Пояснительная записка
Данная рабочая программа дополнительного образования «По основам изучения языка программирования Python» предназначена для обучающихся 10 классов. Содержание обучения, представленное в программе курса «Программирование на языке Python», позволяет вести обучение школьников в режиме актуального познания. Практическая направленность курса на создание внешних образовательных продуктов блок-схем, алгоритмов, программ — способствует выявлению фактов, которые невозможно объяснить на основе имеющихся у школьников знаний. Возникающие при этом познавательные переживания обусловливают сознательное отношение к изучению основных теоретических положений информатики.
В рамках предлагаемого курса изучение основ программирования на языке Python это не столько средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, сколько формирование новых общеинтеллектуальных умений и навыков: разделение задачи на этапы решения, построение алгоритма и др.
Цели и задачи программы
Цели:
· понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;
· овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;
· научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их в виде программы, написанной на языке программирования Python.
Задачи:
· познакомить с понятиями алгоритма, вычислимой функции, языка программирования;
· научить составлять и читать блок-схемы;
· сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Python;
· изучить основные конструкции языка программирования Python, позволяющие работать с простыми и составными типами данных (строками, списками, кортежами, словарями, множествами);
· научить применять функции при написании программ на языке программирования Python;
· научить отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.
Ожидаемые результаты
В рамках курса «Программирования на языке Python» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
· умеют составлять алгоритмы для решения задач; умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Python;
· владеют основными навыками программирования на языке Python;
· умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Python.
Место изучаемого предмета в учебном плане. Для освоения программы базового уровня отводится по 1 часу в неделю в 10 классе (всего 35 часов).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты в соответствии с Программой воспитания и рабочей программой воспитания
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к _______________
1. Гражданского и патриотического воспитания- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
1.1.формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;
1.2.создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;
1.3.развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
1.4.развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического;
1.5.разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов;
1.6.формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.
2. Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
2.1.воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
2.2.развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
2.3.формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
2.4.расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
3. Приобщение детей к культурному наследию - ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию
3.1.создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
3.2.увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
3.3.поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
3.4.создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей;
3.5.совершенствование деятельности библиотек;
3.6.создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.
4. Физическое развитие и культура здоровья - формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни
4.1.формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
4.2.создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
4.3.привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
4.4.формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;
4.5.распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.
5. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение - коммуникативная компетентность в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
5.1.воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
5.2.формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
5.3.развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
5.4.содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
6. Экологического воспитания - экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
6.1.становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
6.2.формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
6.3.воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
7. Воспитание научного мировоззрения – правильно воспринимать и осмысливать факты и явления окружающего мира, давать им правильную научную оценку.
ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВАМ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PYTHON»
5. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение - коммуникативная компетентность в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
5.1.воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
5.2.формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
5.3.развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
5.4.содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Воспитание научного мировоззрения – правильно воспринимать и осмысливать факты и явления окружающего мира, давать им правильную научную оценку.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание курса
Тема 1. Знакомство с языком Python
Общие сведения о языке Python. Установка Python на компьютер. Режимы работы Python. Что такое программа. Первая программа. Структура программы на языке Python. Комментарии.
Практическая работа 1.1. Установка программы Python
Практическая работа 1.2. Режимы работы с Python
Тест № 1. Знакомство с языком Python
Тема 2. Переменные и выражения
Типы данных. Преобразование типов. Переменные. Оператор присваивания. Имена переменных и ключевые слова.
Выражения. Операции. Порядок выполнения операций. Математические функции. Композиция. Ввод и вывод. Ввод данных с клавиатуры. Вывод данных на экран.
Пример скрипта, использующего ввод и вывод данных. Задачи на элементарные действия с числами. Решение задач на элементарные действия с числами.
Практическая работа 2.1. Работа со справочной системой
Практическая работа 2.2. Переменные
Практическая работа 2.3. Выражения
Практическая работа 2.5. Задачи на элементарные действия с числами
Тест № 2. Выражения и операции.
Тема З. Условные предложения
Логический тип данных. Логические выражения и операторы. Сложные условные выражения (логические операции and, or, not). Условный оператор. Альтернативное выполнение. Примеры решения задач с условным оператором. Множественное ветвление. Реализация ветвления в языке Python.
Практическая работа 3.1 Логические выражения
Практическая работа 3.2 Условный оператор
Практическая работа 3.3 Множественное ветвление
Практическая работа 3.4 Условные операторы
Самостоятельная работа № 1. Решение задач по теме «Условные операторы»
Зачетная работа № 1 «Составление программ с ветвлением»
Тест № 3. «Условные операторы»
Тема 4. Циклы
Понятие цикла. Тело цикла. Условия выполнения тела цикла. Оператор цикла с условием. Оператор цикла while. Бесконечные циклы. Альтернативная ветка цикла while. Обновление переменной. Краткая форма записи обновления. Примеры использования циклов.
Оператор цикла с параметром for. Операторы управления циклом. Пример задачи с использованием цикла for. Вложенные циклы. Циклы в циклах. Случайные числа. Функция randrange. Функция random. Примеры решения задач с циклом.
Практическая работа 4.1. «Числа Фибоначчи»
Практическая работа 4.2. Решение задачи с циклом for.
Практическая работа 4.3. Реализация циклических алгоритмов
Практическая работа 4.4. Случайные числа
Практическая работа 4.5. Решение задач с циклом.
Самостоятельная работа № 2 «Составление программ с циклом»
Тест № 4. Циклы
Тема 5. Функции
Создание функций. Параметры и аргументы. Локальные и глобальные переменные. Поток выполнения. Функции, возвращающие результат. Анонимные функции, инструкция lambda. Примеры решения задач с использованием функций. Рекурсивные функции. Вычисление факториала. Числа Фибоначчи.
Практическая работа 5.1. Создание функций
Практическая работа 5.2. Локальные переменные
Практическая работа 5.3. Решение задач с использованием функций
Практическая работа 5.4. Рекурсивные функции
Самостоятельная работа № 3 по теме «Функции»
Тест № 5. Функции
Тема 6. Строки - последовательности символов
Составной тип данных - строка. Доступ по индексу. Длина строки и отрицательные индексы. Преобразование типов. Применение цикла для обхода строки. Срезы строк. Строки нельзя изменить. Сравнение строк. Оператор in. Модуль string. Операторы для всех типов последовательностей (строки, списки, кортежи). Примеры решения задач со строками.
Практическая работа 6.1. Строки
Практическая работа 6.2. Решение задач со строками.
Тема 7. Сложные типы данных
Списки. Тип список (list). Индексы. Обход списка. Проверка вхождения в список. Добавление в список. Суммирование или изменение списка. Операторы для списков. Срезы списков. Удаление списка. Клонирование списков. Списочные параметры. Функция range. Списки: примеры решения задач.
Матрицы. Вложенные списки. Матрицы. Строки и списки. Генераторы списков в Python.
Кортежи. Присваивание кортежей. Кортежи как возвращаемые значения
Введение в словари. Тип словарь (dict). Словарные операции. Словарные методы. Множества в языке Python. Множества. Множественный тип данных. Описание множеств. Операции, допустимые над множествами: объединение, пересечение, разность, включение. Оператор определения принадлежности элемента множеству.
Практическая работа 7.1. Списки.
Практическая работа 7.2. Решение задач со списками.
Тест № 7. Списки
Тема 8. Стиль программирования и отладка программ.
Стиль программирования. Отладка программ.
Зачет по курсу «Программирование на языке Python».
Учебно-методическое обеспечение
1. Домашняя страница Python www.python.org. Справочные материалы, официальная документация.
2. Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет, курс «Введение в программирование на Python» http://www.intuit.ru/studies/courses/12179/1172/info
3. Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет, курс «Язык программирования Python»
http://www.intuit.ru/studies/courses/49/49/info
4. Python. Подробный справочник Дэвида М. Бизли - книга со справочной информацией о языке Python и модулях стандартной библиотеки.
5. Python. Справочник Марка Лутца. Справочник по наиболее часто использующимся функциям и модулям.
Календарно-тематический план
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Модуль «Школьный урок» |
|
План |
План |
||||
1. |
|
|
Знакомство с языком Python – 2 часа Общие сведения о языке Python. |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
2. |
|
|
Режимы работы. Тест «Знакомство с языком Python» |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
3. |
|
|
Переменные и выражения – 4 часа Переменные |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
4. |
|
|
Выражения |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
5. |
|
|
Ввод и вывод |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
6. |
|
|
Задачи на элементарные действия с числами. Тест «Выражения и операции» |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
7. |
|
|
Условные предложения – 5 часов Логические выражения и операторы |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
8. |
|
|
Условный оператор |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
9. |
|
|
Множественное ветвление |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
10. |
|
|
Реализация ветвления в языке Python. Самостоятельная работа «Условные операторы» |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
11. |
|
|
Зачетная работа «Составление программ с ветвлением». Тест «Условные операторы» |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
12. |
|
|
Циклы – 5 часов Оператор цикла с условием |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
13. |
|
|
Оператор цикла for |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
14. |
|
|
Вложенные циклы |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
15. |
|
|
Случайные числа |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
16. |
|
|
Примеры решения задач с циклом. Самостоятельная работа «Составление программ с циклом» |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
17. |
|
|
Функции – 4 часа Тест «Циклы». Создание функций |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
|
|
Локальные переменные |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
|
19. |
|
|
Примеры решения задач с использованием функций. Самостоятельная работа «Функции» |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
20. |
|
|
Рекурсивные функции. Тест «Функции» |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
21. |
|
|
Строки - последовательности символов – 3 часа Строки |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
22. |
|
|
Срезы строк |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
23. |
|
|
Примеры решения задач со строками |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
24. |
|
|
Сложные типы данных – 7 часов Списки. |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
25. |
|
|
Срезы списков |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
26. |
|
|
Списки: примеры решения задач |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
27. |
|
|
Матрицы. Тест «Списки» |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
28. |
|
|
Кортежи |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
29. |
|
|
Введение в словари |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
30. |
|
|
Множества в языке Python |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
31. |
|
|
Стиль программирования и отладка программ – 3 часа Стиль программирования |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
32. |
|
|
Отладка программ |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
33. |
|
|
Зачет по курсу «Программирование на языке Python» |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
34. |
|
|
Резерв |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
35. |
|
|
Резерв |
1 |
5.1,5.2, 5.3,5.4,7 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.