Описание системы обучения детей с ОНР чтению и письму аналитико - синтетическим методом. Этой системой обучения удобно пользоваться педагогам дошкольных учреждений при подготовке детей к школе. У детей с нарушениями речи в процессе обучения достигаются очень хорошие результаты. Рекомендуется для работы логопедам и воспитателям.
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОНР АНАЛИТИКО
СИНТЕТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
Решетникова Л.А.
МБДОУ «Инсарский детский сад
«Золотой ключик» комбинированного вида» (Инсар)
Обучения детей грамоте осуществляется аналитикосинтетическим
методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка,
а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является
звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на
составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих
порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное,
"живое" слово.
с проблемами в речевом , у которых нарушено фонем и их восприятие,
тем испытывают звукового анализа и . Они могут быть в разной степени: от
порядка звуков до полной определить количество, или позицию звуков в .
Нарушение анализа выражается в том, что воспринимает слово , ориентируясь
только на его сторону, и не сторону фонетическую, то последовательность
составляющих его . Например, взрослый ребенка звуки в слове СОК, а
отвечает: "апельсиновый, ..."
Обучение звуковому слова основной задачей подготовки к обучению и
предполагает: определение звуков в , фонетическую характеристику (умение
дифференцировать и согласные звуки, и глухие, и мягкие), определение
звука в слове. :
1. Звук – мы слышим и .
2. Буквы мы и читаем.
3. Звуки гласными и согласными.
по обучению грамоте проводить в этапов.
1. Подготовительный . (Добукварный)
Знакомство и с неречевыми звуками.
с гласными .
Гласные звуки петь голосом, при воздух, выходящий изо рта не
преграды. звуки звуки, нельзя петь, т.к , выходящий изо рта при их
произнесении, преграду.
звуков шесть: А У О И Э Ы
букв десять: А У О И Э Ы звукам и четыре , которые два звука : Я
йа, , Ейэ, Ёйо. звуки обозначаются на красным .
Знакомство с согласными .
Согласные звуки глухими и звонкими. звук без участия голосовых ,
детям мы объясняем, что произносим глухой , голос , а при произнесениизвонких голос звенит ( руку на горлышко или уши руками). На звонкие звуки
колокольчиком.
Звонкие : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х,
Ц, Ч, Ш, Щ,
звуки мягкими и твёрдыми. твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. мягкие
согласные: Й, Ч, Щ. звуки на схемах синим , мягкие – зелёным.
, чтобы ребенок , что такое речи, мог дифференцировать , делить слова
на и слоги. Только он сможет без овладеть навыком .
2. Знакомство с буквами. ( период)
На этом начинаем детей с буквами. являются графическим звуков.
Часто мы с тем, что детей побуквенному чтению, т.е. , видя букву, её
название, а не звук: пэ, рэ.. В получается «», вместо «кот». с трудом вникают в
озвучивания букв и . Это создаёт трудности в обучении чтению.
В методике чтению предусматривает букв по их обозначениям: п, б,
к…. Это значительно детям овладение чтения. Для того, ребёнок усвоил
графический буквы и для профилактики в школе (дисграфия – письменной )
рекомендуют следующие :
«На что похожа буква?»
В букв обвести в заданную .
Выкладывание букв из палочек, из верёвочки на бумаге, вылепить из и
т.п.
Обвести по точкам, заштриховать , дописать букву.
, что буква читается. её запомнить ассоциации ребёнка. детей
посмотреть на и представить, на что она похожа. Все принимаются, и свой
вариант, в картинка похожа на и начинается на данный (с сыр, т труба, я
).
Рассматриваются элементы, их . Можно предложить для запоминания
образа .
Написать в воздухе, на ;
Написать букву в , на столе;
Выложить букву из карандашей, палочек, , верёвочек;
Написать пальчиком на манке или мелкой крупе;
букву из и мелких пуговиц, , фасоли и другие предметы;
Вырывать из образ ;
Получить в подарок ;
Угостить фигурным в виде буквы;
из пластилина, ;
Написать на плакате разных размеров, цвета;
Выбрать () нужную в тексте.
Запоминание буквы можно поразному, с использованием анализаторов.
Нормальное навыков чтения в себя следующие этапы:
1) работа со звуком;
2) с образом буквы () и закрепления его;3) формирование чтения.
формирование навыков также проходит три этапа:
1) аналитический( элементов);
2) (соединение отдельных в целое);
3) этап (фактическое образование навыка). При ни один этап
пропустить.
Методика грамоте детей с речи на следующие положения:
1 – изучения является речи, соотносимый с ;
2 – единицей чтению и письму слогслияние;
3 – обучение и чтению ведется на постоянного аналитических и
синтетических ;
4 – обучение чтению и ведется параллельно;
5 – в обучения широко используется для закрепления звуко
буквенных ;
6 – изменен порядок звуков и .
Если в общеобразовательном учреждении порядок определяется
частотностью их ления в , то в коррекционной группе сада он опирается на
положения:
учитывается звукопроизношения – звуки изучаются в от наиболее легких и
в
.
учитывается фонематических процессов у – изучение смешиваемых
разделено во времени.
учитывается степень легкости или трудности соотнесения звука с буквой.
артикуляции
к
более
А у о и т п н м к
Б д г ф в х ы с з ш ж э
Й е ё ю я ц ч щ л р
Перед началом обучения грамоте мы должны развивать у ребенка
неречевые предпосылки: развитие пространственной ориентировки, развитие
зрительного восприятия, развитие мелкой моторики.
Литература
1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебнометодическое
пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детствопресс, 2005.
2. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.
3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006.
4. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., 1999.
5. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. М., 2003.
6. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.