Использование технологий, обусловленных спецификой предмета "Музыка" на уроке "Осень. Музыкальное путешествие."
в рамках ФГОС 1 класс (1 четверть)
Цель урока:
Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкальные движения, игра в оркестре), подведение детей к созданию образа осени посредством музыки, поэзии, изобразительного искусства.
Задачи урока:
1.Образовательная: знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди; русского композитора П.И.Чайковского.
2. Развивающая: развитие вокально-хоровых навыков, умение играть на музыкальных инструментах, развитие чувства ритма.
3. Воспитательная: воспитание любви к музыке, к красоте Республики Коми и города Сыктывкара.
Тип урока: Углубление и закрепление знаний.
Вид урока: Урок-путешествие.
Методы:
словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
метод контрастного сопоставления;
метод инструментального музицирования и речевых игр по К.Орфу
метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций )
метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Информационная поддержка:
1. Наглядный материал, включенный в мультимедийное пособие, создан на основе фотографий и рисунков обучающихся МОУ "СОШ № 30" г. Сыктывкара и фотографий из интернета.
2. Музыкальный материал (А.Вивальди "Осень", р.н.п."Осенью", П.Чайковсий "Осенняя песнь", "Мелкий дождик моросит" И.Цекович, "Падают листья" М.Красев, "Осенний вальс" Ф.Шопен).
Все мультимедийные пособия выполнены в программе Power Point и ProShow Producer.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи и её смысл.
Практические: Осуществлять собственный музыкально- исполнительский замысел в пении. Уметь описать и услышать звуки осени в музыкальных произведениях
Коллективная: Активно участвовать в коллективном исполнении песен.
Личностная: Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам природы через исполнение песни.
ХОД УРОКА
1. Музыкальное приветствие: “Добрый день”.
Колокольчик нам поёт,
Всех на “Музыку” зовёт.
Слышишь тонкий голосок,
Нам пора начать урок:
Учитель аккомпанирует хоровому исполнению традиционного начала урока.
Добрый день (пропевает учитель по трезвучию до мажора - вверх)
Добрый день (пропевают ученики по трезвучию до мажора - вниз)
Говорим мы (пропевают ученики по трезвучию вверх)
Каждый день (пропевают ученики по трезвучию вниз)
Этими словами (пропевают ученики по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх)
Здороваемся с вами (пропевают ученики с 5-й ступени – вниз).
У: Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. И сегодня я предлагаю нам всем отправиться в сказочное путешествие. Но для этого нам необходимо отгадать загадку:
“Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это всё когда бывает?” (Осенью)
Презентация 1- 2 слайд
У.: А вы хотите отправиться в гости к волшебнице Осени? Ну что ж, тогда в путь!
Звучит музыкальное произведение А. Вивальди « Осень».
Презентация 3 слайд
Вопросы после слушания:
-Какую вы услышали осень?
-Какие картины природы представили?
-Вот какую волшебную осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди.
Презентация 4 слайд Портрет А.Вивальди
У.: А какие краски осени удивляют нас вокруг? Какое настроение у природы?
Д.: Настроение весёлое, радостное, воодушевлённое...
Презентация 5 -6 слайды Картины русских художников: Левитан "Золотая осень", И.Агеев "Краски осени"
У.: Давайте полюбуемся красотой осенних улиц нашей Эжвы.
Презентация 7 - 11 (фотографии Эжвы)
У.: Разноцветная осень, разноцветные леса. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Я вижу, что вы ребята выполнили домашнее. Предлагаю украсить наш класс рисунками и осенними листьями.
Под музыку А.Вивальди дети прикрепляют рисунки к доске с помощью магнитов и вешают листочки на стены заранее приготовленные скрепки.
У.: Как красочно и радостно стало вокруг! Мы на самом настоящем балу у волшебницы Осени. Предлагаю вам, ребята спеть песню для хозяйки великолепного бала!
Дети вместе с учителем поют песню р.н.п. "Осенью" с танцевально - ритмическими движениями. Презентация 12-15слайды
"Осень"
1. Листья пожелтели (разводят в сторону руками),
Птицы улетели (машут вслед "улетающим птицам" рукой)
Осенью, осенью \ 2 раза (слегка покачиваются в разные стороны).
2. Лужи на дороге (указывают на "большие лужи"),
Холод на пороге (обнимают себя, словно замёрзли)
Осенью, осенью \ 2 раза (слегка приседают в разные стороны).
3. Тёплые сапожки, не замёрзнут ножки (выставляют поочерёдно ноги, демонстрируя сапожки)
Осенью, осенью \ 2 раза (притоптывают на месте)
4. Хмурая погода, грустная природа (пожимают плечами, разводят руками),
Осенью, осенью/ 2 раза (слегка покачиваются в разные стороны).
Учитель: Ребята, а теперь подумайте и скажите, а всегда ли осень бывает радостная, яркая, разноцветная, пышно убранная, богатая урожаем?
Какая ещё осень бывает?
Ответы детей
Презентация 16 слайд
У.: Посмотрите, ребята, осталось ли прежним настроение природы? Как изменились краски?
Д.: Настроение стола грустным, немного печальным. На картине идёт дождь.
Краски потускнели, стали бледными.
У.: Давайте мы сейчас с вами вспомним все краски уходящей осени. Если бы вы были художниками, то какие цвета красок использовали для изображения поздней осени? (ответы детей)
У.: Давайте посмотрим, а какие цвета красок использовал художник И.И.Левитан в своей картине «Поздняя осень».
Презентация 17 слайд
Ответы детей: .........
У.: А какая осень у нас сейчас? (поздняя)
Учитель: А если бы вы были композиторами, какую бы по характеру музыку сочинили для данной картины?
Д.: Грустную, спокойную, печальную....
У.: Русский композитор П.И.Чайковсий написал "Осеннюю песнь". (слушание).
Учитель: Какими звуками рисует П.И.Чайковский осень? А знакома ли вам эта мелодия? (наигрываю мелодию «Падают листья» М.Красева) Как называется эта песня?
Д.: "Падают листья"
У.: Созвучна ли она произведению П.И.Чайковского «Осенняя песнь» и картине «Поздняя осень» И.И.Левитана
Исполнение песни"Падают листья" Презентация 18-21 слайды
(Вокально-хоровая работа)
У.: Да, оказывается, что в нашей с вами жизни есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. А давайте представим, что сейчас за окошком моросит дождик. И сейчас наши ладошки и пальчики , а также музыкальные инструменты - треугольник, маракас и металлофон помогут нам услышать песенку осеннего дождика. Презентация 22 слайд
Речевая игра по методу Карла Орфа
«Мелкий дождик моросит»
Речевое упражнение, сопровождаемое жестами и музыкальными инструментами ( треугольник, маракас, металлофон).
Музыкальное оформление: фонограмма музыки М. Парцхаладзе «Осенний дождик» или музыки для релаксации со звуками дождя.
Мелкий дождик моросит.
Кап-кап-кап-кап. (щелкают пальцами по очереди каждой рукой)
В листьях сада шелестит. Кап-кап-кап-кап.
Мокнет мяч у ворот. Кап-кап-кап-кап. (шлёпают по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород. Кап-кап-кап-кап.
Что-то шепчут листья – подойдем и спросим.
Листья отвечают: «Осень-осень-осень» (шуршат ладошками)
И сползают тучи, птиц куда-то прячут.
Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут (выполняют руками волнообразные движения).
(И. Цекович)
У: А сейчас волшебница Осень приглашает вас, ребята на вальс. Танцевать мы будем необычно, только глазами. Надо будет следить за кружащимися в воздухе и подающими листочками.
Презентация 22 - 25 слайды
У.: Ну что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с волшебным осенним лесом.
- Что вы нового узнали сегодня на уроке?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
Всего вам доброго! До свидания!
Презентация 26 слайд
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.