Основы обучения грамоте детей с ОНР аналитико-синтетическим методом.

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Описание системы обучения детей с ОНР чтению и письму аналитико - синтетическим методом. Этой системой обучения удобно пользоваться педагогам дошкольных учреждений при подготовке детей к школе. У детей с нарушениями речи в процессе обучения достигаются очень хорошие результаты. Рекомендуется для работы логопедам и воспитателям.
Иконка файла материала Решетникова Л.А. статья1.docx
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОНР АНАЛИТИКО­ СИНТЕТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ Решетникова Л.А. МБДОУ «Инсарский детский сад  «Золотой ключик» комбинированного вида» (Инсар) Обучения   детей   грамоте   осуществляется   аналитико­синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.  При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой   анализ   устной   речи,   то   есть   мысленное   расчленение   слова   на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.    с проблемами в речевом , у которых нарушено  фонем и их восприятие, тем  испытывают  звукового анализа и . Они могут быть  в разной степени: от порядка   звуков до полной   определить количество,   или позицию звуков в . Нарушение  анализа выражается в том, что  воспринимает слово , ориентируясь только на его  сторону, и не  сторону фонетическую, то  последовательность составляющих   его   .   Например,   взрослый     ребенка     звуки   в   слове   СОК,   а отвечает: "апельсиновый, ..." Обучение звуковому  слова  основной задачей  подготовки к обучению  и предполагает: определение  звуков в , фонетическую характеристику  (умение дифференцировать     и  согласные  звуки,    и  глухие,    и  мягкие),  определение звука в слове. : 1. Звук – мы слышим и . 2. Буквы мы  и читаем. 3. Звуки  гласными и согласными.  по обучению грамоте  проводить в  этапов. 1. Подготовительный . (Добукварный) ­ Знакомство и  с неречевыми звуками.  ­   с гласными .  Гласные   звуки     петь   голосом,   при     воздух,   выходящий   изо   рта   не преграды.     звуки   ­   звуки,     нельзя   петь,   т.к   ,   выходящий   изо   рта   при   их произнесении,  преграду.  звуков шесть: А У О И Э Ы  букв десять: А У О И Э Ы ­  звукам и четыре , которые  два звука : Я­ йа, , Е­йэ, Ё­йо.  звуки обозначаются на  красным . Знакомство с согласными .  Согласные звуки   глухими и звонкими.   звук   без участия голосовых , детям мы объясняем, что   произносим   глухой , голос , а при произнесениизвонких  голос звенит ( руку на горлышко или  уши руками). На  звонкие звуки колокольчиком. Звонкие : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,   звуки   мягкими и твёрдыми.   твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.   мягкие согласные: Й, Ч, Щ.  звуки  на схемах синим , мягкие – зелёным. , чтобы ребенок , что такое  речи, мог дифференцировать , делить слова на  и слоги. Только  он сможет без  овладеть навыком . 2. Знакомство с буквами. ( период) На этом   начинаем   детей с буквами.   являются графическим   звуков. Часто   мы     с   тем,  что   детей     побуквенному   чтению,  т.е.  ,  видя   букву,     её название, а не звук: пэ, рэ.. В  получается «», вместо «кот».  с трудом вникают в озвучивания букв и . Это создаёт  трудности в обучении  чтению. В методике   чтению предусматривает   букв по их   обозначениям: п, б, к…. Это значительно   детям овладение   чтения. Для того,   ребёнок   усвоил графический  буквы и для профилактики  в школе (дисграфия –  письменной ) рекомендуют следующие : ­ «На что похожа буква?» ­ В  букв обвести в  заданную . ­ Выкладывание букв из  палочек, из верёвочки на  бумаге, вылепить из  и т.п. ­ Обвести  по точкам, заштриховать , дописать букву. ,   что   буква   читается.     её   запомнить     ассоциации   ребёнка.     детей посмотреть на  и представить, на что она похожа. Все  принимаются, и  свой вариант, в  картинка похожа на  и начинается на данный  (с ­ сыр, т ­ труба, я ­ ).  Рассматриваются элементы, их . Можно предложить   для запоминания образа .  Написать  в воздухе, на ; Написать букву в , на столе; Выложить  букву из карандашей,  палочек, , верёвочек; Написать  пальчиком на манке или  мелкой крупе;  букву из  и мелких пуговиц, , фасоли и другие  предметы; Вырывать из  образ ; Получить в подарок ; Угостить фигурным  в виде буквы;  из пластилина, ; Написать на плакате  разных размеров,  цвета; Выбрать () нужную  в тексте. Запоминание  буквы можно  по­разному, с использованием  анализаторов.            Нормальное  навыков чтения  в себя следующие  этапы:  1)  работа со звуком;  2)  с образом буквы () и закрепления его;3) формирование  чтения.   формирование навыков  также проходит три  этапа:  1) аналитический(  элементов);  2)  (соединение отдельных  в целое);  3)   этап     (фактическое   образование     навыка).   При     ни   один   этап пропустить. Методика  грамоте детей с  речи  на следующие положения: 1 –  изучения является  речи, соотносимый с ; 2 – единицей  чтению и письму  слог­слияние; 3   –   обучение     и   чтению   ведется   на     постоянного     аналитических   и синтетических ; 4 – обучение чтению и  ведется параллельно; 5   –   в     обучения     широко   используется     для   закрепления   звуко­ буквенных ; 6 – изменен порядок  звуков и .  Если   в   общеобразовательном     учреждении   порядок     определяется частотностью их ления в , то в коррекционной группе   сада он опирается на положения: ­ учитывается  звукопроизношения  – звуки изучаются в  от наиболее легких и в . ­   учитывается     фонематических   процессов   у     –   изучение   смешиваемых разделено во времени. ­ учитывается степень легкости или трудности соотнесения звука с буквой. артикуляции к       более   А у о и т п н м к Б д г ф в х ы с з ш ж э Й е ё ю я ц ч щ л р  Перед   началом   обучения   грамоте   мы   должны   развивать   у   ребенка неречевые   предпосылки: развитие   пространственной   ориентировки,   развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики. Литература 1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно­методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство­пресс, 2005. 2.  Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М., 2001. 3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006. 4. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., 1999. 5. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. М., 2003. 6. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.