ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Дата проведения:
Специальность: Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Группа № ТО-21
Наименование учебной дисциплины: Математика
Тема занятия: Основные методы интегрирования: метод непосредственного интегрирования, метод замены переменной, метод интегрирования по частям.
Триединая образовательная цель:
1. Обучающая: Знать определение понятия «неопределенный интеграл»; свойства неопределенного интеграла; формулы табличных неопределенных интегралов, приёмы и методы интегрирования и уметь применять основные методы интегрирования при решении примеров.
2. Развивающая: Способствовать формированию умений применять основные методы интегрирования; развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы; развивать навыки самостоятельной работы, навыки взаимоконтроля. Развивать устную и письменную речь в процессе общения.
3. Воспитательная: Создать условия для доброжелательных отношений в группе, сотрудничества между студентами, воспитание культуры общения, культуры диалога (взаимопомощь у обучающихся через работу в группах; уважение к мнению других).
Тип учебного занятия: комбинированный
Метод обучения: учебное сотрудничество
Форма организации учебной деятельности студентов: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Оснащение учебного занятия: классная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор, магниты, таблица первообразных, таблица неопределенных интегралов, карточки с заданиями.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ этапа |
Наименование этапов и его структурных элементов |
Норма времени |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Примечания |
||||||
1. |
Организационно-мотивационный |
5 мин. |
Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, знакомит обучающихся с планом проведения занятия. Формулирует тему занятия. Ставит перед студентами цели занятия, мотивирует на успешную работу на занятии. |
Слушают преподавателя. Отвечают на вопросы преподавателя.
Открывают тетради, записывают число и тему в тетрадь.
|
Число и тема занятия записаны на доске |
||||||
2. |
Актуализация опорных знаний и способов действий
|
15 мин. |
Предлагает обучающимся вспомнить, изученный материал: 1) Фронтальный опрос: - Дайте определение первообразной для функции f(x). Как обозначается первообразная? Запишите формулу. - Сколько первообразных может иметь функция? В чем заключается основное свойство первообразной? - Назовите правила нахождения первообразной. - Дайте определение понятию «неопределенный интеграл». Как обозначается неопределенный интеграл? Запишите формулу. - Сформулируйте основные свойства неопределенного интеграла. - Вспомните основные формулы интегрирования.
2)Устные упражнения (на экране примеры): - Найдите общий вид первообразной для функции и назовите свойство, которое использовали при выполнении примеров: а) f(x) = 3x2 + x4 + x11 б) f(x) = 4 sin x в) f(x) = cos 3x
-Вычислите неопределенный интеграл и назовите свойство, которое использовали при выполнении примеров: а) ∫(4 + x9)dx б) в) ∫ 2cosxdx
- Найдите ошибку в решении примеров и запишите правильное решение: а) ∫4 x9dx = 36 х8 + С б) в)
Обобщает решение примеров с использованием таблицы неопределенных интегралов |
Слушают задание преподавателя.
Отвечают на вопросы.
Вычисляют, используя таблицу первообразных, и объясняют порядок выполнения примеров.
Вычисляют, используя таблицу неопределенных интегралов, и объясняют порядок выполнения примеров.
Устно решают и объясняют решение примеров.
Слушают, делают выводы |
Фронтальный опрос (ОК 2, ОК 4, ОК 6)
Использование таблицы первообразных, таблицы неопределенных интегралов
Устная работа
Учебное сотрудничество |
||||||
3. |
Формирование новых понятий способов действий |
20 мин. |
На основании проведенного обобщения объясняет суть метода непосредственного интегрирования: Непосредственное интегрирование основано на прямом использовании таблицы неопределенных интегралов. Возможны случаи: - данный интеграл находится непосредственно по соответствующему табличному интегралу, например:
- данный интеграл после применения свойств неопределенного интеграла приводится к одному или нескольким неопределенным интегралам, например:
- данный интеграл после элементарных тождественных преобразований над подынтегральной функцией и применения свойств неопределенного интеграла приводится к одному или нескольким табличным интегралам, например:
Постановка проблемной ситуации. Как вычислить интегралы: 1. 2.
Объясняет суть метода замены переменной: Сущность интегрирования методом замены переменной (способом подстановки) заключается в преобразовании интеграла в интеграл , который легко вычисляется по какой-либо из основных формул интегрирования.
Способ замены переменной при интегрировании часто бывает полезным в тех случаях, когда (f(x) – непрерывна) не может быть непосредственно преобразован к табличному интегралу.
Объясняет применение метода замены переменной на примере .
Объясняет суть метода интегрирования по частям. Интегрируя обе части равенства , получим ; тогда , откуда . С помощью этой формулы вычисление интеграла сводится к вычислению интеграла , если последний окажется проще исходного.
Метод интегрирования по частям применяется: 1) если подынтегральная функция задана в виде произведения различных функций (степенной и тригонометрической или в виде произведения многочлена на любую элементарную функции (логарифмическую; тригонометрическую; показательную…) 2. от логарифмической функции; 3. от обратных тригонометрических функций:
Объясняет применение метода интегрирования по частям на примере. |
Слушают объяснения преподавателя.
Записывают в тетрадь решения примеров.
Слушают объяснения преподавателя.
Записывают в тетрадь решение примера.
Слушают объяснения преподавателя.
Записывают в тетрадь решение примера. |
Учебное сотрудничество (ОК 2, ОК 4, ОК 6)
Учебное сотрудничество (ОК 2, ОК 4, ОК 6)
|
||||||
4. |
Применение знаний, формирование умений
|
20 мин. |
Организует первичное закрепление пройденного материала.
У доски по очереди студенты обосновывают выбор метода нахождения неопределенного интеграла и решают примеры: 1. Найти: 2. Найти:
Организует работу в парах. Выдает задание для работы в парах: Используя образец решения на каждый метод интегрирования, вычислите интегралы: 1.
Преподаватель сопровождает работу обучающихся в парах, при необходимости консультирует их.
Организует проверку решения заданных примеров. |
Слушают пояснения преподавателя. Записывают в тетрадь решение примеров.
Слушают пояснения преподавателя.
Организуют работу в паре, совместно выполняют и обсуждают решение задания в тетрадях.
Сравнивают свое решение с правильным, устраняют ошибки и недочеты. |
Работа в парах (ОК 2, ОК 4, ОК 6)
Правильное решение выводится на экран. |
||||||
5. |
Проверка усвоения нового материала |
15 мин. |
Выдает задание студентам: 1. Определить, какие из предложенных интегралов решаются методом непосредственного интегрирования, какие методом замены, и какие по частям, и составить комбинацию цифр. 1. 2. 3. 4. 5. 6.
2. Решить на выбор два примера. |
Слушают преподавателя.
Выполняют самостоятельную работу.
Тетради сдают на проверку. |
Самостоятельная работа
Критерии к выполнению самостоятельной работе (Приложение 1.)
|
||||||
6. |
Подведение итогов. Домашнее задание (Итог учебного занятия, рефлексия)
|
5 мин. |
Подводит итоги занятия. На сегодняшнем занятии мы с вами изучили три способа нахождения неопределенных интегралов, назовите какие? Просит ответить на три вопроса: 1. Что нового Вы узнали сегодня на занятии? 2. С какими затруднениями Вы столкнулись при выполнении самостоятельной работы? 3. Требуется ли Вам дополнительная консультация по сегодняшней теме занятия?
Подводит итоги занятия и выставляет оценки за работу на занятии.Дома повторить свойства и таблицу неопределенных интеграловБлагодарю за работу. |
Слушают и отвечают на вопросы преподавателя.
Рефлексируют свою деятельность, заполняют лист с вопросами.
Записывают домашнее задание. |
|
Приложение 1.
Критерии оценок к выполнению самостоятельной работы
Оценка «5» ставится, если правильно составлена комбинация цифр при выполнении задания 1 и правильно решены два примера на выбор из перечня под номером 1,3,4,5.
Оценка «4» ставится, если правильно составлена комбинация цифр при выполнении задания 1 и правильно решены примеры на выбор: один пример из перечня под номером 2, 6 и один пример из перечня под номером 1,3,4,5.
Оценка «3» ставится, если правильно составлена комбинация цифр при выполнении задания 1 и правильно решены два примера на выбор из перечня под номером 2, 6.
Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 3 заданий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.