ПРАВИЛА ОБЪЕКТИВНОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ
Мы наблюдаем ученика всякий раз в естественных условиях его работы
Мы классифицируем факты согласно естественной обстановке работы: как они возникают.
Никогда и нигде ученик не подозревает о том, что он является объектом наблюдения
Мы никогда не прекращаем педагогической работы для специальных наблюдений, но включаем их как составную часть в общий процесс воспитательных приемов
НЕДОСТАТКИ
Первый и самый существенный — неопределенность и стихийность такой системы наблюдений
Второй недостаток заключается в раздвоении внимания, которое требуется от учителя и воспитателя, когда он, будучи одновременно психологом и педагогом, должен не только заниматься своим делом, но и наблюдать.
Третьим недостатком системы является отвлечение внимания учителя сразу многими или несколькими учениками, что при наблюдении в течение долгого срока не дает ему возможности помнить, какие стороны каких учеников уже закреплены в достаточной 'мере, а какие не представлены в его дневнике вовсе.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Естественный эксперимент заключается в том, что учитель, желающий произвести наблюдения, составляет заранее программу и план тех занятий с детьми, которые они ведут обычно
Но учитель ведет урок как экспериментатор, он заранее разработал программу урока и на каждый ответ ученика смотрит как на известное проявление, дающее то или иное толкование его поведения.
В группе для исследования обычно 4—5 учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.