдение;
родительское собрание;
педагогический консилиум.
собеседование с воспитателями;
Этапы:
I этап – подготовительный:
Подготовка и проведение обучающего семинара для педагогов ГБДОУ
района
Разработка бланков для обследования детей ГБДОУ района
Разработка опросника для родителей
II этап – диагностический:
Проведение психологопедагогического обследования в ГБДОУ района
(подготовительная группа)
Проведение опроса родителей старших дошкольников
IIIэтап – аналитический:
Обработка данных обследования детей ГБДОУ и опроса родителей
Проведение педагогического консилиума в ГБДОУ по результатам
обследования
IVэтап – коррекционноразвивающий:
Отбор детей нуждающихся в индивидуальной коррекции и проведение
занятий с ними
2 Формирование групп для родителей и проведение занятий с ними в
«родительском клубе»
V этап – итоговый:
Повторное обследование детей, входящих в «группу риска», для оценки
их уровня психологического развития и уровня их адаптации к школе;
Проведение педагогического консилиума в ГБОУ, принимающих детей
«группы риска» на обучение.
Даная система в работе с детьми старшего дошкольного возраста района
позволит организовать динамическое наблюдение за психологическим
развитием детей, которые нуждаются в психологопедагогической помощи,
уменьшить риск их школьной дезадаптации, а также послужит основой для
дальнейшего прогноза потребностей детей района в разноподготовительных
учреждениях и образовательных программах.
Диагностические методики
1. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости//Диагностика психического
развития. Прага : Авиценум,1978.
2. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической
диагностике. – М .:Дидакт,1992.
3. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. –
М.:NS Магистр, 1994.
4. Тесты школьной зрелости Керна А. 1963. и Йирасек Я.1978.
Список литературы для педагогов
1. Бернштейн Н.А. о построении движений – М.: Медгис, 1947.
2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев, А.И. Младший школьник: помоги ему
учится. – СПб.: РГПУ им.Герцена, 2000.
3. Готовность ребенка к школе: Методикопсихологические критерии/ Под
ред. А.В. ГордиецРостов н/Д:Феникс,2006.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – М.,1993.
5. Екжанова Е.А. Диагностикопрогностический скрининг в первых классах
общеобразовательной школы. – М.: Дейтон,1997.
6. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости//Диагностика психического
развития. Прага : Авиценум,1978.
7. Тесты школьной зрелости Керна А. 1963. и Йирасек Я.1978.
8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. – М.:
Педагогика,1973.
9. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.,1995.
10. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической
диагностике. – М .:Дидакт,1992.
11. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. –
М.:NS Магистр, 1994.
3
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.