ОСНОВА СЛОВА. РАЗБОР ПО СОСТАВУ. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогические цели Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; ознакомления с основой слова, словообразовательным словарем Тип урока Постановка и решение учебной задачи Планируемые результаты (предметные) Выделяют опознавательные признаки однокоренных слов, различают однокоренные слова и формы одного и того же слова, сравнивают слова по составу, разбирают слова по составу в соответствии с предложенным алгоритмом, оценивают правильность разбора слова по составу Личностные результаты Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; проявляют интерес к познанию русского языка Универсальные учебные действия (метапредметные) Познавательные: анализируют языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы. Регулятивные: контролируют процесс и результаты деятельности, принимают и сохраняют цель и учебную задачу; планируют свои действия для решения задачи, учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Иконка файла материала Урок 53. Основа слова. Разбор по составу. Словообразовательный словарь.docx
У р о к   53 ОСНОВА СЛОВА. РАЗБОР ПО СОСТАВУ. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ Педагогические цели Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова;  ознакомления с основой слова, словообразовательным словарем Тип урока Постановка и решение учебной задачи Планируемые результаты  (предметные) Личностные результаты Универсальные учебные действия (метапредметные) Основное содержание темы, понятия и термины Образовательные ресурсы Выделяют опознавательные признаки однокоренных слов, различают однокоренные слова и формы одного  и того же слова, сравнивают слова по составу, разбирают слова по составу в соответствии с предложенным  алгоритмом, оценивают правильность разбора слова по составу Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения  совместной деятельности на уроке; проявляют интерес к познанию русского языка  Познавательные: анализируют языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков;  строят несложные рассуждения, делают выводы. Регулятивные: контролируют процесс и результаты деятельности, принимают и сохраняют цель и учебную  задачу; планируют свои действия для решения задачи, учитывают алгоритм в планировании и контроле способа  решения. Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; адекватно  используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Основа слова; порядок разбора слова по составу, словообразовательный словарь и правила работы с ним 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Схема «Состав слова». 3. Словообразовательный словарьО р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а Этапы урока Формы, методы методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся осуществляемые действия формируемые умения 1 2 3 4 I.  Мотивирование к учебной  деятельности  (организационн ый момент) II.  Актуализация  знаний Фронтальный.  Словесный.  Слово учителя Приветствует учащихся. Проверь­ка, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Учебник, ручка и тетрадка? – Проверим готовность к уроку Фронтальная.  Словесный.  Беседа. Анализ  словарного  материала – Прочитайте слова. Н а   д о с к е : мороз, морозный,  морозилка, морозы, заморозки. – Обозначьте орфограммы. – Какие орфограммы обозначили? Обозначает на доске. – В какой части слова встретились орфограммы? – Что такое корень? – Можно ли назвать эти слова  однокоренными? Почему?  – Подумайте, какое слово в  данном ряду может быть лишним? Приветствуют  учителя. Организуют  свое рабочее место,  проверяют наличие  индивидуальных  учебных  принадлежностей  на столе Слушают вопросы  учителя, аргументи­ рованно отвечают  на них, находят  признаки для клас­ сификации слов  и выделения в ряду  одного лишнего  5 Л – проявляют  эмоциональную  отзывчивость на слова  учителя П – применяют в новой  ситуации знания,  полученные ранее;  анализируют  и классифицируют  предложенные объекты,  сравнивают их и находят  признаки, по которым  может быть исключено  лишнее слово. Р – принимают учебную  задачу. К – высказывают позицию и аргументируют ее Приемы контроля 6 Беседа  по вопросамПочему?1 2 3 4 5 6 Продолжение табл. – Какая часть слова изменила его  форму, оставив значение неиз­ менным? – Какую роль играет окончание?  – Какое слово может быть лишним по другому признаку? – Какую роль играют приставки  и суффиксы в словах? – Как называется раздел, с  которым мы начинаем  знакомство? – Рассмотрите схемы,  представленные на форзаце  учебника.  Что они иллюстрируют?  Рассматривают  представленные  на форзаце схемы,  отвечают на вопросы  учителя Пр. – знают морфемы  (корень, приставка,  суффикс, окончание);  умеют  видеть их на предложенных  схемах Беседа  по вопросам Фронтальная.  Словесный.  Беседа Фронтальная.  Словесный.  Беседа III. Подготовка  к основному  этапу  деятельности  (учебник, форзац «Состав слова и  слово­ образование») IV. Постановка  учебной задачи (учебник, форзац «Состав  слова и слово­ образование») – Внимательно посмотрите на  схему, расположенную на форзаце. С какой частью слова мы пока еще не знакомы? (Основа.) – Цель нашего урока состоит  в том, чтобы познакомиться  с этой частью слова Слушают учителя.  Пытаются  самостоятельно  сформулировать цель деятель­ ности на уроке П – сравнивают объекты,  классифицируют их. Р – понимают  недостаточность  имеющихся знаний для  решения новых учебных  задач, принимают  учебную задачу, сфор­ мулированную вместе  с учителем П – строят рассуждения  Беседа  по вопросам Беседа  V. Усвоение  Фронтальная.  – Вы догадались, что среди всех  Изучают схему.новых знаний  Словесный, морфем, имеющихся в слове, есть Применяют  полученные по плану. по вопро­1 2 3 4 5 Р – принимают учебную задачу ранее знания для  решения  поставленной  учебной задачи.  Высказывают свои  гипотезы Продолжение табл. 6 сам, моно­ логические  ответы практический.  Беседа и способов  действий. 1. Наблюдение  (учебник, форзац «Состав  слова и слово­ образование») 2. Работа  с теоретичеким  материалом  учебника  (с. 95, 96) Фронтальная.  Словесный.  Чтение, беседа одна, пока не изученная нами. Это  основа слова. Посмотрите еще раз  на схему, представленную на  форзаце, и попытайтесь  перечислить основные признаки  этой морфемы. Обратите  внимание на следующие пункты: 1. Как обозначается основа? 2. Где находится в слове? 3. Какова ее роль? – А кто может объяснить, что  такое словообразовательный  разбор слова? Ответ спрятан все  на том же форзаце. Будьте  внимательны, и вы сможете его  сформулировать – Проверьте правильность ваших  предположений. Прочитайте  правило. Что такое основа?  – А теперь загляните на  «Страничку для любознательных»  (с. 96)  и познакомьтесь с информацией о  словообразовательном разборе Читают, отвечают  на вопрос П – извлекают  необходимую информацию  из текста Беседа  по вопросам Ф и з к у л ь т м и н у т к а Коллективная.  Практический На двери висит замок, Кто открыть его бы смог? Потянули, покрутили, Постучали – и открыли Выполняют движения по тексту под  руководством  учителя Л – осуществляют  профилактику утомления,  ориентируются на здоровый Правильное  выполнение  движенийобраз жизни1 2 3 4 VI. Закрепление знаний  и способов  действий. 1. Работа  по учебнику,  упр. 181 2. Работа  по учебнику,  упр. 183 Фронтальная,  индивидуальна я. Словесный,  практи­ческий.  Комментирован ие Групповая Организует работу с  упражнением, контролирует  выполнение, оказывает помощь  при необходимости Знакомятся с  памяткой.  Выполняют задание  по алгоритму Организует работу групп  (каждый ряд подбирает слова  для одной схемы) Классифицируют слова в соответствии  с заданными  параметрами 3. Работа  по учебнику,  упр. 184 Фронтальная.  Практический.  Комментирован ное письмо Организует работу с  упражнением: предлагает  выполнить задание по цепочке Вставляют пропу­ щенные буквы,  объясняя условия  выбора написания;  устно подбирают  однокоренные слова,  выделяют основу  слова 4. Работа  по учебнику,  упр. 185 Групповая Организует работу групп  (каждый ряд работает с одним  предложением) Исправляют речевые  ошибки. Записывают  отредактированные  Продолжение табл. 5 П – понимают  необходимость  последовательных  действий, действуют  по алгоритму 6 Упраж­ нение П – выделяют в целом  объекте части, могут  работать со  схематическими  изображениями. Р – принимают учебную  задачу Пр. – подбирают  однокоренные слова,  применяют на письме  изученные  орфографические правила. П – выделяют в целом  объекте части. Р – принимают учебную задачу Пр. – совершенствуют  навыки редактирования  текста. Фронтальны й Фронтальны й Фронтальны йпредложения,  находят в них  граммати­ П – применяют на практике новые знания.1 2 3 4 5 6 Окончание табл. 5. Работа в  рабочей тетради, упр. 129 Работа в парах Организует работу в парах, оказывает помощь при необхо­ димости  ческие основы;  выделяют основы  во всех словах Осуществляют разбор слова по составу.  Сравнивают  собственный ответ с  предложенным 6. Работа в  рабочей тетради, упр. 128 Индивиду­ альная Организует индивидуальную  работу, оказывает помощь  при необходимости Осуществляют разбор слова по составу VII. Рефлексия  учебной  деятельности  на уроке (итог) Фронтальная.  Словесный.  Беседа – Чему научились на уроке? – Что вызвало затруднения? – С каким настроением покидаете  урок? Отвечают на вопросы  учителя Р – принимают учебную  задачу П – применяют на практике полученные ранее  знания. Р – принимают учебную  задачу, оценивают  предложенные варианты  решения учебной задачи П – применяют на практике полученные ранее  знания. Р – принимают учебную  задачу Р – открыто осмысливают и оценивают свою  деятельность на уроке Домашнее задание  (рабочая  тетрадь,  упр. 126) Фронтальная.  Словесный.  Объяснение  учителя Объясняет содержание и  способы выполнения домашнего  задания. Проверяет  соответствующие записи Слушают объяснение  учителя. Делают  соответствующие  записи Р – принимают учебное  задание в соответствии  с уровнем своего развития Беседа по вопросам Индивидуал ьный  опрос Беседа  по  вопросам.  Само­ регуляция Индивидуал ьные  исследовате льские  мини­ проекты«В гостях  у слова»

Посмотрите также