Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы
Оценка 4.9

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Оценка 4.9
Семинары
docx
администрации
Взрослым
28.06.2019
Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы
Статья раскрывает основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы. В данной статье описываются основные задачи, принципы внеурочной деятельности обучающихся, направления внеурочной деятельности. Раскрывается опыт работы школы по данному направлению. Статья полезна для руководителей, педагогов, родителей общеобразовательных учреждений.
Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся 2018.docx
Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся.                                                                                                 Демидова Е.В. Подготовила ЗД УВР  Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность,  способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути  решения проблем. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.  Перед школой стоит основная задача – создание  условий для проявления и развития  различных способностей наших детей через внеурочную занятость. Что такое внеурочная деятельность? Под внеурочной деятельностью понимать образовательную деятельность, осуществляемую в   формах,   отличных   от   классно­урочной   и   направленную   на   достижение   планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Целью   внеурочной   деятельности  является   создание   условий   для   реализации   детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной деятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.  Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач: ­ обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; ­выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности; ­ создавать условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности; ­ формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; ­ развивать опыт творческой деятельности; ­ создавать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков; ­ развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; ­расширять рамки общения в социуме; ­расширение общекультурного кругозора; ­включение в личностно значимые творческие виды деятельности; ­формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей. Основные принципы организации внеурочной деятельности: ­ учёт возрастных особенностей; ­сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; ­ связь теории с практикой; ­ доступность и наглядность; ­ включение в активную жизненную позицию Внеурочная деятельность может осуществляться через: ­дополнительные   образовательные   программы   школы   (внутришкольная   система дополнительного образования); ­организацию работы ГПД; ­образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта; ­классное руководство (экскурсии, диспуты, соревнования и т.д.) ­   деятельность   иных   педагогических   работников   (социального   педагога,   педагога­ психолога) в соответствии с должностными обязанностями; ­   инновационную   деятельность   по   разработке,   апробации, образовательных программ. Формы: кружки, секции, экскурсии, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские   организации,   краеведческая   работа,   научно­практическая   конференция, школьные   научные   сообщества,   олимпиады,   соревнования,   поисковые   и   научные исследования, общественно полезные практики, военно­патриотические объединения и т.д.   внедрению   новых В школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:           игровая деятельность;  познавательная деятельность;  проблемно­ценностное общение;  досугово­развлекательная деятельность (досуговое общение);  художественное творчество;  социальное творчество;  трудовая (производственная) деятельность;  спортивно ­ оздоровительная деятельность;  туристско­краеведческая деятельность.  Направления внеурочной деятельности в условиях основной школы  Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: •Духовно­нравственное •Физкультурно­спортивное и оздоровительное •Социальное •Общеинтеллектуальное •Общекультурное Внеурочная деятельность в нашей школе охватывает большой спектр работы.  Уроки памяти, посещение художественных выставок, заочные путешествия, экскурсии.  Литературно­музыкальные постановки, композиции.   Встречи со служителями церкви. Участие в православных праздниках и фестивалях, праздники и встречи;   Изучение правил поведения в школе и на улице, о взаимоотношениях в семье.   Составление презентаций и проектов. Участие в проектах и акциях «Протяни руку  помощи».   Экскурсии и знакомства с представителями разных профессий, кл.часы о роли  труда и полезной деятельности, участие в мероприятиях, посвященных традициям и трудовому опыту семьи, промышленный туризм.   Посещение памятников природы и природных объектов, нуждающихся в охране;  экологические игры, тренинги, праздники, субботники, акции, выпуск плакатов и  стенгазет; викторины  Встречи с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам; беседы и  классные часы о правилах поведения, о поступках.  Наша задача создать пространство детства в школе, возможность ребенку сменить статус  неуспевающего на успешного, роль ученика – на роль ребенка; подростка – на спортсмена,  художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования  и внеклассной работы появляется реальная возможность расширить круг общения как  взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста. Благодаря системе дополнительного образования количество учащихся, занятых  внеурочной деятельностью, ежегодно увеличивается. Сравнительный анализ занятости  обучающихся во внеурочное время свидетельствует о положительной динамике массового  участия школьников в социально значимой деятельности и о том, что данная система реализует потребности учащихся и предлагает востребованные кружки.          Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых  детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и  викторинах. Олимпиада  ­   одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном   движении   играет   большую   роль   в   формировании   личности   ребенка, воспитывая   ответственность   за   начатое   дело,   целеустремлённость,   трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе  с  дополнительной  литературой;  они  помогают  школьникам  формировать свой творческий мир. Подготовка   к   олимпиаде   и   участие   в   ней   оказываются   весьма   полезными   в   плане углубления знаний по предмету. Успешное выступление на олимпиаде требует высокой интеллектуальной  зрелости,   способствует  развитию  устной  и    письменной  речи, коммуникабельности,   способности   ориентироваться   в   незнакомой   обстановке   и   быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации.  В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика,  литература, окружающий мир, информационные   технологии,   ),   а   также   межпредметные   конкурсы.   Это   позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку  попробовать себя в других областях знаний. Разные   виды   внеурочной   деятельности,   в   том   числе   дистанционные   конкурсы   и олимпиады,   представляют   собой   единый,   сложный   и   взаимосвязанный   комплекс деятельности   учителей,   учащихся   и   их   родителей,   направленный   на   воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.    Обучающиеся нашей школы являются активными участниками предметных олимпиад по  всем предметам. Распределение количества победителей и призёров ІІ тура Республиканской олимпиады по предметам Предметы Дипло м 1 степе ни 2016­2017 Дипло Дипло м 2 степе ни м 3 степе ни Всег о Русский  язык Литература Английский язык Французски й язык Математика География Физика Биология Химия История Информати­ ка ИКТ Всего 1 2 1 4 3 2 3 1 9 1 3 1 5 4 2 2 4 2 3 1 18 4 Всего Учас тник и III тура 1 Учас тник и III тура 1 2 1 Дипло м 1 степен и 2017­2018 Диплом Дипло м 2 степен и 3  степени 2 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 3 2 1 2 1 9 4 2 1 4 2 2 2 2 1 15 1 1 1 4 Особого внимания заслуживают учащиеся, которые продемонстрировали высокий уровень знаний по нескольким предметам.  В 2015 – 2016 учебном году таких обучающихся 4 обучающихся. Учащиеся – победители ІІ этапа Республиканской олимпиады  Ф.И. учащегося Класс по нескольким предметам Количество предметов Предметы ОШ № 1 – 2 обучающихся Онасенко Екатерина 10 Павленко Дарья Шкода София Матвиенко Мария 8 7 9 3 3 2 2 Русский язык, Математика химия Биология, химия, история Математика физика Биология французский Место, занятое во ІІ туре олимпиады 1 3 2 2 3 3 2 1 3 1 В 2016 – 2017 учебном году таких обучающихся 2 обучающихся. Учащиеся – победители ІІ этапа Республиканской олимпиады  Ф.И. учащегося Класс по нескольким предметам Количество предметов Предметы Место, занятое во ІІ туре олимпиады ОШ № 1 – 2 обучающихся Онасенко Екатерина 11 Павленко Дарья 9 3 3 Русский язык, история, химия Биология, химия, математика 1 3 3 2 3 3 В 2017­2018 году – 3 обучающихся Учащиеся – победители ІІ этапа Республиканской олимпиады  Ф.И. учащегося Класс по нескольким предметам Количество предметов Предметы Место, занятое во ІІ туре олимпиады ОШ № 1 –  обучающихся Сидоров Игорь 11 3 География,  история, русский язык 3 3 2 Павленко Дарья Матвиенко Мария 10 11 5 2 Биология  Химия История Математика Русский язык Французский язык Химия 1 2 3 3 3 1 3 Большинство обучающихся ­ участников олимпиад по базовым предметам  продемонстрировали достаточный и высокий уровень знаний, эрудицию, умение логически  мыслить и обосновывать свое мнение. Учащиеся умеют применять теоретические знания  в  конкретной ситуации, высказывать свою точку зрения. Исследовательская   деятельность  совершенно   справедливо   считается   современной образовательной технологией. Она одна из самых востребованных на сегодняшний день. Анализ   и   опыт   работы   с   детьми   показывают,   что   традиционные   методы   обучения   и воспитания школьников не всегда соответствуют современным требованиям. Нужны новые подходы и приёмы работы с детьми.   Именно исследовательский подход в обучении  делает ребят активными участниками образовательного   процесса,   а   не   пассивными   потребителями   готовой   информации.   Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения в рамках самостоятельной деятельности при условии доведения её до уровня исследовательской работы, способствующей вооружению учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками с целью успешного освоения стремительно нарастающего потока информации. Исследовательская   деятельность   по   своей   структуре   и   задачам   предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития мышления, способствует формированию   положительной   "Я­концепции",   помогает   "запустить"   механизм самообразования,   самореализации,   создаёт   высокую   мотивацию   познавательной деятельности, способствует их социальной адаптации в среде сверстников. Научно­исследовательская работа с учащимися ­ это большой и кропотливый совместный творческий   труд,   основная   цель   которого   ­   сформировать   творческую   личность, обладающую   элементарными   навыками   самостоятельной   научно­исследовательской работы. Основной целью конкурса­защиты научно­исследовательских работ учащихся­членов МАН является духовное, творческое, интеллектуальное развитие учащихся, воспитание чувства патриотизма, общечеловеческих ценностей, создание условий для выявления и поддержки одарённой   молодёжи,   привлечение   её   к   научно­исследовательской,   экспериментальной, поисковой   деятельности,   создание   условий   для   самореализации   творческой   личности   в современном обществе. Проведению   городского   этапа   Конкурса   предшествует   большая   организационная работа.  С целью выработки у педагогов компетенции и навыков работы со школьниками по подготовке   и   проведению   исследований,   УО   проводится   работа   «Академии   учителя». Проводятся   консультации   с   учителями­наставниками,   руководителями   отделений, кружков по оформлению научно­исследовательских работ; согласовуются графики и место проведения   городского   этапа   Конкурса,   создаются   оргкомитет   и   жюри   по   научным отделениям и секциям. 1. рецензирование научно­исследовательских работ (заочный тур);  2. защита научных исследований (очный тур).    Хотелось бы отметить, актуальность и практическую направленность большинства научно­ исследовательских работ, достаточно  высокий уровень их защиты.  В ходе защиты члены жюри   отмечают   чёткость   и   логичность,   последовательность   и   грамотность   изложения материала,   культуру   речи   участников,   свободное   владение   материалом,   конкурсанты активно вели дискуссию, что говорит о высоком уровне представления и защиты научно­ исследовательских работ. Наши обучающиеся являются участниками в конкурсе – защиты научно­исследовательских работ МАН. Так,  если  в  2015­2016 учебном году  –  1 участник  (Емельянова  А., стала призером) в 2016­2017 учебном году – 2 участника (Мараки К., диплом 2 степени; Чурсина В., диплом 2 степени), в 2017­2018 учебном году – 3 участника (Шкода С., диплом 2 степени; Шкода С., диплом 1 степени; Сидоров И., диплом 3  степени). В   заключении   хочется   сказать   о   том,   что,   несомненно   дети   обладают   разными способностями, в школе при желании каждый ребёнок может проявить, попробовать себя в деле. Многие дети, неуверенные в себе, но обладающие теми или иными способностями, со временем   при   помощи   педагогов   становятся   активными   участниками   школьных   дел. Можно сказать, что каждому находится дело по душе. Многие родители бывают удивлены, впервые увидев своих детей выступающими на школьных и городских сценах. И выражают свою благодарность за то, что их дети заняты полезным делом. А это важный результат. Если   ребёнок  проводит  внеурочное  время   в   школе,   занимаясь   интересным   и   полезным делом – значит, ему здесь нравится, он чувствует себя комфортно. Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно  запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухала. Желаю всем покорения горных вершин, имея внутреннюю мотивацию.  Спасибо за внимание!

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы

Основные методы и формы внеурочной деятельности обучающихся в условиях современной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2019