Авторская программа для учащихся начальных классов
Направленность данной дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая.
Цель занятий оригами: развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи курса:
• расширить знания об окружающем мире, природе, географии;
• научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
• развивать конструктивное мышление и сообразительность;
• прививать настойчивость в достижении цели;
• обогащать и активизировать словарный запас;
• вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
• научить экономному и разумному использованию бумаги;
• тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
• создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
• учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.
Авторская программа "Оригами" для учащихся начальных классов
Направленность данной дополнительной образовательной программы: художественноэстетическая.
Цель занятий оригами: развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение
кругозора.
Задачи курса:
расширить знания об окружающем мире, природе, географии;
научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт
детей;
развивать конструктивное мышление и сообразительность;
прививать настойчивость в достижении цели;
обогащать и активизировать словарный запас;
вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
научить экономному и разумному использованию бумаги;
тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы: тесное переплетение нескольких
областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6 – 11 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа. Форма проведения занятий комбинированная (теория +
практическая часть + игровая деятельность).
Учебно – тематический план
№
13
46
7
Название темы
Что такое оригами
Веселая геометрия
Квадрат основная фигура оригами
810
Простые базовые формы оригами
1112 Аппликация “На даче”
1314 Аппликация “Аквариум”
15
Базовая форма “двойной треугольник”
1617 Аппликация “Осенний лес”
1819 Аппликация “У озера”
20
Прыгающая модель лягушки
2122 Аппликация “Ночь”
2324 Аппликация по сказке “Гадкий утенок”
25
Различные способы окрашивания бумаги
всего
теория
практика
6
4
2
6
4
4
2
4
4
2
4
4
2
3
2
3
2
0,5
1,5
2
1
1
4
3
3
0,5
1,5
1
1
1
1
1
3
3
1
3
3
0,5
1,52627 Хлопушка, фусен, кубик
2829
Вырезание снежинок 68лучевой формы
3031 Моделирование елочных игрушек
3233 Аппликация “Дед Мороз и Снегурочка”
34
Новогодняя викторина “Путешествие по Оригамии”
3536 Аппликация “В лесу”
37
Базовая форма “Рыба”
3839 Аппликация “Антарктида”
4043 Аппликация “Африка”
4445 Аппликация “Австралия”
4647 Коллективная аппликация “Зоопарк”
4849 Аппликация “В порту”
50
51
Модели гоночных машин
Валентинки из оригами
5253 Открытка для папы в технике оригами
5456
Букет для мамы и бабушки в технике оригами
57
Стаканчик и ваза
5859 Подвижные игрушки
6061 Аппликация “Космос”
6263 Изготовление мобиля “Бабочки и цветы”
6465 Иллюстрация к сказке “Теремок” в технике оригами
66
Пальчиковый театр “Жили у бабуси…”
6768 Аппликация “Птицы”
69
Пальчиковый театр “Репка”
7071 Моделирование оригами из нескольких деталей
72
Японские журавлики
Итого
Организационные мероприятия
Всего
4
4
4
4
2
4
2
4
8
4
4
4
2
2
4
6
2
4
4
4
4
2
4
2
4
2
144
8
152
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
1
3
0,5
1,5
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1,5
1
1
1
1
1
0,5
1
0,5
1
1
39
4
43
3
7
3
3
3
1,5
1,5
3
4,5
1
3
3
3
3
1,5
3
1,5
3
1
105
4
109
Содержание дополнительной образовательной программы
13. Что такое оригами? Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения лабораторной работы, историей
Японии.
46. Веселая геометрия. Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Кто такой
Архимед. Знакомство с готовальней, приемы работы с линейкой. Знакомство со знаками Акиры Йошизавы.
7. Квадрат основная фигура оригами. Практическое занятие. Способ заготовки квадрата.
810. Простые базовые фигуры оригами. Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные
обозначения, термины и приемы.
1112. Аппликация “На даче”. Содержание беседы: “Жизнь в деревне”, “Деревенская изба”, “Домашние и дикие
животные”, знакомство с инструкционной картой для складывания б\ф “треугольник”, игрушек :котенок, собачка, зайка,
домик. Выполнение практической работы.
1315. Аппликация “Аквариум”. Содержание беседы: “обитатели водоемов”, “Океанографическое судно”; знакомство с
инструкционными картами для складывания различных моделей рыбок. Выполнение практической работы.
1617. Аппликация “Осенний лес”. Беседа по теме: “Осень в лесу”, ежик, грибы, лиственные и хвойные деревья;
знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “двойной треугольник”, игрушек: ежик, грибок, дерево.
Практическая работа.
1819. Аппликация “У озера”. Беседа по теме: “Обитатели водоемов, “Озеро”; знакомство с инструкционными картами
для изготовления б\ф “воздушный змей”, игрушек лягушка, бабочка, улитка, рыбка. Просмотр фрагмента в\ф “Байкал
жемчужина России”.
20. Прыгающая модель “Лягушка”. Беседа по теме: “Земноводные и пресмыкающиеся”; знакомство с инструкционной
картой для изготовления модели.
2122. Аппликация “Ночь”. Беседа по теме: “Солнечная система”, знакомство с теллурием, глобусом; летучие мыши, совы
; сказка В. Бианки “Сова”, знакомство с инструкционными карты для изготовления б\ф “двойной треугольник”, “воздушный
змей”, игрушек летучая мышь и сова”. Практическая работа
2324. Аппликация по сказке Г.Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Беседа по теме “Водоплавающие птицы”, знакомство с
различными изданиями книги “Гадкий утенок”, знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный
змей” и игрушек гусь, лебедь и утка. Практическая работа.
25. Различные способы окрашивания бумаги. Практическое занятие. Знакомство со способами окрашивания бумаги при
помощи трафарета, штампа, набрызга и др.
2627. Изготовление объемных форм. Практическое занятие. Беседа по теме “Скоро Новый Год!”, чем украшали
новогоднюю елку в разные времена и у разных народов; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей
хлопушка, фусен, кубик. Практическая работа.
2829. Изготовление снежинок. Беседа по теме “Что такое снег и лед”; знакомство с инструкционными картами для
складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно.
3031. Моделирование елочных игрушек. Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений,
знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звезд в технике оригами.
3233. Аппликация “Дед Мороз и Снегурочка”. Знакомство с фрагментом к\ф “Морозко”. Из чего изготавливались
фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Игрушки Дед Мороз и Санта Клаус. Знакомство с инструкционными картами для
изготовления и сборки моделей.
34. Новогодняя викторина. “Путешествие по Оригамии”
3536. Аппликация “В лесу”. Беседа по теме: “дикие животные”, “Зимой в лесу”. Знакомство с инструкционными картами
для изготовления моделей: лисичка, волк, белочка, елочка. Практическая работа.
37. Знакомство с базовой формой “рыба”. Практическое занятие.
3839. Аппликация “Антарктида”. Беседа по теме: “Северный и южный полюса”, работа с глобусом, физической картой
полушарий, знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “рыба” и моделей: тюлень и пингвин.
4043. Аппликация “Африка”. Беседа по теме “Африка” ; знакомство с инструкционными картами для изготовления
моделей животных Африки.
4445. Аппликация “Австралия”. Беседа о необыкновенных обитателях Австралии, истории и населении континента,
работа с физической картой полушарий, инструкционные карты для изготовления модели кенгуру.
4647. Коллективная работа “Зоопарк”. Беседа по теме “Охрана редких и исчезающих животных”, “Роль зоопарков в
природоохранной деятельности”; знакомство с Красной Книгой; инструкционные карты.
4850. Аппликация “В порту”. Беседа на тему “Виды транспорта”, “Профессии, связанные с транспортом”,
инструкционные карты для изготовления моделей водного вида транспорта. Практическая работа.
51. Валентинки из оригами. Знакомство с инструкционными картами. Практическая работа оформление открыток.
5253. Открытка для папы. Беседа по теме: “ВОВ”, “Красная Армия”, знакомство с инструкционными картами для
изготовления моделей самолета, парохода, подводной лодки и танка.
5456. Букет для мамы и бабушки. Беседа по теме “История празднования дня 8 Марта”; знакомство с инструкционными
картами для изготовления цветов.
57. Стаканчик и ваза. Практическая работа. Знакомство с инструкционными картами. Придумывание своих моделей на
основании стакана.
5859. Подвижные игрушки. Урокигра. Изготовление моделей с подвижными элементами по выбору.
6061. Аппликация “Космос”. Беседа по теме: “Космос”, “Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт в мире”;
рассматривание карты звездного неба, портрета Ю.А.Гагарина, знакомство с инструкционными картами моделей ракеты и
лунохода.
6263. Мобиль “Бабочки и цветы” или “Рыбки”. Знакомство с терминологией, анализ используемых материалов и
способов крепления. Практическая работа.
6465. Аппликация – иллюстрация к сказке “Теремок”. Вспоминаем сказку “Теремок”, знакомство с инструкционными
картами; изготовление моделей; инсценировка сказки. Практическая работа.
66. Пальчиковый театр “Жили у бабуси…” Беседа по теме “Известные детские театры”, “Как вести себя в театре”
знакомство с игрушками – рукавичками, инструкционные карты.
6768. Аппликация “Птицы”. Беседа по теме: “Птицы весной”, знакомство с инструкционными картами для изготовления
моделей птиц. Практическая работа.
69. Пальчиковый театр “Репка”. Беседа по теме: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”. Вспоминаем сказку
“Репка”; знакомство с инструкционными картами. Практическая работа. Инсценировка сказки.
7071. Моделирование оригами из нескольких деталей. Практическая работа.
72. Японские журавлики. Беседа “Мир в детских руках!”. Знакомство с инструкционными картами для изготовления
моделей журавликов. Практическая работа.