ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ДОУ

  • Образовательные программы
  • docx
  • 08.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи реализации Программы:  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;  создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;  творческая организация воспитательно-образовательного процесса;  вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;Задачи реализации Программы:  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;  создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;  творческая организация воспитательно-образовательного процесса;  вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Иконка файла материала Основная образовательная программа.docx
«Утве рждаю»                                                                                             Заведующая  МБДОУ                                                                                             детский сад  с. Большой­Куганак _________________Пестова О.В. Приказ №______      от  «____» _____________2014г.НОГО ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МУНИЦИПАЛЬ БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД О НОГОС. БОЛЬШОЙ КУГАНАК МУНИЦИПАЛЬН ОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКС КИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТА Н                                                                                                         Согласованно                                                                                       на заседании педагогического совета                                                                                               Протокол № ______      от  «____» _________2014гСодержание ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка  Цели и задачи реализации Программы 1. 1.1. 1.1.1 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3 Значимые   для   разработки   и   реализации   Программы характеристики Планируемые результаты освоения Программы  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях) Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы   с   учетом   возрастных   и   индивидуальных особенностей воспитанников Способы и направления поддержки детской инициативы Особенности   взаимодействия   педагогического   коллектива   с семьями воспитанников Специфика национальных, социокультурных и иных условий Модель организации образовательной деятельности  Комплексно­тематическое планирование ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Материально­техническое обеспечение Программы Обеспеченность   методическими   материалами   и   средствами обучения и воспитания Организация режима пребывания воспитанников в дошкольном учреждении Традиции учреждения и группы Организация развивающей предметно­пространственной среды 1.2 2. 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 3 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6.    Преемственность в работе детского сада со школой1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад с.Большой Куганак муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Сокращенное наименование: МБДОУ детский сад с. Большой Куганак Дата создания: 1985 Учредитель: Администрация муниципального района Стерлитамакский  район Республики Башкортостан Глава Администрации муниципального района Стерлитамакскийй район  Республики Башкортостан: Багаутдинов Рустам Раисович Адрес: 453124, г.Стерлитамак, ул.Карла Маркса, 118 Телефон (3473) 25­32­07 Факс (3473)25­32­32 e­mail: adm   35@   bashkortostan    .  ru    .  ru   /  ://   str   ­  raion сайт: http  Деятельность МБДОУ регламентируется: Лицензией № 1821 от 24.01.2013г. ИНН 0242005424, ОГРН 1020201252543 Юридический адрес: 453149, Республика Башкортостан, Стерлитамакский  район, с. Большой Куганак, ул. Ленина, д. 11 а, Почтовый адрес: 453149, Республика Башкортостан, Стерлитамакский  район, с. Большой Куганак, ул. Ленина, д. 11 а, Телефон/ факс (3473)27­68­31 e­mail: MADOUkuganak@yandex.ru  Режим работы ДОУ ­ пятидневная рабочая неделя с 07.00 до 17.30 часов   (выходные дни: суббота, воскресенье). Общая численность воспитанников МБДОУ детский сад с. Большой  Куганак – 94 Количество групп: 5 групп общеразвивающей направленности в режиме  полного дня (10,5 ­часового пребывания),  1 группа общеразвивающей направленности в режиме  кратковременного пребывания (3 ­часового пребывания)I младшая группа ­ 14 детей (возраст от 2 до 3 лет) IIмладшая группа ­ 16 детей (возраст от 3 до 4 лет) Средняя группа ­ 18 детей (возраст от 4 до 5 лет) Старшая группа ­ 19 детей (возраст от 5 до 6 лет) Подготовительная группа – 21 детей (возраст от 6 до 7 лет) Группа кратковременного пребывания – 6 детей (от 4 до 7 лет) Срок реализации образовательной программы: 2014 1.1. Пояснительная записка   Основная   образовательная   программа   дошкольного   образования   дошкольного (далее   Программа)   Муниципального   Бюджетного   образовательного   учреждения     с.   Большой   Куганак разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   и   Федеральным государственным   образовательным   стандартом   дошкольного   образования (Приказ   №1155   от   17   октября   2013   года  с   учетом   региональных особенностей,   специфики   и   общеразвивающего   вида   дошкольного образовательного учреждения.    детский   сад   Программа является инновационным документом и разработана на  основе Примерной основной образовательной программы дошкольного  образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой    Региональные программы: ­ «Оскон» («Искра») – авторы: Нафикова З.Г., Азнабаева Ф.Г. ­ « Земля отцов» ­ под редакцией Р.Х.Гасановой. ­ « Я – башкортостанец» ­ под руководством Р.Л.Агишевой. Парциальные программы: ­ « Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией  Р.Б.Стеркиной; ­ «Как воспитать здорового ребенка» под редакцией В.Г.Алямовской; ­ «Юный эколог» ­ под редакцией С.Н. Николаевой Дополнительные программы используются по усмотрению педагогов, как дополнение к основной.   В   соответствии   с   ФГОС   ДО,   объем   обязательной   части   Программы рекомендуется   не   менее   60%   от   ее   общего   объема;   части,   формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.  В Примерной программе «От рождения до школы» реализован подход, позволяющий   просто   и   конструктивно   вводить   часть,   формируемуюучастниками   образовательных   отношений.   В   частности,   в   Примерной программе   «От   рождения   до   школы»   вся   содержательная   часть представлена   по   тематическим   блокам,   сгруппированным   по образовательным   областям.   Дошкольная   организация   может   заменить один   или   несколько   тематических   блоков   на   свои   парциальные программы. Программа   включает   конкретное   содержание     образовательных  областей   с   учетом возрастных   и индивидуальных   особенностей детей   в  различных   видах   деятельности,   таких   как   игровая,   включая   сюжетно­ ролевую   игру,   игру   с   правилами и другие   виды   игры, коммуникативная  (общение   взаимодействие   с   взрослыми   и   сверстниками),   познавательно­ исследовательская   (исследования   объектов   окружающего   мира   и экспериментирования   с   ними),   а   также   восприятие   художественной литературы и фольклора, самообслуживание  и  элементарный  бытовой  труд  (в  помещении  и  на  улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование,   лепка,   аппликация),   музыкальная   (восприятие   и   понимание  смысла   музыкальных   произведений,   музыкально­ритмические движения,   игры   на   детских   музыкальных   инструментах)   и   двигательная  (овладение основными движениями) формы активности ребенка.   пение, Программа   направлена   на   создание   условий   развития   для   детей  раннего   и   дошкольного   возраста,   открывающих   возможности      для  позитивной   социализации   ребёнка,   его   всестороннего   личностного  развития,   развития   инициативы   и   творческих   способностей   на   основе  сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   соответствующих  дошкольному   возрасту   видам   деятельности.  Основная     образовательная программа   МБДОУ   детский   сад   с.   Большой   Куганак   обеспечивает разностороннее развитие, воспитание и образование детей в возрасте от 2 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям   –   физическое   развитие,   социально   –   коммуникативное развитие,   познавательное   развитие,   речевое   развитие   и   художественно   – эстетическое развитие.  Программа   представляет   собой   базис   содержания   дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе.  Программа разработана в соответствии со следующими нормативно­правовыми документами: 1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. № 273­ФЗ «Об образовании в РФ»2. Приказа   Минобрнауки   РФ   от   30.08.2013г.   №   1014   «От   утверждении порядка   организации   и   осуществления   деятельности   по   основным общеобразовательным программам – образовательным программам ДО» 3. Приказа   Минобрнауки   РФ   от   17.10.2013г.   №   1155   «Об   утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» 4. Постановления   главного   государственного   санитарного   врача   РФ   от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049­13 «Санитарно ­ эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО» 5. Общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» пилотный вариант под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.­ Изд­во «Мозаика­Синтез».­ М., 2014 6. Уставом  МБДОУ  Детский  сад  с.  Б.  Куганак  и  основными  локальными актами учреждения. 7.  Семейный кодекс РФ 1.1.1. Цели и задачи реализации программы Цели реализации Программы:  создание   благоприятных   условий   для   полноценного   проживания ребенком   дошкольного   детства;   формирование   основ   базовой культуры личности;  формирование   предпосылок   к   учебной   деятельности,   обеспечение     безопасности жизнедеятельности дошкольников. Задачи реализации Программы:  забота   о   здоровье,   эмоциональном   благополучии   и   своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание   в   группах   атмосферы   гуманного   и   доброжелательного отношения   ко   всем   воспитанникам,   что   позволяет   растить   их общительными,   инициативными,   любознательными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; творческая организация воспитательно­образовательного процесса; вариативность   использования   образовательного   материала, позволяющая   развивать   творчество   в   соответствии   с   интересами   и наклонностями каждого ребенка;   добрыми, формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста   на   основе   ознакомления   с   материальной   и   духовной культуры башкирского народа;  формирование   основ   ценностного   восприятия   мира   путем создания условий для поисково­исследовательской деятельности. 1.1.2 Принципы и подходы к реализации программы  Реализация   образовательной   программы   осуществляется   на   основе следующих принципов:         принцип развивающего обучения, в соответствии с которым главным является развитие ребенка; принцип   научной   обоснованности   и   практической   применимости (соответствия   содержания   программы   положениям   возрастной психологии и дошкольной педагогики); принцип   интеграции   содержания   дошкольного   образования   в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой образовательных областей; комплексно­тематический   принцип   построения   образовательного процесса; принцип   адаптивности,   который   реализуется   через   адаптивность предметно­пространственной среды; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей; принцип поддержки разнообразия детства, сохранение уникальности и  самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и  задач, в процессе реализации которых формируются знания, умения и  навыки. Подходы к формированию образовательной программ: ­  личностно­ориентированный   подход,  который   предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.  ­   деятельностный   подход,  который   наравне   с   обучением рассматривается как движущая сила психического развития; ­  диалогический   (полисубъектный)   подход,  предусматривающий становление   личности,   развитие   ее   творческих   возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими   людьми,   построенных   по   принципу   диалога,   субъект­ субъектных отношений; ­  средовой подход,  предусматривающий использование возможностей внутренней   и   внешней   среды   образовательной   организации   в воспитании и развитии личности ребенка.­ культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного   содержания   дошкольного   образования,   выбор технологий   образовательной   деятельности,   организующие   встречу ребенка с культурой. 1.1.3.   Значимые   для   разработки   и   реализации   программы характеристики Образовательная   программа   реализуется   с   учетом   возрастных   и психологических   особенностей   детей.   Характеристика   возрастных особенностей   развития   детей   дошкольного   возраста   необходима   для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). Характеристики возрастных особенностей развития детей  Первая младшая группа ( от 2 до 3 лет )      На   третьем   году   жизни   продолжает   развиваться   предметная деятельность,   ситуативно   –   деловое   общение   ребенка   и   взрослого; совершенствуется   восприятие,   речь,   начальные   формы   произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление.      Развиваются   соотносительные   и   орудийные   действия.   Умение выполнять   орудийные   действия   развивает   произвольность,   преобразуя натуральные   формы   активности   в   культурные   на   основе   предлагаемой взрослым   модели,   которая   выступает   в   качестве   не   только   объекта   для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.        В   ходе   совместной   со   взрослыми   предметной   деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих   предметов,   учатся   выполнять   простые   словесные   просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.       Совершенствуется   регуляция   поведения   в   результате   обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.        Интенсивно   развивается   активная   речь   детей.   К   трем   годам   они осваивают   основные   грамматические   структуры,   пытаются   строить   простые предложения,   в   разговоре   со   взрослыми   используют   практически   все   части речи. Активный словарь достигает примерно 1000­1500 слов.       К концу третьего года речь становится средством общения ребенка со сверстниками.   В   этом   возрасте   у   детей   формируются   новые   виды деятельности: игра, рисование, конструирование.       Игра   носит   процессуальный   характер,   главное   в   ней   –   действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В   середине   третьего   года   жизни   появляются   действия   с   предметами   –заместителями.       Появление   собственно   изобразительной   деятельности   обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой – либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» ­ окружности и отходящих от нее линий.      Совершенствуются   зрительные   и   слуховые   ориентировки,   что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2­3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.       Совершенствуется   слуховое   восприятие,   прежде   всего фонематический   слух.   К   трем   годам   жизни   дети   воспринимают   все   звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.      Основной формой мышления становится наглядно – действенное. Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.       Для   детей   этого   возраста   характерна   неосознанность   мотивов, импульсивность   и   зависимость   чувств   и   желаний   от   ситуации.   Дети   легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает   складываться   и   произвольность   поведения.   Она   обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда,   начинают   формироваться   элементы   самосознания,   связанные   с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого.       У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.   Желание   ребенка   выполнять   такую   же   функцию   приводит   к противоречию   с   его   реальными   возможностями.   Это   противоречие разрешается   через   развитие   игры,   которая   становится   ведущим   видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной   особенностью   игры   является   ее   условность:   выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям   с   другими   предметами.   Основным   содержанием   игры   младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами­заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной­двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений опредмете.   В   этом   возрасте   они   только   начинают   формироваться. Графические   образы   бедны.   У   одних   детей   в   изображениях   отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое   значение   для   развития   мелкой   моторики   имеет   лепка. Младшие   дошкольники   способны   под   руководством   взрослого   вылепить простые предметы. Известно,   что   аппликация   оказывает   положительное   влияние   на развитие   восприятия.   В   этом   возрасте   детям   доступны   простейшие   виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В   младшем   дошкольном   возрасте   развивается   персептивная деятельность.   Дети   от   использования   предэталонов   —   индивидуальных единиц   восприятия,   переходят   к   сенсорным   эталонам   —   культурно­ выработанным   средствам   восприятия.   К   концу   младшего   дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более   цветов,   способны   дифференцировать   предметы   по   величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса— и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются   память   и   внимание.   По   просьбе   взрослого   дети   могут запомнить   3–4   слова   и   5–6   названий   предметов.   К   концу   младшего дошкольного   возраста   они   способны   запомнить   значительные   отрывки   из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно­действенное мышление. При этом преобразования   ситуаций   в   ряде   случаев   осуществляются   на   основе целенаправленных   проб   с   учетом   желаемого   результата.   Дошкольники способны   установить   некоторые   скрытые   связи   и   отношения   между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое   особенно   наглядно   проявляется   в   игре,   когда   одни   объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения   детей   обусловлены   нормами   и   правилами.   В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое   количество   норм,   которые   выступают   основанием   для   оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения  детей ярко проявляются  в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже   в   этом   возрасте   могут   наблюдаться   устойчивые   избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу   игрушек.   Положение   ребенка   в   группе   сверстников   во   многом определяется мнением воспитателя. В   младшем   дошкольном   возрасте   можно   наблюдать   соподчинениемотивов   поведения   в   относительно   простых   ситуациях.   Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка   еще   ситуативно.   Вместе   с   тем   можно   наблюдать   и   случаи ограничения   собственных   побуждений   самим   ребенком,   сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной   мере   ориентируются   на   оценку   воспитателя.   Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Средняя группа (от 4 до 5 лет) В   игровой   деятельности   детей   среднего   дошкольного   возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают   отделять   себя   от   принятой   роли.   В   процессе   игры   роли   могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное   развитие   получает   изобразительная   деятельность. Рисунок   становится   предметным   и   детализированным.   Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной   деятельности.   Дети   могут   рисовать   основные геометрические   фигуры,   вырезать   ножницами,   наклеивать   изображения   на бумагу и т.д. Усложняется   конструирование.   Постройки   могут   включать   5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная   сфера   ребенка   характеризуется   позитивными изменениями   мелкой   и   крупной   моторики.   Развиваются   ловкость, координация   движений.   Дети   в   этом   возрасте   лучше,   чем   младшие дошкольники,   удерживают   равновесие,   перешагивают   через   небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает   объем   памяти.   Дети   запоминают   до   7–8   названий предметов.   Начинает   складываться   произвольное   запоминание:   дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает   развиваться   образное   мышление.   Дети   способны использовать   простые   схематизированные   изображения   для   решениянесложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.   Развивается   предвосхищение.   На   основе   пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.   Однако   при   этом   им   трудно   встать   на   позицию   другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить:   «Каких   кружков   больше   —   черных   или   белых?»,   большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает   развиваться   воображение.   Формируются   такие   его   Дети   могут   как   оригинальность   и   произвольность. особенности, самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается   устойчивость   внимания.   Ребенку   оказывается доступной   сосредоточенная   деятельность   в   течение   15–20   минут.   Он способен   удерживать   в   памяти   при   выполнении   каких­либо   действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция.   Речь   становится   предметом   активности   детей.   Они   удачно имитируют   голоса   животных,   интонационно   выделяют   речь   тех   или   иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством   на   основе   грамматических   правил.   Речь   детей   при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы   конкретной   ситуации,   в   которой   оказывается   ребенок.   Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной   обидчивости   на   замечания.   Повышенная   обидчивость представляет собой возрастной феномен.       со сверстниками Взаимоотношения характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные   достижения   возраста   связаны   с   развитием   игровойконструированием   по   деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной   деятельности; замыслу, планированием;   совершенствованием   восприятия,   развитием   образного мышления   и   воображения,   эгоцентричностью   познавательной   позиции; развитием   памяти,   познавательной   мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости,   конкурентности,   соревновательности   со   сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.   внимания,   речи, Старшая группа (от 5 до 6 лет) Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и   строить   свое   поведение,   придерживаясь   роли.   Игровое   взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей   могут   возникать   конфликты,   связанные   с   субординацией   ролевого поведения.   Наблюдается   организация   игрового   пространства,   в   котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская»   —   зал   стрижки,   а   зал   ожидания   выступает   в качестве   периферии   игрового   пространства.)   Действия   детей   в   играх становятся разнообразными. Развивается   изобразительная   деятельность   детей.   Это   возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам   и   книгам.   Обычно   рисунки   представляют   собой   схематичные изображения   различных   объектов,   но   могут   отличаться   оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки   приобретают   сюжетный   характер;   достаточно   часто   встречаются многократно   повторяющиеся   сюжеты   с   небольшими   или,   напротив, существенными   изменениями.   Изображение   человека   становится   более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали   деревянного   конструктора.   Могут   заменить   детали   постройки   в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом   Дети   способны   выделять   основные   части обследования   образца. предполагаемой   постройки.   Конструктивная   деятельность   может осуществляться   на  основе  схемы,  по  замыслу  и   по  условиям.   Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя   его   различными   деталями);   2)   от   художественного   образа   к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает   совершенствоваться   восприятие   цвета,   формы   и величины,   строения   предметов;   систематизируются   представления   детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые   оттенки;   форму   прямоугольников,   овалов,   треугольников. Воспринимают   величину   объектов,   легко   выстраивают   в   ряд   —   по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако   дети   могут   испытывать   трудности   при   анализе пространственного   положения   объектов,   если   сталкиваются   с несоответствием   формы   и   их   пространственного   расположения.   Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для   дошкольников   известные   сложности,   особенно   если   они   должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В   старшем   дошкольном   возрасте   продолжает   развиваться   образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить   преобразования   объекта,   указать,   в   какой   последовательности объекты   вступят   во   взаимодействие   и   т.   д.   Однако   подобные   решения окажутся   правильными   только   в   том   случае,   если   дети   будут   применять адекватные   мыслительные   средства.   Среди   них   можно   выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования;   комплексные   представления,   отражающие   представления детей   о   системе   признаков,   которыми   могут   обладать   объекты,   а   также представления,   отражающие   стадии   преобразования   различных   объектов   и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных   воздействий,   представления   о   развитии   и   т.   д.   Кроме   того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно­ логического   мышления.   В   дошкольном   возрасте   у   детей   еще   отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые   могут   изменяться,   однако   начинают   формироваться   операции логического   сложения   и   умножения   классов.   Так,   например,   старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения,   если   анализируемые   отношения   не   выходят   за   пределы   ихнаглядного опыта.   развиваться Развитие   воображения   в   этом   возрасте   позволяет   детям   сочинять достаточно   оригинальные   и   последовательно   разворачивающиеся   истории. Воображение   будет   активно   развиваться   лишь   при   условии   проведения специальной работы по его активизации.   распределение, переключаемость   внимания.   Наблюдается   переход   от   непроизвольного   к произвольному вниманию. устойчивость, Продолжают   Продолжает   совершенствоваться   речь,   в   том   числе   ее   звуковая сторона.   Дети   могут   правильно   воспроизводить   шипящие,   свистящие   и сонорные   звуки.   Развиваются   фонематический   слух,   интонационная выразительность   речи   при   чтении   стихов   в   сюжетно­ролевой   игре   и   в повседневной жизни. Совершенствуется   грамматический   строй   речи.   Дети   используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в   структурированием   игрового   пространства; игровой   деятельности; дальнейшим   развитием   изобразительной   деятельности,   отличающейся высокой   продуктивностью;   применением   в   конструировании   обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов;   развитие   мышления   сопровождается   освоением   мыслительных средств   (схематизированные   представления,   комплексные   представления, представления   о   цикличности   изменений);   развиваются   умение   обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Подготовительная к школе группа (от 6 до 8 лет) В   сюжетно­ролевых   играх   дети   подготовительной   к   школе   группы начинают   осваивать   сложные   взаимодействия   людей,   отражающие характерные   значимые   жизненные   ситуации,   например,   свадьбу,   рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые   действия   детей   становятся   более   сложными,   обретают особый   смысл,   который   не   всегда   открывается   взрослому.   Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых   поддерживает   свою   сюжетную   линию.   При   этом   дети   способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель­мама или покупатель­ шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем,   в   какой   части   игрового   пространства   эта   роль   воспроизводится.