Орнаментальное искусство народов дальнего востока в процессе обучения студентов специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ОГПОБУ «Биробиджанского колледжа культуры и искусств» (из опыта работы)
Богат и многонационален российский Дальний Восток, в самом центре которого находится Хабаровский край. На его обширной территории издревле проживают 8 коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более 5000 лет. Яркий традиционный пласт аборигенной культуры составляет высокоразвитое, богатое различными видами и формами декоративно-прикладное искусство. Вершиной коллективного творчества народов Приамурья является орнамент.
Орнамент для аборигенов Дальнего Востока - это своеобразная модель гармонии мира, в которой условным языком выражены их мысли, мечты, понятие о гармонии природы и человека. Это был сакральный язык между человеком и северными божествами [3].
Декоративно-прикладное искусство коренных этносов Хабаровского края стало предметом научных исследований со второй половины 19 века. Широко известны имена ученых, разностосторонне исследовавших орнаментальное искусство народов Приамурья: А.Ф. Миддендорф, Л.И. Шренк, Л.Я. Штернберг, А.П. Окладников, И.А. Лопатин, С.В. Иванов. Позже продолжили изучение: В.В. Подмаскин, Н.В. Кочешков, А. П. Деревянко,Ч. М. Таксами, П.Я. Гонтмахер, Т.А. Давидова и др. Исследования ученых свидетельствуют о том, что уникальное самобытное искусство народов Севера, сохранив свои традиции, продолжает жить и развиваться.
Согласно исследованиям археологов, самые древние памятники материальной культуры Приамурья относятся ко времени палеолита. Нижнеамурский неолит представлен глиняными сосудами, украшенными криволинейными узорами в виде спиралей. Гончары наносили белые и черные орнаменты на ярко-красный, лощенный до блеска фон. Примечательны и петроглифы Сикачи-Аляна. На базальтовых скалах и валунах были выбиты стилизованные изображения человека и животных.
Родовое общество имело четкое разделение труда между мужчинами и женщинами. Мужчины занимались таежной и морской охотой, рыбалкой, оленеводством, строительством жилищ. Они работали по твердым материалам:
дереву, металлу, кости. Мужчины украшали жилые и хозяйственные постройки, лодки, нарты, деревянную посуду, колыбели, надгробные домики, оружие и др. Женщины занимались домашним хозяйством и воспитанием детей. Они работали с мягкими материалами: берестой, рыбьей и оленьей кожей, мехом, птичьими шкурками утки гагары, тканью. Мастерицы использовали аппликацию, тиснение, ткачество, плетение, меховую мозаику, вышивку оленьим волосом, сухожилиями животных, волокнами корней, цветными нитками, бисером. Искусно плели корзины, циновки, блюда из лозы, корней тальника, ивовых прутьев, камыша, изготавливали шкатулки и туеса для хранения продуктов из бересты. Украшение каждой вещи требовало огромных затрат творческих сил, времени и труда. Хорошая мастерица должна была знать и уметь, как получить крепкие нитки из сухожилий животных, выделывать рыбью кожу, варить клей из пузыря осетровых рыб, приготовить красители и др. [4]. Орнаментальному искусству учились с детства, от отца к сыну и от матери к дочери и передавались его традиции.
Традиционный орнамент народов Приамурья создавался веками. Удачно найденные узоры, отражающие глубокое проникновение в мир живой природы, бережно сохранялись, совершенствовались и дополнялись поколениями. Вот почему так графически четки традиционные орнаменты Приамурья, так совершенны их композиции и цветовая гармония.
В советское время декоративно-прикладное искусство коренных малочисленных народов было недооценено, объявлено не представляющим особого художественного интереса. Ситуация стала меняться в 70-90 годы прошлого века, благодаря искусствоведам и музейщикам, которые понимали истинную ценность северных ремесел. В Приамурье таким человеком была К. П. Белобородова. Она добиралась до самых отдаленных стойбищ и селений, открывала давно забытые сундуки, убеждала северян в том, что их искусство уникально. Ей удалось добиться и того, что народных мастеров стали принимать в члены Союза художников России, а их произведения участвовали в престижных выставках в стране и за рубежом [5].
В настоящее время происходит возрождение культурного достояния малочисленных народов. Существенный вклад в это дело вносят творческие организации Дальнего Востока, отделения союза художников России, краеведческие музеи, органы народного образования и культуры. При их содействии проводятся фестивали («Живая нить времен»), конкурсы («Ремесла земли Дерсу»), выставки произведений народных мастеров и профессиональных художников, создаются
общины и центры этнической культуры, организуются кружки прикладного искусства в национальных школах, открыты художественные школы в национальных регионах [6]. Неоценимую роль в возрождении северного декоративно-прикладного искусства сыграло Первое международное Десятилетие коренных народов мира, объявленное ООН. В 2005 году, когда ООН было объявлено Второе международное Десятилетие коренных народов мира, в Хабаровском крае создали Школу по подготовке мастеров декоративно-прикладного искусства.
В основе узоров народов Приамурья лежит динамичный спирально-ленточный орнамент: мотивы крученых кожаной и крапивной веревок, цепочного орнамента, сетчатого сплетения, бегущей речной или морской волны. Свободное пространство между спиралями и звеньями заполнялось узорами листовидной формы, всевозможными розетками, завитками, скобками, чешуйками. В причудливых завитках ленточного узора угадываются стилизованные изображения зверей, насекомых, птиц и рыб.
Исследователи выделяют четыре группы мотивов орнаментов народов Приамурья: геометрические, зооморфные, растительные и облаковидные, которые многократно варьируются для получения сложнейших композиций.
Из глубины веков пришел образ тигра и медведя, передающий веру людей в особую силу могучих обитателей тайги. По представлениям аборигенов, «тигр» вбирал в себя злых духов, причиняющих боль, и уносил их с собой в лес. Образ оленя – незаменимого помощника северян, «корабля» тайги и тундры, далеко не случайно волновал воображение народных художников. Также встречаются изображения других животных: лося, косули, изюбра, кабана, кабарги, зайца, белки, собаки, летучей мыши, змеи, черепахи. Из морских животных предпочтение отдавалось нерпе, тюленю, белухе. Из насекомых - силуэтам бабочек. Среди птиц в орнаментике используются изображения лебедей, уток, орлов, птицы гагары – символа верности, постоянства, тепла и любви. Иногда птицы держат в клюве рыбу или лягушку, либо парят над водой, расправив крылья. Тело изображается в виде s-образной спирали, крылья птиц часто подняты кверху, хвосты представляют собой пышные завитки. Часто птицы представлены парами, расположенными симметрично. Рыбы в орнаменте также обычно изображаются парами, головами друг к другу [1].
На свадебных халатах традиционно изображался узор в виде чешуи дракона Мудура, доброго духа грома и молний, оберегающего невесту от злых духов,
насылающих на человека беды и болезни. Изображали и родовые деревья, каждое из которых было заселено фигурками животных, рыб и птиц.
Родовое древо – это вариант мирового древа, существующий почти во всех культурах мира в разных вариантах, как: «древо плодородия», «древо жизни», «древо центра», «древо познания», «небесное древо», «древо восхождения», «древо душ» и др. Согласно древним представлениям, в основу этой композиции положена идея «трех миров»: «нижний мир» (подземный) – это корни древа, здесь изображаются пресмыкающиеся и рыбы; «средний» (земля) – это ствол древа, здесь изображаются сухопутные животные; «верхний» (небо) – это ветви дерева, птицы, солнце, луна. Души нерожденных детей становились птенцами, ждущими своего земного рождения, и чем больше их было, тем знатнее считался род [4].
Своеобразный язык цветовой символики существовал с древнейших времен. Представления о связи свойств предмета с его цветом вызывает у зрителя определенные ассоциации, так например: красный цвет связывался с огнем, кровью; желтый - с солнцем; синий или голубой - с водой, небом, далью;
зеленый – с полями, лесами, лугами; белый – с воздухом, снегом, облаками; черный – с землей, ночью, смолой.
Обучение студентов специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное творчество и народные промыслы» ОГПОБУ «Биробиджанского колледжа культуры и искусств» орнаментальному искусству народов Приамурья осуществляется в рамках изучения дисциплины: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Комплексный подход к теоретическому осмыслению и практической реализации поставленных задач - важное условие всей педагогической деятельности. Поэтому важным является преподавание данных курсов вести в тесной связи с другими дисциплинами специального цикла: «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Цветоведение», «Народный орнамент», «Художественная вышивка», «Художественная аппликация», «Художественная обработка кожи», «Бисероплетение».
Особое значение имеет развитие эмоциональной отзывчивости на основе ярких и полных зрительных впечатлений, сформированных представлений, изучения культурного наследия прошлого. Важнейшими формами активизации учебно-воспитательного процесса является: посещение выставок декоративно-прикладного искусства, экскурсии в краеведческие и художественные музеи г. Биробиджана и г. Хабаровска; организация и проведение творческих встреч с народными мастерами.
В процессе практических занятий, которые являются основной формой обучения, студенты выполняют зарисовки с натуры, иллюстраций, произведений ДПИ, копируют готовые образцы мастеров; выполняют упражнения по стилизации природных форм; составляют схемы построения орнаментов; выполняют орнаменты на родственном, контрастном, родственно-контрастном сочетании цветов; самостоятельно разрабатывают эскизы и выбирают цветовое сочетание орнаментальных композиций, учитывая художественные особенности определенного народа; выполняют орнаменты в различных техниках (аппликация, вышивка, плетение, бисероплетение) и материалах (бумага, картон, ткань, нитки, кожа, мех, бисер), а также учатся применять готовые узоры в украшении различных изделий (обереги, сувенирные куклы, футляры).
Предоставляя как можно больше самостоятельности, педагог, вместе с тем, должен направлять творческую деятельность студентов, помогать им при решении поставленных задач, возникающих трудностях. В работе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов. Психологию сотрудничества и личностно-ориентированный подход считаю главными в творческой деятельности.
Работа над орнаментальной композицией должна включать в себя ряд последовательных этапов, которые необходимо соблюдать:
1. Разработке орнамента предшествует подготовительный этап: сбор аналогов по теме; зарисовки с натуры, которые позволяют подробно изучить особенности природных форм; копирование узоров мастеров и др.
2. Стилизация природных форм. Можно использовать различные приемы стилизации: превращение объемной формы в плоскостную, контурное или силуэтное изображение, разворот предмета в другую плоскость, насыщение формы орнаментом, упрощение или усложнение формы.
3. Разработка эскиза к работе с использованием стилизованных изображений.
4. Разработка эскиза в цвете. На этом этапе осуществляется поиск наиболее удачного цветового сочетания орнамента, учитывая национальные особенности и традиции определенного народа.
5. Выполнение орнамента в определенном материале. Для этого студенты должны иметь определенные навыки работы с различными материалами: бумагой, картоном, кожей, мехом, тканью, бисером.
6. Оформление работы состоит в придании работе завершенного вида.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.