Разработка урока музыки для 2 класса на тему: «Осень: поэт, художник, композитор» по программе В.В. Алеева, Т. Н. Кичак
Цель:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие музыки.
Задачи:
Образовательная:
познакомить учащихся с музыкальными народными традициями осени; завершить разучивание песни «Край, в кото¬ром ты живешь»
Воспитательная:
Воспитать у учащихся нравственные и эстетические чувства: любовь к родному краю, окружающему миру. Создать основу для гибкого понимания детьми родной природы и постижения красоты в разных ее проявлениях и формах.
Развивающая:
Развивать у учащихся ассоциативное мышление, умение сравнивать произведения разных композиторов, контрастных по настроению и разнообразных по содержанию.Цель:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие музыки.
attachment_1036649200.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа»
с. Знаменка , Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка урока музыки
для 2 класса на тему:
«Осень: поэт, художник, композитор»
по программе В.В. Алеева, Т. Н. Кичак
Составила:
Учитель музыки:
Трушина Светлана Юрьевна Цель:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное активное
восприятие музыки.
Задачи:
Образовательная:
познакомить учащихся с музыкальными народными традициями осени;
завершить разучивание песни «Край, в котором ты живешь»
Воспитательная:
Воспитать у учащихся нравственные и эстетические чувства: любовь к
родному краю, окружающему миру. Создать основу для гибкого понимания
детьми родной природы и постижения красоты в разных ее проявлениях и
формах.
Развивающая:
Развивать у учащихся ассоциативное мышление, умение сравнивать
произведения разных композиторов, контрастных по настроению и
разнообразных по содержанию.
Планируемые УУД:
Личностные:
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Регулятивные:
формировать замысел и реализовывать его в пластическом интонировании
Познавательные:
осуществлять операции анализа и сравнения
Коммуникативные:
осуществлять совместную деятельность
Ход урока
1 Музыкальная разминка
(Повторение распевания «Родина моя», потешки «Кошкин дом»,
ритмического упражнения «Раздва — Москва», дикцион ного упражнения
«Белка».
Разучивается новое дикционное упражнение.
Брибрибри,брибрибри,
Никогда другим не ври. Бробробро, бробробро,
Не жалей другим добро.
2. Музыкальные образы Родины повторение, понятие о жанрах
народных песен
Какую музыку о нашей Родине — России — вы слушали и пели на
прошлом уроке? (Ответы учащихся.)
Русский народ не зря называют самым музыкальным в мире.
Действительно, ни у кого в мире нет столько разнообразных песен, столько
красивых танцев. Вы уже перечисляли, о чем поется в наших песнях, — о
Родине, о мире, о маме, о дружбе, о любви, о природе, об играх и игрушках,
о героях.
Как называются песни, которые пели люди во время работы? (Трудовые.)
Какие трудовые песни вы знаете? («Капустка», «Ты удайся, овес».)
Какую русскую народную хороводную песню вы знаете? («Во поле береза
стояла».)
Чтобы вы запомнили жанры народных песен, я выставлю на доске
карточку с текстом, который надо записать в тетради.
(Педагог выставляет на доске карточку с надписью «хороводные песни»,
школьники записывают название.)
А еще есть песни обрядовые, это название также есть на моей карточке, вы
запишите его в тетради. Это те песни, которые пели во время разных
событий в жизни человека — обрядов, например, во время свадьбы. Еще
одно название песен — исторические, запишите в тетради и его. Это те
песни, в которых говорится о народных героях, защитниках нашей страны.
Исторические песни часто пели особые исполнители — гусляры,
музыканты, которые сами себе помогали петь игрой на гуслях. Вот
изображение гусляров, которые пели на княжеском пиру. (Показ
репродукции картины В.М. Васнецова «Гусляры».) Видите, как много
разных песен было сложено в России. Ни в одной другой стране мира нет
таких песен, и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее
песнями, ее певцами. Послушайте, как об этом сказал поэт в своих стихах.
(Педагог читает стихотворение Геннадия Серебрякова.)
Ты откуда, русская,
Зародилась музыка? То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки —
Уронили дудки.
Пролетели гуси —
Уронили гусли.
Их порою вешней Нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней На Руси родились.
Вы запомнили последние строчки этого стихотворения? («С песней на
Руси родились».)
Это значит, что каждый житель нашей страны музыкален, любит народные
песни и умеет их исполнять.
Великий русский композитор П.И. Чайковский так сказал о русской
народной музыке: «Я вырос в глуши и с детства самого раннего проникся
неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной
музыки».
Повторите названия жанров русских народных песен. (Трудовые,
обрядовые, хороводные, исторические.)
3. Беседа о приметах осени, слушание музыки
Сегодня мы поговорим о том, как музыка передает осенние краски и
настроение.
Как меняется природа осенью? (Ответы ребят.)
Приметы каждого времени года отражены в музыкальных сочинениях
разных композиторов. Например, русский композитор П.И. Чайковский
создал целый сборник пьес для фортепиано, который так и назвал —
«Времена года». Пьес там двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая
носит название месяца. Есть там и пьесы про осень — «Сентябрь»,
«Октябрь» и «Ноябрь». Но у каждой пьесы есть свой подзаголовок,
например «Сентябрь. Охота». Послушайте начало этой пьесы.
(Педагог играет начало пьесы.) Какой характер у пьесы П.И. Чайковского «Сентябрь. Охота»?
(Энергичный, бойкий, четкий, громкий, яркий.)
Музыка здесь передает звуки охотничьего рожка: всадники собираются
выехать на охоту, к этому событию важно хорошо подготовиться. Под
звуки энергичной музыки П.И. Чайковского можно представить себе
людей, которые сидят на конях и трубят в охотничьи дудочки в виде рога.
А еще — собак, которые нетерпеливо прыгают.
Несмотря на то, что осенью становится холоднее, меняется облик
деревьев, улетают на юг многие птицы, в это время у людей чаще всего
бывает хорошее настроение: они отдохнули летом, поздоровели. Например,
наш великий поэт А.С. Пушкин называл осень любимым временем года. В
своих стихах он много раз восхищался красотой осенних лесов, бодрым,
свежим воздухом. Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Посмотрите на репродукцию картины «Золотая осень» (художники И.И.
Левитан, А.И. Куинджи и др.)
Какие признаки осени изображены на картине? (Ответы учащихся.)
Какое настроение у людей, когда стоит такая красивая осень?
А.С. Пушкин утверждал, что осенний холод человеку полезен — он делает
его тело энергичным, полным сил и веселит душу.
Вот вторая пьеса из сборника П.И. Чайковского «Времена года» —
«Октябрь. Осенняя песня». В ней рисуется картина осенней природы, и
кажется, будто вокруг нас действительно звучит красивая мелодия. Чтобы
вам легче было запомнить главную мелодию пьесы, повторите за мной
слова для пропевания ее начальной фразы: «Осеньосень, милости просим».
(Школьники повторяют слова.)
Мелодия пьесы сложная, но вы можете напевать слова к ней негромко или
даже про себя.
Послушайте музыку и ответьте на вопрос.
Какие картины природы нарисовал композитор своей музыкой? (Опадание
листвы, шум ветра.)
Музыка передает, как парят листья деревьев и опускаются на землю.
Потом по веткам шелестит ветерок, он срывает листочки, и они облетают. Закройте глаза и послушайте песню еще раз; когда услышите, как музыка
рисует порывы ветра, поднимите голову и посмотрите на меня.
(Педагог исполняет начало пьесы.)
Какой композитор сочинил пьесы об осенних месяцах? (П. И.
Чайковский.)
Какое еще название имеет пьеса «Сентябрь»? («Охота».)
Какой по характеру была пьеса «Сентябрь. Охота»? (Громкой, бойкой,
четкой, передающей звуки охотничьего рожка и ритмы конной скачки.)
Какое еще название имеет пьеса «Октябрь»? («Осенняя песня».)
Какой была по характеру пьеса «Осенняя песня»? (Тихой, медленной,
напевной.)
Какие явления природы передал композитор в «Осенней песне»? (Порывы
ветра и опадание листвы.)
Запишите в тетради названия новых произведений: П. И. Чайковский.
«Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песня».
Слушание произведений, просмотр видео – ряда.
4. «Край, в котором ты живешь» завершение разучивания
(Школьники повторяют исполнение 1го и 2го куплетов песни
композитора Г.И. Гладкова «Край, в котором ты живешь». Далее
разучивают 3й куплет и работают над его исполнением.) Нашим детским
дружным хором Песенка поется,
Край, который с детства дорог,
Родиной зовется!
Посмотри, как хорош Край, в котором ты живешь.
Посмотри, как хорош Край, в котором ты живешь.
(Целиком песню «Край, в котором ты живешь» можно исполнить по рядам
с руководителямидирижерами и в сопровождении шумовых музыкальных
инструментов.)
5. Исполнение песни «Скворушка прощается»
Беседа о характере песни
6. Подведение итогов урока
Какие музыкальные произведения, в которых говорится об осени, вы
сегодня слушали и исполняли? Какой композитор сочинил пьесы «Сентябрь. Охота» и «Октябрь. Осенняя
песня»?
В чем особенность главной мелодии пьесы «Сентябрь. Охота»?
7. Домашнее задание: нарисовать рисунок природа осенью.
Источник:
Музыка . 2 класс. : Учебник / В. В. Алеев ,Т.Н. Кичак. 8е изд, стереотип.
М. :Дрофа. 2013 г.
«Осень: поэт, художник, композитор»
«Осень: поэт, художник, композитор»
«Осень: поэт, художник, композитор»
«Осень: поэт, художник, композитор»
«Осень: поэт, художник, композитор»
«Осень: поэт, художник, композитор»
«Осень: поэт, художник, композитор»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.