Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников, как необходимого условия повышения качества современного образования.
Матлашова Татьяна Анатольевна
учитель химии
МБОУ СОШ с. Корсаково-1
апрель 2025 год
Одной из ключевых задач современного образования является обеспечение получения обучающимися качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ начального, основного и среднего общего образования и результатам их освоения. Реализация современной образовательной политики невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
В настоящее время профессия педагога требует постоянного совершенствования
в предметной области, в области методики, форм, технологий
преподавания.
Современная педагогическая ситуация
характеризуется разнообразием, и педагог должен умело адаптироваться
к происходящим изменениям в содержании преподавания. Особую роль
в процессе профессионального саморазвития учителя играет его готовность
к новому, передовому, поэтому перед педагогами стоят сложные задачи -
научить ребенка, начиная с начального общего образования, постоянно
самостоятельно обновлять знания и навыки, обеспечивающие его успешную
образовательную или внешкольную деятельность.
Успех образования напрямую зависит от личности
учителя, его творческого потенциала, общекультурной подготовки
и профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность – это и комбинация профессиональных
и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической
деятельности; и способность решать профессиональные задачи и проблемы
в условиях профессиональной деятельности; и сумма знаний
и умений, которая определяет результативность и эффективность труда.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно
высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое
общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении
и воспитании учащихся. Профессиональная компетентность педагога является
неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства.
Развитие профессиональной компетентности – это
формирование восприимчивости к педагогическим инновациям
и способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде,
развитие творческой индивидуальности. От профессионального уровня педагога
напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают
необходимостью повышение уровня профессионализма учителя, т. е. его
профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность педагога является
неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства.
Поэтому можно выделить такие профессиональные компетентности педагога:
1. Интеллектуально-педагогическая
компетентность - умение применять знания, опыт профессиональной
деятельности к эффективному обучению и воспитанию, способность
учителя к инновациям.
2. Коммуникативная компетентность -
значительное профессиональное качество, в том числе речевые навыки, умение
взаимодействовать с окружающими людьми.
3. Информационная компетентность - объем
информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.
4. Рефлексивная компетентность – умение
педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность
к рефлексии, стрессоустойчивость.
5. Конструктивная – способность
проектировать личность обучающегося, отбирать и компоновать
учебно-воспитательный материал в связи с возрастом
и индивидуальными способностями.
Среди всех видов профессиональных
компетентностей учителя можно выделить самые важные.
1. Социально-психологическая.
Компетенция, которая напрямую связана
с готовностью решать профессиональные задачи. Это проявляется в том,
как учитель организует и планирует свою педагогическую деятельность,
организует деятельность учащихся, подбирает соответствующие методы, средства,
приемы педагогической деятельности, методы контроля и самоконтроля, обратную
связь от субъектов образования.
2. Профессионально-коммуникативная
компетентность.
Это ключевая компетентность, имеющая особое
значение в жизни человека. Учителю следует уделять особое внимание ее
развитию, поскольку до сих пор одной из острых проблем была проблема общения
учителя с родителями и детьми. Эта компетенция определяет степень
успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами
образовательного процесса.
3. Предметная компетентность.
Это специфические способности, необходимые для
эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной
области. В контексте совершенствования и повышения качества
образования она представляет собой педагогическую систему, адаптированную к:
научным знаниям, способам деятельности, опыту творческой деятельности
в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях.
4. Управленческая компетентность.
Это составная часть профессиональной
компетентности педагога. Представляет навыки проведения педагогического
анализа, постановки целей, планирования, организации деятельности.
5. Информационно-коммуникативная
компетентность.
Информационно-коммуникативная компетентность
современного педагога включает в себя три основных аспекта: наличие
достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ; эффективное
обоснованное, социальных и личностных задач; понимание ИКТ как основы
новой парадигмы в образовании, которая направлена на развитие учащихся как
субъектов информационного общества.
6. Рефлексивная компетентность.
В образовательном процессе рефлексивная
компетентность выступает в качестве необходимого элемента
профессионального развития учителя. Она состоит в изменении его отношения
к своей деятельности, способности воспринимать себя как субъекта,
организовывать и трансформировать. Учитель становится ориентированным на
изменения, происходящие в педагогическом процессе, способен целостно
видеть ситуацию и способы решения проблем с целью оптимизации
образовательного процесса учащихся и их профессионального и личного
развития.
7. Компетентность в сфере инновационной
деятельности.
Инновационная деятельность педагога - это
творческий процесс планирования и внедрения педагогических инноваций,
направленных на повышение качества образования и воспитания. Конечно, это
система знаний, умений, личных качеств педагога, обеспечивающая эффективность
педагогических технологий в работе с детьми.
Пути развития профессиональной
компетентности:
· повышение
квалификации;
· аттестация
педагогических работников, задача которой – стимулирование целенаправленного
повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической
культуры, профессионального и личностного роста;
· самообразование
педагогов – научить учиться может только тот педагог, который сам
совершенствуется всю жизнь;
· участие
в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, теоретических
и научно-практических конференций, мастер-классов;
· освоение
современных образовательных технологий, методических приемов, педагогических
средств и их постоянное совершенствование;
· овладение
информационно-коммуникационными технологиями;
· участие
в профессиональных конкурсах, исследовательских работах, проектах,
вебинарах;
· обобщение
и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций,
ведение личного сайта, блога.
Сегодня существуют определенные условия,
в которых каждый учитель может расти лично и профессионально:
получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную
самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса
обеспечивает повышение его результативности.
В основе Государственных образовательных
стандартов начального, основного и среднего общего образования лежит системно-деятельностный
подход. Соответственно, меняется характер педагогической деятельности. Учителю
необходимо научить детей не получать знания в готовом виде,
а добывать их самостоятельно в процессе собственной
учебно-познавательной деятельности. Поэтому перед педагогами стоят сложные
задачи – научить ребенка, начиная с начальных классов, постоянно
самостоятельно обновлять знания и навыки, обеспечивающие его успешную
образовательную или внешкольную деятельность. Главным профессиональным качеством,
которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится
умение учиться. Успех образования напрямую зависит от личности учителя, его
творческого потенциала, общекультурной подготовки и профессиональной
компетентности.
Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Следовательно, важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.
Таким образом, одним из путей повышения
качества образования является повышение профессиональной компетентности
педагога. Для современного педагога его профессия – это возможность
самореализации, источник удовлетворения и признания. Ведь школа жива, пока
учитель в ней интересен ребенку. Школа не должна научить на всю жизнь. Она
должна научить учиться всю жизнь, эффективно использовать полученные знания на
практике.
Только активная жизненная позиция, повышение
профессионального мастерства помогают педагогу обеспечить одно из
основополагающих прав обучающегося – право на качественное образование.
Современная система образования требует постоянного повышения квалификации и профессионализма учителя, то есть его профессиональной компетентности. Профессионально компетентным можно назвать того учителя, который на достаточном уровне осуществляет свою деятельность, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
В заключение хочется сказать: как бы ни были революционны технические изменения, как бы ни были развиты информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью учителя, его творческим мышлением и желанием изменить мир. Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность, поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества школьного образования в целом
Таким образом, мы видим, что цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.
Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.
В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Развитие профессионализма педагога — постоянный во времени процесс овладения профессией. И, если мы неравнодушны к своей профессии, способны реагировать на любые изменения образовательного процесса, если готовы работать творчески, делиться своим опытом, самообразовываться, успех нам обеспечен.
Литература:
1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. – 2013.– № 10
2. Касаткина А.А. Компетентностные модели как системный ресурс повышения качества инновационных образовательных программ - Вестник СИбГУТИ. 2010. № 1.
3. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна – М.: Просвещение, 2009
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.